УДК 316.75 © 2015 г.
Л.А. Погосян, Т.В. Веселая
ФОРМИРОВАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Погосян Лилияна Альбертовна - кандидат социологических наук, доцент Ростовского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Веселая Татьяна Викторовна - кандидат философских наук, доцент Ростовского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуется феномен политической культуры молодежи как важнейший элемент политической жизни общества. Подробно рассмотрены содержание и сущность понятия политической культуры, развитие гражданско-патриотического образования молодежи в российском демократическом обществе, повышение уровня социально-политической активизации молодежи. Повышение политической культуры молодежи предполагает обеспечение социально активного поведения. Политическая культура имеет место, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства политических знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения. Уровень политической культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизаций общества.
Ключевые слова: политическая культура, правовая социализация, молодежь, социальная активность, политическая социализация, молодежная политика, демократия, гражданско-правовое образование.
В современном российском обществе активно обсуждают политическую культуру власти, политическую культуру лидеров, политическую культуру общества, но мало кто затрагивает политическую культуру молодежи, ее особенности и значимость в демократическом
развитии государства. Диагностирование общества на предмет развитости гражданско-патриотического чувства можно определить по показателям политической активизации молодежи. Иными словами, количество молодежных общественно-политических организаций, формы представительства интересов молодого поколения во властных структурах определяют, насколько высока политическая активность
V Т/» с
молодежи в данной стране. К сожалению, в современном российском обществе эти показатели крайне низки.
Именно категория политической культуры, в том числе политической культуры молодежи, ближе всего подводит нас к постижению структуры политической жизни, ее специфики в отношении к политической системе государства. Следовательно, исследование проблем формирования современной политической культуры представляется весьма актуальной темой, так как именно такая категория, как «молодежь», выступает в качестве движущей силой развития общества и государства в целом. Недостаточный уровень освоения демократической политической культуры является одним из оснований отчуждения молодежи от общественно-политических процессов в Российском государстве. Общество не может быть гражданским, а государство -социальным и правовым, если одна из социальных групп этого государства исключена из системы политико-властных отношений. Именно усиление роли политической культуры молодежи является существенным фактором развития современного российского общества.
Формирование политической культуры становится все более необходимым в условиях, когда социальные трансформации, произошедшие в общественно-политической жизни современного российского общества, приводят к снижению активности молодежи к политической деятельности, нежеланию и невозможности участвовать в ней значительной части населения. В этих условиях становится все более актуальной проблема вовлеченности молодого поколения в политическую жизнедеятельность общества. Ювенологические подходы изучения политической культуры требуют своего специального научного исследования и всестороннего анализа состояния и проблем политической социализации.
В современной России преобладающая часть молодежи является политически пассивной группой. Значительная часть молодежи не состоит в профсоюзах, общественно-политических организациях и объединениях. Политические партии не имеют четко сформулированной молодежной политики. В последние годы в большинстве исследований наблюдаются снижение уровня социально-политической активности и участия российской молодежи, концентрация на личных проблемах,
отказ от активной роли в делах общества, невысокий уровень доверия молодых людей практически ко всем институтам политико-правовой системы российского общества.
Следует отметить, что именно политическая культура молодежи активно влияет на динамику политической системы, воплощаемую в политическом процессе, во многом определяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику путей и способы их достижения, уровень стабильности и развития социально-экономического общества. Являясь существенным инструментом политических преобразований, политическая культура молодежи несет в себе эталоны политического поведения и модели действий, что во многом определяет стабильность и целостность общества. Выявление механизмов и тенденций воздействия политической культуры молодежи на политический процесс открывает потенциалы для эффективного прогнозирования в политической сфере.
Подчеркнем, что политическая культура представляет собой динамичное, развивающееся явление, чутко реагирующее на изменения окружающего мира. Однако политическая культура меняется медленнее, чем общественно-политическое устройство, часто не успевая адаптироваться к новым условиям социума. Но только «такое проживание новых демократических отношений создает устойчивую внутреннюю и социальную основу для современного политического общества» [8, с. 89]. Каждому этапу существования общества присущ определенный уровень политической культуры, к сожалению, большинство исследователей соглашается с тем, что на данный момент уровень политической культуры молодежи ничтожно низок.
