УДК 629.11
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХОЛДИНГА ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ФИРМЕННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ В РЕГИОНЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ РЕСУРСАМИ И СБЫТОМ ПРОДУКЦИИ
© А.Г. Яковлев1, С.П. Озорнин2
ОАО «88 Центральный авторемонтный завод», 672016, Россия, г. Чита, п. Песчанка, ул. Дивизионная, 3. Забайкальский государственный университет, 672029, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30.
Обосновывается необходимость новых подходов к организации производства и фирменного сервиса автомобилей, собираемых в России в ограниченном количестве из автокомпонентов зарубежных автопроизводителей, в условиях ограниченных региональных ресурсов. Предлагаются схемы взаимодействия структурных звеньев производства и фирменного обслуживания малых серий автомобилей создавать на основе внутрихолдингового аутсорсинга. Системы управления фирменным сервисом автомобилей, выпускаемых малыми сериями, рассматриваются как нормативные. Ил. 4. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: управление; автокомпоненты; аутсорсинг; информационно-аналитическая модель; фирменное обслуживание; технический сервис; фирменная система обслуживания; ограниченные ресурсы; пакетные технологии сервисных услуг.
FORMATION OF INFORMATION AND ANALYTICAL MODEL OF A HOLDING ON PRODUCTION AND AUTHORIZED CAR SERVICING IN THE REGION WITH LIMITED RESOURCES AND MARKETING A.G. Yakovlev, S.P. Ozornin
"88 Central Autorepair Plant" JSC,
3 Divizionnaya St., Peschanka, Chita, 672016, Russia. Transbaikal State University,
30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672029, Russia.
The article substantiates the need for new approaches to the organization of production and authorized servicing of the automobiles assembled in Russia in a limited number from the auto components of foreign car manufacturers under conditions of limited regional resources. It is proposed to create the interaction schemes of structural units of production and authorized servicing of small batches of automobiles on the basis of intercompany outsourcing. The management systems for authorized servicing of automobiles produced in small batches are considered as normative.
4 figures. 5 sources.
Key words: management; auto components; outsourcing; information and analytical model; authorized servicing; technical service; authorized service shop; limited resources; packet technologies of maintenance service.
Уже изучены, описаны и освоены в достаточно полной мере принципы организации крупносерийного и массового производства автомобилей, их продажи и сервисного сопровождения эксплуатации [1].
Совершенно иного рода ситуация с организацией производства и фирменного обслуживания малых серий автомобилей в условиях ограниченных ресурсов и ограниченного сбыта. В тех регионах, где существует подобное положение, изыскиваются различного рода пути для помощи в их становлении, выживании и развитии. Однако этого недостаточно: необходим комплексный подход к решению проблемы.
В краевом центре Забайкальского края, в г. Чите, на базе ОАО «88 ЦАРЗ» организована сборка малотоннажных грузовых автомобилей «Гуран» малыми
сериями из машинокомплектов, поставляемых фирмой DONG FENG (Китай), в условиях ограниченного сбыта. Кроме этого, обеспечивается получение заказов в формируемую подсистему фирменного сервисного обслуживания (ФСО).
Установлено законодательно, что получение гарантированного фирменного обслуживания обеспечивается любым производителем автомобилей для покупателей его продукции. Для выполнения требования закона должна быть создана система управления фирменным сервисом автомобилей в виде подсистемы организации производителя, компонентами которой являются группы взаимодействующих людей. В соответствии с методикой формального описания больших систем, функции рассматриваемой системы
1Яковлев Андрей Геннадьевич, исполнительный директор, тел.: 89144714674. Yakovlev Andrei, Chief Executive, tel.: 89144714674.
2Озорнин Сергей Петрович, доктор технических наук, профессор, директор научно -образовательного центра проблем транспорта и сервиса машин, тел.: (3022) 417316, 89242705332; e-mail: [email protected].
