Научная статья на тему 'Формирование и развитие теории открытых инноваций'

Формирование и развитие теории открытых инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванхавербеке Вим

Беседу с профессором Вимом Ванхавербеке о развитии теории открытых инноваций ведет д. э. н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ННГАСУ Анна Александровна Трифилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of the theory of open innovation

Interview with Professor Wim Vanhaverbeke on the development of the theory of open innovation has leads doctor of the economical sciences, head of department of Management and Marketing of Nizhny Novgorod State Architectural and Construction University Trifilova Anna Alexandrovna

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие теории открытых инноваций»

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

Формирование и развитие теории открытых инноваций

Беседу с профессором Вимом Ванхавербеке о развитии теории открытых инноваций ведет д. э. н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга ННГАСУ Анна Александровна Трифилова

A. А. Трифилова:

— Профессор Ванхавербеке, спасибо, что согласились дать интервью российскому журналу «Инновации». Я хочу разделить нашу беседу на две части. Я думаю, читатели меня поддержат в том, что мы должны не только обсудить теорию открытых инноваций, но мне также следует задать Вам несколько вопросов о Вас лично. Если Вы не возражаете, позвольте мне начать с Вашей личной биографии. Не могли бы Вы поделиться с читателями журнала тем, как Вы стали ученым, ведущим исследования в области инновационного менеджмента? Далее мы обсудим с Вами теорию открытых инноваций, описываемую в книгах, которые уже представлены мною нашим читателям. Мои первые к Вам вопросы. Откуда Вы родом? Кто Вы по специальности? Где Вы получили образование?

B. Ванхавербеке:

— Я бельгиец. Сначала я изучал философию, а затем экономику, в университете Leuven в Бельгии. Некоторое время я работал ассистентом в этом университете на факультете «Экономика и Прикладная экономика». В связи с тем, что мне захотелось исследовать вопросы общего менеджмента и особенно инновационного менеджмента, мои научные руководители посоветовали мне поступить в бизнес школу и получить степень доктора делового администрирования, DBA. Так, я поступил в бизнес школу IESE в Барселоне, где с 1990 по 1992 год изучал менеджмент вместе со студентами МВА. К 1995 году я завершил работу над своей докторской диссертацией, которую я защитил в университете Navarra, IESE. К этому времени я уже работал в Маастрихтском (Maastricht) университете в Нидерландах, в котором оставался до 2000 года. Затем я перешел в Хасселтский (Hasselt) Университет в Бельгии и в Эйндховенский (Eindhoven) Университет Технологий в Нидерландах.

A. А. Трифилова:

— Какие Ваши основные научные интересы?

B. Ванхавербеке:

— Я всегда интересовался технологиями. Но меня интересуют не столько сами технологии, а возмож-

ности, которые они дают для развития бизнеса. Технологические изменения являются основными движущими факторами получения добавленной стоимости, они также открывают новые возможности для старт-ап компаний, малых и средних фирм, крупных предприятий. Поэтому, со временем мои научные интересы эволюционируют в сторону вопросов менеджмента, а именно, инновационного и организационного обновления. Последнее время я работаю над темой технологических альянсов. Это вызвано тем, что компании больше не могут в одиночку вести разработку инноваций, так сказать действовать в «автономном» режиме. Союзы между компаниями позволяют сократить издержки, связанные с НИОКР, снизить технологический риск, рыночную неопределенность, получить доступ к новейшим технологиям. За последние 3-4 года я попытался расширить спектр исследований и перейти от руководства альянсами к управлению другими организационными формами реализации технологий. Альянсы — это только один из путей получения доступа к технологиям других компаний. Слияния и поглощения, спин-ин ^рт-1ш), корпоративный венчур — это другие возможные варианты приобретения инноваций, развивающихся за пределами компаний.

В связи с тем, что технологическое сотрудничество между компаниями входит в сферу моих основных научных интересов, вполне естественно, что я заинтересовался открытыми инновациями, когда в 2003 году Чесбро опубликовал свою книгу. Вместе с тем было бы ошибочно утверждать, что я исследую только открытые инновации. Особый интерес у меня вызывают такие взаимосвязанные темы, как базисные инновации и управление ими.

