УДК 378.126
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА - УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Плугина Мария Ивановна, доктор психологических наук, профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»; ул. Мира, 310, Ставрополь, Россия, 355017; e-mail: mplugina@yandex.ru
Донская Лариса Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ); пр. Кулакова, 2, Ставрополь, Россия, 355029; e-mail: plod25@yandex.ru
Знаменская Стояна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет»; ул. Мира, 310, Ставрополь, Россия, 355017; e-mail: stoyana2010@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблеме формирования имиджа преподавателя в условиях модернизации высшей школы и возросших требований к личности и деятельности вузовских преподавателей. С позиции акмеологического подхода анализируются понятия, относящиеся к теме профессионального мастерства. Проблема формирования имиджа определяется как одно из условий повышения профессионализма личности и деятельности преподавателя высшей школы. Рассматриваются структура имиджа, этапы, пути и способы формирования позитивного имиджа преподавателя вуза в соответствии с выполняемыми им функциями.
Ключевые слова: высшее образование, имидж, конкурентоспособность, мастерство, преподаватель, профессионализм, субъект профессионального труда, продуктивность деятельности, творческая готовность.
Высокий уровень профессионализма - независимо от сферы жизнедеятельности человека - одно из важнейших условий стабилизации социально-политической, экономической, общественной жизни страны. Большое значение приобретают постановка и решение задач, связанных с развитием личной готовности каждого к общественным изменениям, осознанием необходимости непрерывного самообразования, развития потенциальных способностей, профессионального мышления.
Повышается уровень требований к субъектам профессиональной деятельности. Наиболее высоки требования к личности и деятельности в профессиях системы «человек -человек» [9]. Педагогическая деятельность относится к этой группе профессий и требует от человека не только профессиональных знаний, умений и навыков. Она предполагает наличие у специалиста высокого уровня общей культуры, социально-психологической компетентности, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию, способности принимать нестандартные решения, брать ответственность на себя в сложных жизненных ситуациях не только за своё поведение и деятельность, но и за других людей.
Выдвижение высоких требований к профессионализму личности и деятельности преподавателя вуза связано и с тенденциями развития высшего образования, его модер-
низацией [7]. Сегодня образование начинают понимать как явление бинарное, то есть как введение человека в культуру и результат овладения им всеобщего знания. Такое образование направлено к тому, чтобы сформировать конкурентоспособную, всесторонне и гармонично развитую личность, обладающую не только высоким уровнем знаний о мире, умений и навыков, но и высоким уровнем культуры. Подготовить такую личность могут те социальные институты, где работает сильный педагогический коллектив, где каждый его участник осознаёт степень важности выполняемой деятельности, понимает её как миссию; осознаёт и принимает требования профессии, а его индивидуально-психологические характеристики соответствуют заявленным требованиям.
Для преподавателя большое значение имеют:
- готовность достигать цели, поставленные обществом и образованием, а также выполнять предписанные функции;
- потребность и способность проектировать профессиональную и личностную Я-концепцию, совершенствовать педагогическое мастерство, формировать индивидуальный стиль деятельности, который способствует становлению собственного имиджа.
Особая роль здесь отводится акмеологии, которая задаёт вектор совершенствования не только профессионализма деятельности, но и профессионализма личности. Акмеоло-гический подход позволяет при анализе личности и деятельности преподавателя высшей школы включить в категориальный аппарат исследования и осмыслить с позиций проблем акмеологии такие понятия, как имидж профессионала, конкурентоспособность, мастерство, субъект профессионального труда, продуктивность деятельности, профессионализм, творческая готовность [1; 3; 4; 8; 10; 12]. Кроме того, акмеология как наука позволяет провести анализ условий, факторов, способствующих достижению успешности педагогической деятельности. Одно из таких условий - формирование позитивного имиджа преподавателя высшей школы. Позитивным можно считать такой имидж, при котором содержание знаний, умений и навыков, индивидуальный стиль деятельности, индивидуально-психологические особенности, внешний вид соответствуют требованиям профессии. Если это так, то преподаватель востребован, пользуется авторитетом у коллег и студентов, у него высокий уровень притязаний на основе адекватной самооценки, он комфортно чувствует себя в своей профессии, проектирует эффективную профессиональную и жизненную стратегию.
