Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КОМПАНИИ HUAWEI В РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ТАСС)'

ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КОМПАНИИ HUAWEI В РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ТАСС) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж компании / критический дискурс-анализ / теория представления социальных акторов / ТАСС / company image / critical discourse analysis / social actor representation theory / TASS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сунь Сяоли

Цель исследования – выявить, как российские СМИ, на примере агентства ТАСС, формируют имидж компании Huawei в своих публикациях. В статье проведен анализ изменений в тематике публикаций о Huawei с августа 2013 года по февраль 2024 года с использованием критического дискурсанализа и теории представления социальных акторов. Внимание уделяется переходу от позитивного освещения к негативному и обратно к относительно позитивному тону в отношении компании. Научная новизна заключается в выявлении того, как российские СМИ, используя лексические и риторические стратегии, формируют имидж Huawei не только как технологического гиганта, но и как жертвы международной политической конфронтации. Впервые исследованы особенности репрезентации Huawei в российских медиа в контексте международных отношений, что ранее не получило должного внимания в языкознании. В результате исследования установлено, что ТАСС в основном представляет Huawei в положительном свете, акцентируя внимание на успехах компании, а также критикуя США, изображая их как «агрессора», что подчеркивает намерение ограничить технологическое развитие Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Сунь Сяоли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING THE IMAGE OF HUAWEI IN RUSSIAN MEDIA (A CASE STUDY OF TASS)

The study aims to reveal how Russian media outlets, exemplified by the TASS news agency, shapes the image of Huawei in their publications. The article analyzes the changes in the thematic focus of publications on Huawei from August 2013 to February 2024, employing critical discourse analysis and social actor representation theory. The study focuses on the shift from positive coverage to negative coverage and back to a relatively positive tone regarding the company. The novelty of the work lies in determining how Russian media, using lexical and rhetorical strategies, constructs Huawei’s image not only as a technological giant but also as a victim of international political confrontation. This is the first study to investigate the specifics of Huawei’s representation in Russian media in the context of international relations, a topic previously under-researched in linguistics. The study reveals that TASS generally presents Huawei in a positive light, highlighting its achievements and criticizing the USA, portraying them as the “aggressor”, which underscores the intention to limit China’s technological development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА КОМПАНИИ HUAWEI В РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ТАСС)»

i rpamÖTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2024. Том 17. Выпуск 11 | 2024. Volume 17. Issue 11

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Формирование имиджа компании Huawei в российских СМИ (на примере агентства ТАСС)

Сунь Сяоли.

Аннотация. Цель исследования - выявить, как российские СМИ, на примере агентства ТАСС, формируют имидж компании Huawei в своих публикациях. В статье проведен анализ изменений в тематике публикаций о Huawei с августа 2013 года по февраль 2024 года с использованием критического дискурс-анализа и теории представления социальных акторов. Внимание уделяется переходу от позитивного освещения к негативному и обратно к относительно позитивному тону в отношении компании. Научная новизна заключается в выявлении того, как российские СМИ, используя лексические и риторические стратегии, формируют имидж Huawei не только как технологического гиганта, но и как жертвы международной политической конфронтации. Впервые исследованы особенности репрезентации Huawei в российских медиа в контексте международных отношений, что ранее не получило должного внимания в языкознании. В результате исследования установлено, что ТАСС в основном представляет Huawei в положительном свете, акцентируя внимание на успехах компании, а также критикуя США, изображая их как «агрессора», что подчеркивает намерение ограничить технологическое развитие Китая.

EN

Shaping the image of Huawei in Russian media (a case study of TASS)

XiaoLi Sun

Abstract. The study aims to reveal how Russian media outlets, exemplified by the TASS news agency, shapes the image of Huawei in their publications. The article analyzes the changes in the thematic focus of publications on Huawei from August 2013 to February 2024, employing critical discourse analysis and social actor representation theory. The study focuses on the shift from positive coverage to negative coverage and back to a relatively positive tone regarding the company. The novelty of the work lies in determining how Russian media, using lexical and rhetorical strategies, constructs Huawei's image not only as a technological giant but also as a victim of international political confrontation. This is the first study to investigate the specifics of Huawei's representation in Russian media in the context of international relations, a topic previously under-researched in linguistics. The study reveals that TASS generally presents Huawei in a positive light, highlighting its achievements and criticizing the USA, portraying them as the "aggressor", which underscores the intention to limit China's technological development.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что имидж компании представляет собой совокупность мнений и представлений общественности об организации, которые формируются под влиянием средств массовой информации (СМИ) (Webster, 2005). В условиях глобализации корпоративный имидж приобретает значительную роль, выступая в качестве своеобразного окна, через которое общественность формирует представление о стране происхождения компании. Корпоративный имидж становится важной составляющей национального имиджа, способствуя формированию восприятия страны в целом. Для самой компании имидж является элементом «мягкой силы», расширяющей возможности для ее развития на международной арене. В эпоху медиализации СМИ оказывают значительное влияние на создание и распространение этого имиджа. На фоне нестабильной международной торговли создание положительного имиджа китайских компаний в российской медиасреде и укрепление их позиций на международной арене являются актуальной задачей.

