АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.032 + 7.032.7
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, докт. искусствоведения, профессор, polyakov. en@yandex. ru
КРАСОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, студент, cristisoon@gmail com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ФОРМИРОВАНИЕ «ИДЕАЛЬНОЙ» МОДЕЛИ ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОРОДСКОГО ДОМА В ПОМПЕЯХ (IV-III ВВ. ДО Н. Э.)
Статья посвящена архитектуре трех наиболее ранних усадебных домов города Помпеи (IV-III вв. до н. э.) - Хирурга, Трагического Поэта и Саллюстия. Сделана попытка выявить зависимость архитектурного решения этих построек от социального и профессионального статуса их хозяев. Рассмотрены градостроительные аспекты, функционально-планировочная структура этих трех усадеб, особенности решения их фасадов, архитектурных элементов и деталей, фресковой живописи, украшавшей их интерьеры, использованные строительные материалы. Особое внимание уделено бытовой мебели, которая обеспечивала комфортные по тем временам условия проживания хозяев дома, их гостей и слуг.
Показано, что во II в. до н. э. в римской жилой архитектуре усилились эллинистические влияния. В частных домах появились греческие перистили (внутренние дворы с домашними садами). По периметру перистиля стали размещать летние столовые (триклинии), комнаты для гостей, спальни. Постепенно перистиль стал самой роскошной частью дома, демонстрирующей социальный статус и финансовые возможности его хозяина. Хотя во времена республики римляне опасались строить слишком роскошные усадьбы из боязни общественного осуждения и проскрипций (репрессий) в периоды гражданских смут. Дом был обращен на улицу глухими каменными стенами, его фасады не имели окон. То есть принцип «жемчужной раковины» в архитектуре Римской республики оставался неизменным.
Ключевые слова: Древний Рим; Помпеи; жилые усадебные дома; градостроительные решения; функционально-планировочные схемы; фасады; интерьеры; инсоляция; оборудование и оснащение комнат.
EVGENIIN. POLYAKOV, DSc, Professor, polyakov.en @ yandex.ru ALEKSANDR V. KRASOVSKII, Student, cristisoon@gmail com
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
© Поляков Е.Н., Красовский А.В., 2017
IDEAL MODEL OF ANCIENT ROMAN HOUSE IN POMPEII IN THE 4-3th CENTURIES BC
The paper discusses the architecture of the earliest three manor houses of Pompeii (4-3th centuries BC), namely the Surgeon, the Tragic Poet and Sallust. An attempt is made to identify the dependence of the architectural solutions of these houses and the social and occupational status of their owners. The paper considers the urban planning aspects, functional-planning structure of the three estates, particularly their facades, architectural elements, mural paintings decorating their interiors, and building materials. Special attention is given to household furniture, which provided comfort living conditions for the home owners, their guests and servants.
It is shown, that in the 2nd century BC Ellie-Communist influence was intensified in the Roman residential architecture. In private houses there were Greek Peristils (courtyards, home gardens). Along the Peristil perimeter, summer canteens (triclinia), guest rooms, bedrooms were placed. Gradually, the Peristil became the most opulent part of the house showing the social status and financial capabilities of its owner. At the Republic times, the Romans were afraid to build too luxurious estates for fear of public condemnation and proscription during the periods of civil unrest. Houses faced streets with masonry walls, facades had no windows. The architectural principle of 'pearly shell' in the Roman Republic remained unchanged.
Keywords: Ancient Rome; Pompeii; residential manor house; urban solutions; functional-planning diagrams; facades; interiors; insolation; room furniture.
Настоящая статья продолжает цикл научных работ, посвященных архитектуре жилых зданий античных государств - Древней Греции, Этрурии и Древнего Рима [1-4]. До настоящего времени в этой области сделано немногое. Одним из первых теоретиков архитектуры, уделивших особое внимание зодчеству античных государств, является Огюст Шуази, опубликовавший книгу в 1899 г. Русский перевод - в 1935 г. [15, 16]. Особое место в ней уделено жилой архитектуре Древнего Рима. В том же, 1935 г., была издана книга профессора Н.И. Брунова, посвященная зодчеству Древней Греции, Рима и Византии [5], в том числе и жилым зданиям этих государств. Краткий обзор этой проблематики, включающий сведения об археологических раскопках усадебных домов на территории Италии (гг. Помпеи, Геркуланум, Стабии и др.), изложен в первом и втором изданиях «Всеобщей истории архитектуры» [8]. Отдельные аспекты, касающиеся рассматриваемой тематики, изложены в целой серии публикаций, посвященных истории, искусству и архитектуре Древнего Рима, города Помпеи [6, 7, 10-14]. В 1940 г. В.П. Зубов и Ф.А. Петровский издали книгу «Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры» [9], содержащую высказывания древнегреческих и римских ученых, философов и политиков об архитектуре и градостроительстве, о различных типах зданий (в том числе и жилых), декоративных элементах и деталях. Мы полностью солидарны с авторами книги в том, что, благодаря этим свидетельствам, «мы видим людей, которые создавали архитектурное произведение, людей, для которых оно создавалось; проникая в их психологию и социальный уклад, мы получаем представление о требованиях, которые они предъявляли к архитектуре, о тех принципах, которыми они руководствовались...» [Там же, с. 2]. Поэтому их роль для современной науки трудно переоценить. В своем предисловии к книге ее авторы отметили, что они хотят «помочь читателю самому критически разобраться в материале, без которого не может обойтись ни один историк архитектуры, но который сам по себе - еще не история архитекту-
ры...» [9, с. 5]. Этот призыв и послужил поводом для дальнейшего развития «библиографического» направления в анализе произведений монументально-декоративного искусства и архитектуры Древнего Рима.