Формирование позитивного и гармоничного имиджа преподавателя - один из путей повышения эффективности педагогической деятельности, развития субъект-субъектных отношений в рамках личностно-ориентированного воспитания, повышения роли тех сторон личности педагога, которые не были целенаправленно сформированы.
Этот процесс может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме, что соотносится с коллективным и индивидуальным имиджем субъекта деятельности.
Индивидуальный имидж - интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов, его поэтапное формирование демонстрирует развитие человека от индивидуума в личность и далее в индивидуальность. Позитивный индивидуальный имидж преподавателя - гармоничная совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [5; 14].
Каким должен быть имидж преподавателя высшей школы, способного реализовать задачу развития гармоничной и конкурентоспособной личности? Полагаем, что это должен быть человек, соответствующий статусу и престижу своей профессии. Это должно проявляться в его физическом облике, речи, поведении, в направленности профессиональной деятельности, способностях, выполняемых функциях, а всё внешне проявляющееся должно соответствовать внутреннему содержанию.
Специфика педагогического труда свидетельствует о том, что формирование позитивного индивидуального имиджа преподавателя - один из путей гуманизации образования, повышения эффективности педагогической деятельности. Поэтому необходима разработ-
ка способов диагностики, стимулирования процесса формирования позитивного имиджа, превращения его в полноценный фактор педагогического процесса [14].
Имидж понимается в широком и узком смыслах. В узком смысле - это исключительно визуальная, внешняя сторона субъекта, символический образ. Имидж преподавателя представляет собой некий «полуфабрикат», поскольку он задаёт аудитории направления для домысливания. В широком смысле имидж предполагает сложную взаимосвязь качественно различающихся, разнородных явлений телесной и духовной природы, гармоничной совокупности внутренних и внешних проявлений человека [5; 12; 14]. Иными словами, имидж представляет собой целостность, которая включает в себя характеристики, определяющие его индивидуальную часть.
Важной составляющей имиджа преподавателя является его социальный и психологический статус. Представляя статус как некое положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, отметим, что статус преподавателя отражает признание или непризнание, уважение или неуважение, симпатию или антипатию, которыми он пользуется в вузе, в студенческой группе, среди коллег. Психологический статус вузовского преподавателя связан с его педагогической, научной и общественной активностью. Преподаватель обладает множеством статусных и ролевых позиций, которые в целом связаны с профессиональным статусом, определяющим стиль и образ жизни, системы отношений, манеру поведения и т.д.
В педагогической деятельности границы ролевого поведения достаточно жёсткие, но они не абсолютны, поскольку конкретное выполнение той или иной роли вариативно. У отдельных преподавателей может преобладать одна из ролей, например, учёного или педагога. Но в целом вузовский педагог выполняет множество ролей, которые иногда не согласуются друг с другом, что может привести к возникновению ролевого конфликта. Преподаватель, столкнувшись с невозможностью совмещения учебно-педагогической, методической и других видов работ, вынужден делать выбор. А это может привести к возникновению конфликтов в различных областях деятельности: научной, педагогической, в системе неформальных отношений.
Возникающие проблемы можно преодолеть посредством идентификации своей личности со статусным и ролевым набором, характерным для профессии. Идентификация позволяет субъекту рефлексировать, а значит, быть адекватным социальным ожиданиям.
