Посилання на статтю_
Егорова Т.И. Формирование информационного окружения проектов развития в условиях роста: стратегия и методологический подход / Т.И. Егорова // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2003. - № 1(6).-а64-69._
УДК 65.012.32
Т.И. Егорова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОКРУЖЕНИЯ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА: СТРАТЕГИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье изложены некоторые положения теории создания и удержания стратегического конкурентного преимущества в условиях кризиса, на основе совершенствования системы информационного обеспечения в обществе. Табл. 1, ист. 5.
Ключевые слова: управление проектами, информационное окружение, системный кризис, стратегические исследования, трудоемкость исследований, ключевой фактор экономической эффективности проекта.
Т.1. Сгорова
ФОРМУВАННЯ 1НФОРМАЦ1ЙНОГО ОТОЧЕННЯ ПРОЕКТ1В РОЗВИТКУ В УМОВАХ РОСТУ: СТРАТЕГ1Я ТА МЕТОДОЛОПЧНИЙ П1ДХ1Д
Викладен деяга положення теорп створення й утримання стратепчно'Т конкурентно! переваги в умовах кризи на пщстэд вдосконалення системи Ыформацмного забезпечення в сустльствк Табл.1, дж.5.
T.I. Yegorova
FORMING OF PROJECT INFORMATION ENVIRONMENT UNDER GROWTH CONDITIONS: STRATEGY AND METHODOLOGICAL APPROACH
Some points of the theory of strategic competitive advantage creation and retention under conditions of crisis are stated on the basis of improvement of information support system in the society.
Постановка проблемы в общем виде. В условиях независимого существования Украины особое значение приобретает разработка эффективной стратегии деятельности государства и, на ее основе - подготовка проектов стратегического развития общества.
Не вызывает сомнения тот факт, что определение перспектив развития невозможно без выполнения детального анализа текущей ситуации и подготовки аналитических прогнозов оперативного и стратегического характера.
К участию в проведении аналитических исследований и разработке глобальных направлений динамики общества, как правило, привлекаются государственные и независимые (частные - не ангажированные) исследовательские организации, институты и фирмы, основной рабочей методологией которых является проектный менеджмент. Подобная практика существует не только в так называемых "цивилизованных" странах, но и в "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6) 1
странах ближнего зарубежья, в частности, в России, где ведущие политики совмещают политическую деятельность с руководством аналитическим (исследовательским) институтом, занимающимся изучением различных современных направлений и проблем общественного развития.
Выделение части общем проблемы. В Украине, также, существуют подобные организации, осуществляющие достаточно узко специализированные виды деятельности, которые не вполне отвечают существующим на сегодня потребностям государства, находящемся в состоянии выхода из системного кризиса. Основным общим недостатком является сепаратность выполненных исследований, отсутствие единого системообразующего подхода: действительность - анализ - проблема - варианты решения - методология - решение - изменения законодательного окружения.
Создание подобного, проектно-ориентированного института стратегических исследований, как независимой научной организации, которая будет выполнять необходимые, в масштабах государства, системные исследования и располагать достаточной для этих целей методологической и информационной базой данных, даст возможность выполнения качественного научного обоснования внесения изменений в законодательный базис государства, т.е. использовать современную методологию управления проектами непосредственно в государственном управлении. Однако недостаточность научной разработки вопросов создания таких институтов делает актуальными исследования в этом направлении.
Цель статьи - разработать некоторые положения теории создания и удержания стратегического конкурентного преимущества в условиях кризиса и на их основе раскрыть цель создания института аналитических исследований общества.
Основной материал исследования. Общеизвестен тот факт, что подобные исследования являются не просто дорогими, а очень дорогими, так как имеют высокую трудоемкость, начиная с момента сбора информации, а именно:
- выполнения анкетирования;
- проведения телефонных опросов;
- работа с тест-группами;
- обработка полученных результатов;
- собственно аналитические исследования, выполняемые на основе авторских методик.
Стратегия на формирование базиса экономического роста в Украине, который начался в условиях кризиса, также должна быть детально обоснована и должна опираться на изучение актуальных проблем и тенденций, которые характеризуют состояние развития общества в текущий период. Формулирование стратегии развития общества невозможно без наличия соответствующих исследовательско-аналитических структур в государстве.
"Диагностика" состояния в разрезе процессов, которые проистекают в различных слоях общества должна иметь стратегическую направленность на создание и удержание национального конкурентного преимущества государства в данный момент его развития.
Очевидно, что конкурентное преимущество следует создавать применительно к типу экономики текущего периода.
Наличие долгосрочного конкурентного преимущества и ориентация инвестиционных потоков в его развитие и упрочение разрешит эффективно использовать в хозяйственной практике принцип так называемой "дуальной пары" - "стратегия - структура - стратегия".