Организация нового бизнеса на основе базисных инноваций в составе крупных предприятий является достаточно сложной проблемой, ввиду того, что это происходит путем создания малой предпринимательской фирмы, которая начинает получать прибыль за счет огромных ресурсов, принадлежащих материнской компании. В этой связи мне чрезвычайно интересно исследовать проблему того, как компании решают вопросы корпоративного обновления и как они используют внешние инновации для развития нового бизнеса внутри своих компаний. Речь идет об установлении взаимосвязи между открытыми иннова-

циями и долгосрочными корпоративными изменениями, происходящими на крупных предприятиях.

За последние 5 лет я понял, что новый бизнес и инновации не следует увязывать только с технологией. Экономика становится все более и более ориентированной на сектор услуг. Дизайн, искусство, практический опыт, умение рисковать, а также моральные ценности — вот что становится основными факторами создания добавленной стоимости. Я уверен, что мы должны расширить спектр наших исследований от технологии, как единственного источника инноваций, до изучения других всевозможных факторов создания новых продуктов и услуг на рынке. Вполне очевидно, что это потребует переосмысления. Такие факторы как — установление более тесных взаимосвязей с потребителями, моделирование бизнеса и стратегия бизнеса — начинают играть ведущую роль в вопросах о том, как нетехнологические инновации могут создать дополнительные преимущества и удовлетворить потребности покупателей. При этом не стоит забывать о том, что сегодня на разработку инновационной политики также оказывают влияние такие процессы, как развитие глобализации и рост сотрудничества в сфере НИОКР между компаниями. Интригующий вопрос здесь состоит в том, как учесть все эти новые тенденции при формировании инновационной политики разных стран.

A. А. Трифилова:

— Вим, не могли бы Вы назвать свое место работы и дать свои контактные данные на тот случай, если кто-нибудь из России после ознакомления с тремя, самыми известными в мире книгами в сфере открытых инноваций и прочтения этого интервью, захочет сотрудничать с Вами?

B. Ванхавербеке:

— Я занимаю должность профессора «Организаций и стратегий» в Хасселтском (Hasselt) университете и должность исследователя в Эйндховенском (Eindhoven) университете технологий. При этом я также преподаю на программах МВА и executive MBA в бизнес школах Европы. Самый лучший способ со мной связаться это через электронную почту ([email protected]). Вы также можете посетить наш сайт Открытые инновации (www.openinnovation.eu).

A. А. Трифилова:

— Вим, скажите, ведете ли Вы курс Открытые инновации у себя в университете в Бельгии? К примеру, в Хассельском университете, какая часть обучающих программ посвящена управлению НИОКР, технологическому и инновационному менеджменту? Иначе говоря, насколько распространена тема инноваций, и особенно концепция открытых инноваций, среди европейских университетов?

B. Ванхавербеке:

— Инновационный менеджмент — это, конечно же, очень популярная и широко распространенная тема в системе обучения. Во многих университетах

курс по инновационному менеджменту входит в состав разнообразных курсов для магистров. В большинстве европейских университетов инновационный менеджмент также является обязательным предметом и на программах МВА.

Преподавание «Отрытых инноваций» — вопрос отдельный. Открытые инновации — это относительно молодая тема в системе образования. Не многие программы обучения включают в свой состав открытые инновации как спецкурс. Профессор Чесбро ведет замечательный курс на программе МВА, однако он используют те кейсы, которые характерны для американской действительности и большинство из них относятся к ICT-индустрии1. Насколько мне известно, еще нет полностью разработанного курса для студентов, который был бы посвящен только открытым инновациям. Конечно же изучаются отдельные моменты и особенности, но еще должно пройти достаточно много времени прежде чем курс открытых инноваций войдет в обучение студентов и аспирантов.

В Хассельте я преподаю курс «Стратегические инновации», который рассматривает инновации сквозь призму стратегических действий и изменений на уровне модели развития бизнеса. Я также веду курс «Кейсы по открытым инновациям». Это полный курс по открытым инновациям, основанный на решении практических задач, связанных со стратегическим и организационным управлением открытыми инновациями.

