ЭКОНОМИКА АПК
УДК 65.050 Г-60 О.Г. Голева
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, саморегулирование, са-морегулируемая организация, формы саморегулирования, задачи развития саморегулирования бизнеса.
Введение
Современный этап развития России характеризуется особенностями, в рамках которых важное значение приобретает совершенствование форм публичного регулирования экономической деятельности.
В современных условиях государственночастное партнерство рассматривается как основа становления рыночной экономики, как инструмент, позволяющий органам государственной власти и представителям бизнес-сообщества выйти на новый этап развития взаимоотношений [1]. Саморегулирование является относительно новым явлением современной российской экономики и представляет собой важнейший элемент реализации общей стратегии оптимизации государственного вмешательства в решение экономических проблем.
Основная часть
Большинство ученых сходятся во мнении, что саморегулирование как институт экономической системы, объединяющий представителей предпринимательского сообщества, во многом будет способствовать реализации задач развития государственно-частного партнерства, создания эффективных инструментов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, расширения участия предпринимателей в подготовке и принятии нормативных решений, выработке и реализации внешнеэкономической политики.
В российском законодательстве под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются
разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование можно рассматривать как особый экономический институт, который представляет собой альтернативу государственному регулированию и является эффективным механизмом регулирования предпринимательской деятельности и рынка [2].
Раскрывая актуальность саморегулирования целесообразно сформулировать преимущества данного механизма перед государственным регулированием в контексте повышения эффективности и конкурентоспособности экономики страны (рис. 1).
Нормы саморегулирования обладают гораздо большей гибкостью, они легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам по сравнению с государственным регулированием, значительно снижаются издержки мониторинга исполнения установленных стандартов и правил деятельности, повышается действенность контроля [2].
Наряду с преимуществами саморегулирование обладает объективными недостатками:
1) со стороны общества существует определенное недоверие к способности предпринимательских сообществ самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных правил и норм;
2) противоречие между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах общества;
3) деятельность предпринимательских
сообществ может привести к ограничению конкуренции: создание дополнительных
входных барьеров входа на рынок (высокие членские взносы); вытеснение с рынка ор-ганизаций-аутсайдеров; повышение цен на товары и услуги;
4) отсутствие гарантий безопасности и эффективного развития рынка в условиях ограниченной конкуренции;
5) высокая вероятность авторитарности руководства и неформального подхода к контролю за деятельностью предпринимательского сообщества.
Отечественные исследователи формулируют следующие принципиальные моменты соотношения государственного регулирования и саморегулирования:
- саморегулирование реализуется в пределах законодательства и является легитимным;
- саморегулирование конституционно способно замещать государственное регулирование в установленных законом сегментах рынка;
- нормы саморегулирования могут развивать законодательство, приобретая его силу, а также могут ужесточать требования к участникам рынка по сравнению с требованиями законодательства.
По степени независимости от государственного регулирования система саморегулирования может меняться от полностью частных систем, где стандарты ведения бизнеса вырабатываются и контролируются исключительно участниками системы до систем, где в определенной форме предполагается участие государства. Саморегулирование как экономический институт может быть реализовано в различных системах (рис. 2).