Настоящее исследование в основном посвящено усадебным домам Римской республики (IV-I вв. до н. э.). Именно в этой разновидности жилых зданий наиболее ярко проявился синтез исконно римских и эллинистических культурных традиций, связанных с философским поиском «идеального» образа жизни для каждого свободного римлянина (квирита). Здесь также рассмотрена связь земной природы и космического пространства с архитектурой усадебных домов. Отмечено, что свой жилой дом или усадьбу (domus) древние римляне традиционно ассоциировали со «священным пространством», храмом: «Дом - слово греческое, и потому в священных зданиях место перед целлой, служащей местопребыванием бога, греки называют продомос, а место за нею - опистодо-мос. Слово aedes (дом, храм) происходит от aditus (подход), ибо к нему подходили по ровному месту.» (Варрон, О латинском языке, V, 160) [Там же, с. 123]. Огражденный от внешнего мира глухими стенами, дом служил надежным оберегом, защитой для своих обитателей. Около домашнего очага вершился культ Весты - хранительницы семейных традиций, приносились жертвы ларам и пенатам - незримым покровителям и защитникам дома и прилегающей к нему территории. То есть древнеримский усадебный дом изначально сочетал житейские и профессиональные интересы его хозяев с их любовью к природе и бытовому комфорту.
В Древнем Риме царского периода (753-509 гг. до н. э.) в центре внутреннего двора (атриума) размещался очаг. Дым выходил наружу через отверстие в кровле. От этого дыма стены и потолок атриума были покрыты копотью, «землей» (terrra): «По словам Катона, древние обедали в атриуме. Там была и кухня; отсюда название atrium, потому что он был ater (черен) от дыма.» (Сервий, Комментарий к «Энеиде», I, 726) [Там же, с. 146].
Атриум был окружен со всех сторон помещениями, открытыми во двор. По левую и правую стороны от двора размещались две полуоткрытые комнаты либо две группы нежилых комнат. Они назывались ала (лат. а!а - крыло), а в совокупности - але ^lae - множественное число от а!а). Тут обитали домашние боги - лары, пенаты. Здесь хранили статуэтки и маски предков. Их души через прямоугольный проем комплювия (прямоугольного отверстия в кровле) имели прямой доступ к богам: «Иначе было у наших предков: у них в атриумах напоказ были выставлены не произведения чужеземных мастеров, не работы из меди или мрамора, - по отдельным шкафам были расположены восковые лики, чтобы образы тех, кто умер раньше, присутствовали при погребении родичей. На родословном древе отдельные нарисованные портреты соединялись расходившимися в разные стороны линиями.» (Плиний, XXXV, 2, 2) [Там же, с. 146].
Италийский домус считается улучшенной модификацией атриумного дома, сложившегося еще в этрусской архитектуре. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание. Его глухие стены кое-где прорезались щелевидными вентиляционными отверстиями. Главным фасадом была одна из торцовых стен, в середине которой устраивался входной портал. По обе стороны его размеща-
лись двери таберн (лавок, мастерских), традиционно располагавшихся в передней части дома. Между ними был предусмотрен вестибул - узкая «зона ожидания» для посетителей дома: «Вестибул не находится в стенах дома и не составляет часть его; этим именем обозначается свободное пространство перед входной дверью, через которое проходят, чтобы с улицы попасть в дом; между правым и левым флигелями, которые с обеих сторон входа непосредственно выходят на улицу, оставляется пустое пространство, и самый вход удален от улицы, будучи отделен от нее этим пространством...» (Гай Элий Галл, кн. 2 «О значении слов, относящихся к гражданскому праву» [9, с. 143-144]. Вестибюль плавно «перетекал» в атрий - обширный двор в центре здания, вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения. Атрий имел перекрытие с квадратным отверстием в центре - комплювием, через которое проникал свет и попадала дождевая вода, стекавшая в бассейн - имплювий. Обычно для сбора воды под имплювием помещали цистерну.
В зависимости от конструкции перекрытия различалось несколько видов атрия. Самым древним был тосканский (этрусский) атрий, в котором скаты крыши были направлены внутрь, а комплювий, образованный двумя массивными балками, соединенными двумя отрезками, не имел опоры: «Скаты крыши италийского дома направлены не наружу, а к центральному прямоугольному отверстию, которое проделано над атриумом. Через это отверстие - комплю-вий - дождевая вода стекала в бассейн, находящийся под ним в центре атриума, - имплювий. Атриум с отверстием в крыше являлся световым колодцем для всех окружающих его комнат, лишенных, как правило, окон.» [8].