Для стимулирования и ускорения проникновения открытых инноваций в процессы обучения, я намереваюсь открыть ссылку «обучение» на сайте www.openinnovation.eu, где мне бы хотелось собрать информацию о курсах и кейсах, посвященных открытым инновациям. Я намереваюсь разослать ведущим ученым, которые занимаются открытыми инновациями, письма с просьбой разместить на нашем сайте описание своих курсов и кейсов. Таким образом мы сможем как ускорить, так и помочь продвижению программ обучения открытым инновациям в мире. Кроме того, мы также считаем необходимым разработать новые обучающие кейсы, чтобы сделать тему открытых инноваций популярной в сфере образования. Особый интерес для нас, конечно же, будут представлять европейские кейсы. У Томаса Кеила (Thomas Keil) есть статья, посвященная компании Nokia. У Филиппе Монтеиро (Felipe Monteiro) есть замечательный кейс о технологическом скаутинге (technology scouting) в ВТ2. Я написал кейс о IMEC3 как об институте, специализирующемся на открытых инновациях в сфере наноэлектроники. Мы опубликовали этот кейс на Epodia (www.epodia.com). Нам интересно узнать кто пишет обучающие кейсы или другой материал по теме открытых инноваций и каким образом на уровне всей Европы мы можем интегрировать весь материал в одну взаимосвязанную

1 Information and Communication Technology — информационные и телекоммуникационные технологии (прим. ред.).

2 Бритиш Телеком (прим.ред.).

3 IMEC, Interuniversity Microelectronics Centre, Leuven, Belgium (www.imec.be) (прим. ред.).

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

стратегию. Конечно же, мы не должны ограничивать наше внимание только Европой. Было бы замечательно получить кейсы из других частей света, а также примеры об открытых инновациях в малом бизнесе и в различных отраслевых секторах.

A. А. Трифилова:

— Что Вы можете посоветовать российским университетам в плане интеграции концепции открытых инноваций в учебные программы студентов и аспирантов?

B. Ванхавербеке:

— На этот вопрос я отвечу вкратце. Я думаю, что сегодня российские университеты могут воспользоваться любыми ресурсами обучения, которые есть в мире. На сайте www.openinnovation.eu есть описания некоторых курсов и кейсов, которые могут оказать существенную поддержку. Для введения открытых инноваций в программы обучения можно также пригласить на время зарубежных ученых, занимающихся исследованиями в этой области. Для интеграции открытых инноваций в магистерские программы и курсы МВА, российские университеты могут также попытаться получить субсидии от ЕС.

A. А. Трифилова:

— Расскажите, пожалуйста, о событиях международного масштаба, которые посвящены открытым инновациям и в которых Вы участвуете? Не могли бы Вы сказать несколько слов о предстоящей конференции ISPIM 20084, которая будет проходить во Франции, в г. Тур на тему «Открытые инновации: создание продуктов и услуг на основе сотрудничества»? Насколько мне известно, в феврале 2008 г. в Лондоне R&D Society проводит семинар по открытым инновациям. Только что в Нидерландах закончилась так называемая зимняя сессия, посвященная открытым инновациям. Я полагаю, что подобных событий очень много. Не могли бы Вы прокомментировать эти и другие важные мероприятия, на случай, если кто-нибудь из наших читателей захочет в них поучаствовать?

B. Ванхавербеке:

— Это достаточно сложный вопрос, так как практически невозможно отследить все те международные события, которые посвящены открытым инновациям. Что касается ISPIM 2008, то, да, действительно, конференция посвящена открытым инновациям. Интересным событием может также стать симпозиум открытых инноваций, который будет проходить в рамках ежегодной конференции AOM5 в августе 2008 года. Генри Чесбро проводит американский форум, в г. Беркли, для практиков, специализирующихся на открытых инновациях. В сотрудничестве с Чесбро мы

4 ISPIM (International Society for Professional Innovation Management, международное общество профессионального инновационного менеджмента) — более подробно см. Инновации, № 7, 2007 (прим. ред.).

5 Academy of Management (www.aomonline.org) (прим.ред.).

работаем над организацией европейского форума. На сегодняшний момент, нет онлайновой платформы, которая бы координировала все события, посвященные открытым инновациям. Но на сайте www.openinnovation.eu, мы постоянно размещаем информацию о различных мероприятиях в этой области. Тех, кого интересуют открытые инновации, я рекомендую регулярно посещать этот сайт.

A. А. Трифилова:

— Если начать говорить непосредственно о книгах, посвященных открытым инновациям, расскажите, как Вы познакомились с Генри Чесбро, и как возникла идея написать книгу в соавторстве?

