внеучебная работа - форма активная и, следовательно, результативная. Идеален вариант, когда куратор не только стимулирует участие во внеучебной работе, но и проявляет действительный интерес к ее результатам, более того, сам участвует в этой работе.
В этом направлении активно работают созданные кураторами на базе кафедры педагогики и психологии личности Клуб юного психолога и Клуб студенческих инициатив. Указанные выше формы работы способствуют привлечению студентов к работе кафедры: студенты активно участвуют в ее жизни, вовлечены в творческий научный процесс, вместе с преподавателями переживают все кафедральные события, участвуют в жарких дебатах по трактовке различных исторических, политических, экономических событий в жизни нашей страны.
Разумеется, сфера деятельности кураторов не ограничена выше рассмотренными направлениями работы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Мартынова, М. Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6 (33). - С. 104-106.
2. Режим доступа: http://vspu.ru/students/institut-kuratorstva.
3. Режим доступа: http://www.tpu.ru/html/k-role.htm.
УДК 373 ББК 74.00
Е. Ю. Занкова, Е. В. Ящук
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье обосновывается изменение функций преподавателя в связи с изменившимися потребностями общества. Приводится перечень компетенций современного преподавателя, обладающего информационной культурой. Рассмотрены информационные и коммуникационные технологии, которые позволяют преподавателю сочетать традиционный и инновационный формат подготовки и проведения занятий.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), электронное обучение, E-learning, информационная культура, компетенции.
E. Yu. Zankova, E. V. Yaschuk
FORMING OF INFORMATION CULTURE OF MODERN HIGH SCHOOL TEACHER
Abstract. Variation of teacher's functions within the changed demands of a society is proved. The list of competencies for a modern teacher possessing an informational culture is provided. Informational and communicational technologies that allow the teacher to combine traditional and innovative approaches to preparing and conducting a lesson are considered.
Key words: informational and communicational technologies, electronic education, E-learning, informational culture, competencies.
Образованию, как зеркалу развития общества, постоянно приходится реагировать на последние достижения в области науки и техники и подвергаться качественным изменениям. Появляются новые программные продукты, меняются запросы общества, совершенствуются технологии - все это формирует новые знания, которые, в свою очередь, порождают новые информационные технологии. Процесс бесконечен, и задача образования - умело и разумно реагировать на эти изменения и соответствовать потребностям современного общества. По мнению ученых, XXI век входит в историю человечества как век информационных технологий, и именно им суждено стать движущей силой преобразований в экономике, бизнесе и образовании.
Вышеперечисленные факторы определяют актуальность вопроса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс и формирования информационной культуры преподавателя.
Появление в системе современного образования новых тенденций и технологий, таких как:
- переход на ФГОС третьего поколения, в которых предусмотрено увеличение часов на самостоятельную работу;
- внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий и e-learning;
- появление понятия «открытого образования»;
- предположения некоторых ученых (А. Андреев, В. Тихомиров В. И. Солдаткин) о вымирании очного высшего образования и понятия «преподавателя» с его традиционными функциями; о том, что обучение скоро превратиться в самообучение [1, 4] остро ставит вопрос об изменении роли и функций современного преподавателя в процессе информатизации образования.
Основная задача образования состоит в определении оптимального сочетания:
- современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- фундаментальных достижений в области российской педагогики, международного опыта использования интернета в образовательных целях;
- богатого жизненного, педагогического и профессионального опыта преподавателей с законами организации системного менеджмента и методологией образовательного процесса.
В современном информационном обществе, в котором господствуют информационные технологии, знания генерируются и передаются с огромной скоростью. Возникает проблема: знания, актуальные на сегодняшний день, завтра уже могут быть абсолютно бесполезными. Ученые подсчитали, что с 2010 года каждые 72 часа будет происходить удвоение информации. П. Друкер (влиятельный американский теоретик менеджмента, автор концепции «информационного работника») говорил: «Сегодня передовые знания - это завтрашнее невежество» [2].
В образовательном процессе главной фигурой является студент. В связи с новым отношением к системе образования студента превратили в потребителя образовательных услуг, и это откладывает определенный отпечаток на участников учебного процесса. Для предоставления качественных образовательных услуг необходимо учитывать потребности современного студента.
Студенты, как наиболее передовые представители современного общества, становятся потребителями достижений, предоставляемых информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). Интернет, социальные сети, блоги, виртуальные библиотеки, электронные книги и цифровые аудио-видео-фото, мобильные телефоны, мобильный интернет, средства личного обмена сообщениями, интернет телефония, планшеты создают студенту жизненно необходимую среду.