Необходимость изучения данной темы для современного языкознания заключается в том, что анализ процессов формирования корпоративного имиджа через медиапространство позволяет глубже понять механизмы влияния языка и средств массовой информации на общественное мнение. Исследование, основанное на методах критического дискурс-анализа и теории представления социальных акторов, дает возможность

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20240567

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

выявить лингвистические и риторические стратегии, которые СМИ используют для конструирования образа компании и страны ее происхождения. В условиях глобализации язык играет ключевую роль в передаче идеологических концептов, влияющих на международные отношения, национальные образы и экономическое сотрудничество. В связи с этим изучение того, как российские СМИ, на примере агентства ТАСС, формируют имидж китайской компании Huawei, представляет собой важный шаг для понимания языковых практик, способствующих международной коммуникации и восприятию стран в условиях медиализации.

В настоящем исследовании были поставлены следующие задачи: проанализировать изменения в тематике публикаций о Huawei с августа 2013 года по февраль 2024 года, чтобы определить ключевые события и факторы, влияющие на восприятие компании; исследовать лингвистические и риторические стратегии, используемые ТАСС для освещения деятельности компании Huawei; определить, как в российских СМИ представлены ключевые участники - Huawei, США и другие акторы - и как это влияет на восприятие компании в международном контексте. В завершение обобщить формируемый в публикациях ТАСС имидж компании Huawei.

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы: контент-анализ, критический дискурс-анализ, анализ социальных акторов и синтез со сравнительным анализом. Критический дискурс-анализ используется для выявления того, как медиадискурс влияет на формирование представлений и восприятие компании в общественном сознании. Теория представления социальных акторов помогает исследовать, каким образом компании, такие как Huawei, позиционируются через медиасообщения в зависимости от политических, экономических и социальных контекстов. Эти подходы предоставляют аналитические инструменты для изучения взаимосвязи между медиапредставлениями и социальными факторами, влияющими на создание корпоративного имиджа.

Материалом для исследования послужили новостные публикации агентства ТАСС, относящиеся к компании Huawei. Изначально планировалось провести сравнительный анализ публикаций о Huawei в трех российских медиа: РИА Новости, Спутник и ТАСС. Однако из-за технических сложностей с извлечением данных из источников РИА Новости и Спутник удалось получить только 156 новостных сообщений, что недостаточно для полноценного анализа. В результате основное внимание было уделено материалам ТАСС, откуда было извлечено 1901 сообщение. После отбора и исключения новостей, где компания упоминалась лишь один раз без значимого контекста, для исследования осталось 1765 сообщений, что позволило создать достаточно репрезентативный корпус данных для анализа.

Теоретическую базу исследования составляют труды по критическому дискурс-анализу (Wodak, Meyer, 2001; Fairclough, 2003), теории представления социальных акторов (Leeuwen, 1996) и исследования в области медийной коммуникации (Webster, 2005; McQuail, 2010; Яхимовский, Гаврилюк, 2015; йШШ, ШДШ, ЙМ^ и др., 2019; Ярных, 2021; 2024).

Практическая значимость исследования заключается в его возможности способствовать разработке более эффективных стратегий построения имиджа китайских компаний в международных СМИ. Результаты исследования могут быть использованы как основа для создания коммуникационных стратегий, направленных на улучшение восприятия китайских компаний в международной среде, а также для укрепления их позиций на рынках. Кроме того, результаты могут применяться в преподавании дисциплин по медийной коммуникации, PR, а также межкультурной коммуникации, что актуально в условиях глобализации и усиления конкуренции на международной арене.

Обсуждение и результаты

Большинство предыдущих исследований акцентировало внимание на качественных аспектах (Тлемешок, Лабузова, 2017; ^ШЖ, ШШШ, 2018; ШМТ, 2024), количественные исследования, посвященные анализу освещения компании в СМИ, встречаются крайне редко. Важным аспектом является жанровое и количественное распределение публикаций о компании, которое позволяет выявить, как изменялось освещение ее деятельности на фоне международных политических событий. Рассмотрение жанров публикаций и их объемов, а также анализ ключевых тем и слов дает возможность понять, каким образом ТАСС выстраивает образ Huawei.