B. Ванхавербеке:

— Это достаточно интересная история. Я прочитал его книгу в 2003 году. Она меня сразу же увлекла, потому как я понял, что многие темы, которые упоминались в книге во многом отражали инновационные стратегии ряда крупных европейских компаний, которые я, в свою очередь, уже исследовал многие годы. Вскоре я прочел информационное письмо, приглашающее ученых к участию в конференции Академии Менеджмента 2004 года, и призывающее их предлагать темы для симпозиумов, проходящих в рамках данной конференции. Я связался с Генри по электронной почте и поинтересовался у него, не будет ли он возражать против того, чтобы организовать со мной и включить в повестку конференции Академии Менеджмента 2004 года симпозиум, посвященный открытым инновациям? Пол часа спустя, Генри уже звонил мне по телефону. Он сразу же согласился на мое предложение при условии, что все организационные вопросы я беру на себя. Он, в свою очередь, представил меня десяти ведущим ученым, исследующих вопросы открытых инноваций. Все остальное уже история: Джоэл Вест согласился участвовать в организации симпозиума и у нас получился настолько интересный симпозиум в Нью-Орлеане, что большинство участников решили объединить свои академические труды в научное издание. Так появилась книга «Открытые инновации. Исследование новой парадигмы», которая была издана в Oxford University Press. С тех пор наше сотрудничество с Генри становится все более тесным. Сейчас мы многое делаем вместе, как при проведении исследований, так и в организации обучения.

A. А. Трифилова:

— Само собой разумеется, что в двух книгах Генри Чесбро и в третьей книге, написанной с Вами в соавторстве, дается определение понятию «открытые инновации». Тем не менее, не могли бы Вы в одном-двух предложениях сказать, что Вы понимаете под «открытыми инновациями», что это понятие означает для Вас?

B. Ванхавербеке:

— Мы определяем «открытые инновации», как целенаправленную реализацию различными организациями притока и оттока знаний, предпринимаемую

с целью повышения их внутренней инновационной активности, и, соответственно, для расширения возможностей использования инноваций во внешней среде. Это определение требует некоторого пояснения. Во-первых, мы говорим об организациях, а не о фирмах. Университеты, исследовательские лаборатории, технологические посредники, индивидуальные потребители — являются главными партнерами открытых инноваций. Далее, открытые инновации не есть тоже самое что и технологический аутсорсинг. Наоборот, именно привлечение технологии извне позволяет фирме повысить ее инновационную активность, что особенно важно, принимая во внимание сокращение жизненного цикла технологий и продуктов. Речь также идет и том, что по сравнению с теми организациями, которые действуют по принципам закрытых инноваций, при открытых инновациях внутренние процессы управления НИОКР требуют переосмысления.

Возможно, у определения есть свои недостатки. Прежде всего, в нем явно не упоминаются бизнес модели, хотя, они важны для понимания того, как фирмы могут осуществлять инновационную деятельность на принципах открытых инноваций. Бизнес модель позволяет определить соответствует ли инновационный проект стратегии компании и рынку. Кто-нибудь может подумать, что открытые инновации применимы только для инновационно-ориентированных промышленных предприятий. Это не совсем верно. Так, фирмы, специализирующиеся на оказании услуг, могут также получить определенные преимущества от открытых инноваций, хотя на сегодняшний день это явление никак не задокументировано и не апробировано. И, наконец, мы не должны забывать, что покупатели и целевые группы потребителей, которые находятся внизу цепочки формирования добавленной стоимости, могут быть важными источниками открытых инноваций. Безусловно, открытые инновации можно использовать и для решения других проблем управления. Одной из таких областей могут стать корпоративные изменения и процессы формирования стратегий. Немаловажный вопрос также состоит в том, каким образом мы можем установить взаимосвязи между такими теориями, которые широко описываются в литературе, как теория вероятностей, теория формирования стоимости, теория снижения издержек, теория распределения ресурсов. Другими словами, есть много вопросов в концепции открытых инноваций для теоретиков и практиков, которые могут расширить спектр ее применения.

А. А. Трифилова:

— Считается, что любую теорию можно представить в рамках четырех основных элементов: во-первых, что, или какие анализируемые переменные, оцениваемые величины необходимо расставить в такой логической последовательности, чтобы понять и объяснить то или иное социальное явление, тот или иной феномен; во-вторых, каким образом, эти выявленные переменные взаимодействуют между собой; в-третьих, почему, или в чем состоит смысл описываемого явления; в-четвертых, кто, где и когда может

использовать выводы, полученные в результате выполненного исследования. Если это возможно, не могли бы Вы описать теорию открытых инноваций, опираясь на эти составные элементы?