Внедрение новых технологий в жизнь (интернет и доступ практически к любой информации), современные требования работодателей, большой выбор высших учебных заведений, стадия развития, когда общество насытилось количеством и уже начинает требовать качество, сформировали новый портрет современного студента (рис. 1).
Рис. 1. Портрет современного студента
Современные технологии, благодаря мобильному интернету, сегодня доступны практически каждому студенту. Находясь с мобильным телефоном в аудитории на занятии или на экзамене,
имея возможность доступа к любым мировым ресурсам, студент может ответить практически на любой вопрос в билете, тесте, найти любое определение и т.д.
Решение этой проблемы видится в следующем:
1. Существенно реформировать и адаптировать к потребностям современного образовательного процесса разработку заданий для самостоятельных работ, тесты, контрольные и экзаменационные материалы. Желание и возможность современных студентов большое количество времени проводить за компьютером нужно направить на решение творческих заданий, предполагающих самостоятельный поиск, отбор и анализ информации. Умение молодежи образовывать виртуальные группы нужно направить на работу над групповыми проектами, на участие в интернет -конференциях, форумах.
2. Скоординировать функции современного преподавателя. Необходимо формировать у студентов стремление к самообразованию и выработке творческого подхода к усвоению знаний. Вектор современного преподавателя должен переместиться в сторону менеджера учебного процесса в рамках своей дисциплины. А для этого преподаватель должен знать законы системного менеджмента, которые позволят ему оптимизировать педагогические, профессиональные, воспитательные и временные ресурсы для достижения поставленных целей в эффективном управлении учебным процессом.
Во все времена основными задачами преподавателей являются следующие:
- обеспечить знаниями студента в соответствии с государственными стандартами, утвержденными учебным планом и рабочей программой;
- привить определенные умения в пределах предметной области;
- выработать жизненно важные навыки.
Необходимо понимать, что обучающие системы и информационные технологии не обучают сами по себе, а служат для создания среды обучения. Обучают преподаватели и учебный материал (контент). В связи с этим одной из основных задач преподавателя является формирование актуального контента, используя открытые информационные ресурсы Интернета. Поэтому к традиционным профессиональным компетенциям преподавателя должна добавиться и постоянно совершенствоваться информационная культура. В современном обществе и образовании, построенном на знаниях и технологиях по их обработке и передаче, во многом от уровня информационной культуры преподавателя зависят результаты обучения студентов и их дальнейшая востребованность.
Для современного преподавателя высшей школы информационная культура предполагает наличие следующих компетенций:
- владение информационными технологиями и методикой их применения в учебном процессе;
- стремление быть в курсе последних достижений в своей профессиональной области;
- умение «добывать» новые знания и владеть способами обработки полученной информации;
- рефлексивная компетентность [3].
Для развития перечисленных компетенций администрации образовательных учреждений необходимо:
- обеспечить постоянное повышение информационной культуры преподавателей, расширяя их компетенции в соответствии с последними достижениями в области ИКТ;
- организовать и постоянно поддерживать соответствующую структуру в учебном заведении, способную эффективно и качественно помогать преподавателям в вопросах внедрения и адаптации новых технологий в учебный процесс;
- разработать основание для учета в планируемой учебной нагрузке преподавателей работы по разработке электронных учебников, электронных курсов и методического сопровождения по работе в электронной среде. По данным сообщества e-learning-pro, активная разработка и внедрение электронных ресурсов при полном переходе на электронное обучение может занимать 60-80 часов в неделю - это очень большая нагрузка;
- стимулировать и мотивировать преподавателей к использованию технологии обучения нового формата (E-learning) для организации и проведения учебных занятий.
В целях решения вопросов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе образования, в ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А. П. Чехова» в апреле 2011 года была создана лаборатория проблем информатизации образования.
Основными направлениями работы являются:
- проведение научно-исследовательской работы в области информатизации образования;
- обучение преподавателей, учителей и студентов возможностям использования информационных технологий в учебном процессе;
- помощь профессорско-преподавательскому составу в разработке электронных учебных курсов, компьютерных учебно-методических комплексов, компьютерных тестов и электронного ресурса по дисциплинам и направлениям подготовки института.
Для обучения профессорско-преподавательского состава вуза использованию инновационных технологий в образовании кандидатом технических наук, доцентом кафедры теоретической, общей физики и технологии В. Ф. Горбатюком разработан курс «Информационные технологии в преподавательской деятельности». Обучение по программе курса успешно прошли три группы преподавателей.
На сегодняшний день существует большое количество инструментов, в том числе и бесплатных, для внедрения и применения современных технологий в образовательном процессе. Преподавателям необходимо выбрать подходящие инструменты с учетом преподаваемой дисциплины, контингента студентов, конкретной формы обучения, технических возможностей, собственных компетенций в области ИКТ и уровня информационной культуры.