Количественные данные о публикациях ТАСС о Huawei приведены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Жанр публикаций ТАСС о Huawei

№ Жанр материалов Абс. кол-во Отн. кол-во (в %)

1 Статья 20 1,1

2 Мнение 17 1,0

3 Онлайн-конференция 1 0,1

4 Эксплейнер 13 0,7

5 Интервью 13 0,7

6 Новость 1701 96,4

Из Таблицы 1 видно, что на сайте ТАСС по освещению Huawei преобладают новостные материалы (96,4% от общего количества). При этом подавляющее большинство материалов (1440 из 1765; 81,6%) имеют объем менее 500 слов (Таблица 2). Это может свидетельствовать о том, что ТАСС предпочитает публиковать краткие новости о Huawei.

Таблица 2. Объем публикаций ТАСС о Huawei

№ Объем публикаций Абс. кол-во Отн. кол-во (в %)

1 меньше 500 слов 1440 81,6

2 500-1000 слов 235 13,3

3 больше 1000 слов 90 5,1

Из Рисунка 1 видно, что ТАСС склонно освещать деятельность Huawei по двум разделам: «экономика и бизнес» (59,1%) и «международная панорама» (28,1%). Хотя раздел политики занимает небольшую долю (1,1%), раздел «международная панорама» включает в себя значительное количество материалов по международной политике и международным отношениям. Далее по объему контента стоят разделы «общество» (4,5%) и «наука» (3,2%).

Рисунок 1. Распределение разделов ТАСС о Huawei

Рисунок 2 свидетельствует, что ТАСС уделяет много внимания Ниаше^ а связанные с этим публикации демонстрируют сосредоточенность событий во времени. На Рисунке 2 показано распределение количества публикаций с 2013 по начало 2024 года. ТАСС начало публиковать сообщения о Huawei с августа 2013 года, а 6 февраля 2024 года сбор материала для анализа был окончен. Можно заметить, что с 2013 по 2017 год количество сообщений было очень невелико, в основном это были единичные случаи; в 2018 году количество сообщений резко возросло: первый пик приходится на декабрь 2018 года, увеличение количества сообщений продолжалось вплоть до 2019 года, второй пик приходится на май 2019 года; в 2020 и 2021 годах количество сообщений значительно снизилось, лишь иногда наблюдались небольшие пики; а с 2022 по 2024 год видно значительное уменьшение числа публикаций, среднемесячное количество которых не превышало 10.

Рисунок 2. Количество публикаций ТАСС о Huawei

Эти данные позволили выделить пять этапов в изменении количества публикаций ТАСС, связанных с Huawei: 2013-2017 гг., 2018 г., 2019 г., 2020-2021 гг., 2022-2024 гг. С целью более глубокого изучения новостных тенденций и контекстуальных факторов этого изменения был использован Python - для создания списков ключевых слов для 5 подкорпусов. После исключения местоимений, предлогов, союзов и других мало связанных с темой слов были проанализированы контексты, в которых находились первые 30 ключевых слов, - чтобы выявить важные темы и контекстуальную информацию, о которых часто сообщало ТАСС в течение 2013-2024 гг. Стоит отметить, что при использовании Python рассматривались только исходные формы всех слов, с объединением различных форм существительных, прилагательных и глаголов (Таблица 3).

Таблица 3. Топ-30 наиболее часто встречающихся ключевых слов в подкорпусах

№ 2013-17 гг. 2018 г. 2019 г. 2020-21 гг. 2022-24 гг.

Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота Слово Частота

1 компания 631 Huawei 822 Huawei 2589 Huawei 1885 Huawei 533

2 Huawei 532 компания 778 компания 2007 компания 2360 компания 528

3 технология 278 китайский 414 США 1867 США 1134 китайский 280

4 новый 240 смартфон 328 китайский 1276 китайский 848 США 269

5 китайский 210 Китай 328 Китай 910 новый 909 американский 175

6 решение 208 технология 276 американский 847 технология 882 страна 166

7 проект 202 Мэн Ваньчжоу 254 страна 736 страна 745 технология 152

8 развитие 190 новый 249 безопасность 646 50 703 смартфон 150

9 мир 185 декабрь 249 решение 591 сеть 817 новый 147

10 российский 181 страна 245 связь 575 Китай 664 сеть 138

11 Россия 173 Honor 236 президент 571 связь 573 безопасность 133

12 Китай 167 американский 234 технология 569 американский 550 КНР 128

13 смартфон 166 данные 229 КНР 548 безопасность 565 сообщить 124

14 связь 157 сеть 227 новый 541 оборудование 379 данные 116

15 рынок 155 решение 225 май 526 решение 652 поставка 115

16 сеть 154 Канада 209 50 519 возможность 546 Россия 110

17 директор 154 рынок 203 сеть 494 система 595 решение 105

18 Honor 153 директор 200 оборудование 484 приложение 655 50 99

19 страна 150 связь 193 смартфон 484 смартфон 320 связь 99

20 данные 149 канадский 191 национальный 480 национальный 301 оборудование 95

21 первый 146 КНР 190 Трамп 480 мир 527 система 93

22 система 144 международный 180 угроза 474 устройство 434 власть 93

23 работа 140 мир 168 заявить 455 данные 462 возможность 91

24 цифровой 135 Россия 161 система 446 Россия 261 заявить 91

25 возможность 134 статья 158 торговый 427 власть 257 отношение 90

26 партнер 133 сообщить 157 сообщить 423 сервис 253 рынок 86

27 отметить 132 финансовый 156 власть 423 информация 248 национальный 83

28 форум 132 информация 154 Россия 401 угроза 240 развитие 82

29 статья 129 Apple 148 вопрос 396 мобильный 237 цифровой 79

30 информация 127 развитие 145 международный 393 Трамп 236 чип 75

В период 2013-2017 гг. ключевые слова сосредоточены вокруг таких единиц, как компания, технологии, решение, проект, а также китайского происхождения Huawei. Это указывает на общий интерес к компании как к важному игроку на рынке технологий и ее продукции. В этот период публикации о компании в основном носили положительный характер.

В 2018 году, по сравнению с предыдущими годами, значительно поднялись в рейтинге ключевые слова США, Китай, Мэн Ваньчжоу, Канада, декабрь, Honor. Резкий рост упоминаний США связан с началом торговой войны между США и Китаем, а также с ужесточением американских санкций против Huawei. Эти события привели к значительному увеличению внимания к политическому контексту деятельности компании. Арест финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу в Канаде по запросу США в декабре 2018 года стал одним из ключевых международных инцидентов, вызвавших широкий резонанс и привлекших внимание к юридическим и геополитическим аспектам деятельности компании. Кроме того, в 2018 году слово Apple впервые вошло в топ-30 ключевых слов сообщений ТАСС о Huawei, поскольку в то время конкуренция между Huawei и Apple стала особенно острой. Доля бренда Honor при компании Huawei на рынке смартфонов России стремительно растет.

В 2019 году ключевые слова США, безопасность, угроза, Трамп и 5G стали особенно актуальными в публикациях ТАСС о Huawei, что отражает нарастающую напряженность в отношениях между США и Китаем. Президент США Дональд Трамп подписал указ, предоставляющий его администрации широкие полномочия для запрета китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei вести бизнес в США. В мае Министерство торговли США добавило компанию Huawei в так называемый «черный список», объявив, что деятельность Huawei представляет собой угрозу национальной безопасности США. В то время отношение европейских стран к развертыванию 5G технологий Huawei и введению санкций против Huawei было разнообразным и отражало сложную международную обстановку, связанную с вопросами национальной безопасности, технологического суверенитета и геополитических интересов.

В 2020 и 2021 годах ключевые слова не претерпели значительных изменений по сравнению с 2019 годом, однако можно заметить, что частота упоминаний о 5G стала выше, чем в предыдущие годы. Несмотря на санкции со стороны США, Huawei все же достигла некоторых прорывов в технологической сфере, например, успешно выпустила новые смартфоны на базе 4G, чтобы справиться с трудностями в получении чипов 5G. Huawei продолжала сохранять лидирующие позиции в области технологии 5G, продвигая развитие и применение технологии, включая сотрудничество со многими странами по строительству сетей 5G. Технология 5G

от Huawei вызвала дискуссии о безопасности по всему миру, и некоторые страны и регионы рассмотрели возможность ограничения или запрета на использование оборудования и технологий 5G от Huawei, поддаваясь давлению со стороны США. Huawei активно развивала свою научно-исследовательскую деятельность и получила передовые достижения в таких областях, как 5G, облачные вычисления и искусственный интеллект. Важно отметить, что, несмотря на широкое обсуждение в Китае санкций США против Huawei, касающихся микрочипов в 2020 году, и освобождения Мэн Ваньчжоу в 2021 году, ТАСС редко упоминал эти темы в своих публикациях. Поэтому ключевые слова чип и Мэн Ваньчжоу не вошли в топ-30 наиболее упоминаемых слов. Это может отражать различие в фокусе внимания между ТАСС и китайскими СМИ.