В. Ванхавербеке:

— Очень интересный вопрос! Во-первых, здесь важно понять, что теория открытых инноваций получила свое развитие на основе анализа передового опыта управления компаниями. Отсюда, сложность состоит в том, чтобы показать каким образом устанавливаются взаимоотношения между сторонами, участвующими в инновационных процессах, и то, какие преимущества несут эти взаимоотношения компаниям.

Отвечая на ваш вопрос, необходимо вначале определить границы того социального феномена, о котором мы будем вести речь. А это непросто. Теория открытых инноваций описывает процессы разработки и коммерциализации технологий, когда организации-участники инновационной деятельности используют знания исходящие от других организаций. При этом необходимо отметить, что две книги Генри Чесбро сфокусированы главным образом на корпоративной венчурной деятельности, что, по моему мнению, является только частью того социального явления, которое включает в себя открытые инновации. Другой феномен, который требует объяснения

— это партнерство с основными пользователями в В2В или общества потребителей в В2С (см. книгу Вон Хиппеля «Демократизируя инновации»6), сотрудничество инновационных сетей, региональные инновационные системы, системные инновации и т.п.

Теперь, давайте, обратимся к тем четырем основным элементам теории, которые Вы назвали.

1. Что, или какие анализируемые переменные, оцениваемые величины необходимо расставить в такой логической последовательности, чтобы понять и объяснить то или иное социальное явление, тот или иной феномен. К основным переменным, которые объясняют теорию открытых инноваций, относят: инсорсинг, или привлечение технологий (insourcing) для развития внутренних инновационных возможностей; аутсорсинг технологий (outsourcing), которые были разработаны внутри организации с целью развития рынка и использования технологии во внешней среде; бизнес модели, потому что они определяют какие продукты и услуги будут созданы инновационной фирмой, а какие нет.

2. Каким образом, эти выявленные переменные взаимодействуют между собой. Концепции, которые используются в теории открытых инноваций, не являются принципиально новыми. Напротив, взаимосвязи используемых концепций можно отследить по нескольким направлениям, описываемым в литературе. К примеру, совсем не трудно понять каким образом теория открытых инноваций соотносится с теориями: рационально-

6 Eric von Hippel «Democratizing Innovation», MIT Press, 2005 (прим. ред.).

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

го распределения ресурсов, эффективности, операционных издержек и операционной прибыли, а также бизнес стратегии, в особенности, цепочки формирования стоимости. Интересное наблюдение здесь состоит в том, что концепция открытых инноваций во многом опирается на практику менеджмента, которая показывает, что мир управления достаточно сложный. Понять этот мир можно только при установлении взаимосвязей между различными теориями, сконцентрировавшись на одном специфическом факторе измерения всей этой сложной действительности. В этой связи, Чесбро и другие «эксперты» в области открытых инноваций, призывают ученых в области менеджмента интегрировать различные теории управления для лучшего понимания не только комплексных проблем, но и эффективного управления открытыми инновациями. Короче говоря, теория открытых инноваций не совсем новая в том смысле, что она построена на разных концепциях, которые мы знали еще в период закрытого инновационного менеджмента. Концепции все те же самые, но теория открытых инноваций призывает ученых в области инновационного менеджмента установить взаимосвязи между инновациями и стратегией, рациональным распределением ресурсов и построением сети с внешними партнерами, объединив все это в новую единую структуру. Таким образом, если говорить о том, что же есть действительно нового в теории открытых инноваций, то это та самая уникальная структура единения, объясняющая феномен того, как инновационный туннель должен открыться для того, чтобы организации стали более инновационными. Этот феномен тоже не новый: он развивается уже более десяти лет, но Чесбро удалось собрать вместе разрозненные элементы в одну интересную систему, которая признается таковой и понимается каждым, кто занимается управлением инновациями.

3. Почему, или в чем состоит смысл описываемого явления. Я уже объяснил, что система открытых инноваций объединяет инновации со стратегией и организационными вопросами, которые являются решающими, когда компания стремиться к созданию новых ценностей для потребителей или когда она намеревается заняться оздоровлением своего бизнеса. Новая структура в достаточно простой форме показывает, почему компании не могут больше оставаться сфокусированными на внутренней среде, когда они стремятся стать инновационными. Новая структура объединяет вместе не только инновационные направления, формирующиеся во внешней среде, но и модели развития бизнеса, оцениваемые при отборе инноваций для коммерциализации, а также и те пути, по которым различные входящие и выходящие потоки знаний могут помочь компаниям стать лучшими инноваторами. Есть несколько крупных компаний, которые осознали, что им следует изменить их инновационную стратегию. Они пошли на это в качестве эксперимента, допуская

много проб и ошибок. У книги Чесбро есть одно преимущество — она заставляет менеджеров системно задуматься о том, как сделать их инновационный процесс открытым. Кроме того, теория открытых инноваций также стала доказательством того, что именно менеджеры уже начали делать для реорганизации инновационной деятельности в своих компаниях. Предлагаемая структура может дать им больше уверенности и способствовать тому, чтобы побороть сопротивление новому в компании.