Понятие «политическая культура молодежи» является одной из наиболее популярных категорий в политико-правовой науке. Значимость формирования политической культуры молодежи становится необходимой в условиях, когда модификации, произошедшие в социально-экономических основах российского общества, привели к аполитичности молодого поколения, нежеланию и невозможности участвовать в политической деятельности. В этих условиях становится все более насущной проблема вовлеченности молодого поколения в политическую жизнь общества. Неурегулированность этого предмета внимания является непредсказуемой как в отношении молодого поколения к любым политическим инициативам, так и в перспективе политической стабильности в стране в целом.
Политическая культура молодежи одновременно относится и к системе политических отношений, и к системе культуры. Как состав-
ляющая политической системы общества, она отображает уровень политической зрелости и активности молодежи политических отношений. Как часть культуры общества, политическая культура есть накопленный потенциал, опыт того или иного социума, который раскрывает процесс формирования и материализации сущностных сил человека в процессе его политической деятельности [7, с. 36].
Следовательно, политическая культура молодежи может быть воспринята через трактовку качественных характеристик политической деятельности, проявляющихся в уровне компетентности, политической активности, сознательности участвующих в ней людей.
Соответственно, низкий уровень политической культуры молодежи может отражаться в отсутствии общего и политического образования и воспитания, опыта политической деятельности, в неспособности реализовывать через политическую систему свои и общезначимые цели, в нарушении законов, в безответственности перед обществом, коррумпированности, в пренебрежении традициями и правами своих политических партнеров, в разжигании национальной и социальной розни и ненависти.
Современные исследования показывают, что в условиях демократического транзита тяжесть проблем переходного периода в значительной степени ощущает на себе молодое поколение. Лишь только незначительную часть молодежи интересует политика. Число же тех, кто расположен участвовать и реально участвует в деятельности общественно-политических организаций, еще меньше. Ни одно государство не может благополучно развиваться без четкой и хорошо продуманной системы политического воспитания и подготовки молодого поколения к будущей политической жизни. Судьба демократической России зависит от того, с какими политическими ориентациями и духовно-нравственными ценностями придет молодое поколение на смену сегодняшним активным политическим силам страны. Поэтому в этих условиях вопрос о характере политической культуры молодежи и развитии гражданского образования стоит сегодня в России весьма остро.
Многие политические лидеры стремятся сделать молодежь своим союзником, поскольку представители этой социально-демографической группы часто выступают как наиболее активизированные и радикально настроенные члены общества. Снижение духовно-нравственного потенциала среди молодого поколения отражает одну из острейших социально-политических проблем общества. Его повышение и стабилизация возможны через привитие политической культуры и формирование гражданско-патриотического воспитания.
В общественно-политической ситуации современной России молодое поколение в своем большинстве лишено надежных социальных ориентиров. Распад укоренившихся форм социализации, сформированной на социальной предназначенности жизненного пути, с одной стороны, повысил личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - привел к нежеланию значительной части из них включиться в новые общественно-политические отношения. Следовательно, необходимость духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса социального становления современной молодежи [4, с. 71].
Исходя из этого, молодежь с высоким уровнем политической культуры будет иметь высокий уровень политического образования, стабильный интерес к внутренней и международной жизни; активно, с ясно осознаваемыми и публично выражаемыми целями, результативно участвовать в политической деятельности через общественно-политические организации, эффективно реализуя не только личные, но и общественно значимые цели; действовать в рамках законности, не ущемляя прав и свобод других субъектов политики; избегать угроз и шантажа, использовать переговоры, убеждение, согласованные с другими социальными субъектами политические средства; уважать интересы и традиции своих партнеров.
Становление политической культуры в современном российском обществе устанавливает перед молодежью такие задачи, которые призывают к активизации в социально-политических отношениях, во взаимодействии с людьми и социальными институтами в политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в социально-политической жизнедеятельности общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к формированию лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.
По мнению российских социологов, гражданин обязан обладать высоким уровнем политической компетентности, включающей в себя «совокупность имеющихся у личности знаний относительно своих неотъемлемых прав и налагаемых на нее обязанностей, умение оперировать которыми раскрывает перед человеком возможность материализации своих потребностей и устремлений» [9, с. 29].