Преимущества
саморегулирования
Существенно снизит затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены в них лицензирования
Обеспечит учет и согласование интересов участников рынка
\_________________________/
и=>
Сокращение функций государственного аппарата и снижение коррупции
Соблюдение интересов не только членов предпринимательских сообществ, но и общественные интересы____________________
Обеспечит поддержание уровня стандартов профессиональной деятельности
Позволит
пред пр и н имате пьским сообществам взять на себя издержки по допуску
профессионалов на
\ОЫНОК__________________
'
Создаст условия для свободной конкуренции на рынке и способствует повышению конкурентос пособ ности ^бизнеса_________________у
і>
Разработка норм и принципов ведения бизнеса в интересах потребителя, правил качественного обслуживания и механизмов финансовой ответственности перед потребителями
Соблюдение принципов добросовестной конкуренции; выработка совместных требований к поставщикам материалов, направленных на повышение качества бизнеса в целом; развитие конкуренции в смежных отраслях; повышение квалификации и подготовка профессиональных кадров, стимулирование научных исследований в своей отрасти и смежных отраслях
( ''ч
Основа экономического роста,
повышение эффективности и конкурентоспособности
экономики страны
Рис. 1. Преимущества саморегулирования
Системы
саморегулирования
Система частного порядка
Система
формальных
правил
-группы участников рынка заключают имплицитные контракты без создания специальной организации, контролирующей соблюдение требований контракта;
- применяется если участникам рынка необходимо решить проблему координации в группе, при этом издержки разработки и поддержания стандартов деятельности ниже, чем при разработки индивидуальных стандартов;
- предполагает исключение какого-либо государственного вмеш ательства.
(система саморегулирования рекламы в США)
г
-участники саморегулирования разрабатывают систему формальных стандартов — добровольных кодексов саморегулирования;
- для присоединения к системе саморегулирования экономический агент должен подписать соответствующий кодекс;
- создается специализированная организация (организация саморегулирования), осуществляющая контроль за соблюдением кодексов;
-государство может полностью передавать контрольные функции саморегулируемым организациям, а при неэффективности работы саморегулируемых организаций может вмешаться («одобрение» кодексов -Великобритания, «защита» кодексов - Австралия).
•■л
г
Система
саморегулируемых
организаций
- саморегулируемые организации (СРО) объединяют субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров, либо субъектов одного вида профессиональной деятельности;
- идея СРО: переложить контрольные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка;
- в рамках (СРО) осуществляется разработка правил и стандартов ведения бизнеса и контроль за их соблюдением.
(концепция саморегулирования в России реализуется на основе базовых положений федерального закона о саморегулируемых организациях (СРО)).
г
Рис. 2. Системы саморегулирования
В условиях становления института саморегулирования необходимо оценить готовность бизнеса к саморегулированию и готовность системы государственного управления передать ряд контролирующих функций, а также возможные риски и последствия построения системы саморегулирования в целом и для отдельных видов деятельности в частности [2].
Во многих развитых странах мира институт саморегулирования профессиональной деятельности сформировался естественным образом и на сегодняшний день эффективно функционирует и используется в качестве альтернативы государственному регулированию. Критерии, характеризующие
практику применения механизмов саморе-
гулирования за рубежом, представлены в таблице 1.
Принципиальное различие между развитием саморегулирования в развитых странах и в России состоит не в природе саморегулирования как такового, а в источнике возникновения: в развитых странах государственное регулирование и саморегулирование, осуществляясь параллельно, взаимно дополняли друг друга в процессе развития, тогда как в России государственное регулирование присутствует практически везде, и речь идет о его замещении.
Мировой опыт свидетельствует, что процесс передачи государством функций контроля организациям саморегулирования успешно проходит при взаимном сотрудниче-
стве. Но механизм не всегда одинаков: в некоторых странах государство полностью передает контрольные функции организациям саморегулирования, а при неэффективности выполнения функций может вмешаться («одобрение», «защита» стандартов ведения бизнеса — кодексов саморегулирования).
Непосредственное вмешательство государственных органов в процесс регулирования необходимо при возникновении ситуаций, когда саморегулируемые организации совершают попытки ограничить конкуренцию в отрасли, не позволяя входить в нее новым эффективным производителям. Также возможен вариант тесного взаимодействия государственных норм с правилами и стандартами, созданными в рамках саморе-гулируемых организаций. При этом государство предписывает нормы, но возлагает функции контроля за их соблюдением на саморегулируемые организации [3].