Особенность самоидентификации вузовских преподавателей связана с их специфичной ролью среди интеллигенции. Это не просто специалисты умственного труда, занятые распространением и популяризацией знаний, они одновременно научные работники. Преподавателю высшей школы как представителю интеллигенции должна быть присуща подлинная интеллигентность, включающая систему этических норм и образ жизни, характеризующийся такими нравственными качествами, как гражданственность, совестливость, порядочность, доброта, скромность, благородство, трудолюбие, умение понять другого человека. Но это скорее идеальный образ, эталон, на который должен ориентироваться каждый преподаватель, это те характеристики, которые составляют основу, стержень имиджа педагога высшей школы [2; 5].
Важную роль в педагогической деятельности играют направленность личности преподавателя высшей школы и набор профессионально значимых личностных качеств, которые определяют сущностное содержание выполняемой деятельности.
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи (И.Б. Котова, А.К. Маркова, Л.М. Митина) разграничивают профессионально-педагогические качества, близкие к способностям, и собственно личностные. В исследованиях Л.М. Митиной (1994) были выделены более пятидесяти свойств педагога, как профессионально значимых, так и личностных. Общий перечень этих качеств составляет психологический портрет идеального преподавателя и служит основным ориентиром для формирования гармоничного и позитивного имиджа.
Одно из важных качеств представителей профессий системы «человек - человек» -профессионализм личности [1; 3; 4; 13]. Для преподавателя высшей школы одним из важ-
нейших качеств является профессиональная компетентность, которая выступает условием становления и развития педагогического мастерства, достижения профессионализма личности и деятельности, а также составляет содержание педагогической культуры. Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура ещё не гарантируют успеха в педагогической деятельности. Важно, чтобы в педагогическом процессе профессиональное проявление личности преподавателя выступало в единстве с общекультурными и социально-нравственными составляющими. В таком единстве выражена гуманитарная культура педагога, характеризующая целостность и гармоничность его имиджа.
Формирование имиджа тесно связано с развитием творческих возможностей преподавателя, созданием условий для обогащения эмоционального, волевого и нравственного потенциала его личности, стимулированием у него стремления реализовать себя посредством неадаптивных действий, расширяющих границы саморазвития и самоосуществления. Создание, коррекцию имиджа необходимо рассматривать как непрерывное общее и профессиональное развитие личности, в которой интегрированы личностная позиция педагога и его профессиональные знания, умения, навыки.
Творчество, богатство и глубина личности преподавателя во многом определяются уровнем развития его индивидуальности, которая характеризуется потребностью в самосовершенствовании и реализации всех своих потенций в профессиональной деятельности. В свою очередь творческое самосовершенствование преподавателя высшей школы предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку программы саморазвития.
Потребность самосовершенствования - высший уровень и результат развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. Это связано с потребностью преподавателя в самопознании и самоосуществлении [11]. Педагог не только действует, побуждаемый потребностями, но благодаря рефлексии, способности отражать свои собственные побуждения, он пытается их понять, оценить и положить в основу своей преподавательской практики. В результате возникает личная стратегия самоизменения, одно из направлений которой - формирование и коррекция имиджа, создание гармоничной совокупности визажных, поведенческих и профессионально-личностных качеств, демонстрирующих готовность и способность к педагогической деятельности.
Идеи К.Д. Ушинского и А. Дистервега о том, что педагог способен воспитывать и образовывать других, пока сам работает над своим образованием и воспитанием, актуальны и приобретают особое значение в современных условиях, в том числе и в рассматриваемом нами аспекте формирования имиджа. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь, ответственность в совокупности с позитивным внешним обликом стали бы естественными условиями человеческой жизни, становится острейшей потребностью.
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальных, неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие всех свойств личности.
Итак, индивидуальный имидж вузовского преподавателя складывается на основе статусно-ролевого, ценностно-нормативного и деятельностного подходов. Это предполагает описание большого количества компонентов, определяющих психологические особенности, профессиональное поведение и культуру преподавателя. Имидж включает в себя совокупность присущих вузовскому педагогу социальных характеристик, которые образуются у него на основе предписанных и достигнутых статусов, соответствующего ролевого поведения и самоидентификации со своей профессией. Но индивидуальный имидж преподавателя не есть нечто неизменное, он определяется и изменяется в результате его адаптации к постоянно меняющейся профессиональной среде.