4. Кто, где и когда может использовать выводы, полученные в результате выполненного исследования. Здесь есть две вещи, которые я бы хотел отметить. Во-первых, открытые инновации не всегда выгодны для компаний. Каждый должен уравновешивать преимущества и недостатки открытых инноваций. Теория открытых инноваций не подразумевает, что открытость несет преимущества для всех компаний или в любых ситуациях. Вопрос о том, когда открытость выгодна фирмам, является достаточно интересным и важным. Любопытен тот факт, что в литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. К сожалению, мы не можем вдаваться здесь в детали, но вполне очевидно, что кроме бизнес модели компании, есть другие факторы, которые свидетельствуют о вероятности того, что предприятия откроют свои инновационные стратегии. Я приведу вам несколько факторов, которые обеспечивают открытые инноваций — это базисные инновации, системные инновации, технические стандарты, условия соответствия, технологическая и рыночная турбулентность. Это все не ново! Эти условия были определены ранее, к примеру, в работах Тиса (Teece), Санчеза (Sanchez), Гриндли (Grindley), Аттербака (Utterback).

Здесь важно также отметить, что открытость зависит от ситуации. Открытые инновации имеют разное значение для больших и малых компаний, для таких компаний как Procter&Gamble (P&G), которая расположена внизу цепочки формирования стоимости по сравнению с компаниями, расположенными вначале цепи, для промышленных предприятий и компаний, занимающихся оказанием услуг, для быстро и медленно развивающихся отраслей, для развитых и развивающихся стран. Этим вопросам уделяется недостаточно внимания. Хотя это очень важные аспекты, потому как влияние открытых инноваций, как интеллектуальное направление, предопределяется количеством ситуаций, в которых теория может найти применение.

При всем при этом, мы должны быть очень осторожны в вопросах касающихся «открытости» в открытых инновациях. Я часто слышу, что под открытыми инновациями подразумевается то, что компании должны быть полностью открыты для передачи технологий. Несмотря на то, что компании иногда и продают технологии по тем или иным причинам, они всегда будут стараться получить что-то окольными путями взамен своей открытости. Отсюда возникает важный вопрос: какая открытость является достаточ-

ной открытостью? В некоторых ситуациях закрытые инновации являются наилучшим вариантом.

A. А. Трифилова:

— Не могли бы Вы обозначить границы применения концепции открытых инноваций, описав их, скажем, с отраслевых или секторальных позиций, корпоративной культуры компаний или других возможных ограничений? Известно, что у ядерной сферы есть веские причины оставаться закрытыми. Где проходит граница?

B. Ванхавербеке:

— Частично я уже ответил на этот вопрос. Но давайте разовьем мысль. Во-первых, совершенно неправильно думать о том, что есть какие-либо абсолютные ограничения. Прикладные сферы применения теории все еще до конца не определены. В зависимости от того, как применяется понятие «открытые инновации» к конкретным ситуациям, я убежден, что открытые инновации все же имеют большой потенциал. В связи с тем, что мы постоянно интерпретируем все по-разному, я думаю, что ничего плохого здесь нет. «Классические» сферы применения открытых инноваций в корпоративном венчуре и развитии нового (продуктового) бизнеса, которые сформулированы Генри Чесбро, являются только лишь одной частью огромной территории, где открытые инновации могут выполнять различную роль. Возвращаясь к моим аргументам: у теории открытых инноваций есть множество сфер применения и все «ограничения» следует соотносить с недостаточным творческим настроем ученых в вопросе применения этой концепции к различным областям исследования.

Постараюсь пояснить. С группой ученых мы сейчас работаем над разработкой структуры построения политики в области открытых инноваций. Формирование политики в свете самых последний достижений в крупных, инновационно-ориентированных компаниях — очень интересная тема, но цели, логические рассуждения и инструменты здесь будут совершенно различными по сравнению с этими же понятиями, которые применяют, скажем, пользователи технологии.

