Научная статья на тему 'Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка'

Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1834
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЯМИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATIONAL COMPETENCE / JUNIOR PUPIL / SKILL TO USE DICTIONARIES OF THE RUSSIAN LANGUAGE / TARGETED RESULTS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Светлана Владимировна

Анализируются причины низкой эффективности обучения школьников работе с лингвистическими словарями, определяется содержание обучения младших школьников информационным учебным действиям со словарями русского языка, конкретизируются планируемые результаты освоения программы начального общего образования в области информационной деятельности со словарями русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF JUNIOR PUPILS ON THE BASIS OF THE DICTIONARIES OF THE RUSSIAN LANGUAGE

The reasons of poor effect of the process of teaching pupils to use linguistic dictionaries are analyzed, the content of teaching junior pupils to use dictionaries of the Russian language is specified, the targeted results of the program of primary education in the sphere of informational activity with the dictionaries of the Russian language are singled out.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка»

УДК 372.881.161.1 ’373-053 “465.06/. 11 ”

ББК Ч426.819=411.2-243 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Плотникова Светлана Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: plotnikova_sv@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВАРЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационная компетентность; младший школьник; умение пользоваться словарями русского языка; планируемые результаты обучения.

АННОТАЦИЯ. Анализируются причины низкой эффективности обучения школьников работе с лингвистическими словарями, определяется содержание обучения младших школьников информационным учебным действиям со словарями русского языка, конкретизируются планируемые результаты освоения программы начального общего образования в области информационной деятельности со словарями русского языка.

Plotnikova Svetlana Vladimirovna,

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of the Russian Language and Methods of Teaching It in Primary School, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University Ekaterinburg.

FORMATION OF INFORMATIONAL COMPETENCE OF JUNIOR PUPILS ON THE BASIS OF THE DICTIONARIES OF THE RUSSIAN LANGUAGE

KEY WORDS: informational competence; junior pupil; skill to use dictionaries of the Russian language; targeted results of teaching.

ABSTRACT. The reasons of poor effect of the process of teaching pupils to use linguistic dictionaries are analyzed, the content of teaching junior pupils to use dictionaries of the Russian language is specified, the targeted results of the program of primary education in the sphere of informational activity with the dictionaries of the Russian language are singled out.

Информационная компетент-

ность - одна из ключевых компетентностей, необходимых современному человеку для успешного осуществления любого вида деятельности во всех областях профессиональной, общественной и личной жизни. Создание условий для овладения школьниками способами поиска, получения, обработки и использования информации становится сегодня одной из важнейших задач образования любого уровня, в том числе и уровня начального общего образования.

Информационная компетентность обучающихся определена Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) как планируемый результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласно ФГОС, результатом обучения в начальной школе должно стать «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение ... соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета», а также

«умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» (8).

Предметам филологического цикла принадлежит ведущая роль в формировании базовых навыков работы с информацией, представленной в текстовой форме: навыков смыслового чтения, приемов работы с текстом, обеспечивающих извлечение информации, определение степени ее значимости и ее преобразование, способов передачи информации в устном и письменном высказывании. Все эти умения и навыки на уроках русского языка и литературного чтения являются предметом изучения и осознанного усвоения, а не только способами и средствами информационной деятельности.

Специфика предметного содержания при формировании у школьников информационной компетентности на уроках русского языка проявляется также в том, что учащиеся знакомятся с особым способом организации информации - лексикографическим, учатся работать со словарем как информационным источником и приобретают опыт обращения к лингвистическим словарям разных типов. Именно в курсе русского языка младшие школьники должны научиться «ориентироваться в соответ-

© Плотникова С. В., 2014

ствующих возрасту словарях» (7, с. 43), в том числе в словарях русского языка, для того чтобы в дальнейшем использовать их для решения учебных, познавательных и коммуникативных задач. Конкретизация названного умения в программе отсутствует, несмотря на его очевидную сложность, что может вызвать затруднения при определении содержания и методов обучения использованию словарей, при отборе дидактического материала и выборе средств обучения.

«Формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам, в рамках проектной деятельности и во внеаудиторной работе должно стать одной из норм образования», - подчеркивается в Методических рекомендациях по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС (3). Авторы обосновывают необходимость систематического использования лингвистических словарей в образовательном процессе, раскрывая их роль в обеспечении личностных, метапред-метных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При этом указывается, что именно «в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими» (3).

Цель данной статьи - конкретизировать содержание работы по формированию информационной компетентности младших школьников в области использования словарей русского языка, представить это содержание в виде планируемых результатов освоения программы начального общего образования.

Надо отметить, что словари русского языка давно и прочно вошли в практику начального языкового образования, и учителя начальных классов осознают их значимость в учебном процессе. В связи с введением ФГОС НОО внимание к работе со словарями возросло, увеличилось их количество и разнообразие в учебниках русского языка, больше в них стало и заданий, требующих обращения учащихся к словарикам учебника.

Однако существует немало проблем, связанных с использованием словарей на уроках русского языка, и лишь отчасти это проблемы материального обеспечения - не всегда в школьной библиотеке имеется достаточное количество словарей, чтобы на уроке каждый ученик мог с ними работать

под руководством педагога. Эти проблемы частично решаются размещением в современных учебниках русского языка разнообразных словариков, а также использованием современных технологий (электронных словарей), демонстрационного и раздаточного материала с образцами словарных статей.

Проблемы другого рода выявляются при наблюдении за использованием словарей на уроках: зачастую со словарем работает педагог или один из учеников, а остальные наблюдают; далеко не всегда на уроке создаются условия для возникновения у детей потребности обращения к словарю; редко организуется целенаправленное обучение ориентировке в структуре словаря, словарной статьи, чтению и пониманию словарных помет, сокращений. Проведенное нами анкетирование учителей начальных классов помогло определить причины такого положения вещей. Учителям было предложено назвать словари, которыми пользуются ученики на уроках. Результаты опроса показали, что педагоги не ориентируются в словарях, адресованных младшему школьнику, и не осознают необходимости применения в процессе обучения школьных словарей в дополнение к словарикам учебника русского языка. Большинство отметили, что систематически ученики пользуются орфографическим словариком учебника, эпизодически - толковым; словари на электронных носителях не назвал никто из опрошенных педагогов, а из отдельных лексикографических изданий были названы только словари С. И. Ожегова и В. И. Даля, хотя, как правило, ими пользуется не ученик, а педагог. Названные словари не являются учебными, не соответствуют уровню лексикографической компетентности младшего школьника, а словарь В. И. Даля, кроме того, не является оптимальным источником востребованной в процессе обучения русскому языку информации и может быть представлен ученикам только для ознакомления, но не для работы с ним. Таким образом, ответы учителей демонстрируют неразличение ими субъектов деятельности с названными словарями, неспособность оценить соответствие словаря уровню подготовки ученика к работе с ним, непонимание роли школьных словарей в процессе формирования информационных учебных действий, незнание школьных словарей. Это объясняет, почему деятельность учащихся со словарем на уроке русского языка пока не стала нормой.

При анкетировании мы выявляли также представления педагогов о структуре деятельности со словарем. Характеризуя умение пользоваться словарем, 65% опрошенных учителей не смогли конкретизиро-

вать содержание данного умения, только 35% назвали хотя бы одно частное умение, входящее в содержание умения пользоваться словарем («найти и узнать толкование непонятного слова», «быстро найти слово по алфавиту», «при необходимости знать, к какому словарю обратиться»), ни один ответ на данный вопрос анкеты не был исчерпывающим. Затруднения учителей объяснимы: в программе не конкретизируется содержание данного умения, хотя оно и названо как планируемый результат освоения программы, а в учебнике система работы по его формированию не раскрывается полностью (6). Таким образом, методические недочеты в организации деятельности школьников со словарями на уроках русского языка обусловлены недостаточным осознанием педагогами операционного состава этой деятельности.

