ДОЛГАНИНА М. Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ОПЫТ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. Обобщен опыт прохождения производственной практики на современном картографо-геодезическом предприятии ИТЦ «СканЭкс» (г. Москва), которое занимается внедрением космических снимков в области сельского хозяйства, предварительной обработкой, расширенным анализом и тематической интерпретацией спутниковых снимков.
Ключевые слова: снимок, профессия, векторный слой, дистанционное зондирование, компетентность.
DOLGANINA M. YU.
FORMATION OF INFORMATION-SPATIAL COMPETENCE: AN EXPERIENCE OF PRACTICAL TRAINING
Abstract. The article presents a report of practical training experience at ITC "Scanex", a modern cartographic and geodetic centre in Moscow. The company specialises in satellite pictures for agriculture. Particularly, it deals with preliminary processing, expanded analysis and thematic interpretation of satellite pictures.
Keywords: picture, profession, vector layer, remote sensing, competence.
Переход к рыночной экономике, реконструкция общественного производства и перспективы развития важнейших отраслей народного хозяйства выдвигают новый социальный заказ на подготовку специалиста [4]. Современное общество породило новый тип экономики и образования, базирующихся на информатизации образовании и на знаниях, которые способствуют формированию интегрированного информационного пространства поддержки междисциплинарных исследований, связанных с пространственными данными [1; 2; 5; 6].
Важным приоритетом в современных образовательных условиях становится развитие информационной компетентности [3; 5; 7-10]. «Информационная компетентность студента определяется как качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально-значимых задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной и повседневной
жизни человека в обществе» [10]. Проблема формирования компетентности обучаемых выступает главной целью при подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда.
В учебном плане специальности 020501 «Картография» на старших курсах предусмотрена производственная практика. Это неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая студенту сориентироваться в многообразии дисциплин и попытаться найти себя в профессии. Общеизвестно, что теоретический материал осваивается более осознанно при наличии качественной базы для прохождения производственной практики и хорошей ее организации. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь соответствующий настрой, а также понимать, что практика - это не только новая среда для общения, но и уникальная возможность знакомства и погружения в определенный процесс своей будущей профессии. По направлению кафедры геодезии, картографии и геоинформатики Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (где большую роль сыграл ее заведующий, доцент В. Ф. Манухов) мне выпала возможность пройти производственную практику в Москве в ИТЦ «СканЭкс». В план прохождения производственной практики, наряду с учебными, были включены и научно-исследовательские задачи.
Инженерно-технологический центр «СканЭкс» - лидирующая в своей области российская фирма, представляющая полный комплекс услуг от приема до тематической обработки изображений Земли из космоса. Коммерческий архив данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) имеет общий объем около 200 Терабайт и постоянно обновляется. Фирма имеет возможность и выполняет тематические проекты в области картографии, кадастра и землеустройства, лесного и сельского хозяйства, охраны природы чрезвычайных ситуаций, прогноза погоды, ледовой обстановки. Таких наукоемких и комплексных предприятий в нашей республике не существуют. В ИТЦ «СканЭкс» можно работать со снимками в реальном времени, что возможно далеко не во всех компаниях.
Предприятие «СканЭкс» имеет собственную линейку программных продуктов для предварительной обработки, расширенного анализа и тематической интерпретации спутниковых снимков. При прохождении практики я получила возможность детально изучить программное обеспечение SCANEX IMAGE PROCESSOR, что позволило углубить свои теоретические знания в работе с данными дистанционного зондирования Земли.
ИТЦ «СканЭкс» внедряет применение космических снимков в области сельского хозяйства. Одним из проектов компании является онлайн-сервис «КосмосАгро». В ходе
практики была предоставлена возможность поучаствовать в проекте создания векторных картографических слоев для обеспечения этого сервиса в программном обеспечении Scanex WebGeoMixer.
Одна из целей проекта - внедрение современных космических технологий в РФ для ведения эффективной сельскохозяйственной деятельности. Сервис способствует внедрению так называемого точного земледелия, дает возможность проводить инвентаризацию сельскохозяйственных угодий и выявлять неиспользуемые земли, производить мониторинг посевов и контролировать мелиоративные системы.
