УДК 370.13
Ильясова Эльвира Наилевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, [email protected], Стерлитамак
формирование индивидуальной траектории обучения
В КОНТЕКСТЕ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИВАЮщЕЙ
информационной образовательной среды
Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования индивидуальной траектории обучения в контексте приоритетов развивающей информационной образовательной среды. Особое внимание уделено раскрытию сущности понятия «развивающая информационная образовательная среда», характеристике дидактических особенностей этой среды, показана роль развивающей информационной образовательной среды в актуализации личностных ценностей обучающихся и трансформации их «субъективно-практической» позиции в субъективно-познавательную.
Ключевые слова: индивидуализация, концепция личностно-ориентированного образования, развивающая информационная образовательная среда, индивидуальная образовательная траектория, направления реализации образовательной траектории.
Ilyasova Elvira Nailevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of Psychology Sterlitamaksky branch of the Bashkir State University, [email protected], Sterlitamak
FORMATION OF INDIVIDUAL TRAJECTORY OF LEARNING IN THE CONTExT OF THE PRIORITIES OF DEVELOPING INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Аbstract: The article considers features of formation individual learning paths in the context of the priorities of developing information educational environment. Of particular attention is paid to the disclosure of the essence of the concept of «developing informational educational environment», the characteristic features of the teaching environment, the role of developing information educational environment in the actualization of personal values their learners, and of transformation of «subjective-practical» position in the a subjective cognitive.
Keywords: personalization, concept of learner-centered education, developing informational educational environment, individual educational trajectory, directions for implementing the educational trajectory
В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым, ориентируется на индивидуализацию как ценность.
Индивидуализация в понимании Д. И. Фельдштейна есть постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение)
и формирование себя как субъекта [7].
Т. И. Боровкова индивидуализацию определяет «как процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности» [1].
Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. В «Национальной доктрине образования Российской
Федерации на период до 2025 года» [6] индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся, названа ожидаемым результатом ее реализации.
В настоящее время наметился переход к личностно-ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся.
И.С. Якиманская в рамках концепции личностно-ориентированного образования предлагает сделать приоритетным учёт преподавателем субъективного опыта обучающегося: познавательного, коммуникативного или созидательного (творческого). Исходя из этого, рекомендуется дифференцировать не обучающихся («внешняя» дифференциация), а учебный материал; организовать единое образовательное пространство таким образом, чтобы создать разнообразную среду, где каждый обучающийся самореализуется «как может» в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, имеет условия для индивидуального развития («внутренняя» дифференциация). По её мнению, следует различать учебную, общую для всех программу, и образовательную, учитывающую особенности обучающегося: способы проработки им учебного материала. Стимулирование стремления учащихся к самообразованию осуществляется благодаря особой организации материала и преимущественного внимания преподавателя к процессу учения. Для этого в индивидуальной работе выделяются единицы учения, предоставляется возможность выбора при выполнении заданий. Контроль и оценка осуществляются не только за результатом, но и за процессом учения [8].
Отметим, что речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития обучающегося, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Реализация данной задачи, на наш взгляд, возможна при проектировании в условиях современной школы развивающей информационной образовательной среды.
Под развивающей информационной образовательной средой (РИОС) мы понимаем целостную педагогическую систему, интегрирующую в себе следующие основные модусы:
- современные (инновационные) образовательные технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой, социально-значимой, креативной личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков;
- информационные образовательные ресурсы (традиционные и электронные носители информации, компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы);
- средства управления образовательным процессом;
- психолого-педагогические условия, способствующие творческому саморазвитию обучающихся и формирующие у них установки на развитие их креативного потенциала [5].
Таким образом, это среда, в которой будут учтены личностные ресурсы субъектов образовательного процесса и где в качестве главной максимумы в развитии личности выступят ее творческие возможности и образовательные потребности.
Внедрение модели РИОС в современной школе требует адекватного изменения построения индивидуальной траектории образования ученика.
В последнее время термин «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) активно используется в различных психолого-педагогических исследованиях (Е. А. Александрова, А. Б. Воронцова, Ю. В. Громыко, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалева, Г. Н. Прозументова, Н. В. Рыбалкина, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, М. А. Холодная, А. В. Хуторской и др.). В них изложены разные трактовки этого понятия (с позиций проблемно-рефлексивного, дея-тельностного, личностного, профессионального подхода).
В работах А. С. Гаязова [2; 3] представлен подробный анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающий понятие
«индивидуальная траектория образования». Автор утверждает, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» имеет широкое значение и характеризуется несколькими направлениями реализации образовательной траектории:
- содержательное (реализуемое через образовательные программы);
- деятельностное (реализуемое через нетрадиционные педагогические технологии);
- процессуальное (определяющее организационный аспект, виды общения).
Индивидуальные образовательные траектории можно трактовать как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.
Индивидуальная траектория - это проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом. Они связывают понятие «индивидуальная образовательная траектория» с понятием «образовательная программа», позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности, отмечают способность учеников осознанно выбирать индивидуальную траекторию обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно-ориентированного, проектно-со-зидательного, модульного обучения, гуманистической школы. Индивидуальная образовательная траектория как образовательная программа рассматривается с двух сторон:
- как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
- как индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, созданную с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальной образовательной траек-
тории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося.
Для проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в РИОС мы предлагаем использовать принцип модульности (Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова), который реализуется через модуль базового образования (обязательное образование) и вариативный модуль (предполагающий выбор), модуль коррекции (созданный для учёта индивидуальных особенностей участников), модуль организационно-педагогического обеспечения [4].
При проектировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся в РИОС важным является реализация принципа вариативности в обучении, то есть становится возможным выбор учащимися из вариативной части интересующих их модульных элементов, методов, технологий, форм, средств и контроля, а также адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам учеников. Поэтому, приступая к проектированию индивидуальной траектории развития обучающегося в рамках РИОС, мы сохранили общую структуру организации образовательной деятельности школы, но усилили момент поиска средств, позволяющих школьникам преодолевать противоречие между унифицированным способом получения знаний и феноменами личностного опыта, для того чтобы они могли вырабатывать авторские картины мира. Именно собственное видение мира поможет школьнику в будущем не оказаться заложником жизненных ситуаций.
Разработанная нами принципиально новая дидактическая система - развивающая информационная образовательная среда имеет следующие преимущества:
- направлена на сохранение присущего учащимся стиля жизнедеятельности и последующее его развитие;
- обеспечивает актуализацию личностных ценностей учащихся и трансформацию «субъективно-практической» позиции в субъективно-познавательную;
- способствует формированию нового от-
ношения к миру и, как следствие, возникновению адекватных личности ученика и жизненной ситуации мотивов, целей и способов их достижения.
Библиографический список
1. Боровкова Т. И. Индивидуализация как базовая ценность образования в современной социокультурной ситуации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/4252 (дата обращения: 01.04.2013).
2. Гаязов А. С. Индивидуальные траектории образования личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Otdelenie_ psihologii_i_fiziologii.2010.10.26.Spravka.pdf (дата обращения: 29.03.2013).
3. Гаязов А. С. Индивидуальные траектории и современное образование. Система профильного обучения в школах республики Башкортостан: опыт, проблемы, перспективы. - Уфа-Нефте-
камск, 2008. - 51с.
4. Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): методические материалы к обучающим семинарам. - СПб., Петроградский и К., 1995. - 64 с.
5. Ильясова Э. Н. Развивающая информационная образовательная среда: от моделирования к проектированию: монография. - Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2012. - 324 с.
6. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 41.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л. И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.
8. Якиманская И. С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе. - М., Сентябрь. 1996. - 96 с.