В домах ранней Римской республики планировка дома и, соответственно, конструкция кровли кардинально изменились: «В четырехколонном атрии углы комплювия опирались на колонны. Коринфский атрий был самым светлым, так как большое число поддерживающих комплювий колонн позволяло расширить его отверстие. Дождеотводящий атрий отличался от тосканского тем, что его скаты были наклонены не внутрь, а наружу, вследствие чего комплювий был высоко поднят.» [8, с. 463]. Атрий, крытый целиком, использовался редко - только при необходимости возвести над ним второй этаж.
На противоположной от главного входа стороне дома по его оси находился приподнятый на одну-две ступени зал - таблинум (tablinum). Это было самое большое, главное помещение дома: «Таблинумом называется помещение возле атриума, потому что в старину должностные лица, пока они управляли, предназначали его для хранения таблиц.» (Фест, О значении слов) [9, с. 146]. Первоначально там стояло супружеское ложе и устраивались совместные трапезы членов семьи и ближайших родственников. Поэтому таблинум почитался священным местом семейного единения. Позже он стал служить местом деловых занятий главы семьи ^ater familias): «В таблинуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблиниуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума...» [6, с. 492]. Поэтому необходимой принадлежностью атрия был стол (картибул), стоявший между таблинумом и имплювием. Сначала он был сло-
жен из бутового камня, а в более позднее время был заменен изящным мраморным (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема древнеримского усадебного дома
По вечерам это помещение освещалось масляными светильниками на бронзовых подставках. Под сенью виноградных лоз хозяева и гости возлежали на ложах. В крупных усадьбах по обе стороны от таблинума размещались спальни (кубикулы) и кладовые, столовые (триклинии), приемные залы (эку-сы) и коридоры для прохода в сад, расположенный за домом. Поэтому уже со стороны главного входа в дом можно было увидеть садовые деревья, визуально замыкавшие осевую перспективу дома. То есть таблинум подчеркивал строго осевую композицию италийского жилища, в котором семейный уют гармонично сочетался с деловыми интересами хозяина дома и его любовью к природе. Такова была общая схема атриумного дома, которая в разных вариантах повторялась в богатых городских домах в течение многих столетий: «По своей архитектурной композиции дом с атрием является, южным домом, с господствующим в нем пространством природы, с которым тесно связаны внутренние помещения отдельных комнат.» [7, с. 216].
Городские дома эпохи Римской республики на территории Рима почти не сохранились. Зато в засыпанных пеплом небольших городах Кампании (Помпеи, Геркуланум, Стабии) уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития этих городов со времени основания в IV в. до н. э. до момента их гибели 24 августа 79 г. н. э. в результате извержения вулкана Везувий.
Как было установлено археологами, основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Городское население Помпей составляли владельцы пригородных земельных участков, ремесленники (большей частью сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших деревянных домиках из трех-четырех комнат. Дома мелких торговцев и ремесленников обычно имели обращенные на улицу таберны (мастерские, торговые лавки). Жилые комнаты размещались на антресолях или на втором этаже. Состоятельные горожане и крупные землевладельцы имели обширные домовладения, которые порою занимали целый квартал, особенно в IV—III вв., когда плотность городской застройки была невелика. К этому времени окончательно сформировался тип италийского жилища, именуемый домусом.
Типичный дом преуспевающего горожанина - каменный многокомнатный особняк с внутренним двором и небольшим садом. Рассмотрим наиболее известные образцы подобных усадебных домов.
Дом Хирурга в Помпеях (IV в. до н. э.)
Самым ранним из сохранившихся атриумных домов Помпей является так называемый Дом Хирурга (IV в. до н. э.). Его раскопки были произведены в 1770-1771 гг. Свое название от получил из-за того, что в нем были найдены металлические ящики с сорока различного рода хирургическими инструментами из латуни и бронзы. Ныне они размещены в экспозиции Национального археологического музея (г. Неаполь). Этот дом можно считать одним из древнейших жилищ профессионального интеллигента. Его хозяин, врач-хирург по специальности, судя по всему, был полностью поглощен своей работой и мало внимания уделял жизненному комфорту. Поэтому дом его достаточно прост, компактен, не имеет лишних помещений. Исключением, по-видимому, были комнаты для приема и лечения пациентов. На ранней стадии Дом Хирурга был почти полностью лишен декоративных украшений.
Дом стоит на виа Консоларе (Консульской улице) около Геркуланумс-ких ворот. Это была одна из старейших и наиболее оживленных городских магистралей. Наружные стены дома были возведены из тесаных блоков желтоватого известняка высотой 68-74 см, уложенных на глине (технология opus raadratum) (рис. 2). Подобный известняк в IV-III вв. до н. э. добывали на берегу реки Сарно. Толщина стен - около 0,5 м.
Вход (портал) на фасаде был обозначен антами. Широкая (первоначально 2,74 м) и высокая (3,55 м) створчатая дверь, к которой вели несколько ступеней из вулканической лавы, открывалась в небольшие сени, а оттуда - в просторный этрусский атрий, имплювий которого был обложен туфом (рис. 3).