В научной литературе проблема обучения школьников пользованию лингвистическими словарями рассматривалась в аспекте формирования у учащихся общеучебных умений (Н. М. Лаврова, И. В. Осипова,

Н. П. Пикалова), лексикографической компетенции (М. Л. Кусова, С. В. Плотникова, В. Д. Черняк), определения принципов составления учебных словарей разных типов (А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова, В. В. Реп-кин, Н. А. Шестакова и др.). Исследователями определена структура умения пользоваться словарями и педагогические условия его формирования у школьников, однако научные исследования в этой области пока не нашли полноценного методического воплощения в силу относительной новизны постановки задачи обучения работе со словарями в начальной школе (1; 2; 5).

Главной целью и результатом обучения школьников деятельности со словарями русского языка является способность и готовность обучающихся квалифицированно обращаться к лингвистическому словарю как источнику информации для решения учебных, познавательных и коммуникативных задач. Рассматриваемая нами как частное проявление информационной компетентности личности, эта способность включает ценностное отношение к словарю и содержащейся в нем информации, наличие мотивации к информационной деятельности со словарем, систему знаний о словарях и способах работы с ними, комплекс умений, обеспечивающих поиск, извлечение и использование лексикографической информации, опыт использования лингвистических словарей для решения познавательных и коммуникативных задач.

Исходя из этого примерное содержание обучения младших школьников информационной деятельности со словарями рус-

ского языка определяется как комплекс знаний о лингвистическом словаре как информационном источнике и формирующихся на их основе умений, необходимых для поиска, извлечения и использования лексикографической информации.

Ориентировочной основой для информационных учебных действий со словарями русского языка выступают следующие знания:

- представление о круге вопросов, разрешаемых с помощью словаря - что значит слово, как оно пишется и произносится, как изменяется, с какими словами, близкими или противоположными по значению, связано, в какие устойчивые выражения входит;

- знания о лингвистических словарях, которые помогают ответить на эти вопросы - орфографическом, орфоэпическом, толковом, фразеологическом, словаре синонимов, антонимов;

- знания о структуре лингвистического словаря, назначении его частей, порядке расположения словарных статей;

- знания о структуре и содержании словарной статьи изучаемых словарей.

Данный комплекс лексикографических знаний дает общее представление о том, что необходимо сделать предметом наблюдения и осознания школьником на уроках русского языка. При этом сами словари, рассматриваемые учащимися, их количество и разнообразие могут варьироваться в зависимости от конкретных условий обучения. Педагогу важно понимать, что, опираясь только на словарики учебника, сколь бы разнообразны они ни были, невозможно вооружить школьников знаниями о структуре словаря, о наличии в нем специального аппарата, необходимого для ориентировки в словаре и извлечения из него необходимой информации, а значит, нельзя и подготовить детей к самостоятельной деятельности даже с учебным словарем. В то же время «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, знакомый учителям и предлагаемый ими учащимся для выполнения учебных заданий, для этой цели тоже не подходит, так как уровень читательской и лингвистической подготовки учащихся начальной школы не позволит им освоить содержание пояснительной части этого словаря даже с помощью учителя. Необходим учебный словарь, адресованный младшим школьникам, структура которого приближена к структуре общих словарей русского языка соответствующего типа.

Перечисленные выше первоначальные лексикографические знания служат базой для сознательного освоения учащимися комплекса информационных действий со словарями:

- осознание лингвистического затруднения и формулирование лексикографического запроса;

- определение типа словаря (в пределах изученных типов) и выбор словаря в соответствии с запросом;

- ориентировка в словаре - выделение в нем пояснительной и словарной части, выделение в пояснительной части элементов, облегчающих поиск информации (цель словаря, описание словарной статьи, список сокращений), поиск в словаре нужной словарной статьи;

- ориентировка в структуре словарной статьи - выделение заголовка статьи, других частей (в соответствии с типом словаря), поиск в статье необходимой информации, чтение и понимание словарных помет, использование ссылок.

Для формирования этих навыков как компонентов целостной информационной деятельности важно, чтобы учащиеся осваивали их, понимая место и роль каждого из них в структуре деятельности. При этом в учебной работе может быть развернуто только одно из действий или даже отдельная его операция, для того чтобы сосредоточить внимание детей на способах его (ее) осуществления, но представлены они должны быть как элементы осмысленной деятельности, для чего в процессе обучения создаются ситуации, мотивирующие обращение к словарю для решения учебных задач. Постепенно школьники переходят к самостоятельному использованию полученной из доступных словарей информации для решения таких задач, как проверка правописания, правильности произношения слова, правильности разбора слова по составу, определение и объяснение лексического значения незнакомого слова (выражения), определение грамматических признаков слова.