Важно учитывать и то, что индивидуальный имидж преподавателя, являясь гармоничной совокупностью внешних и внутренних качеств, способствует повышению готовности педагога к самосовершенствованию как в области профессиональной деятельности, так и в плане личностного роста. Благоприятный, позитивно сформированный имидж помогает выстраивать «субъект-субъектные» отношения с участниками образовательного процесса: студентами, коллегами, руководством вуза. А сам имидж может включать не только естественные свойства личности, но и специально созданные, привитые. Это позволяет говорить о процессе целенаправленного формирования имиджа. Отсюда следует, что любой процесс создания имиджа, как изначально заданного образа, предполагает некоторую долю симуляций и манипуляций. При этом одни черты личности подчёркиваются, выпячиваются, другие, напротив, сглаживаются и камуфлируются.
При создании имиджа следует подвергать тщательному анализу все его структурные компоненты. Психологическая структура имиджа включает в себя личностный, поведенческий профессиональный и биологический компоненты. Характеристики перечисленных компонентов имеют различный «вес» и дают возможность оценить их значимость в контексте педагогической деятельности и создать динамическую модель имиджа преподавателя.
ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Построение такой модели осуществлялось нами на основе уже существующих в образовательной практике различных моделей личности и деятельности педагога [2; 5; 10]. Эта модель включает: ядро имиджа (биологический компонент); внутренний уровень, состоящий из личностного, поведенческого, профессионального компонентов, и внешний уровень имиджа, воспринимаемый партнёрами по взаимодействию и состоящий из визуального, аудиального, кинестетического, ольфакторного компонентов. Знание динамической модели даёт преподавателю возможность самостоятельно определить состояние своего имиджа и выделить приоритеты в ходе его коррекции [5].
Формирование имиджа не есть самоцель, он направлен на оптимизацию «субъект-субъектных» отношений и образовательного процесса в целом. Это находит отражение в тех функциях, которые выполняет преподаватель и которые обусловливают развитие функций самого имиджа:
- обучающие функции (коммуникативная, информативная, когнитивная, эмотивная, конативная);
- деятельностные (организационная, мотивирование, адаптивная, дисциплинарная, воспитательная);
- производные функции (избирательная, компенсаторная, представительская).
Анализ составляющих динамической модели и функций имиджа позволил разработать теоретическую модель формирования имиджа преподавателя вуза. На наш взгляд, эта модель может включать в себя пять элементов: цель, ради которой осуществляется процесс формирования имиджа; информация, средствами которой должны быть реализованы цели; средства коммуникации; субъект и объект воздействия.
Сам процесс формирования имиджа преподавателя мы рассматриваем как многоэтапный, в котором происходит экстериоризация, то есть перенос во внешний план результатов работы личности над собой, как синтез профессионального и личностного самопознания, самоопределения и самоимиджирования. При этом учитываем, что имидж преподавателя высшей школы формируется на основе его индивидных и личностных особенностей, следовательно, позитивный имидж формируется посредством психологической апелляции к его личности. В качестве методологической основы формирования имиджа мы использовали субъектно-деятельностный подход, означающий, что имидж преподавателя как субъекта педагогической деятельности формируется и проявляется в этой деятельности.
В целостном процессе формирования имиджа преподавателя вуза мы выделяем следующие этапы:
I этап - прообраз имиджа - субъект, обладающий некими физическими данными, индивидуально-типологическими особенностями, типичными чертами своей социальной группы. На этом этапе отсутствует работа по формированию имиджа.
II этап - первичный имидж в качестве комплексного представления преподавателя о себе как индивиде, личности, субъекте педагогической деятельности, на основе общих представлений об имидже и путях его формирования. Имидж на этом этапе формируется стихийно, сконструированная информация транслируется через каналы коммуникации и, будучи воспринятой студентами и коллегами, перерастает в отношение к нему.