Как показали раскопки, атрий этого дома первоначально был крытым («дождеотводящим»). Имплювий (бассейн) в центре двора появился лишь во II в. до н. э. Видимо, тогда атрий и получил форму тосканского («этрусского»). Тогда же было перестроено левое от входа помещение, ставшее таберной1.
1 В Древнем Риме словом taberna (лат. taberna, фр. taverne) назывались небольшие, сколоченные из досок домики. Позднее так стали называть различные лавки, мастерские, магазины и кабаки. В период развития каменного строительства под таберны обычно отдавались нижние этажи здания.
Рис. 2. Дом Хирурга в Помпеях, IV в. до н. э. Общий вид (http://ic.pics.livejoumal.com/ kolllak/14380162/1511541/1511541_original.jpg)
Рис. 3. Варианты плана Дома Хирурга в Помпеях (^-Ш вв. до н. э.) (http://www.sno. pro1.ru/lib/sergeenko/serg-73.jpg):
1 (Р) - сени; 2 (А) - атрий; 3 - имплювий; 4 - алы («крылья»); (Е) - спальные комнаты (кубикулы); 5 - коридор; 6 (С) - таблинум; 7 и 8 ф) - столовые; 9 (X.) -кухня; 10 (О) - летняя столовая; 11 - летняя спальня; 12 - лестница, ведущая на мезонин; 13 - комната хозяина; 14 - отдельная квартира с мезонином на втором этаже; 15 и 16 (Ы) - лавки; 17 (М) - домашний сад
На левой схеме черным цветом обозначены старые части дома, светлым - позднейшие пристройки. Видно явное сходство первоначальной схемы плана с восточным и древнегреческим перистильным домом. Это говорит о том, что его хозяин, скорее всего, был чужеземцем. Основанный осками еще в VIII в. до н. э., город поочередно подвергался влиянию этрусков, греков и самнитов. То есть был интернациональным. Лишь в 310 г. до н. э. римляне поставили его под свой контроль, начав романизацию.
По обе стороны от атрия размещались жилые комнаты и спальни. За ними - два «крыла» 4. На противоположной от сеней стороне атрия находился таблинум 6, а по обе стороны его - столовые 7 и 8. В старом доме столовые эти были приблизительно одинаковы по размеру и квадратные в плане. Вместе с таблинумом они раскрывались в небольшой портик, за которым был устроен небольшой сад трапециевидной формы [16].
Стены атрия сначала были украшены фресками первого («инкрустаци-онного») стиля, что видно по некоторым сохранившимся фрагментам. После землетрясения 79 г. н. э. их заменили декором четвертого («иллюзорного») стиля. Черно-белые мозаичные полы сигнийской работы в двух приемных датируются эпохой Августа. Пороги украшены геометрическими узорами, а центральное мозаичное панно состоит из белого фона с вкраплениями цветной мраморной крошки. Все это заключено в черный бордюр.
Просторная комната, похожая на триклиний, находилась справа от таб-линума. В I в. н. э. она была заново отделана, стены украшены фресками четвертого стиля. На полу выложена эмблема в технике opus seclile. За триклинием располагалась лестница, ведущая на второй этаж (мезонин), возведенный над южной частью дома. Видимо, здесь размещались помещения для слуг.
Следует отметить, что врачами в Древнем Риме обычно были образованные греки. Например, во II-III вв. в столице империи работал врач-философ Гален из Пергама (греч. Га^пубд, 129 или 131 г. - ок. 200 или 217 г.). Сын богатого зодчего, он получил прекрасное образование и много путешествовал. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких римских императоров (рис. 4).
Рис. 4. Лечение раны солдата. Фреска Дома Сирийца, Помпеи. Фрагмент
Опытные врачи нередко использовали в своей практике обезболивающие лекарства, которые готовили из растений (чемерица, белена черная, опийный мак и пр.). Ученые предполагают, что сад Дома Хирурга был предназначен для выращивания именно таких растений.
Дом Хирурга является примером наиболее примитивного и сурового патриархального жилища IV в. до н. э., предназначенного для жизни и работы увлеченного своим делом представителя античной интеллигенции.
Образцом жилища представителя местной творческой богемы является так называемый Дом Трагического Поэта, о котором будет сказано ниже.
Дом Трагического Поэта в Помпеях (IV в. до н. э.)
Дом Трагического Поэта расположен в районе VI, неподалеку от терм Форума и Дома Альбуция Цельса (Серебряной свадьбы) (рис. 5, 6).
Рис. 5. Дом Трагического Поэта в Помпеях Входная часть (http://www.tury.ru/photo/ id/1113901)
Он назван так по найденной на полу таблинума фреске, на которой изображен поэт или хорег (греч. Хорпуод, от хоро^ - хор и хоро^ - руководить) - богатый гражданин Помпей, который в качестве общественной повинности брал на себя расходы по организации театральных представлений, подготовке хора и актеров во время общественных праздников. На первом плане фрески изображена фигура бородатого поэта, держащего в руке трагическую маску. Актеры, окружающие его, готовятся к представлению. Темно-коричневый фон мозаики поделен на три панели синими пилястрами. Сами панели украшают гирлянды и ленты. То есть дом принадлежал представителю творческой интеллигенции того времени, который принимал у себя дома сво-
их коллег (актеров, участников хора и пр.), проводил репетиции, решал все организационные и финансовые проблемы (рис. 7).