Рассмотрим оптимальный набор информационных технологий, которые может использовать преподаватель вуза для подготовки и проведения занятий, для осуществления контрольных мероприятий, а также для занятий научно-исследовательской работой (таблица 1).
Таблица1
Соответствие информационных технологий этапам образовательного процесса
Этап Информационные технологии Возможности
Подготовка к занятиям • подготовка учебных пособий; • обеспечение постоянной актуализации учебных пособий; • создание наглядных схем; • работа с графикой; • подготовка мультимедийных учебных материалов; • создание презентаций Создание интересного, наглядного и актуального материала
Обучение 1. Проведение занятий: демонстрация наглядных учебных материалов и мультимедийных презентаций; • проведение интерактивных занятий и он-лайн мероприятий. 2. Организация совместной работы преподавателей и студентов: • интернет-сервисы совместной работы; • блоги; • совместный календарь; • рабочие области; • обмен сообщениями; • видеоконференции; • электронная почта; • файловый хостинг; • библиотеки образовательных ресурсов; • организация групповой рассылки 1. Эффективность в подаче и распространении учебного материала. 2. Привлечение студентов к совместной работе в привычной для них среде (по аналогии социальных сетей). 3. Оперативность в оповещении студентов о различных учебных мероприятиях
Контрольные мероприятия • интернет-сервис для составления тестов; • публикация экзаменационного материала, тем рефератов, курсовых и дипломных работ; • проверка текста рефератов и курсовых на оригинальность; • ведение электронного журнала; • создание узлов для обучения с помощью технологии \VIKI; • проведение виртуальных конференций 1. Централизованное распространение материала по контрольным мероприятиям. 2. Цовместная работа нескольких преподавателей. 3. Автоматизация процедуры проверки тестов. 4. Оптимизация процедуры подведения итогов при использовании БРС с помощью электронного журнала. 5. Экономия времени на организационные вопросы по распределению тем и т.д.
Вестник ТГПИ
Спецвыпуск № 1 Окончание таблицы 1
Научная работа и подготовка УМК
1. Организация научной работы:
• поиск преподавателей-коллег по интересующим темам;
• участие в грантах, конференциях и т.д.
2. Работа с источниками информации:
• поиск информации;
• организация ссылок, закладок, таблиц для регистрации источников.
3. Работа с документацией:
• организация гиперссылок, рецензирования, сносок, шаблонов текстовых редакторов;
• подготовка отчетов по НИР.
4. Разработка УМК:
• разработка электронных учебников и электронных курсов;
• автоматизированная актуализация электронных курсов.
5. Организация совместной работы:
• проведение видеоконференций;
• коллективное обсуждение;
• создание среды накопления информации - WIKI-библиотеки
создание электронных УМК, соответствующих современным требованиям;
• поиск и систематизация необходимой информации;
• академическая мобильность преподавателей;
• участие в распределенных коллективах по интересующим научным темам;
• тиражирование и обмен опытом для популяризации научных достижений в своей области
Преподавателям не обязательно пользоваться всеми возможными современными информационными и коммуникационными технологиями. Все они имеют разный уровень сложности и возможности их освоения. Одни из них элементарные, которые возможно самостоятельно освоить, другие сложные, требующие определенной теоретической и практической помощи специалистов. Необходимо понимать, что все технологии призваны облегчать работу, а не усложнять ее, и если в начале потребуется какое-то время на освоение элементарных правил работы, то потом преимущества их применения будут оценены по достоинству.
По прогнозам экспертов к 2016 году 70 % населения земли будет использовать интернет в своей повседневной жизни и работе. Нельзя упускать возможность ИКТ и интернета, которые могут обеспечить виртуальную среду, в которой преподаватели и студенты могут объединяться для совместной работы и эффективного управления академическими знаниями.
Современные преподаватели должны понимать, что без владения информационной культурой ни ораторское искусство, ни авторитет или давление с позиции «на экзамене посмотрим» не могут не только пробудить и поддерживать интерес студентов к предмету и профессии, но и обеспечить достойное качество образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев, А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде е-Ьеагп^ // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9. - С. 41-44.
2. Друкер, П. Русскоязычное издание: управление в обществе будущего / П. Друкер. - М.: Вильямс, 2007. -320 с.
3. Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие / С. Д. Резник, О. А. Вдовин. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 389 с.
4. Тихомиров, В. П. Среда интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 332 с.
УДК 62 ББК 39.33-08
Р. В. Зарубина
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА АВТОТРАНСПОРТЕ
Аннотация. В статье автор акцентирует внимание на том, что в последнее десятилетие в Российской Федерации увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Это связано тем, что стремительно растет число автомобилей, повышается интенсивность транспортных пото-