В соответствии с концепцией ФГОС, содержательной и критериальной основой для разработки образовательных программ, методических рекомендаций по их освоению обучающимися, системы оценки качества их освоения являются планируемые результаты (8). В условиях недостаточной ориентировки многих педагогов в содержании, способах и средствах обучения младших школьников использованию словарей считаем необходимым конкретизировать общее понимание результатов освоения учащимися навыков работы с информацией, представленное в стандарте и пример-

ной основной образовательной программе образовательного учреждения.

Опираясь на общие подходы к системе оценки планируемых результатов в начальной школе (4, с. 5-13), структуру информационной деятельности и ее операционный состав, мы уточнили требования к планируемым результатам формирования информационной компетентности обучающихся на материале словарей русского языка на ступени начального общего образования.

I. Выпускник научится:

- осознавать и формулировать информационный запрос, удовлетворяемый с помощью лингвистического словаря, при решении учебных задач;

- ориентироваться в многообразии лингвистических словарей, определять тип словаря и выбирать словарь в соответствии с запросом;

- ориентироваться в словаре для школьников, находить в нем необходимую информацию о слове (выражении);

- использовать полученную из словаря информацию для решения учебных задач.

II. Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значимость словаря как средства накопления и хранения языковой и культурологической информации;

- осознавать социальную и личностную значимость словаря как источника лингвистической информации;

- удовлетворять свои познавательные и коммуникативные потребности с помощью лингвистических словарей разных типов и приобретать опыт обращения к словарям и их чтения;

- соблюдать правила этики при использовании информации из словаря.

Каждый из планируемых результатов базового уровня уточняется в виде перечня умений, необходимых для достижения данного результата (табл. 1).

Приведенный в таблице перечень умений, по нашему мнению, характеризует базовый уровень освоения младшими школьниками информационной деятельности с лингвистическими словарями и может быть для педагога ориентиром при планировании и осуществлении процесса формирования информационной компетентности учащихся на уроках русского языка. На его основе определяются и виды деятельности учащихся, которые обеспечат овладение системой информационных учебных действий со словарями, и виды словарей, с которыми они учатся работать.

Таблица 1.

Планируемые результаты освоения программы начального общего образования в области использования словарей русского языка

Планируемый результат Умения, характеризующие достижение планируемого результата

Выпускник научится осознавать и формулировать информационный запрос, удовлетворяемый с помощью лингвистического словаря, при решении учебных задач. 1) осознавать затруднение при выполнении учебного задания, связанное с незнанием лексического значения слова, его строения, произношения или правописания; 2) формулировать цель обращения к словарю (в виде вопроса или целевой установки).

Выпускник научится ориентироваться в многообразии лингвистических словарей, определять тип словаря и выбирать словарь в соответствии с запросом. 1) определять тип словаря и его назначение по названию; 2) определять тип словаря и его назначения по предисловию, пояснительной части, аннотации; 3) выбирать словарь определенного типа в соответствии с запросом.

Выпускник научится ориентироваться в словаре, находить в нем необходимую информацию о слове (выражении). 1) ориентироваться в структуре словаря, находить в нем пояснительную и словарную части, список условных сокращений; 2) находить нужную словарную статью, приводя слово к начальной форме и используя знание алфавитного порядка расположения слов в словаре; 3) использовать информацию из вспомогательных частей словаря (вводной статьи, списка условных сокращений) при чтении словарной статьи; 4) ориентироваться в структуре словарной статьи словариков учебника русского языка (толкового, фразеологического, грамматического, синонимов, антонимов и т. д., в зависимости от учебника); 5) ориентироваться в структуре словарной статьи орфографического словаря; 6) ориентироваться в структуре словарной статьи школьного толкового словаря; 7) читать словарную статью школьного словаря и извлекать из нее необходимую информацию, опираясь на знание ее структуры и используя разные виды чтения в зависимости от цели обращения к словарю.