Рис. 6. Дом Трагического Поэта в Помпеях. Варианты схем плана (http://ic.pics.livejour-nal.com/tarseus/81390144/218229/218229_original.jpg):
на левой схеме: А - главный вход в дом (antica), порог с изображением собаки («Cave Canem»); В - вестибул; С - таберны; D - атрий (атриум); Е -бассейн (им-плювий); F - таблинум; G - крытая галерея вокруг сада (перистиль); Н - домашний сад; I - триклиний (обеденная комната); K - лестничный марш, ведущий на кровлю дома; L - alae («крылья», боковые помещения атриума - спальные комнаты для гостей, кладовые); М - спальные комнаты хозяев дома; N - коридор, ведущий из атриума в перистиль; О - рабочий кабинет хозяина дома; Р - кухня; Q - задний выход из дома (postica); R - «Картинная галерея» (oecus); S - ларарий (семейное святилище)
Рис. 7. Фрески из Дома Трагического Поэта, изображающие хорега и актеров (https://c1.staticflickr.eom/1/764/32257215956_547d421fD8_b.jpg)
Именно в Доме Трагического Поэта английский писатель Эдвард Джордж Бульвер-Литтон (1803-1873) поселил Главка - романтического героя своего романа «Последние дни Помпей» (1834 г.). Этот дом поразил писателя, побывавшего в Помпеях, своей продуманной планировкой, красотой настенной живописи и изяществом напольных мозаик. Вход в дом расположен в центре его уличного фасада. На полу вестибула сохранилось черно-белое мозаичное изображение оскаленного цепного пса с характерной подписью «Cave Canem!» («Берегись собаки!») (рис. 8). Не исключено, что именно это изображение подвигло древнеримского писателя Гая Петрония Арбитра (лат. Arbiter Petronius Gaius, 27-66 гг.) упомянуть его в описании дома Тримальхиона: «По левую руку, недалеко от каморки привратника была нарисована на стене огромная цепная собака, а над нею большими квадратными буквами написано: «Берегись собаки».» (Петроний, Сатирикон, 29) [9, с. 148].
Рис. 8. Мозаика «Cave Canem» («Берегись собаки!») (https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF% EE%EC%EF%E5%E8#mediaviewer/File:Dom_dramaturga. jpg)
По обе стороны от узкого коридора (вестибула) были устроены две та-берны (франц. таверны, торговые лавки). По-видимому, они сдавались внаем и служили дополнительным источником дохода для владельцев дома.
Длинный узкий коридор вел в атриум тосканского типа с мраморным бассейном (имплювием) в центре (рис. 9).
Как и в Доме Хирурга, здесь также имелись таблинум и домашний сад. Однако планировку здания отличает своеобразная творческая «бесшабашность», полный отказ от всякого рода традиционных схем. В этом, похоже, сказалась творческая профессия, род занятий хозяина дома, привыкшего жить на
широкую ногу и без особых моральных ограничений. В планировочной схеме Дома Трагического Поэта в целом была сохранена «этрусская» трехчастная структура («атрий - таблинум - домашний сад»). Однако традиционная осевая симметрия плана, в которой все эти три помещения как бы «нанизывались» на продольную ось, была нарушена. Симметричными остались лишь три передних помещения - две таберны и «зажатый» между ними узкий вестибул. Широкий проем таблинума оказался немного сдвинут влево от продольной оси атриума. Поперечная же ось домашнего сада (перистиля) визуально «сдвинулась» вправо. Из двух «крыльев» атрия сохранилось только одно. Поэтому комнаты с его правой стороны несимметричны комнатам на левой стороне.
а
Рис. 9. Атриум Дома Трагического Поэта:
а - современное состояние; б - литография; в - макет
Однако наиболее существенной переработке подверглась задняя часть дома, включавшая домашний сад и расположенные справа от него большую столовую (триклиний) и кухню (рис. 10).
Рис. 10. Домашний сад и перистиль Дома Трагического Поэта (http://www.obshelit.ru/ works/182937/)
Эти два помещения заполнили всю правую сторону узкого перистиля. То есть триклиний стал главным жилым помещением этого дома. Поэтому небольшой сад был окружен колонными портиками не с четырех, а лишь с трех сторон («незавершенный» перистиль). Колонны перистиля грубо оштукатурены в нижней трети. Капитель в каждой из колонн имеет гладкую высокую шейку (греч. гипотрахелион) и завершена мелко профилированным абаком, под которым едва заметен миниатюрный эхин. В глубине перистиля к наружной стене прислонен небольшой ларарий (семейное святилище), имеющий форму конхи (полукруглой ниши) (рис. 11).
Рис. 11. Ларарий (святилище) Дома Трагического Поэта (http://www.obshelit.ru/works/ 182937/)
Этот дом знаменит своими мозаичными полами и фресками имперского периода, изображающими сцены из греческой мифологии. Стены атрия и «Картинной галереи» были украшены изображениями Зевса и Геры, сюжетами из «Илиады» («Жертвоприношение Ифигении», «Венера и Амур», «Покинутая Ариадна» и др.). Поверхность пола в атриуме сочетала целую серию жанровых сценок - странствующие актеры, кошка с пойманной куропаткой, птицы, клюющие виноград, пьющие из чаши или порхающие среди цветов. Пол бассейна имитировал морское дно с рыбами и морскими змеями. Под воздействием ярких солнечных бликов на поверхности воды они казались живыми. Лучшие фрески Дома Трагического Поэта ныне хранятся в Археологическом музее г. Неаполя.