Впервые слово чип попало в топ-30 ключевых слов в 2022-2024 гг., слово смартфон также поднялось в рейтинге по сравнению с 2019-2021 годами. Сталкиваясь с санкциями со стороны США, Huawei приняла ряд стратегий для смягчения последствий. Это включало увеличение инвестиций в научно-исследовательскую деятельность, разработку собственных технологий микрочипов, таких как серия чипов Kirin. Huawei также активно искала альтернативных поставщиков и партнеров, чтобы обеспечить непрерывность своих продуктов и услуг. С сентября 2023 года благодаря использованию чипа Kirin 9000s производственная линия смартфонов Huawei и доля рынка были восстановлены.

В конечном итоге из всех 1765 текстовых материалов были выбраны 200 ключевых слов, а после исключения местоимений, предлогов, союзов и других мало связанных с темой слов (например, день, дело, слово, сказать) получился список из 166 слов. Затем была использована программа Wordless для создания облака слов, где слова с более высокой частотой появления отображаются крупнее, а слова с более низкой частотой -мельче, что помогает увидеть наиболее часто встречающиеся ключевые слова и темы в публикациях ТАСС о Huawei за этот период: более чем за 11 лет (Рисунок 3).

Рисунок 3. Облако слов о Huawei в материалах ТАСС

Публикации ТАСС, посвященные Huawei, затрагивают множество аспектов деятельности компании, включая технологические новшества (например, смартфоны, 5G, искусственный интеллект), международные отношения (торговая война между США и Китаем, санкции, арест и последующее освобождение Мэн Ваньчжоу), рыночную конкуренцию (с участием таких компаний, как Apple и Samsung) и вопросы кибербезопасности (в том числе обвинения в адрес Huawei как угрозы национальной безопасности США). Это подчеркивает масштаб и многогранность деятельности Huawei, а также ее значимость как глобального технологического лидера.

Сеть социальных акторов в сообщениях ТАСС о Huawei Теория представления социальных акторов (Social Actor Representation Theory) представляет собой ключевой инструмент для анализа того, как язык используется для представления участников социальных процессов в текстах и дискурсах (Leeuwen, 1996). Тео ван Леувен подчеркивает, как выбор слов, структур и лексических средств может формировать наше восприятие социальных акторов, делая их, например, активными или пассивными, инклюзивными или эксклюзивными, анонимными или персонализированными. Эта теория особенно полезна для анализа медийных текстов, рекламы, политических речей и других форм социального дискурса, позволяя исследователям выявлять скрытые предубеждения, идеологии и социальные отношения, закодированные в языке. В контексте анализа сообщений ТАСС о Huawei данная теория может помочь понять, как различные социальные акторы, связанные с компанией, представлены в дискурсе, отражая более широкие социальные и политические нарративы. На основе анализа ключевых слов, облаков слов и их контекстов были выделены четыре основные категории социальных акторов, непосредственно ассоциируемых с Huawei, что позволило рассмотреть, как ТАСС представляет соответствующие компании, государства и личности, а также отношения между ними.

1. «Сотрудники» и «конкуренты» в корпоративных отношениях

(1) Китайский производитель смартфонов Huawei Technologies обогнал американскую компанию Apple и занял второе место в мире по объемам продаж смартфонов во II квартале 2018 года после южнокорейского Samsung Electronics (1 августа 2018, 17:15).

(2) Оператор МТС и китайский поставщик решений в сфере информационно-коммуникационных технологий Huawei создадут единую мультимедийную платформу для развития всех телевизионных продуктов МТС (включая мобильное, кабельное, спутниковое телевидение и IPTV) (26 мая 2018, 00:27).

(3) Оператор «Вымпелком» (бренд «Билайн») и китайская компания Huawei договорились о стратегическом партнерстве в сфере пилотирования и интеграции технологических решений 4,5G и 5G, а также «интернета вещей» (IoT, Internet of Things) сроком на два года (24 мая 2018, 17:49).

Как крупная международная корпорация, Huawei поддерживает сложные отношения конкуренции и сотрудничества с крупнейшими национальными и международными компаниями. В сообщениях ТАСС часто упоминаются Samsung, Apple и Huawei как три ведущие компании производства смартфонов, конкурирующие за доли на международном рынке, см. пример (1), а также сотрудничество Huawei с российскими телекоммуникационными операторами, см. примеры (2), (3).

2. «Агрессоры» и «жертвы» в отношениях между компанией и государством

(4) Как сообщила на днях сама компания, уже 132 млн мобильных устройств оснащены операционной системой Harmony OS собственной разработки Huawei. И хотя недоброжелатели утверждают, что это, мол, все равно переделанный Android, специалисты признают: китайская операционка более функциональна и обладает большими резервами. А системы мобильной связи пятого поколения, которыми Huawei готова покрыть целые страны? Не в этом ли кроется причина столь упорных усилий, которые прилагают США, чтобы буквально сжить со свету опасного конкурента? (10 ноября 2022, 17:15).