Саморегулирование способно намного оперативнее реагировать на запросы потребителей и противостоять падениям рынка. Развитие системы саморегулирования
позволяет экономить государству значительные бюджетные средства в случае передачи отдельных государственных функций саморегулируемым организациям, финансируемым бизнесом. Государство в свою очередь получает возможность осуществления контроля не за отдельным участником рынка, а за саморегулируемыми организациями, которые должны обеспечивать соблюдение своими членами стандартов поведения на рынке. Этот принцип был заложен в законодательстве США и Великобритании, где в начале XX в. сформировались первые саморегулируемые организации (СРО). Появление саморегулируемых организаций не насаждалось государством, а имело классический вариант естественного развития и диктовалось необходимостью. В этих странах саморегулируемые организации стали незаменимыми участниками рынка. Само-регулируемые организации воспринимаются экономическими агентами как источник деловой репутации, а членство в саморегули-руемой организации воспринимается как реальный актив компании.
Таблица 1
Критерии, характеризующие механизмы саморегулирования за рубежом
Критерии саморегулирования
Причины использования механизмов саморегулирования рынка о неэффективность государственного регулирования о наличие субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности о снижение административных барьеров
Принципы формирования саморегулируемых организаций о отраслевые о функциональные о технологический прогресс о исторический аспект о включение в международные процессы
Отрасли экономической деятельности, в которых организовываются саморегулируемые организации о вид товара или услуги, производимые отраслью (в значительной степени формирует особенности регулирования отрасли)
Практика эффективного функционирования саморегулируемых организаций и отрицательных эффектов от их деятельности в различных отраслях экономической деятельности о участие в профессиональном объединении рассматривается организациями как конкурентное преимущество о деятельность саморегулируемых организаций может привести к вытеснению с рынка организаций, не состоящих в СРО — попытки ограничить конкуренцию в отрасли — противоречит рыночной экономике о для отрасли, производящей товары (услуги) повышенной социальной значимости, особенно важно использование консультаций со всеми основными заинтересованными участниками (организация, потребитель, государство); важна прозрачность деятельности саморегулируемой организации
Функции саморегулируемых организаций (в зависимости от типа рынка и государственной политики в отрасли) о разработка кодексов саморегулирования (стандарты деловой практики) о мониторинг и контроль за их применением о разработка и применение санкций за нарушение кодексов о сбор и предоставление информации о организация семинаров и тренингов, оказание консультационных услуг
Таблица 2
Отраслевые нормы саморегулирования в России
Отрасль Правовой акт Нормы саморегулирования
Рекламная деятельность № 108-ФЗ «О рекламе» от 18.07.95 г. - четко устанавливаются возможные организационно-правовые формы, в которых могут создаваться органы саморегулирования: общественные организации, ассоциации, союзы юридических лиц; - органы саморегулирования наделяются достаточно широкими полномочиями (проводят независимую экспертизу рекламы на соответствие требованиям законодательства РФ); - органы саморегулирования могут принимать внутренние стандарты для рекламодателей
Оценочная деятельность № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98 г. - возможность создавать саморегулируемую организацию в форме любой некоммерческой организации или общественного объединения; - обязательное членство оценщиков в саморегулируемой организации; - саморегулируемые организации обладают широкими полномочиями: защита интересов оценщиков, содействие повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков, разработка стандартов оценки и систем контроля качества осуществления оценочной деятельности, контроль за деятельностью своих членов
Аудиторская деятельность № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. - функции саморегулирования реализуются профессиональными аудиторскими объединениями, действующими на некоммерческой основе, которые вправе: 1) устанавливать стандарты профессиональной деятельности и профессиональной этики; 2) осуществлять систематический контроль за соблюдением правил и стандартов; 3) осуществлять профессиональную подготовку аудиторов; 4) защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти
Рынок ценных бумаг № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг от 22.04.96 г. - саморегулируемая организация функционирует на принципах некоммерческой организации, обладает широкими полномочиями: 1) разработка правил и стандартов профессиональной деятельности и осуществление контроля за их соблюдением; 2) разработка учебных программ и подготовка персонала; 3) наложение санкций, предусмотренных российским законодательством; 4) внесудебное разрешение споров между членами саморегули-руемой организации и их клиентами
Арбитражное управление №127-ФЗ «О несостоятель-ности(банкрот-стве)» от 26.10. 02 г. - условием занятия профессиональной деятельностью является членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которые вправе: 1) представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти; 2) разрабатывать правила профессиональной деятельности и требования к желающим вступить в СРО; 3) осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих; 4) осуществлять организацию и проведение стажировки для арбитражных управляющих
Негосудар- ственное пенсионное обеспечение №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05. 98 г. Саморегулируемая организация фондов — это добровольное объединение фондов, функционирующее на принципах некоммерческой организации (добровольное саморегулирование). Полномочия СРО: установление стандартов и правил профессиональной деятельности и контроль за их соблюдением; защита интересов клиентов фондов; установление стандартов проведения операций
Строительная деятельность №315-ФЗ «О саморегули-руемых организациях» от 01.12.07 г. Саморегулирование строительной деятельности осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации, которые вправе представлять законные интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти. Функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики. Функция контроля выражается в контроле деятельности своих членов на предмет соблюдения законодательства и установленных правил в отрасли
В России саморегулирование развивается, но не является широко распространенным явлением. В настоящее время концепция саморегулирования в России реализуется на основе базовых положений Федерального закона «О саморегулируемых организациях» (СРО) — № 315-Ф3 от
01.12.2007 г. Под СРО понимается некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами СРО. СРО объединяет субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) либо субъектов одного вида профессиональной деятельности.
Действующее российское законодательство не содержит существенных препятствий к созданию систем саморегулирования в различных отраслях. Во многих секторах экономики существуют некоммерческие организации, называющие себя организациями саморегулирования. Часть из них имеет официальный статус саморегулируе-мых организаций в соответствии с отраслевым законодательством (профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, негосударственного пенсионного обеспечения, оценочной деятельности, арбитражного управления, строительства, рекламы и т.д.). Отраслевые нормы саморегулирования представлены в таблице 2.
Таким образом, в ряде отраслей в РФ законодательно предусмотрены различные системы саморегулирования различной степени жесткости как на добровольной, так и нормативной основе. В сфере АПК пока нет подобного нормативного акта. Роль само-регулируемых организаций в формировании сельскохозяйственной политики России возрастает. Деятельность саморегулируемых организаций в АПК способна решать многие проблемы и задачи развития, включая вопросы качества продукции и ее безопасности для потребителей. Например, фермерские ассоциации как саморегулируемые организации субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства могут взять на себя следующие функции:
1) ведение учета и анализа деятельности малых сельхозтоваропроизводителей, исследование тенденций развития малого предпринимательства на селе и эффективности применения мер по его поддержке;
2) оказание консультационной помощи фермерским хозяйствам и другим субъектам малого сельского предпринимательства
— членов СРО, представление и защита их интересов;
3) расширение практики досудебного решения споров между организациями
- членами СРО, а также между членами СРО и другими организациями, не являющимися членами СРО;
4) повышение эффективности деятельности предприятий и предпринимателей — членов СРО путем организации их профессионального обучения;
5) взаимодействие с уполномоченным органом исполнительной власти, предоставление ему информации о деятельности членов СРО в порядке, определенном действующим законодательством РФ и т.д.
Таким образом, Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» позволит перейти к созданию полноценных схем саморегулирования в различных сферах и областях деятельности.