III этап - вторичный имидж. Работа над ним ведётся целенаправленно на основе полученной обратной связи. Целенаправленное формирование имиджа преподавателя связано с развитием у него осознанной потребности в позитивном имидже, с приобретением знаний, умений и навыков по его формированию и коррекции.
IV этап предполагает формирование «идеального» имиджа, основанного на представлениях о желаемом образе преподавателя. Такая работа над имиджем становится целенаправленной и систематической, так как отражает потребность педагога в самосовершенствовании и самоактуализации, несмотря на то, что достичь идеала невозможно, к нему можно только стремиться.
Теоретическое исследование позволило нам в целостном процессе формирования имиджа преподавателя выделить условия, направленные на его оптимизацию. К ним правомерно отнести следующие:
- развитие у преподавателей интереса к самим себе и к миру;
- осознание необходимости формирования позитивного имиджа;
- обучение преподавателей приёмам самопознания, самооценивания, саморегуляции;
- осознание преподавателями перспектив формирования позитивного имиджа в достижении успеха педагогической деятельности;
- определение акмеологических и социально-психологических механизмов развития позитивного имиджа;
- выбор путей, способствующих совершенствованию профессионализма педагогов;
- создание среды акмеологического типа, обеспечивающих эффективность этого процесса [6; 11; 14; 15].
При создании этих условий следует помнить, что становление имиджа преподавателя рассматривается как специально организованное взаимодействие всех субъектов процесса с целью реального изменения, что влечёт изменение отношения окружающего социума к конкретному педагогу. Поэтому специально организованная деятельность по выполнению поставленной цели позволяет преподавателю осознать, что оптимизация имиджа способствует профессиональному и личностному росту, и направлять свои усилия на формирование позитивного педагогического имиджа. Эта работа должна носить системный характер, иметь различные формы, как групповые, так и индивидуальные, и включать рекомендации по самообразовательной деятельности в области дальнейшего совершенствования имиджа.
Исследование показывает, что формирование позитивного и гармоничного индивидуального имиджа преподавателя - один из путей повышения эффективности педагогической деятельности, развития конструктивных субъект-субъектных отношений и совершенствования тех качеств и характеристик личности педагога, которые не были раньше целенаправленно сформированы.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Агапов В.С. Изучение профессионального Я личности в когнитивной психологии // Ак-меология. 2011. № 3 (39). С. 71-78.
[2]. Агапов В.С., Плугина М.И. Акмеология профессионального становления преподавателей высшей школы. Монография. - М.: ГУП Академиздатцентр «Наука» РАН, 2012.
[3]. БеспаловД.Е. Развитие профессионализма руководителя в системе непрерывного образования // Акмеология. 2012. № 1 (41). С. 104-107.
[4]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 46-49.
[5]. Донская Л.Ю., Плугина М.И. Профессиональное становление и имидж преподавателей высшей школы: акмеологический подход: Монография. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010.
[6] . Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 8-19.
[7]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (продолжение) // Акмеология. 2012. №1 (41). С. 10-16.
[8]. Зазыкин В.Г., СмирновЕ.А. Психология и акмеология лидерства. - М.: Элит издательство, 2010.
[9]. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
[10]. Кабанова В.С. Модель конкурентоспособного учителя в системе инновационного развития образования // Акмеология. 2011. № 4 (40). С. 134-141.
[11]. Кононенко С.А. Историко-педагогический анализ развития основных тенденций в теории и практике самообразования // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания: Сб. научных трудов каф. Философии МПГУ. - Вып 10. Ч. 1. - М.: Прометей. 2001.
[12] Костенко Е.П. Социально-психологические и акмеологические механизмы развития имиджа политика // Акмеология. 2013. № 1. С. 99-102.
[13]. Марасанов Г.И. Проблема совершенствования профессионализма субъектов психологической работы и пути её решения // Акмеология. 2012. № 2 (42). С. 31-37.