(5) После этого корпорация Google приостановила бизнес-контакты с Huawei. Как позже сообщило агентство Bloomberg, поставки своих разработок и программного обеспечения Huawei также заморозили компании Intel, Qualcomm, Xilinx и Broadcom. 15 мая президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ, вводящий режим чрезвычайного положения для защиты американской информационно-коммуникационной инфраструктуры от иностранных угроз. На следующий день министерство торговли США решило внести китайскую телекоммуникационную компанию Huawei и связанные с ней юридические лица в черный список. Сделано это было под предлогом того, что компания «вовлечена в деятельность, противоречащую национальной безопасности США и внешнеполитическим интересам» (20 мая 2019, 15:52).

(6) В Китае и в Huawei отвергали подобные обвинения. По мнению наблюдателей, под предлогом борьбы со шпионажем США просто выдавливают китайцев со своего рынка. К примеру, американская телекоммуникационная компания Verizon Communications под давлением Вашингтона была вынуждена отказаться от продажи смартфонов Huawei (17 января 2019, 18:13).

В начале примера (4) подчеркивается инновационный прорыв Huawei в разработке операционной системы Harmony OS и внедрении технологии 5G. Это представление Huawei как технологического лидера, способного на радикальные инновации и обладающего потенциалом для масштабного внедрения передовых технологий, создает контраст с последующим описанием действий США, которые, по мнению ТАСС, направлены на подавление такого конкурента.

В примере (5) говорится о конкретных мерах, предпринятых США против Huawei, включая прекращение бизнес-контактов между Google и Huawei, а также ограничения, введенные против Huawei американскими технологическими гигантами, такими как Intel и Qualcomm. Эти действия представлены как попытки подорвать позиции Huawei на мировом рынке, что подкрепляет образ США как «агрессора». Кроме этого, использование выражения под предлогом в примере (5) может указывать на то, что ТАСС ставит под сомнение обоснованность американских санкций, предполагая, что официальная причина, объявленная США, может быть предлогом для достижения иных целей, не обязательно связанных с национальной безопасностью или внешнеполитическими интересами.

В примере (6) ТАСС использует мнения наблюдателей для раскрытия интриги США - введения санкций против Huawei.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. «Союзники» и «противники» в межгосударственных отношениях

(7) США намерены привлечь Японию к созданию многонационального фонда, призванного финансировать разработку и распространение систем связи пятого поколения (5G) с целью вытеснения китайской продукции с этого рынка. Там предполагается также участие Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, сообщила в понедельник японская газета Yomiuri со ссылкой на американские источники (1 февраля 2021, 12:25).

(8) Американская сторона указывала и на то, что использование оборудования китайской корпорации в британской инфраструктуре связи может затруднить обмен информацией по линии альянса «Пять глаз» (Five Eyes), куда входят спецслужбы Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и США (21 июля 2020, 18:46).

В примерах (7), (8) показано, что политическое вмешательство США усилилось, и США возглавили создание так называемого «глобального альянса» с несколькими союзными странами в попытке совместно противостоять Китаю.

4. Противопоставление в отношениях между личностями

(9) Самолет с финансовым директором китайской корпорации Huawei Мэн Ваньчжоу на борту в субботу вечером успешно приземлился в международном аэропорту Баоань города Шэньчжэнь на юге КНР (25 сентября 2021, 21:54).

(10) Компания Huawei увеличила капиталовложения в Россию в условиях санкций Вашингтона в отношении китайской телекоммуникационной компании. Об этом заявил ее основатель Жэнь Чжэнфэй (31 августа 2020, 19:19).

(11) Мэн Ваньчжоу (дочь основателя и президента компании Жэнь Чжэнфэя) была задержана 1 декабря 2018 года в аэропорту Ванкувера по запросу США (20 января 2020, 17:52).

Из Таблицы 3 и Рисунка 3 видно, что имя Мэн Ваньчжоу встречается в сообщениях ТАСС гораздо чаще, чем имя Жэнь Чжэнфэя. Публикации ТАСС о Мэн Ваньчжоу в основном акцентируют внимание на ее профессиональном статусе как «финансового директора», см. пример (9), тогда как в отношении Жэнь Чжэнфэя основное внимание уделяется его роли как основателя Huawei, см. пример (10). Иногда в новостях также подчеркивается семейная связь между Мэн Ваньчжоу и Жэнь Чжэнфэем, отмечаются их отношения как отца и дочери, см. пример (11). Такое представление позволяет показать тонкие связи между Мэн Ваньчжоу, ее арестом и компанией Huawei, при этом дело о ее аресте превращается из личного инцидента в санкционные меры США против крупной китайской транснациональной компании. В новостном дискурсе неявно присутствуют противопоставленные Мэн Ваньчжоу и Жэнь Чжэнфэю социальные акторы, такие как канадская полиция, канадцы, американцы, Трамп и другие.