A. А. Трифилова:

— В своих книгах Чесбро описывает кейсы из таких компаний, как Хегох, 1ВМ, 1^е1, Lucent, P&G. Как Вам кажется, применима ли теория открытых инноваций только для тех компаний, которые функционируют в развитых странах? Как бы Вы определили сферу практического применения теории открытых инноваций, основываясь на географическом подходе? Как Вы уже наверно догадались, меня прежде всего интересуют страны с переходной экономикой. Какие практические советы Вы могли бы дать российским компаниям по использованию принципов открытых инноваций?

B. Ванхавербеке:

— Прежде всего, есть существенные различия между странами так называемого «развитого мира».

Американские реалии отличаются от европейских. Отсюда, применение политики открытых инноваций в Европе будет отличаться от той, что принимается в США. Вместе с тем, конечно же, есть еще более явные отличия между развитыми и развивающимися государствами. Однако, концепция открытых инноваций предлагает, на мой взгляд, множество возможностей как в менее развитых, так в более развитых странах. Тому есть несколько причин. Во-первых, все больше и больше так называемых менее развитых стран разрабатывает новые технологии с невероятной скоростью. Они специализируются на прорывных технологиях в выбранных научных направлениях. Они стали сильными конкурентами для западных компаний, но что еще более важно, они превратились в полезные источники технологии для тех компаний, которые пользуются такими технологиями. Таким образом, они являются главной движущей силой в нарастающих процессах глобализации НИОКРовс-кой деятельности крупных транснациональных корпораций. Во-вторых, по мере того, как продвигаются принципы открытых инноваций, становится все больше и больше специализированных организаций, которые способствуют заключению деловых соглашений на рынке технологий: вспомните о технологических посредниках, которые упоминаются в шестой главе книги Генри Чесбро 2006 года, которая названа «Посредники инноваций». Эти посредники действуют через интернет и таким образом они проникают в технологические ресурсы всего мира. Наряду с наградой за победоносное решение, ученых и инженеров в «бедных» странах стимулирует то, что из-за низкой отечественной покупательской способности они могут приобретать намного больше по сравнению с их западными коллегами. И, наконец, мы не должны забывать о том, что открытые инновации являются сильным инструментом в низко-технологических отраслях промышленности: в менее развитых странах мы видим, как малые и средние предприятия, а также транснациональные корпорации ведут инновационную деятельность на принципах открытых инноваций. Интересным здесь является тот факт, что теория открытых инноваций меньше всего касается вопросов технологии (хотя они не исключается из курса). Открытые инновации скорее об изобретении новых бизнес моделей, которые позволяют фирмам создавать новые продукты и виды услуг в нетронутых, неосвоенных сегментах рынка. В этой связи, здесь прослеживается сильная взаимосвязь между «Получением прибыли из основания пирамиды» Прахалада7, прорывными инновациями Кристенсена и открытыми инновациями.

А. А. Трифилова:

— Каковы основные цели и задачи исследования в теории открытых инноваций? Если это возможно, не могли бы Вы составить «дорожную карту» для молодых российский исследователей, которые за-

7 C.K. Prahalad. The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Eradicating Poverty Through Profits. Pearson Education, 2005 (прим. ред.).

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

ИННОВАЦИИ № 1 (111), 2008

интересовались концепцией открытых инноваций после прочтения интервью? Хочу также спросить у Вас, кроме названных книг об открытых инновациях, какие еще Ваши работы вы бы хотели представить российским читателям? Какие Ваши текущие исследовательские проекты и академические планы?

В. Ванхавербеке:

— Конечно же я рекомендую прочитать две книги Генри Чесбро. Кроме этого, я бы посоветовал молодым ученым обратить внимание на научные статьи, которые были уже опубликованы или будут изданы в самое ближайшее время. В этой связи, я бы порекомендовал статьи: Лаурсена и Салтера8 из журнала Strategic Management, Кристенсена и Олесена9 из журнала Research Policy, хотя, конечно же, есть множество других авторов, которые заслуживают внимания. Можно прочитать статьи Дж. Хенкэля (Joachim Henkel), О. Гассманна (Oliver Gassmann), М. Маула (Markku Maula), Т. Кеила (Thomas Keil), Дж. Биркиншоу (Julian Birkinshaw), Ф. Монтеиро (Felipe Monteiro), Ф. Пиллара (Frank Pillar) и многих других. Кроме названных статей, можно также обратить внимание на специальный выпуск 36/3, посвященный открытым инновациям в журнале R&D Management 2006 года, который редактировал Оливер Гассманн.

