ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ТРЕБОВАНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ
БАБАНОВА И.А.
Имидж учебного заведения во многом определяет позитивную ориентацию молодежи на получение профессионального образования в конкретном учреждении. Для формирования положительного имиджа на современном рынке образовательных услуг учебному заведению необходимо выявить свои слабые и сильные позиции для определения приоритетов и стратегии дальнейшей работы.
Image educational institution determinate so much the positive orientation of young people for receives profession educational in particular office. For formulation positive image on present- day of formation services the educational institution necessary to clarify poor and strong positions for identification of priorities and strategy further work.
Социализация современной молодежи протекает под влиянием разнонаправленных факторов: политических и экономических перемен в стране, трансформации ценностнонравственной системы, новой социальной дифференциации в обществе, изменения шкалы престижности профессий. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий федерального и региональных рынков труда, а так же перспективы их развития.
Для успешного ведения образовательного процесса учебные заведения должны своевременно и адекватно реагировать на требование времени. Это может проявляться в изменениях содержания образования, в предложении каких-либо дополнительных услуг, курсов, в обновлении материально-технической базы в соответствии современным условиям, формировании новых, более конструктивных отношений с потенциальными работодателями, создание региональных центров, высокий уровень квалификации педагогических работников, грамотное управление образовательным учреждением и др. От этого во многом зависит имидж образовательного учреждения и его будущее [1].
В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии, повышение качества образования, его доступности, эффективности, непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на получение профессионального образования в конкретном учебном заведении.
Современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. [2, с. 192].
Т.е. имидж - это то, что можно планировать и создавать. Под имиджем образовательного учреждения понимают сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Формирование имиджа связано с процессом, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей. Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения - это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками, призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума [3].
Имидж - инструмент достижения стратегических целей образовательного учреждения. Однако позитивная известность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она
требует целенаправленной систематической работы. Ключевыми моментами плана по созданию эффективного комплексного имиджа являются внешний и внутренний имидж образовательного учреждения.
Создание положительного имиджа — это сложная и многосторонняя работа, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы [1].
Необходимость формирования имиджа профессиональных образовательных учреждений определяется [4]:
- демографической ситуацией в стране;
- сложностью профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ;
- отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.
- становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений,
- социально-экономическим заказом.
Наиболее важные принципы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения [5]:
- имидж образовательного учреждения должен соответствовать стратегии развития учреждения;
- имидж образовательного учреждения должен соответствовать этапу развития учреждения;
- внутренний имидж образовательного учреждения должен соответствовать внешнему имиджу учреждения;
- имидж образовательного учреждения должен соответствовать современному этапу развития общества, в котором существует учреждение.
Для формирования положительного имиджа на современном рынке образовательных услуг учебному заведению необходимо выявить свои слабые и сильные позиции для четкого определения приоритетов и стратегии дальнейшей работы.
Несомненно, сильными позициями являются:
- мобильный профессиональный кадровый состав, имеющий соответствующие категории, способный к инновационному развитию;
- наличие сплоченного педагогического коллектива и административной команды управления образовательным учреждением;
- хорошее материально-техническое оснащение;
- интеграция образования и научно-практической деятельности;
- интеграция с работодателями;
- комфортная социальная среда;
- хорошо поставленная воспитательная работа;
- наличие образовательной траектории непрерывного образования.
К проблемным позициям можно отнести: слабый контингент поступающих; недостаточное качество подготовки обучающихся; низкую активность педагогов в инновационной деятельности; отсутствие престижности профессии; слабые адаптационные программы; недостаточную профориентационную работу и др.
Объективная картина позволяет выработать план последовательных, наиболее значимые мероприятий для выравнивания сниженных позиций.
Стратегия формирования имиджа учебно-профессионального заведения должна быть ориентирована на внутренний потенциал развития и инновационные технологии управления и обучения (рис.1).
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволяет в конечном итоге решить ряд задач:
- повышение привлекательности учебного заведения как для обучающихся, их родителей, так и для педагогического коллектива;
- расширение спектра образовательных услуг;
- повышение уровня организационной и управленческой культуры;
- расширение сферы взаимодействия с потенциальными работодателями;
- повышение качества образовательных услуг;
- улучшение социально-психологичекого микроклимата в коллективе и в самом учебном заведении.
Качество подготовки обучающихся и профессиональная адаптация
Интеграция образования и науч-
Рис.1. Модель стратегии формирования имиджа образовательного учреждения
Библиографический список:
1. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. - М., Владос, 2004.
2. Краткий словарь современных понятий и терминов.-3-е изд., дораб. И доп./Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко.- М.: Республика.- 2000.- 670 С.].
3. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998, С. 11.
4. Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России // PR в образовании. 2003, № 4, С. 104-105.
5. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения [Электронный ресурс]// Сб. статей к четвертой международной научно-теоретической конференции «Образование и наука в третьем тысячелетии»/ Алтайский экономико-юридический институт.-http://aeli.altai.ru/ nauka/sbornik/2002/zueva.html]:
Ключевые слова: имидж образовательного учреждения.
Keywords: image of educational institution.