2
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
Одним из таких национальных конкурентных преимуществ, на которое обращают внимание инвесторы, является дешевизна рабочей силы в Украине, при довольно высоком уровне ее квалификации, интеллектуальном потенциале и славянской склонности к изобретательству.
Для тестирования принадлежности того или иного проекта на предмет трудоемкости изготовления продукции, для выпуска которой задуман конкретный проект, автором предлагается использование простейшей методики, названной "методика определения ключевого фактора экономической эффективности проекта" (КФЭЭП), суть которой состоит в следующем: для изучения возможности инвестирования в конкретный вид деятельности - предприятие следует провести анализ себестоимости продукции:
1. Анализ следует проводить или в разрезе статей калькуляции, или по элементам затрат.
2. Абсолютное значение полной себестоимости единицы продукции принимается равным 100%.
3. Определяется значение каждой из статей калькуляции в полной себестоимости.
4. Формируется ранжированный ряд по статьям калькуляции, в зависимости от их удельного веса в полной себестоимости.
5. При построении ряда исключаются из дальнейшего рассмотрения статьи калькуляции, определяющие потребительскую стоимость товара (сырье, основные и вспомогательные материалы на технологические цели). Исключением являются проекты, основанные на инновациях длинного жизненного цикла, сутью которых является использование альтернативных сырья и материалов.
6. Определяется совокупность факторов экономической эффективности проектов для данного предприятия или фирмы.
7. Выполняется анализ стабильности и долгосрочности каждого из факторов.
8. Определяется ключевой фактор.
9. Выполняется сравнительный анализ, на существующих предприятиях данной сферы, или на предприятиях иностранного инвестора (в случае, если инвестор планирует финансировать создание дочернего производства или полный перевод производства на Украину/ или любое пост- социалистическое экономическое пространство).
10. Формулируется вывод о ключевом факторе экономической эффективности проекта его влиянии на принятие решения об инвестировании.
Использование вышеприведенного простейшего методологического подхода разрешает сформировать механизм отбора инвестиционных или инновационных проектов и определить целесообразность их дальнейшего продвижения на инвестиционном рынке Украины. Очевидно, что наиболее эффективными будут проекты и программы с высокой долей затрат на оплату труда в себестоимости продукции, к которым, в первую очередь, можно отнести "производство" объектов интеллектуальной собственности, таких как:
- Программное обеспечение по системе "outsoursing".
- Информационные технологии.
- Аналитические исследования проблем развития общества (проблем развития рынка в целом и по его сектора и т.п .).
- Разработка объектов интеллектуальной собственности (патенты и предметы авторского права, промышленные образцы).
- Интернетизация торговли (^ЕБономика", продажа не только отдельных видов товаров и услуг, но и объектов интеллектуальной собственности в виде
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
3
готовых проектов, так как торговля интеллектуальной собственностью -основной вид экспортной деятельности 21 века в Украине).
- Развитие сети услуг системы Webmoney для обслуживания сферы интернет-бизнеса.
- Консалтинговые услуги.
- Услуги в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров, особенно в условиях реструктуризации экономики.
- Услуги в сфере распространения бизнес-образования.
- Услуги в области продвижения зарубежных учебных программ, например МВА (Master of Business Administration) на рынке последипломного образования в Украине с участием украинских высших учебных заведений, в качестве партнеров зарубежных ВУЗов.
- Расширение сферы услуг дистанционного образования.
- Разработка систем защиты информации.
- Направления деятельности, связанные с «облегчением бизнеса» (или приобретением им так называемых свойств "zero gravity business"): повышением доли его интеллектуальной составляющей и доли WEB-бизнеса в общем обороте субъекта хозяйственных отношений.
- Таможенный "outsoursing».
- Регистрационный "outsoursing».
- Управленческий "outsoursing» или участие украинского менеджмента в мультинациональных совместных проектах и программах (матричные схемы управления).
- Кадровый аутсорсинг (зарубежное трудоустройство моряков, строителей, фермеров и т.п.).
Разработка и оптимальная реализация стратегии и имманентных ей технологий продвижения различных инновационных проектов может быть достигнута только в рамках единой структуры, которая и будет базой для разработки и осуществления инновационной стратегии развития общества в целом.
С точки зрения автора, краткое описание структуры, секторов исследований и направлений деятельности научно-исследовательского института аналитических исследований может быть следующей.