В других помещениях полы также были украшены мерцающими мозаичными фресками, обрамленными по периметру геометрическим или растительным орнаментом из фруктов, цветов и театральных масок (рис. 12).
Рис. 12. Интерьер «Картинной галереи» (oecus) Дома Трагического Поэта (http ://www. obshelit. ru/works/182937/)
Дом Саллюстия в Помпеях (III в. до н. э.)
Дом Саллюстия, раскопки которого были произведены в 1805 и 1809 гг., в целом повторил традиционную схему атриумного дома. Он также изначально имел две таберны (торговые лавки или ремесленные мастерские), расположенные по бокам от вестибюля. Однако у его заднего фасада появился портик, который частично окаймлял и левый боковой фасад. По-видимому, владельцем этого дома был зажиточный горожанин, занимавшийся торговлей и сдававший некоторые помещения своего дома внаем другим торговцам (рис. 13).
Рис. 13. Дом Саллюстия (продольный разрез). Иллюстрация из книги Жана Ф. Мазуа «Руины Помпей» (1824 г.) (http://pompeii.ru/scavi_02.htm)
По иронии судьбы этот дом назван именем некоего Саллюстия. Это имя сохранилось в агитационной надписи, обнаруженной на главном фасаде дома. Похоже, что этот человек в свое время выступил в качестве кандидата на местных выборах и, скорее всего, никакого отношения к этому дому не имел. Не исключено, что этим кандидатом был Саллюстий Пассиен Крисп (лат. Garns Sallustius Passienus Crispus) - консул-суффект 27 года и консул Римской империи 44 года. Он был внучатым племянником знаменитого римского историка и реформатора Гая Саллюстия Криспа (89-35 гг. до н. э.).
Фундамент и основные несущие стены Дома Саллюстия были возведены в так называемый «туфовый» период (IV в. до н. э.), когда городом правили самниты (420-310 гг. до н. э.). Гораздо больше внимания, чем в Доме Хирурга, здесь было уделено отделке интерьера. Сохранились живописные фрески первого («инкрустационного») стиля - желтый цоколь, над которым нарисована стена из глыб черного мрамора, украшенная лепными карнизами. Позже, уже в римскую эпоху, дом подвергся кардинальной перестройке. Прежний домовладелец имел только две небольшие лавки. Новый хозяин, чтобы увеличить доходы, пристроил к дому еще четыре магазина, которые сдавались арендаторам, хлебную лавку, пекарню и три небольшие мельницы (рис. 14).
Во внутренний двор (атрий) выходили двери нескольких жилых комнат. Их косяки из крупных кусков сарносского камня были выполнены в технике opus africanum. Стены были украшены пилястрами в виде плоских полуколонн. Они поддерживали дорический фриз с гуттами из плотного белого гипса с примесью мелкой мраморной крошки и слюды. Промежутки между пилястрами заполнены двумя поясами пластически обработанных квадров, разделенных между собой заглубленными дорожками шириной 4,7 см.
У восточной стены таблинума стоял мраморный столик с ножками в виде лап грифона, а рядом с ним - пьедестал, на котором были установлены бронзовые статуэтки Геркулеса - легендарного основателя и покровителя города. Чуть дальше размещался фонтан с ванной в форме морской раковины. Две большие комнаты (алы, alae), расположенные по обе стороны от таблинума, видимо, служили укрытием и местом отдыха в ненастную погоду. В дальней стене таблинума было устроено большое окно, обращенное на виридарий с ионическим портиком. Виридарий (лат. viridarium - древесные насаждения, сад, парк, роща) - небольшой, окруженный высокой каменной оградой сад для отдыха и развлечений, часто украшенный скульптурами и фонтанами. На римских вил-
лах «золотого века» Римской республики (времена Лукулла, Мецената и Цицерона) подобные сады служили местом вечернего отдыха и развлечений. При скупом освещении они выглядели роскошно. Характер римлян того времени отличался величавым спокойствием, любовью к тишине и домашнему уюту. Выше всего они ценили прелесть «изящной простоты». Поэтому заднюю стену виридария украсила роспись, изображавшая фантастический сад с фонтанами, экзотическими деревьями, цветами и птицами. Рукотворный пейзаж был дополнен снизу изображением деревянной изгороди. У всякого, кто заглядывал в дом со стороны вестибула и атриума, возникала иллюзия, что позади табли-нума устроен сад необыкновенной красоты (рис. 15).
