Научная статья на тему 'Формирование и развитие стратегии уголовно-исполнительной политики в Украине'

Формирование и развитие стратегии уголовно-исполнительной политики в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / PENAL ACTIVITY / PENAL SERVICE / PENAL POLICY / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бараш Евгений Ефимович

на основании анализа международных стандартов пенитенциарной деятельности, программных и концептуальных украинских правовых актов по вопросам реформирования уголовно-исполнительной службы, проблем, существующих в данной сфере, предлагаются пути совершенствования уголовно-исполнительной политики в Украине

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бараш Евгений Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRATEGY OF PENAL POLICY IN THE UKRAINE

on the basis of analyzing the international standards on penitentiary activity, program and conceptual Ukrainian legal acts on prison reform and current problems in this sphere the author suggests the ways of improvement of the Ukrainian penal policy.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие стратегии уголовно-исполнительной политики в Украине»

4] С

0

>3 4]

1 &

00

УДК 343.8 ББК 67.409(4Укр) Б24

E.E. BARASH

DEVELOPMENT OF STRATEGY OF PENAL POLICY IN THE UKRAINE

Аннотация: на основании анализа международных стандартов пенитенциарной деятельности, программных и концептуальныхукраинских правовых актов по вопросам реформирования уголовно-исполнительной службы, проблем, существующихв данной сфере, предлагаются пути совершенствования уголовно-исполнительнойполитики в Украине

Ключевые слова: Украина, пенитенциарная деятельность, уголовно-исполнительнаяслужба, уголовно-исполнительная политика, международные стандарты.

Annotation: on the basis of analyzing the international standards on penitentiary activity, program and conceptual Ukrainian legal acts on prison reform and current problems in this sphere the author suggests the ways of improvement of the Ukrainian penal policy.

Key words: penal activity, penal service, penal policy, international standards.

ЕВГЕНИИ ЕФИМОВИЧ БАРАШ*

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

Реализация государственнойполитики в сфере исполнения наказаний за последние два десятилетия, с момента образования украинского независимого государства, происходила соответственно международным стандартам пенитенциарной деятельности, программным и концептуальным правовым актам по вопросам реформирования уголовно-исполнительной службы, совершенствования условий и порядка исполнения криминальных наказаний и т. п.

Отдельные вопросы деятельности органов и учреждений исполнения наказаний рассматривали в своих трудах И.Г. Богатырев, А.Н. Джужа, Р.А. Калюжный, В.А. Левочкин, О.Б. Пташин -ский, Г.А. Радов, А.В. Романенко, И.С. Сергеев, А.Х. Степанюк, В.М. Трубников, С.Я. Фаренюк и другие ученые. Организационные и управленческие аспекты функционирования этих органов и учреждений в современной науке исследовали А.М. Бандурка, Ю.П. Битяк, А.Г. Бондарчук, А.А. Галай, А.Г. Гамалей, С.К. Гречанюк, Н.И. Немченко, В.П. Петков и др. Однако, несмотря на значительное количество научных работ, в которых анализируется деятельность Государственной пенитенциарной службы Украины, исследование вопросов ее реформирования остается эпизодическим и неполным, что обусловливает актуальность этой тематики.

Благодаря начатой работе по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти Указом Президента Украины от 8 ноября 2012 г. № 631/2012 была утверждена Концепция государственной политики в сфере ре-

* Доктор юридических наук, начальник Управления

(Управление Государственнойпенитенциарной службы Украины в Харьковской области). Е-шаЛ: [email protected].

формирования Государственной уголовно-исполнительной службы (далее - Концепция), которая должна обеспечить воплощение новых подходов, использование новых форм и методов реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.

Необходимо отметить, что такие шаги, как принятие Концепции, принципиальны для государства и общества в целом. Данный документ предусматривает концептуальные основы решения проблем, которые существуют в системе исполнения наказаний. Постепенное приближение условий отбывания наказаний осужденными к международным стандартам требует системного пересмотра основ и подходов деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, а также места и роли Государственнойпенитенциарной службы У к-раины (далее - служба) в современном обществе и государстве.

Формирование и развитие стратегии уголовно-исполнительной политики, реализация задач, которые возникают перед службой, может осуществляться на соответствующих научных основах, в связи с чем возникает потребность в глубоком исследовании имеющихся проблем.

Не определив проблему, невозможно построить пути ее решения. В Концепции выделены 6 основных направлений реформирования пенитенциарной службы. Считаем их научно обоснованными и важными, тем не менее необходимо учитывать следующее.