4
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
Таблица 1
Перечень основных структурных подразделений НИИ
1 Финансово-правовой Департамент Департамент Управления персоналом Департамент Информации и ее защиты Директор 1-й заместитель-руководитель Проектов и Программ Заместитель Директора Департамен т маркетинга Департамент Защиты интеллектуальной собственности Департамент Зарубежных связей
2 Юридическая служба Служба Развития персонала Служба Криптографических методов защиты Информации Департамент Стратегического развития Служба прогнозиров ания Служба Защиты прав Интеллектуальной собственности Служба Зарубежных конференций
3 Финансовая Служба Служба Психоанализа Служба Альтернативных средств защиты информации Креативная Группа института Служба Телефонных опросов Отдел Оформления патентов Служба обеспеченияия импортно- экспортных операций
4 Бухгалтерия Служба Альтернативных способов анализа Служба Программного обеспечения Консалт- группа института Служба аналитики Отдел оформления авторских Прав Служба Взаимодействия с Фондами -Донаторами
5 Служба Web money Служба Аттестации Персонала Ассесмент- центр Служба Технического обеспечения Проектные Группы Служба Работы с Клиентами Отдел оформления Промышленных образцов Служба мультинационал ьных проектов и программ
6 Служба Материально-Технического обеспечения Ассесмент-центр Служба Информационных технологий Проблемные лаборатории Служба справочной информации Отдел оформления Переуступки прав Отдел зарубежных стажировок
7 Издательство Лингвисти ческий центр Служба Формирования и эксплуатаци и Баз данных Лаборатории НИИКР Служба Продаж
8 Типография Служба Организации Практики Служба Интернет -обеспечения Тренинг -ценрт Служба ПИАР
9 Отдел распрост ранения Отдел кадров Инетернет -Библиотека Служба дистанционных Контактов Рекламное Агентство
Основным продуктом деятельности выше рассматриваемой структуры является информация:
- интеллектуальная собственность: объекты авторского права (торговые марки, товарные знаки, проекты), объекты патентного права (изобретения, технологии), промышленные образцы;
- аналитические исследования рынка;
- аналитические исследования по социальной тематике;
- прогнозы динамики социальных и экономических процессов в обществе;
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
5
- проекты реструктуризации и развития;
- консалтинговые проекты;
- информационные технологии;
- базы данных;
- программные продукты;
- системы защиты информации;
- прикладные аналитические исследования, которые выполнены по конкретным заказам (анализ деятельности конкурентов, анализ положения предприятия \ фирмы на рынке, анализ спроса, анализ цен, анализ потребления и т.п.);
- анализ общественной мысли;
- ПИАР - акции;
- избирательные технологии.
Сфера исследований и сектора рынка
о Законодательный базис общества.
о Инновационный потенциал общества (разработки в сфере научно-технического прогресса, организационные инновации).
о Общественные отношения.
о Коммуникации, информационные технологии. Масс-медиа.
о Здравоохранение.
о Агропромышленный сектор.
о Финансовые институции.
о Транспортный сектор.
Направления исследований
1. Анализ стратегий.
2. Анализ конкурентоспособности.
3. Анализ хозяйственных (коммерческих) отношений.
4. Анализ обратных связей.
5. Анализ предпочтения и др.
Создание подобной структуры является классической инновацией и по форме, и по содержанию. Руководствуясь методологией определения ключевого фактора экономической эффективности проекта - вышеописанные виды деятельности являются трудоемкими и дорогими, так как требуют привлечения к исследованиям высококвалифицированных специалистов и ученых.
По своей сути, такой проект является примером инновационного проекта развития высокого уровня, стартовать с которым целесообразно именно в условиях кризисной ситуации в обществе.
Основные выводы и перспективы дальнейшего использования. Реализация методологии определения КФЭЭП в хозяйственной практике, при отборе проектов будет оказывать влияние при подготовке и продвижении стабильных проектов развития, как в сфере традиционного производства, в сфере услуг, торговли, так, и, в высшей сфере - в проектах разработки интеллектуальных концепций развития общества, что, в свою очередь, будет оказывать содействие концентрации научного и интеллектуального потенциала и даст возможность развивать новые высокорентабельные виды деятельности, связанные с продажей информации и привлечением иностранного капитала на бизнес-пространство Украины.
ЛИТЕРАТУРА
6
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
1. Управление инновациями. Гунин В.П.,Баранчеев В.П.,Устинов В.А.,Ляпина С.Ю., - Г.: "ИНФРА-М", 256 с.
2. Косевцов В. О. Нацюнальна безпека УкраТни: теорiя, реальнiсть, прогноз. - К.: Центр мiжнар. безпеки та стратег. студш, 2000. - 79 с.
3. The organization of the Future./ Frances Hesselbein, Marshall Goldsmith, Richard Beckhard. The Drucker Foundation. Jossey-Bass Publishers. San Francisko. - 1997, 397 p.
4. Организа^я майбутнього.\ Лекцмш нотатки. Пьотр Плошайський. Консор^ум i3 вдосконалення бiзнес-освiти в УкраТш.КиТв,2000, 16 с.
5. Информационные технологии - будущее Украины. А.Чубатенко, "Зеркало недели",№ 1 (325), от 01 января 2001 г., С. 12.
Стаття надмшла до редакцп 12.12.2002 р.
"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2003, № 1(6)
7