В настоящее время многие сельскохозяйственные предприятия опираются на бумажные схемы полей, возраст которых может превышать 20 и более лет. Внедрение «КосмосАгро» позволяет вывести бизнес на новый уровень, где оперативный мониторинг и точность данных станут основными инструментами принятия управленческих решений.
В процессе выполнения задач практики занималась созданием векторов для расчета статистики NDVI (Normalized Difference Vegetation Index) - нормализованный относительный индекс растительности - простой количественный показатель фотосинтетически активной биомассы (обычно называемый вегетационным индексом). Один из самых распространенных индексов для решения задач, использующих количественные оценки растительного покрова. В программном обеспечении Scanex WebGeoMixer создавался векторный слой, состоящий из квадратов 2,5 км на 2,5 км (может лучше 2,5х2,5 км). Визуально анализировался каждый из них и выявлялось преобладающее явление (см. рис. 1).
Рис. 1. Векторный слой в ScanexWebGeoMixer.
Обобщая результаты прохождения производственной практики, можно указать на следующие виды работ, которые были направленны на формирование пространственных компетенций:
- ознакомление в отделе департамента производства тематических продуктов «СканЭкс» с методическими материалами по составлению тематических карт, техническими характеристиками применения различных систем ДЗЗ, общей технологической цепочкой и порядком ведения проектов;
- освоение программного обеспечения Scanex WebGeoMixer;
- собирание и частичная обработка материала по научно-исследовательской части дипломного проекта, связанного с дешифрированием космоснимков;
- коммуникация с профессиональным сообществом по поводу продуктов «СканЭкс» для более качественного анализа различных аспектов работы.
Прохождение практики в ИТЦ «СканЭкс» позволило реализовать теоретические знания, приобретенные в университете, обобщить и систематизировать знания в области ДЗЗ, развить профессиональные умения и навыки, расширить кругозор, что привело к убеждению в правильности сделанного мной выбора профессии. Благодаря практике сформировались навыки работы в коллективе и профессионального общения с коллегами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Картография и геодезия в современном мире: мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф., посвященной 50-летию кафедры геодезии, картографии и геоинформатики Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Саранск, 1 декабря 2010 г. [ред. кол.: В. Ф.Манухов (отв.ред.) и др.]. - Саранск, 2011.
2. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. Современные информационные технологии и картографические анимации // Педагогическая информатика. - 2012. - № 1. -С.36-42.
3. Манухов В. Ф. Непрерывная подготовка специалиста по общепрофессиональным и специальным дисциплинам // Интеграция образования. - 2009. - № 2. - С. 88-92.
4. Манухов В. Ф. Развитие и совершенствование подготовки инженера-картографа в новых экономических условиях // Геодезия и картография. - 2006. - № 7. - С. 35-37.
5. Манухов В. Ф., Варфоломеева Н. А., Варфоломеев А. Ф. Использование космической информации в процессе учебно-исследовательской деятельности студентов // Геодезия и картография. - 2009. - №7. - С. 46-50.
6. Манухов В. Ф., Ивлиева Н. Г., Пресняков В. Н. и др. Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход в обучении географов-картографов // Геодезия и картография. - 2008. - № 11. - С. 61-64.
7. Манухов В. Ф. , Ивлиева Н. Г., Тюряхин А. С. Непрерывное образование применительно к картографо-геодезической специальности // Геодезия и картография. - 2009. - № 8. - С. 58-63.
8. Манухов В. Ф., Кислякова Н. А., Варфоломеев А. Ф. Информационные технологии в аэрокосмической подготовке выпускников-картографов // Педагогическая информатика. - 2013. - № 2. - С. 27-33.
9. Манухов В. Ф., Тесленок С. А., Тесленок К. С. Алгебра карт в геоинформационной подготовке географов картографов // Педагогическая информатика. - 2014. - № 1. -С. 43-50.
10. Манухов В. Ф., Щевелева Г. М. Формирование компетенций в профессиональном образовании картографо-геоинформационного направления // Интеграция образования. - 2014. - № 3. - С. 39-45.