Формирование имиджа Huawei в сообщениях ТАСС

1. Восходящий технологический гигант. Huawei восстал как новая звезда в мировом технологическом пространстве, будучи ведущим мировым поставщиком инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий и интеллектуальных терминалов. Благодаря прорывным разработкам в области 5G, компания завоевала репутацию мирового технологического гиганта. ТАСС часто использует для описания Huawei такие определения, как всемирно известный телекоммуникационный гигант, технологический гигант, сильная и конкурентоспособная компания, основной поставщик оборудования для работы нового стандарта, глобальный лидер по продажам базовых станций 5G, подчеркивая ее лидирующую позицию и влияние на мировой технологической арене.

2. Мощный участник отраслевой конкуренции. Во многих своих сообщениях ТАСС хвалит Huawei за то, что она превзошла таких конкурентов, как Ericsson и Nokia, став ведущим мировым производителем и поставщиком телекоммуникационного оборудования. Кроме того, ТАСС ставит в один ряд Samsung, Apple и Huawei как ведущие компании в индустрии смартфонов, причем по доле рынка Huawei занимает второе или третье место среди крупнейших производителей смартфонов в мире, демонстрируя быстрый рост доли рынка. Эти сообщения эффективно формируют образ Huawei как мощной силы в отрасли, которую нельзя игнорировать.

3. Жертва торговой войны между Китаем и США. В отношениях между США и Huawei существует значительная разница в сообщениях американских СМИ и ТАСС, отражающая политические позиции каждой страны и способы интерпретации международных событий. Американские СМИ в основном критикуют Huawei за опасения по поводу безопасности и споры об интеллектуальной собственности (йМ®, ШДШ, ЙМ ^ и др., 2019, с. 50), тогда как сообщения ТАСС склонны представлять более сбалансированный или благоприятный для Huawei взгляд. Американское правительство и СМИ считают, что оборудование и технологии Huawei могут быть использованы китайским правительством для шпионских действий, особенно в области технологии сетей 5G. Huawei обвиняется в краже технологий и интеллектуальной собственности у американских и других западных компаний, а также в нарушении санкций против Ирана и других стран, сокрытии своих коммерческих связей с этими государствами, чтобы избежать американских санкций. При ссылке на американские сообщения о том, что Huawei представляет угрозу безопасности США, ТАСС сохраняет нейтральную и объективную позицию. Однако в своих собственных материалах агентство иногда подчеркивает достижения Huawei, отображая США как «агрессора» и Huawei как «жертву», тем самым раскрывая стремление США сдержать развитие китайских технологий. Эти различия отражают более широкую геополитическую конкуренцию, где СМИ часто служат инструментом для выражения политических позиций правительств и влияния на международное общественное мнение.

4. Российский партнер по разработке технологий. Huawei играет ключевую роль в развитии сети 5G в России, сотрудничая с ведущими российскими телекоммуникационными операторами, такими как МТС и Билайн, для тестирования и развертывания технологии 5G. Huawei сотрудничает с российскими компаниями по разработке облачных вычислений, предоставляя инфраструктуру как услугу (IaaS), платформу как услугу (PaaS) и программное обеспечение как услугу (SaaS). Эти услуги поддерживают цифровую трансформацию российских предприятий и способствуют развитию местного рынка облачных вычислений. Huawei инвестирует в создание исследовательских центров в России и сотрудничает с российскими высшими учебными заведениями, предоставляя студентам возможности для стажировок и технического обучения. Эти мероприятия направлены на подготовку российских технических специалистов, одновременно укрепляя научно-исследовательский потенциал Huawei на местном уровне. Эти инициативы способствуют развитию цифровой экономики России и поддерживают ее позиции в глобальной конкуренции в области информационных технологий.

Анализ публикаций ТАСС, посвященных Huawei, демонстрирует, что российские СМИ активно используют различные риторические и лингвистические стратегии для формирования многослойного образа компании. ТАСС представляет Huawei как успешного технологического лидера, мощного конкурента на международной арене и важного партнера России в области высоких технологий. В то же время СМИ фокусируются на политических аспектах деятельности Huawei, изображая ее как жертву международной конфронтации, особенно в контексте торговой войны между США и Китаем. Такое сочетание технологической репутации и политической уязвимости способствует созданию сложного и многоаспектного имиджа компании.