В 2008 году в журнале International Journal of Technology Management открытым инновациям будут посвящены два специальных выпуска. Ответственными редакторами этих выпусков будут Оливер Гассманн, Вареска Ван де Вранде (Vareska van de Vrande) и я. В Гарвард Бизнес Ревью есть также несколько замечательных статей, ориентированных на вопросы менеджмента. В мартовском номере за 2006 год здесь следует прочесть статью Л. Хастона (Larry Huston) и Н. Саккаба (Nabil Sakkab) «Connect and Develop: Inside Procter & Gamble’s New Model for Innovation», потому как именно в этой статье показано как компании могут эффективно реализовывать открытые инновации. Я бы также порекомендовал статью «A buyer’s guide to the innovation Bazaar», написанную Намбисана (Nambisan) and Сохни (Sawhney) и опубликованную в 2007 году в Гарвард Бизнес Ревью на страницах 109-118. Заинтересованные читатели могут также найти статьи Чесбро в SMR, CMR and ICC10.

Молодым ученым можно также обратить внимание на следующие два момента. Первый — это инновационные организации и менеджеры этих организаций. Нельзя понять значимость открытых инноваций только сидя за столом вашего компьютера. Вы можете понять тонкости открытых инноваций, если

8 K. Laursen, A. Salter. Open for innovation: the role of openness in explaining innovation performance among UK manufacturing firms//Strategic Management Journal, № 27, 2006.

9 J. Christensen, M. Olesen, J. Kj^r. The industrial dynamics of open innovation — evidence from the transformation of consumer electronics//Research Policy, № 34, 2005.

10 Strategic Management Review, California Management Review, Industrial and Corporate Change (прим. ред.).

вы будете изучать деятельность компаний и общаться с менеджерами. Второй момент, на который мне бы хотелось обратить внимание — это время, у молодых ученых есть это преимущество. Им следует изучить вопрос более широко, с литературы, посвященной инновациям, начиная с 1980-х годов и по наши дни: Бюргелман (Ви^е1тап), Аттербак (ийегЬаск) и другие. Находчивые студенты быстро обнаружат множество взаимосвязей, которые можно установить между имеющейся литературой и открытыми инновациями. Это неизведанная и благодатная территория. Я рекомендую это всем студентам. Некоторых студентов, возможно, заинтересуют больше практические вопросы. И хотя я предпочитаю не приводить здесь примеры, но есть множество консалтинговых фирм, которые исследуют открытые инновации, как новую область для роста их консультационной практики.

Что касается планов — их много. У меня сейчас много работы, связанной с открытием Европейского центра открытых инноваций. С группой энтузиастов, я планирую собрать вместе компании, правительства и исследователей для изучения передового опыта управления открытыми инновациями. Мне бы также хотелось начать аспирантские проекты для проведения большего числа фундаментальных исследований по открытым инновациям. Одной из моих амбиций также является увеличение задела открытых инноваций в существующей литературе, посвященной альянсам и технологическому сотрудничеству между компаниями. Мне бы также хотелось упомянуть осуществляемую работу по написанию преподавательских кейсов, сфокусированных на лучшей практике (Европейских фирм), и о написании пособия по открытым инновациям, которое я намереваюсь редактировать вместе с Генри Чесб-ро и Оливером Гассманном. Так что, у меня много идей и планов, но я смогу осуществить свои мечты, если найду средства для финансирования исследований и подходящих людей, с которыми я буду сотрудничать.

A. А. Трифилова:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Какие интернет-сайты вы бы порекомендовали нашим читателям для поиска информации об открытых инновациях?

B. Ванхавербеке:

— Я уже упоминал некоторые сайты. Если вы хотите найти информацию об открытых инновациях в Интернете, я рекомендую www.openinnovation.eu. На этом сайте вы найдете множество интересных ссылок. Обзор литературы представлен на сайте www.openinnovation.net и данные регулярно обновляются.

А. А. Трифилова:

— Дорогой Вим, от имени редакции и от всех читателей, я хотела бы поблагодарить Вас, что Вы нашли время дать интервью журналу «Инновации», и за Ваш вклад в наше знание о формировании и развитии концепции открытых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.