5 Я Ъ 10 1} и
I»> I |,—__—■ *-1
Рис. 14. Дом Саллюстия (план):
1 - вход (вестибюль); 2 - атрий; 3 - имплювий; 4 - алы («крылья»); 5 - задний вход; 6 - таблинум; 7 - сад (виридарий), 8 - ионический портик; 9 - лавки хозяина дома; 10 - лавки, сдававшиеся внаем; 11 - помещения пекарни (черным цветом обозначен старый дом, светлым - новые пристройки)
Дом Саллюстия является образцом принципиально нового типа древнеримского городского дома. Под влиянием греческой культуры здесь появился один из первых перистилей (сад, окруженный колонным портиком). Таблинум, служивший хозяину дома рабочим кабинетом и местом для приема гостей и клиентов, имел выход в сад через широкий портал, устроенный в задней стене. Чтобы рабы и домочадцы не беспокоили хозяина и его гостей, слева и справа от кабинета были предусмотрены два узких коридора. Перистиль с экзотическими растениями, статуями и фресками стал составной частью дома,
демонстрирующей общественный статус и благосостояние хозяев. В саду обычно росли мягкий аканф, алоэ, плющ, мирт, тамариск, тростник и папирус. Из цветов - маргаритки, мак, лилии, нарциссы, ирисы (рис. 16).
Мй Л' У''1
Рис. 15. Дом Саллюстия в Помпеях. Вид на таблинум (передний план), атриум и вестибюль с торговыми лавками (задний план) (http://pompeii.ru/scavi_02.htm)
100 300 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 2100 2300 2500 2700 2900 3100 3300 3500 3700 3900 4100
Рис. 16. Реконструкция интерьера атриума в Доме Саллюстия (Помпеи) (http://steklo-prom.ru/ upload/iblock/03a/03ad90a69ced9e5bb16eb2b08eddae7c.jpg)
Мебели в римских домах рассматриваемого периода было сравнительно немного - несколько лож, бронзовые лампы на высоких ножках, жаровни, столики в атрии и бронзовые стульчики. По своему составу и материалам мебель была такой же, что и в греческих жилых домах, хотя и отличалась более сложной формой и более насыщенным декоративным оформлением. Изделия из кедра, туи, оливы, клена, ясеня украшались резьбой, инкрустацией из фаянса, слоновой кости, черепаховых панцирей и драгоценных металлов.
В заключение следует отметить, что начиная со II в. до н. э. в римской жилой архитектуре усилились эллинистические влияния. В частных домах появились греческие перистили - большие прямоугольные дворы, окруженные колонными портиками. Домашний сад в таких домах занимал центральную часть перистиля. По его периметру стали размещать основные помещения усадьбы - летние столовые (триклинии), комнаты для гостей (экусы), спальни (кубикулы). Постепенно перистиль стал самой роскошной частью дома, демонстрирующей социальный статус и финансовые возможности его хозяина. В богатых домах сад был украшен мозаичными панно, фонтанами, мраморными или бронзовыми скульптурами, цветниками. Хотя во времена республики римляне опасались строить слишком роскошные усадьбы из боязни общественного осуждения и проскрипций (репрессий) в периоды гражданских войн и смут (I в. до н. э.). Вспомним слова Цицерона: «Надо также остерегаться, в особенности, если ты сам строишь, чтобы не переступить известного предела в роскоши и великолепии убранства дома. Очень многие стараются подражать именно в этом смысле тому, что делают люди знатные. Кто думает подражать доблести превосходного человека Луция Лукулла? Но сколько народу подражало роскоши его вилл! Нет сомнения, что в этом отношении следует соблюдать умеренность и вернуться к простоте. Эту же умеренность надлежит распространить на все привычки и весь уклад жизни.» (Цицерон, Об обязанностях, I, 39, 140) [9, с. 162].
Атриум же, изначально являвшийся духовным центром родового дома и вселенной, символом домашнего очага, находившегося под покровительством богини Весты, уже во времена Ранней империи превратился в обычную парадную прихожую, своего рода фойе. Далее него лишних людей не пропускали. Древнеримский дом по-прежнему был обращен на улицу глухими каменными стенами, одна из которых имела входной портал (antica). Чаще всего фасады не имели окон, чтобы не вызывать нежелательного любопытства у прохожих и потенциальных воров. То есть принцип «жемчужной раковины» в архитектуре поздней Римской республики оставался неизменным.
Библиографический список
1. Поляков, Е.Н. Жилой дом гомеровского периода (XII-VIII вв. до н. э.) в «Илиаде» и «Одиссее» / Е.Н. Поляков, А.В. Красовский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 4 (57). - С. 9-18.
2. Поляков, Е.Н. Интерьер жилых зданий гомеровского периода (XII-VIII вв. до н. э.) в «Илиаде» и «Одиссее» / Е.Н. Поляков, А.В. Красовский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2016. - № 5 (58). - С. 9-25.
3. Поляков, Е.Н. Древнегреческая версия «идеального» усадебного дома в произведениях античных авторов / Е.Н. Поляков, А.В. Красовский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2017. - № 1 (60). - С. 9-22.
4. Поляков, Е.Н. Внутреннее пространство древнегреческого усадебного дома V-I вв. до н. э. / Е.Н. Поляков, А.В. Красовский // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2017. - № 3 (62). - С. 9-24.
5. Брунов, Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 3 т. Т. 2. Греция - Рим - Византия / Н.И. Брунов. - М.; Л. : Академия, 1935. - 621 с.