Становление в России системы саморегулирования отраслей и видов деятельности должно осуществляться с учетом накопленного зарубежного опыта и наиболее предпочтительных форм государственного содействия развитию институтов саморегулирования. К наиболее перспективным направлениям государственного содействия развитию института саморегулирования относятся:
• оказание организационно-методического содействия саморегулируемым организациям в разработке кодексов и создании механизмов контроля за их соблюдением (снижение издержек участников отрасли на создание СРО);
• использование механизма «печати одобрения» кодексов саморегулируемых организаций со стороны государства (имеет в России особую актуальность, так как в обществе государство воспринимается как наиболее надежный гарант соблюдения прав граждан);
• контроль за деятельностью саморегу-лируемых организаций со стороны антимонопольных органов с целью предупреждения действий, ограничивающих конкуренцию.
Заключение
Таким образом, саморегулирование представляет собой важнейший элемент реализации общей стратегии оптимизации государственного вмешательства в решение экономических проблем. Перспективные направления реализации стратегии связаны с развитием института саморегулирования, который во многом будет способствовать реализации задач развития государственночастного партнерства и может внести весомый вклад в решение экономических задач России.
Библиографический список
1. Алпатов А.А., Пушкин А.В., Джапа-
ридзе Р.М. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. — М.,
2010.
2. Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и
саморегулирование в системе институциональных изменений. — М., 2006.
3. Заворотченко И.А. Саморегулируе-мые организации за рубежом // Журнал российского права. — 2007. — № 8. — URL: http://www.juristlib.ru.
+ + +
УДК 338.46:339.1 Э.В. Рязанцев,
А.Н. Аршинова ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ОРГАНИЗАЦИИ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Ключевые слова: маркетинг, объем
продаж, цена служба маркетинга, стратегия, планирование.
Современная промышленность оживает, однако чаще всего преуспевают крупные производственные компании и финансовопромышленные группы. Может ли подняться и выжить отдельная независимая компания, не входящая в какие-либо холдинги и группы? Может ли основным средством выживания стать перспективная маркетинговая политика? Очень многие организации пренебрегают маркетингом и недооценивают важность стратегии маркетинга. Ссылаясь на недостаточность средств в по-сткризисный период, они не видят необходимости иметь отдельную службу маркетинга в компании. Подобная политика приводит к возникновению ситуаций, когда организация теряет рынок, даже не понимая, как это произошло. В этом заключается основная, но не единственная проблема маркетинга.
Как правило, многие организации, особенно торговые, испытывают большие затруднения при формировании плана продаж. При этом они пытаются планировать и номенклатуру, и ассортимент продукции, опираясь на предыдущий опыт, заключающийся в анализе объемов продаж за аналогичные периоды. Но, принимая данный показатель в качестве единственно объективной информации, организация не задумывается о содержательном ее смысле. Ведь продается то, что организация может предложить, то есть то, что она имеет на складе, а не то, что реально хотел бы потребитель, в объемах фактических продаж не зафиксировано.
Таким образом, объем продаж свидетельствует в основном о возможности организации удовлетворить запросы потребителей имеющимися в ее распоряжении товарами на конкретный период времени. Реальные же потребности потребителей при таком подходе остаются за рамками рассмотрения при планировании деятельности организации.
При существовании двух уровней маркетинга — стратегического и операционного — каждый из них имеет взаимодополняющий характер. Цель стратегического маркетинга
— систематический и непрерывный анализ потребностей и запросов потребителей, а также разработка и производство. Операционный маркетинг включает в себя организацию дистрибьюторской, коммуникационной и сбытовой политики. Уровень стратегического маркетинга является основополагающим и требует отдельного изучения для каждой конкретной организации, так как выявленные товарные рынки представляют различные экономические преимущества, которые надо оценить, и здесь правильному принятию решений мешает недостаточная изученность особенностей бизнеса.
Не имея отдельной службы маркетинга, организации практически невозможно обеспечить максимально эффективную деятельность на данном рынке с данным товаром.
Для прогнозирования и обеспечения конкурентоспособной работы требуется определить поведение организации по отношению к товарам, которые она производит, к рынкам, на которых она работает. Необходимо определить действия организации по распределению ресурсов или избавлению от неэффективных видов деятельности, а также выбрать тактику поведения по отно-