1. Требуется существенное улучшение условий содержания осужденных и лиц, взятых под стражу, поскольку их несоответствие нормам национального законодательства и европейским стандартам неоднократно подчеркивалось в докладах УполномоченногоВерховной Рады Украины по правам человека, а также в докладах международных организаций - Комитета ООН против тыток, Комитета ООН по правам человека, Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечногоили унижающего достоинство обращения или наказания. Неудовлетворительное; а иногда и аварийное состояние значительного количества зданий и сооружений требует проведения немедленной их реконструкции и капитального ремонта, поэтому необходима а) привести нормы жилой площади в соответствие с требованиями действующего законодательства с учетом норм и стандартов, предусмотренных Европейскими пенитенциарными правилами; б) обеспечить переоборудование общежитий казарменного типа под блочное размещение осужденных (Это

трудоемкий процесс, но если в каждом учреждении на протяжении года переоборудоватьпо одному помещению за счет средств специального фонда Государственногобюджета Украины, это позволит достичь желательного результата. Вместе с тем для качественного исполнения данной задачи необходимо определить единый строительный стандарт для проведения работ по переоборудованиюобщежитий под блочное размещение.); в) увеличить количество мест для содержания осужденных к лишению свободы путем проведения комплекса мероприятий по переоборудованиюи реконструкции зданий учреждений (Особое внимание при этом следует уделить лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы. Увеличения норм жилой площади возможно достичь путем реорганизации существующихнезаполненных учреждений, рационального использования имеющихся площадей и расконсервирования зданий, которые были выведены из эксплуатации.); г) провести ремонт и переоборудование объектов коммунально-бытового назначения (столовых, банных комплексов, комнат продолжительных свиданий, помещений для приема пищи и т. д.).

2. Необходимой является модернизация объектов инженерной инфраструктуры и инженерно-технических средств охраны и надзора, поскольку в большинстве учреждений пенитенциарной службы инженерные сети, равно как здания и сооружения, нуждаются в проведении капитальных ремонтов. Инженерно-технические средства охраны учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов устарели физически и морально, отстают от современных технологий, что препятствует выполнению первоочередных задач, возлагаемых го-сударствомна службу. В связи с этим нужно: а) провести модернизацию инженерных сетей учреждений с применением современных технологий энергосбережения; б) обновить законодательство об использовании современных технических средств контроля за поведением осужденных и охраны учреждений; в) разработать нормативную базу с определением единых стандартов для реализации этого направления; г) ввести современные инженерно-технические средства охраны, которые обеспечат более эффективное предупреждение попыток совершения побегов и перекрытие каналов доставки запрещенных предметов.

Мероприятия по модернизации позволят постепенно сократить число работников отделов охраны и надзора, а высвобожденные средства

со ш

го

е

!

О" ^

Сс

о

О"

!

С

0

>3 !

1 &

00

перераспределить на повышение уровня социальной защиты персонала.

3. Следует совершенствовать систему здравоохранения, поскольку уровень предоставления надлежащей медицинской помощи лицам, лишенным свободы, остается не очень высоким. Неотложной является проблема кадрового обеспечения медицинской деятельности, что приводит к постоянным замечаниям и нареканиям относительно ненадлежащей организации предоставления медпомощи. Существует несоответствие между современными требованиями и возможностями медицинских частей и больниц службы. Отсутствует государственный заказ на подготовку врачей и среднего медицинского персонала для работы в учреждениях пенитенциарной службы. Чтобы качественно изменить ситуацию в этой сфере, нужно:

а) привести численность медицинского персонала учреждений пенитенциарной службы к обоснованным нормам нагрузки согласно нормативной базе Министерства здравоохранения Украины;

б) решить вопрос обеспечения учреждений высококвалифицированными медицинскими сотрудниками за счет государственного заказа на подготовкуспециалистов, повышение уровня престижности работы медицинских сотрудников в пенитенциарных учреждениях, внедрения системы льгот, безвозмездного повышения квалификации.