Ozornin Sergey, Doctor of technical sciences, Professor, Director of Research and Educational Center of Transport Problems and Automobile Servicing, tel.: (3022) 417316, 89242705332, e-mail: s.ozornin2013.s @ ya.ru.
заключаются в восприятии определенных проблем организации (входов) и последующем выполнении набора действий (процессов), в результате которых вырабатываются решения (выходы), увеличивающие доход от деятельности всей организации (удовлетворение) или оптимизирующие некоторую функцию всех входов и выходов организации [5].
Исходя из этой общей модели, систему руководства как систему управления организацией производства, сбыта и фирменного обслуживания малых серий автомобилей можно изобразить схемой, приведенной на рис. 1.
Организация, имеющая подобную систему управления, в состоянии реагировать на заданные изменения среды (входы, характеризуемые спросом на автомобили и их ФСО) и будет производить определенную сумму благ (выход, характеризуемый уровнем дохода) для своих членов. Сумма благ, получение которой ожидается при определенных событиях и реакциях, устанавливается на основе прошлого опыта или на основе анализа реализации предшествующих управленческих решений. Элемент У сравнивает фактический и ожидаемый уровни благосостояния. Если они не равны, фиксируется наличие проблемы и приводится в действие процесс ее решения с помощью системы управления. Процесс управления формирует решение, которое как вход поступает в систему и становится частью набора ответных действий организации, изменяющих либо количество собираемых автомобилей, либо пропускную способность системы ФСО.
Доходность сферы производства и сервисного сопровождения эксплуатации малочисленных по составу региональных автопарков можно повысить упорядочением схем взаимодействия структурных звеньев внутри холдинга, организуемого для производства, продажи и фирменного обслуживания автомобилей. Схемы подобного взаимодействия изучены недостаточно, в связи с этим возникает противоречие между широко
известными и применяемыми схемами управления продажами и сервисным сопровождением эксплуатации автомобилей и схемами взаимодействия структурных звеньев производства и фирменного обслуживания малых серий автомобилей. Данное противоречие может разрешить внутрихолдинговый аутсорсинг (см. рис. 2), схема которого предложена авторами.
Если подсистема управления содержит все элементы, необходимые для управления организацией производства, сбыта и фирменного обслуживания малых серий автомобилед, то новая реакция явится правильным ответом на происшедшее событие, и фактически получаемые холдингом блага будут равны ожидаемым.
Подсистема управления придает организации способность к приспособлению и обучению, что позволяет ей создавать новые программы производства, сбыта и фирменного обслуживания малых серий автомобилей в ответ на новые входы среды, - то есть становится саморегулирующейся системой. Проблемы организации поступают в систему управления до тех пор, пока в ее пределах не найдется решение и не установится удовлетворительный уровень благ.
При выполнении торговым домом функции сбыта продажа малых серий автомобилей обеспечивает получение заказов в подсистему ФСО (в сервисное предприятие); затем заказы передаются продуценту в производство, где вырабатывается определенное количество автомобилей или услуг ФСО. Наконец, транспортно-логистическое предприятие отправляет автомобили заказчикам и доставляет новые комплекты на сборку. Деятельность отдела сбыта (торгового дома) заканчивается передачей заказа на поставку автомобилей производственному отделу. Таким образом, там, где прекращается одна функция, начинается другая; они соединяются при помощи соответствующих средств, например таких, как копии заказов на поставку автомобилей.
Рис. 1. Система управления организацией производства, сбыта и фирменного обслуживания
Рис. 2. Схема системы управления холдинга по производству, сбыту и фирменному обслуживанию автомобилей в регионе с ограниченными ресурсами и сбытом продукции (на примере ООО «Гуран»)
В тех регионах РФ, где организация производства и фирменного обслуживания малых серий автомобилей в условиях ограниченных ресурсов и ограниченного сбыта нуждается не только в становлении, но и в выживании и развитии, необходимо упорядочить схемы взаимодействия структурных звеньев внутри объединения, организуемого для производства, сбыта и фирменного обслуживания автомобилей. Внутрихол-динговый аутсорсинг поможет разрешить противоречие между широко известными и применяемыми схемами управления продажами и сервисным сопровождением эксплуатации автомобилей, а также схемами взаимодействия структурных звеньев производства и фирменного обслуживания малых серий автомобилей.