6. Бунин, А.В. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма / А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. - 2-е изд. - М. : Стройиздат, 1979. - 495 с.
7. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий. - М. : Архитектура-С, 2006. - 328 с.
8. Всеобщая история архитектуры (ВИА): в 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - М. : Стройиздат, 1973. - С. 486-674.
9. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.
10. Классовский, В. Помпеи и открытые в ней древности с очерком Везувия и Геркуланума / В. Классовский. - 3-е изд. - СПб. : Тип. Э. Веймара, 1856. - 349 с.
11. Ковалев, С.И. Очерки истории Древнего Рима / С.И. Ковалев, Е.М. Штаерман. - М. : Учпедгиз, 1956. - 335 с.
12. Кравченко, В.И. Помпеи, Геркуланум, Стабии / В.И. Кравченко. - М. : Искусство, 1985. - 224 с.
13. Ростовцев, М.И. Помпеи за 1893-95 гг. / М.И. Ростовцев. - СПб., 1896. - 89 с.
14. Сергеенко, М.Е. Помпеи / М.Е. Сергеенко. - М.; Л. : АН СССР, 1949. - 316 с.
15. Шуази, О. История архитектуры: в 2 т. : пер. с франц. / О. Шуази. - 4-е изд. - М. : Изд-во В. Шевчук, 2005. - Т. 2. - 708 с.
16. История интерьера. - Условия доступа : http://tehnologia.59442s003.edusite. ru/p12aa1 .html
References
1. Polyakov E.N., Krasovsky A.V. Jiloy dom gomerovskogo perioda (XII-VOI vv. dо n. e.) v «Iliade» i «Odissee» [Residential house of Homeric period (17-18th B.C.) in the Iliad and the Odyssey]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 4. Pp. 9-18. (rus)
2. Polyakov E.N., Krasovsky A.V. Interier jiluih zdaniy gomerovskogo perioda (XII-VIII vv. dо n. e.) v «Iliade» i «Odissee» [Habitable house of Homeric period (12-8 B.C.) in 'Iliad' and 'Odyssey']. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 5. Pp. 9-25. (rus)
3. Polyakov E.N., Krasovsky A.V. Drevnegrecheskaya versiya «idealinogo» usadeb-nogo doma v proizvedeniah antichnuih avtorov [Ancient Greek version of ideal country-house in works of ancient authors]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2017. No. 1. Pp. 9-22. (rus)
4. Polyakov E.N., Krasovsky A. V. Vnutrennee prostranstvo drevnegrecheskоgо usadebnogo doma V-I vv. do n. e. [Inner space of the ancient Greek manor house in the 5th-1st centuries BC]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2017. No. 3. Pp. 9-24. (rus)
5. Brunov N.I. Ocherki po istorii arhitektury. Gretsia - Rim - Vizantiya [Essays on the history of architecture. Greece - Rome - Byzantium]. Мoscow; Leningrad: Academia Publ., 1935. 621 p. (rus)
6. Bunin A.V., Savarenskaya T.F. Istoriya gradostroitel'nogo iskusstva, v 2-kh t., [The history of urban art] in 2 vol., Gradostroitel'stvo rabovladel'cheskogo stroya i feodalizma. Мoscow: Stroyizdat Publ., 1979. V. 1. 495 p. (rus)
7. VitruviusM. Desyat' knig ob arkhitekture [Ten Books on Architecture]. Moscow: Arkhitektu-ra-S, 2006. 328 p. (transl. from Lat.)
8. Vseobshaia istoria arhitektury [General history of architecture]. V. 2, Мoscow: Stroyizdat Publ., 1973. Pp. 486-674. (rus)
9. Zubov V.P., Petrovsky F.A. Arkhitektura antichnogo mira. Materialy i dokumenty po istorii arkhitektury [Architecture of ancient world. Materials and documents for architectural history]. Moscow: USSR Academy of Architecture Publ., 1940. 519 p. (rus)
10. Klassovskii V. Pompei i otkrytye v nei drevnosti s ocherkom Vezuviya i Gerkulanuma [Pompeii and sketch of the Vesuvius and Herculaneum]. St-Petersburg: Tip. E. Veimara, 1856. 349 p (rus)
11. Kovalev S.I., Staerman E.M. Ocherki istorii Drevnego Rima [Essays on Ancient Rome history]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1956. 335 p. (rus)
12. Kravchenko V.I. Pompei, Herculanum, Stabii [Pompeii, Herculaneum, Stabiae]. Moscow: Is-kusstvo Publ., 1985. 224 p. (rus)
13. RostovtsevM.I. Pompei za 1893-95 gg. [Pompeii in 1893-1895]. St-Petersburg, 1896. 89 p. (rus)
14. Sergeenko M.E. Pompei [Pompeii]. Moscow, Leningrad: USSR Academy of Sciences, 1949. 316 p. (rus)
15. Choisy A. Istoria arhitektury [Histoire De L'Architecture. Izd-vo Vsesoyuznoi akademii arkhitektury]. Moscow: Shevchuk Publ., 2005. 708 p. (transl. from Fr.)
16. Istoria interiera [History of interior]. Available at: http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/ p12aa1.html/