Научная статья на тему 'Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в процессе изучения истории'

Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в процессе изучения истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-коммуникационной компетентности обучающихся в процессе изучения истории»

ся отсутствие взаимопонимания между теми, кто обеспечивает информационную безопасность, и теми, кто пользуется данной информацией. Важно сформировать условия развития информационной компетентности как у обучающихся, так и у преподавателей, ведь нередко пользователи нарушают порядок обращения к информации и не соблюдают требования нормативно-правовых документов, регламентирующих информационную безопасность. Решение данной проблемы возможно только при соблюдении принципов информационной безопасности, постоянном контроле за соблюдением конфиденциальности со стороны руководителя.

С учетом этих недостатков для обеспечения информационной безопасности в нашем техникуме спланировано проведение следующих первоочередных мероприятий:

• защита интеллектуальной собственности техникума;

• защита компьютеров, локальных сетей и сети подключения к системе Интернета в классе информатики;

• организация защиты конфиденциальной информации, в т. ч. персональных данных работников и обучающихся;

• учет всех носителей конфиденциальной информации.

Реализация данного комплекса мер, включая и разъяснительную работу со всеми субъектами образовательного процесса, вносит кардинальные изменения в организацию работы с информационными ресурсами и технологиями, а также делопроизводства, в том числе и по вопросам безопасности.

Мы считаем, что современное обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения становится одним из основных видов его деятельности. Здесь важен поиск и использование новых подходов, современных форм и способов обеспечения безопасности.

1. Куприянов А. И. Основы защиты информации / А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов. — М.: Академия, 2006. — 256 с.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165971.

3. Партыка Т. Л. Информационная безопасность / Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. — 368 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

Н. В. Рындина, преподаватель ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж»

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Формирование информационной компетентности относится к числу основных целей образования, сформулированных в нормативных документах. В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы,

реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Наиболее остро стоит вопрос формирования информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся педагогических

колледжей, поскольку область их будущей работы не предполагает обязательного владения ИКТ. Однако информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в учебно-воспитательный процесс современной школы и детского сада. В связи с этим будущие учителя и воспитатели должны обладать высоким уровнем информационной компетентности, владеть современными технологиями. Наличие компьютера дома или в учебном заведении, умение печатать текстовые документы или редактировать фотографии еще не означает, что обучающийся овладел информационной компетентностью. Часто отмечаются неумение целенаправленно работать с информацией, затруднения в аналитической ее переработке и отсутствие умений представлять ее в понятном виде.

Бурное развитие информационных технологий наложило отпечаток и на историческое образование. Сегодня необходимо организовать процесс обучения так, чтобы обучающийся активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

История — одна из самых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели использовались письменные источники, которые преподаватель изучал сам, а потом излагал кратко обучающимся. Сейчас эта задача преподавателями-предметниками решается намного проще и интереснее. Мы разрабатываем электронные учебные пособия, снабженные обширным справочным материалом: хронологией, терминологическим словарем, схемами. Большую ценность представляет работа с персоналиями. Этот материал не всегда представлен в учебниках. Использование аудио- и видеоинформации на уроке повышает интерес к изучаемому материалу, достигается высокая степень наглядности, активизируется деятельность обучающихся.

Созданные нами электронные пособия имеют ряд преимуществ. Во-первых, яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным. Во-вторых, анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объеме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические осо-

бенности стран. А подборка интерактивных тестов дает возможность проверить знания обучающихся на основе объективной автоматизированной оценки.

Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как на глазах детей появились слезы... И больше не надо слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Или при изучении темы «Чеченский конфликт» показать обучающимся фрагмент захвата боевиками школы в Беслане, больницы в Буденновске. Такое запомнится надолго.

Стандарты нового поколения отводят большое количество времени на самостоятельную работу, не только внеаудиторную, но и в рамках учебного занятия. Проводя уроки-практикумы с документами и историческими источниками, предлагаем обучающимся самостоятельно работать с информацией: анализировать, сравнивать, обобщать. Преподаватель в этом случае — координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Использование презентаций на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала также дает положительный результат. Комментируя материал, который находится на слайдах, мы можем более подробно остановиться на определенных моментах. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание студента. Все это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

Интересная форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) — выполнение презентации. При подготовке презентации обучающийся должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Обучающийся при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника: слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу. В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что

позволяет повысить самооценку обучающегося, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

В настоящее время появилась возможность проведения уроков с использованием интернет-ресурсов. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. В ходе проведения занятия по теме «Правление Ивана Грозного» обучающиеся обрабатывали полученную информацию, строили схемы, работали с конспектами. А результат своей работы представили в виде презентации. Именно в ходе такой работы и идет формирование информационно-коммуникационной компетентности.

Итак, компьютерные технологии помогают сделать работу на уроке и внеурочное время интересной. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета. Обучающийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить

стремление к знаниям, повысить мотивацию к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у студентов развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития личности.

В заключение хотелось бы отметить, что целесообразность использования информационных и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках истории в частности не вызывает сомнения. Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволило изменить форму традиционных уроков. Освоение современных информационно-коммуникационных технологий направлено на формирование информационно-коммуникационной компетентности и информационной культуры как составляющей общей культуры. Ведь в период перехода к информационному обществу необходимо подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить их современным средствам, методам и технологиям работы.

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

В ТЕХНИКУМЕ

Г. В. Мозговая, преподаватель ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности»,

И. В. Бычкова, методист

Общество постоянно находится в поиске средств и приемов обработки, хранения и передачи информации. В настоящее время информация становится наиболее важным и значительным нематериальным ресурсом.

Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную образовательную организацию. Сегодня как никогда важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях образовательной деятельности.

Основными целями информатизации для ГОУ СПО «Новокузнецкий техникум пищевой промышленности» являются использование

Ф}

И. В. Бычкова

новых информационных технологий, изменение содержания, методов и форм образовательной подготовки обучающихся на этапе пе-

Г. В. Мозговая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.