[14]. ПлугинаМ.И., ДонскаяЛ.Ю. Имидж преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2012.
[15]. Слободянюк Н.Г. Пути совершенствования профессионализма педагога // Акмеология. 2013. № 4. С. 105-109.
THE IMAGE FORMATION AS A CONDITION FOR INCREASING PROFESSIONALISM OF PERSONALITY AND ACTIVITY OF A HIGHER SCHOOL TEACHER
Maria Ivanovna Plugina, Doctor of Psychological Sciences, Professor, State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Stavropol State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 310, Mira str., Stavropol, Russia, 355017; e-mail: mplugina@yandex.ru
Larissa Yurievna Donskaya, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «North Caucasian Federal University» (NCFU), 2, Kulakov prosp., Stavropol, Russia, 355029; e-mail: plod25@yandex.ru
Stoyana Vassilievna Znamenskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Stavropol State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation; 310, Mira str., Stavropol, Russia, 355017; e-mail: stoyana2010@yandex.ru
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of formation of the image of the teacher in the conditions of modernization of the higher education and the enhancement of the requirements to personality
and activity of university teachers. From a position of acmeological approach we analyzed the concepts that are relevant to the task of professional skills improving. The problem of image formation is regarded as one of the conditions of improvement of the person's professionalism and work of the high school teacher. We consider the structure of the image, stages, ways, and means of creating a positive image of the university teacher in accordance with the performed functions.
Keywords: higher education, image, competitiveness, skill, teacher, professionalism, the subject of professional work, productivity of activities, creative readiness.
REFERENCES
[1]. V.S. Agapov. Study of a professional ego of the personality in cognitive psychology // Acmeology. № 3 (39). 2011. P. 71-78.
[2]. V.S. Agapov, M.I. Plugina. Acmeology of professional development of high school teachers. Monograph. M.: SUE Akademizdatcentr «Nauka» RAS, 2012.
[3]. D.E. Bespalov. Professional development of a leader in continuing education // Acmeology. 2012. № 1 (41). P. 104-107.
[4]. A.V. Gagarin. Professional training of competitive high school teacher: problems and prospective trends // Acmeology. 2012. № 4 (44). P. 46-49.
[5]. L.Yu. Donskaya, M.I. Plugina. Professional formation and image of the high school teachers: acmeological approach. Monograph. Stavropol, Univ. NCSTU 2010.
[6]. A. A. Derkach. The role of the organizational environment in the development of professional identity // Acmeology. 2011. No. 3 (39). P. 8-19.
[7]. A. A. Derkach. Modernization of education as a condition of advanced socio -economic development of the country (continued). Acmeology. 2012. № 1 (41). P. 10-16.
[8]. V.G. Zazykin, E.A. Smirnov. Psychology and Acmeology of leadership. Moscow: Elite Publishing House, 2010.
[9]. E.F. Zeer. Psychology of professions. M.: Academic Project, Ekaterinburg: Business Book, 2003.
[10]. V.S. Kabanova. Model of a competitive teacher in the system of educational innovation development // Acmeology. № 4 (40). 2011. P. 134-141.
[11]. S.A. Kononenko. Historical and pedagogical analysis of development of the main trends in theory and practice of self-education. // Actual problems of socio-humanities. Coll. of scientific papers of Philosophy Department. MPSU. Vol. 10. Part 1, M.: Prometheus. 2001.
[12]. E.P. Kostenko. Socio-psychological and acmeological mechanisms of politician's image development // Acmeology. 2013. № 1. P. 99-102.
[13]. G.I. Marassanov. A problem of professionalism improvement of psychological work subjects and methods of its solution // Acmeology. 2012. № 2 (42). P. 31-37.
[14]. M.I. Plugina, L.Yu. Donskaya. Image of a high school teacher. Teaching manual. Stavropol: Publisher StSMA, 2012.
[15]. N.G. Slobodyanyuk. Ways of improving the pedagogue's professionalism // Acmeology. 2013. № 4. P. 105-109.