4. Актуальной проблемой является повышение уровня организации социально-воспитательной и психологической работы, поскольку содержание программ дифференцированного воспитательного воздействия на личность осужденного закрепляет приоритеты юридического, а не социально-педагогического подхода. Следствие этого - отсутствие среди положений этих программ задач, которые непосредственно касаются процессов исправления и ресоциализа-ции заключенных. В связи с этим нужно: а) изменить идеологическую составляющую социально-психологической работы в сторону ее дальнейшей гуманизации, ориентации на приоритеты исправления и ресоциализации осужденных; б) ввести многоступенчатое изучение личности каждого осужденного, улучшить сотрудничество с территориальными органами власти относительно внедрения общих программ;

в) особое внимание необходимоуделять лицам, которые освобождаются из мест лишения свободы и нуждаются в немедленной, качественной и профессиональной психологическойи социальной помощи; г) увеличить применение инструментов психолого-воспитательного воздей-

ствия на исправление осужденного в процессе воплощения индивидуальных и коллективных программ с привлечением к этой работе религиозных и общественных организаций.

5. Необходимо модернизировать предприятия в учреждениях исполнения наказаний, а также совершенствовать систему профессиональной подготовки осужденных, поскольку наличие значительной налоговой задолженности предприятий в учреждениях исполнения наказаний, которая образовалась на протяжении прошлых лет, устаревшее производственное оборудование и энергоемкие технологии сводят конкурентоспособность продукции на нет1. Вследствие этого нужно: а) внедрить на законодательном уровне механизм льготного налогообложения предприятий учреждений исполнения наказаний и создать благоприятный климат для привлечения инвестиций; б) средства, которые высвобождаются после введения льготного налогообложения направлять на техническое переоснащение производственных мощностей, модернизацию основных средств и внедрение современных технологий производства; в) обеспечить тесное взаимодействия с местными органами государственной власти и самоуправления с целью увеличения уровня занятости осужденных и привлечения потенциала предприятий в экономику региона; г) законодательно определить льготные условия участия предприятий в учреждениях исполнения наказаний в процедурах закупки товаров и услуг за счет государственных средств.

6. Серьезной проблемой остается низкий профессиональный уровень осужденных, поскольку существующая система профессионально-технического обучения осужденных несовершенна и не обеспечивает получения ими необходимыхпрофессиональных навыков. Надо признать основными приоритетными задачами деятельности предприятий пенитенциарных учреждений: привлечение всех трудоспособных осужденных к общественно полезной работе; повышение уровня их профессиональных способностей; изготовление конкурентоспособной продукции; модернизацию и переоснащение существующего оборудования с применением современных и энергосберегающих технологий производства.

7. Требуется повысить эффективность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, поскольку деятельность уголовно-исполнительных инспекций не в полной мере отвечает современным требованиям. Медленный процесс внедрения в Украине

службы пробации приводит к мысли о несовершенстве деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Считаем, что введение службы пробации приведет к переориентации криминального судопроизводстваиз карательного направления к созданию почвы для более эффективного обеспечения гуманизации наказаний. Для этого необходима а) на законодательном уровне определить механизм внедрения службы пробации; б) изучить опыт применения технических средств контроля за осужденными в других странах для дальнейшего их внедрения в деятельность службы пробации на территории Украины; в) разработать механизм постепенного внедрения службы пробации путем реорганизации уголовно-исполнительных инспекций.

8. Чрезвычайно актуальны вопросы повышения эффективности деятельности персонала органов и учреждений исполнения наказаний, поскольку отсутствие достаточного уровня социальной защищенности персонала, несовершенная система стимулирования приводят к большой текучести кадров. Чтобы изменить ситуацию, нужно: а) создать межрегиональные центры подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, на базе которых

организовать подготовку отдельных категорий персонала и повышение уровня профессиональной подготовки; б) при подготовке молодых специалистов развивать в них корпоративный дух, направленный на преданность идеалам службы; в) ввести в штатную структуру органов и учреждений исполнения наказаний должности практического психолога для работы с персоналом в связи с постоянными физическими и психологическими перегрузками; г) обеспечить качественное проведение кадровой политики по алгоритму «подбор - прием - первичная подготовка- профориентация - создание надлежащих условий работы».

Чтобы намеченные пути реализации Концепции не остались декларацией о намерениях, необходимо консолидировать и координировать усилия на системное решение конкретных проблем, которые характерны для подавляющего большинства учреждений исполнения наказаний. С целью их быстрейшего решения они должны быть сформулированы в Концепции как конкретные задачи, а их непосредственная реализация с указанием исполнителей и сроков выполнения должна определяться в соответствующей программе, которая может быть принята Кабинетом министров Украины.

Список использованнойлитературы

1 См.: РоманенкоР.В. Проблемы пенитенциарной системы и несовершенство криминального закона // Уголовно-исполнительная система в Украине: проблемы, поиски, тенденции: материалы науч -метод конф. Чернигов, 2001. С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.