Заключение

В ходе исследования были выявлены значительные изменения в тематике публикаций о Huawei в российских СМИ, в частности на примере агентства ТАСС. До начала торговой войны между США и Китаем акцент делался на технологические достижения компании. Однако с началом санкций и ареста финансового директора Мэн Ваньчжоу тематика стала более негативной, сосредотачиваясь на международных конфликтах и угрозах безопасности. В последние годы внимание вновь смещается на успехи Huawei в области 5G и партнерство с российскими компаниями, что отражает восстановление позитивного имиджа компании.

СМИ, в том числе ТАСС, используют несколько лингвистических и риторических стратегий для формирования имиджа компании. Среди них можно выделить: акцент на технологических прорывах и лидерстве в отрасли, использование терминов и эпитетов для подчеркивания новаторского характера компании (например, технологический гигант, мировой лидер, инновационный лидер), риторические вопросы (например, Не в этом ли кроется причина столь упорных усилий, которые прилагают США?), контрастивные конструкции (например, в отличие от конкурентов), использование пассивных конструкций для изображения Huawei как жертвы (например, была подвергнута санкциям), а также построение оппозиции между Huawei и США с представлением последних как «агрессора», «сдерживающей силы» или «противника». Эти стратегии помогают создавать многослойный образ Huawei как жертвы международной конфронтации, но при этом лидера технологического рынка.

Корреляция между репрезентацией ключевых социальных акторов и формированием имиджа компании заключается в том, что Huawei изображается не только как технологический лидер, но и как пострадавшая сторона в глобальном соперничестве. США представлены агрессором, использующим санкции для ограничения технологического развития Huawei. В то же время сотрудничество Huawei с российскими компаниями усиливает ее положительный образ как партнера в развитии ключевых технологий, таких как 5G.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно выделить анализ медийного образа других китайских технологических компаний в различных международных СМИ, что позволит провести более широкий сравнительный анализ. Также представляется перспективным изучение изменений в восприятии китайских компаний в зависимости от изменения международной политической обстановки и их воздействия на корпоративные стратегии этих компаний.

Источники | References

1. Тлемешок В. Р., Лабузова В. П. Формирование корпоративного имиджа // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9).

2. Ярных В. И. Корпоративные коммуникации: возможности развития в системе корпоративного образования // KANT. 2021. № 2 (39).

3. Яхимовский М., Гаврилюк В. Субъектность в медийной коммуникации // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. Т. 27. № 18.

4. Fairclough N. Textual Analysis for Social Research. N. Y.: Routledge, 2003.

5. Leeuwen T. van. The Representation of Social Actors // Texts and Practices: Readings in Critical Discourse Analysis / eds. C. R. Caldas-Coulthard, M. Coulthard. L.: Routledge, 1996.

6. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory. 6th ed. L.: SAGE Publications, 2010.

7. Webster F. Theories of the Information Society. 3rd ed. L.: Routledge, 2005.

8. Wodak R., Meyer M. Methods of Critical Discourse Analysis. L.: SAGE Publications, 2001.

9. ттш, // И1Ш?§. 2018. № 5 (Ли Цзидун, Лю Жуй, Цзян Сюеин. Исследование международного имиджа китайских компаний на основе глобальных англоязычных медиа // Международная коммуникация. 2018. № 5).

10. шшш, пш, ш:, тж.^тжтмшт^шжвм&тлшт-и^твжутттж}

^Ш // ЙЖ^Я. 2019. № 9 (Хуан Инцзя, Чэн Чжотин, Фань Бовэнь, Сюй Гуйцюань. Медийная конструкция имиджа Huawei и национального образа на фоне торговых трений между Китаем и США - на примере "China Daily" и "The New York Times" // Внешняя пропаганда. 2019. № 9).

11. жш. ш^дашт^ тттж^шщшттът // аШЬТ^^^Ш^ШШ). 2024. № 1

(Яо Цзяньпин. Исследование международного имиджа компании Huawei в англо-американских новостных медиа с точки зрения дискурсивного анализа // Вестник Пекинского химико-технологического университета. Серия «Социальные науки». 2024. № 1).

Финансирование | Funding

RU

Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Фонд начальных исследований новых преподавателей Юго-Восточного университета», № 4017002402.

EN

The study was carried out as part of the scientific project "Foundation for Initial Research of New Teachers of Southeastern University", No. 4017002402.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сунь Сяоли1, к. филол. н.

1 Юго-Восточный университет, г. Нанкин, Китайская Народная Республика Xiaoli Sun1, PhD

1 Southeast University, Nanjing, The People's Republic of China

1 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 24.09.2024; опубликовано online (published online): 15.11.2024.

Ключевые слова (keywords): имидж компании; критический дискурс-анализ; теория представления социальных акторов; ТАСС; company image; critical discourse analysis; social actor representation theory; TASS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.