Для анализа возникающих проблемных ситуаций и совершенствования подходов к реализации планов и заданий по производству, сбыту и ФСО автомобилей необходимо на начальном этапе формализовать применяемые расчетные схемы [2].
Производство и сбыт малых серий автомобилей в условиях ограниченных ресурсов и в условиях ограниченного сбыта так или иначе могут быть отнесены к категории производственно-сбытовых систем (ПСС). Для анализа представим структуру ПСС в виде множества условно неделимых подсистем или своеобразного моноблока (рис. 3).
При описании структуры ПСС по функциональному назначению и связям образующих ее систем, подсистем и элементов целесообразно выделить три вида систем (см. рис. 3): а) основные (системообразующие) (ОС), которые выполняют главные функции в ПСС и характеризуют ее как единое целое; б) после-
довательно вспомогательные (ПосВС), включенные фактически в ряд основных, поскольку только качество их функционирования определяет работоспособность основной системы; в) параллельно вспомогательные (ПарВС), выполняющие вспомогательные функции в ПСС в целом [4, с. 254-260].
Такое деление является относительным, оно зависит от целей и методов исследования. В данном случае в качестве ПосВС выбраны: системы снабжения, сбыта, научно-технического и кадрового обеспечения, транспортно-логистическая система. В качестве ПарВС: системы маркетинга, маркетинговых коммуникаций и фирменного обслуживания продукции. Элементы и подсистемы принимаются неделимыми условно, для каких-то конкретных случаев.
Более глубокое и детальное изучение ПСС подразумевает исследование не только их подсистем и элементов, но и функциональных системообразующих связей, т.е. связей, характеризующих структуру и состояние систем с точки зрения организации производства, сбыта и эксплуатации автомобилей. К ним относят характеристики подсистем снабжения, производства, сбыта и фирменного обслуживания продукции, а также требования к управлению этими процессами.
Связи, характеризующие состояние ПСС указывают на способность выполнять заданные функции в настоящем и будущих моментах времени ее использования.,
Для оценки характера и тесноты связей подсистем ПСС следует построить так называемую информационно-аналитическую модель [3].
т 1 I_1_I_I
ВНУТРИХОЛДИНГОВЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
(организационно-технические, материально-экономические, коммуникационно-управленческие условия и факторы)
Рисунок 3. Формализованная структурная схема производственно-сбытовой системы холдинга и характера
влияния различных условий и факторов на ее состояние
В отличие от традиционного подхода, приведенная на рис. 4 схема отражает функциональные связи в ПСС, которые обеспечиваются в большинстве случаев потоками соответствующей информации.
В данном случае системно рассматривается взаимодействие факторов, показателей и условий внешней и внутренней среды функционирования ПСС, определяющее качество ее функционирования.
Состояние ПСС изменяется под воздействием, с одной стороны, внешних условий и факторов влияния, с другой стороны, под воздействием внутрихолдинго-вых условий и факторов влияния и так называемого человеческого фактора.
Изменения состояния ПСС в виде своеобразной функции отклика передаются к элементу системы «Качество функционирования ПСС», оценивающему качество функционирования ПСС с технической точки зрения. Данный элемент является связующим звеном
структуры рассматриваемой системы. На него опосредованно оказывают воздействие человеческий фактор, а также внешние и внутрихолдинговые условия и факторы.
Неблагоприятные для состояния и, соответственно, для качества функционирования ПСС воздействия компенсируются с помощью управляющих воздействий принятой стратегии подсистем сбыта и фирменного сервисного обслуживания. Эти управляющие воздействия оказываются, прежде всего, непосредственно на состояние ПСС и, опосредованно, на качество ее функционирования.