Выпускник научится использовать полученную из словаря информацию для решения учебных задач. 1) проверить правильность написания слов с помощью словаря; 2) объяснить лексическое значение слова и привести пример его употребления с опорой на прочитанную статью из толкового словаря; 3) выполнить лексико-грамматическое задание или проконтролировать правильность его выполнения с помощью словаря.

К видам деятельности учащихся на уроках русского языка, необходимым для усвоения информационных учебных действий со словарем, относятся выделение слов (выражений), значение, произношение или правописание которых необходимо уточнить в словаре, формулирование цели обращения к словарю, ознакомление со словарем (или определенным типом словаря) и его элементами - чтение-рассматривание обложки, титульного листа, страниц со словарными статьями, анализ пояснительной части словаря, чтение вводной статьи, чтение и анализ списка условных сокращений, определение типа и назначения словаря по известным приметам, соотнесение цели обращения к словарю и типа словаря, выбор словаря для решения определенной учебной задачи, поиск словарной статьи в словаре и осознание приемов поиска, чтение и анализ структуры словарной статьи, извлечение из нее необходимой информации, поиск необходимой для понимания словарной статьи информации, составление сло-

варной статьи для словаря, обращение к словарю при выполнении учебного задания. Вовлекая учащихся в деятельность со словарем (словариком учебника), учитель сначала руководит действиями детей, помогает им осознать способы действия, контролирует правильность их выполнения, организует взаимодействие учащихся в группах, затем учащиеся действуют самостоятельно, выполняя учебные задания, требующие обращения к словарю, на уроках или во внеурочное время.

Необходимым и достаточным для последующего обучения в основной школе является освоение школьных словарей двух типов - орфографического и толкового, так как они позволяют младшим школьникам успешно решать учебные задачи. Словарики в учебнике русского языка выступают в качестве средства подготовки учащихся к деятельности со словарем, дают возможность расширить представления о типах словарей и той информации, которую можно из них извлечь, помогают организовать

самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке, однако овладеть всей системой информационных действий на материале этих словариков невозможно. Представленные выше планируемые результаты задают критерии выбора словарей, используемых как средство формирования информационных учебных действий. В структуре словаря обязательно наличие аппарата ориентирования в словаре, пояснительной части, адресованной учащимся и составленной с учетом их возможностей; содержание, структура и оформление словарной статьи должны быть приближены к соответствующим параметрам статьи общего словаря, в то же время материал, отра-

женный в словаре, объем словника, способы подачи информации о словах должны соответствовать уровню речевой и лингвистической компетенции младших школьников.

Таким образом, конкретизация содержания работы по формированию информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка, уточнение планируемых результатов освоения обучающимися данного вида деятельности в процессе начального языкового образования поможет педагогу реализовать требования ФГОС НОО и создать условия для овладения школьниками информационными универсальными учебными действиями при изучении русского языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кусова М. Л., Плотникова С. В. Учебный словарь трудностей русского языка как средство формирования лексикографической компетенции младших школьников / / Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2011. № 9. С. 81-92.

2. Лаврова Н. М. Методическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников общеучебного умения пользоваться лингвистическими словарями : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

3. Методические рекомендации по формированию культуры работы со словарями школьников и пе-

дагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации требований ФГОС / ФГБУН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. URL: http://souo-mos.ru/demo/docs/20l3/may/Работа%20

со%20словарями^£

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.

5. Пикалова Н. П. Формирование лексикографической компетенции младших школьников // Развивающее языковое образование в современной начальной школе : пособ. для студ. факультетов нач. образования и учителей нач. классов / Т. Г. Рамзаева, Л. В. Савельева, Е. А. Гогун и др.; под науч. ред. Т. Г. Рамзаевой. - СПб. : Специальная Литература, 2009. С. 204-218.

6. Плотникова С. В. Проблемы формирования информационной компетентности младших школьников на уроках русского языка / / Проблемы филологического образования: сб. науч. тр. Вып. 5. Саратов : Наука, 2013. С. 89-96.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. М., 2011.

8. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. URL: http: / / standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=959.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.