Для привлечения молодежи в политическую жизнедеятельность, формирования гражданско-патриотической позиции необходимо усовершенствовать программы государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика отражает стратегическое направление государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Российской Федерации, на формирование у молодых людей патриотизма и гражданственности, а также почитания отечественной истории и культуры народностей России и государств, на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Реализация государственной молодежной политики должна быть направлена на создание правовых, политических и социально-экономических гарантий для самореализации личности, на развитие и поддержку молодежных общественных объединений и организаций.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить: в настоящее время молодое поколение в современном российском обществе не является активным участником политического процесса, а иногда и совсем отчуждается от него. Формирование механизмов воздействия на современную молодежь в целях повышения ее активизации в политической жизнедеятельности общества, протекающих в Российской Федерации, обусловлено:
- во-первых, снижением уровня политической активизации молодого поколения по сравнению с другими возрастными группами во всех формах политического участия: электоральном поведении, организационной и протестной деятельности;
- во-вторых, участием молодежи в роли наблюдателей за политическими процессами, а не в роли активных и заинтересованных участников, причиной чего, возможно, является недостаточно эффективная государственная молодежная политика, проводимая органами государственной власти в государстве и ее субъектах.
Перспектива развития демократического гражданского общества в современной России в значительной степени связана с формированием политической культуры молодежи. Политическая культура молодежи имеет место только тогда, когда выражается систематическое воспроизведение единства политико-правовых знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их материализации в норме поведения. Уровень политической культуры молодежи является одним из показателей ее развития и значимым критерием политической стабилизации общества.
Таким образом, основными критериями функционирования и повышения политической культуры молодежи являются целенаправленные действия государственных и негосударственных структур по приобщению молодого поколения к политико-правовым нормам, ценно-
стям и установкам, повышению уровня социально-политической активизации молодежи.
Отсюда одной из основных задач построения демократического общества является поиск путей повышения уровня политической культуры молодежи, их интереса к политическим явлениям. А также следует создавать условия для активного вовлечения подрастающего поколения в социально-политические процессы формирования в России гражданского общества с социально-правовой гражданственностью. Молодое, инновационное по своей природе, поколение во многом определяет будущее любого государства. Именно формирование политической культуры российской молодежи является важнейшим фактором становления и развития гражданского общества и правового государства в современных условиях.
Литература
1. Гаврилюк В.В., Меленков В.В. Граж-
1.
References
Gavrilyuk V.V., Melenkov V.V.
данственность, патриотизм и воспитание Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie
молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 37-44. 2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Моло-
molodezhi // Sotsis. 2007. № 4. S. 37-44. 2. Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E.
дежь России: социологический потрет. М., Molodezh' Rossii: sotsiologicheskiy potret.
2010. 592 с.
3. Гуляихин В.Н., Галкин А.П. Полити-
M., 2010. 592 s.
3. Gulyaikhin V.N.,
Galkin A.P.
ческие и правовые ценности граждан в РоШсИевЫе 1 ргауоууе 18еппо811 §га2Ьёап V трансформирующемся российском обще- йашГогшгиушкскетвуа го881увкош
стве: опыт регионального исследования // оЬвЬсЬев^е: ору! ге§юпаГпо§о issledovaniya
Политика и общество. 2010. № 12. С. 21-27.
4. Погосян Л.А. Влияние процессов социализации, адаптации и идентификации на формирование политической культуры молодежи // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 69-75.
5. Политический потенциал и политическая активность молодежи. URL: http://bd. fom.ru/report/map/ (дата обращения: 14.04.2014).
6.Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура. 2006. № 1. С. 14-27.
7. Рыбаков А.В. Политическая культура современного российского общества: состояние и перспективы ее демократизации // Поиск. 2012. № 1. С. 31-38.
8. Фомин О.Н. Политическая культура как фактор политического процесса // Власть. 2012. № 3. С. 86-89.
9. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 23-31.
// Politika i obshchestvo. 2010. № 12. S. 21- 27.
4. Pogosyan L.A. Vliyanie protsessov sotsializatsii, adaptatsii i identifikatsii na formirovanie politicheskoy kul'tury molodezhi // Gumanitariy Yuga Rossii. 2013. № 3. S. 69-75.
5. Politicheskiy potentsial i politicheskaya aktivnost' molodezhi. URL: http://bd.fom.ru/ report/map/ (data obrashcheniya: 14.04.2014).
6. Romashov R.A., Tishchenko A.G. Pravovaya kul'tura: tsennostnyy aspekt // Pravovaya kul'tura. 2006. № 1. S. 14-27.
7. Rybakov A.V. Politicheskaya kul'tura sovremennogo rossiyskogo obshchestva: sostoyanie i perspektivy ee demokratizatsii // Poisk. 2012. № 1. S. 31-38.
8. Fomin O.N. Politicheskaya kul'tura kak faktor politicheskogo protsessa // Vlast'. 2012. № 3. S. 86-89.
9. Shcheglov I.A. Politicheskaya sotsializatsiya lichnosti i sovremennyy istoricheskiy protsess // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2000. № 4. S. 23-31.