Информационные потоки функционально связывают практически все элементы рассматриваемой системы. Следует заметить, что управленческие процессы, отраженные в схеме, фактически тоже информационные потоки.
управление
воздействие
влияние
информация
Рис. 4. Структурно-функциональная схема связей в сложной производственно-сбытовой организационно-технической системе (информационно-аналитическая модель)
Таким образом, использование метода системного анализа позволяет получить качественно-количественные характеристики ПСС и дает возможность проводить структурно-логический анализ сложных организационно-технических систем: сферы производства, сбыта и фирменного сервисного обслуживания выпускаемых автомобилей, а также формирует основу для расчета, обоснования и разработки баз данных по нормативам и показателям предлагаемой системы фирменного сервисного обслуживания выпускаемых автомобилей. При этом формулируются требования к точности методов и средств контроля и оценки технического состояния автомобилей, качества их ТО и ремонта в заданных условиях эксплуатации.
Учитывая степени риска появления аварийных си-
туаций или возможных значительных материальных потерь при различных вариантах производственно-технической эксплуатации выпускаемых и обслуживаемых в рамках холдинга автомобилей, разработаны варианты пакетов сервисных услуг системы ФСО. Владельцам автомобилей предоставляется возможность ознакомиться со стоимостью их реализации и степенью риска неблагоприятных последствий. В качестве примера в табл. приведены варианты пакетов сервисных услуг (ПТВ) и их оценочные параметры в системе ФСО автомобилей «Гуран», собираемых из агрегатно-узловых комплектов (автокомпонентов), поставляемых фирмой DONG FENG (Китай) в г. Чите на производственно-технической базе ОАО «88 Центральный авторемонтный завод».
Таблица
Варианты ПТВ Базовый Повышенный 1 Повышенный 2 Пониженный Усредненный
Ориентировочная себестоимость, тыс. руб. 1,28 1,52 1,86 0,95 1,40
Ориентировочная стоимость для клиента, тыс. руб. 1,48 1,76 2,15 1,10 1,62
Степень риска неблагоприятных последствий 0,15 0,10 0,05 0,20 0,13
Предварительная оценка экономической эффективности использования пакетных технологий в системе ФСО автомобилей «Гуран» при организации их технического сервиса в условиях ограниченных ресурсов позволяет сделать вывод о том, что затраты на техническое обслуживание и ремонт, по сравнению с нормативами системы ППР, сокращаются практически на 25-30 %. Значительно повышается безопасность эксплуатации автомобилей и привлекательность сервисных услуг для их владельцев, поскольку только им предоставляется право самостоятельно выбирать
соответствующие, по их мнению, пакеты услуг фирменного технического сервиса. Несмотря на пока еще значительную стоимость аппаратного и программного обеспечения диагностического мониторинга и формирования пакетных технологий, срок их окупаемости оказывается уже вполне приемлемым для многих предприятий и фирм, эксплуатирующих автомобили различных типов, собираемых на территории РФ из ввозимых агрегатно-узловых комплектов (автокомпонентов) иностранного производства.
Статья поступила 24.03.2014 г.
Библиографический список
1. Варнаков В.В. Организация и технология технического сервиса машин. Учебник для вузов. М.: Изд-во КолосС, 2007. 277 с.
2. Винер Ноберт. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983. 256 с.
3. Озорнин С.П. Технический сервис мобильных машин: Стратегия ситуационно-комбинированного обслуживания: моногр. Чита: Изд-во ЧГУ, 2004. 250 с.
4. Озорнин С.П. Технологическое обеспечение жизненного цикла сервисных услуг при организации технического обслуживания и ремонта машин в эксплуатации. Информационные технологии, системы и приборы в АПК: материалы 5-й Междунар. науч. практ. конф. «АГР0ИНФ0-2012». Новосибирск: Изд-во Рос. акад. с.-х. наук, 2012. С. 254-260.
5. Янг Стивен. Системное управление организацией. М.: Изд-во Советское радио, 1972. 456 с.