С. П. БУРЛАНКОВ Н. В. КОРЮКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: рынок, светотехническая продукция, производство, компактные люминесцентные лампы, светодиодные лампы, энергосбережение, инвестиционный проект
Key words: market, lighting engineering products, production, compact fluorescent lamps, LED lamps, energy-saving, investment project
В условиях наметившихся изменений в отечественной экономике, связанных с переходом от экспортно-сырьевого к инновационному пути развития, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности, проблема исследования тенденций развития отраслевых рынков, и в первую очередь индустриальных, является весьма своевременной и важной.
Светотехника — одна из ведущих отраслей промышленности России, которая в настоящее время демонстрирует высокий научно-технический потенциал в создании новых, в том числе энергосберегающих, источников света, световых приборов, электронных систем управления и регулирования,
БУРЛАНКОВ Степан Петрович, начальник управления послевузовского образования, профессор кафедры технического сервиса машин Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.
КОРЮКОВ Николай Владимирович, аспирант кафедры технического сервиса машин Мордовского государственного университета.
систем освещения и современного дизайна. Важное значение для успешного развития светотехники имеет формирование цивилизованного рынка светотехнической продукции.
Рассматривая многообразие определений экономической сущности рынка, следует отметить, что понятие рынка представлено у разных авторов либо как механизм, структура и методы регулирования торговли и система договорных отношений, либо как взаимодействие или обмен, организованный по законам товарного производства и обращения и, наконец, как совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг)1.
Под рынком светотехнической продукции, на наш взгляд, следует понимать совокупность социально-экономических отношений между производителями, торгующими организациями и покупателями (конечными потребителями), возникающих по поводу производства, обмена и распределения светотехнических изделий, с использованием товарно-денежной формы.
Светотехническая продукция в основном является товаром массового спроса и применения. Классифицируя светотехническую продукцию по способу, месту и целям применения, можно выделить следующие ее группы: для индустриального / промышленного использования; применения в жилых помещениях и офисах; использования на открытых пространствах, в том числе на улице, а также по специальному (узкоспециализированному) назначению.
Другая классификация предполагает разделение продукции в зависимости от выполняемой функции на следующие группы: светильники и световые устройства, лампы и источники света, пускорегулирующие аппараты (ПРА) и прочая светотехническая арматура.
Внутри каждой группы существует разделение на виды. Так, разделение в группе «Светильники и световые устройства» происходит по назначению (промышленный, бытовой, уличный и др.), а также по виду используемого в этом продукте источника света. Последний подразделяется на обычные и люминесцентные лампы накаливания, галогенные, ртутные, газоразрядные лампы и т. д.2
В Российской Федерации Республика Мордовия (РМ) является одним из крупнейших производителей светотехни-
ческой продукции3. Удельный вес Мордовии в производстве электроламп по стране по итогам I квартала 2011 г. составил 44 %, в производстве осветительных приборов — 17 %.
Следует отметить высокую концентрацию производства светотехнической продукции. С одной стороны, это объясняется специфичностью применяемых технологий и оборудования, с другой — потребностью в большом количестве квалифицированного персонала.
По состоянию на 2010 г. общий объем российского рынка светотехнической продукции, включая импортные товары, составляет примерно 2 млрд долл. в год. Компании, присутствующие на российском рынке энергосберегающей светотехнической продукции, можно разделить на производственные, торговые и инжиниринговые. Производственные компании имеют собственные производственные мощности. У торговых нет собственного производства, они занимаются исключительно продажей комплектующих и готовых изделий. К этой группе игроков можно отнести торговые представительства иностранных компаний, например, Philips. Инжиниринговые компании не продают готовую продукцию, но предлагают услуги по дизайну, монтажу и внедрению систем освещения. Инжиниринговые компании могут иметь простейшие сборочные производства. Так, некоторые российские предприятия производят компактные люминесцентные лампы путем их сборки из импортных комплектующих.
Следует отметить, что отечественная продукция удовлетворяет примерно 50 % общей потребности в светотехнических изделиях (источники света, светильники, источники питания, комплектующие и т. д.). Большую часть российской продукции составляют неэффективные устаревшие изделия (лампы накаливания, люминесцентные лампы первого и второго поколений, электромагнитные пускорегулирующие аппараты (ЭмПРА) и т. д.)4.
Одним из важных факторов, определяющих рыночную ситуацию в отрасли, является импорт из Китая большого количества низкокачественных товаров. Китайский импорт преобладает в основном на рынке светотехнической продукции «B2C» (бытового сектора). Привлекательность и относительно низкий уровень насыщения российского рынка обусловливают высокую заинтересованность мировых лидеров в области производства светотехники и развития в России
своего бизнеса. Сегодня активно расширяют свое присутствие на российском рынке крупные светотехнические корпорации, которые представлены в основном компаниями-дистрибьюторами: General Electric, Osram, Philips, BJB, Tridonic. Из них только Osram имеет свои производственные мощности в России. Также следует отметить, что ни одна фирма не обеспечивает на российском рынке весь ассортимент.
Сейчас особенно актуальны вопросы энергосбережения, поскольку Россия имеет высокий уровень энергоемкости экономики, превышающий в несколько раз аналогичные показатели в развитых странах Европы, США и Японии. Для решения этой проблемы разрабатываются программы энергоэффективности, и на первый план выходят энергосберегающие приборы, оборудование и технологии. Таким образом, вторым фактором, влияющим на формирование и развитие рынка светотехнической продукции, является законодательная база, созданная с учетом Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с требованиями этого закона в рамках госпрограммы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» разработана Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2015 годы. В число основных мероприятий, направленных на ее реализацию, входит пилотный проект «Новый свет», предусматривающий замену ламп накаливания на энергосберегающие источники освещения (компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) и светодиодные LED-лампы), а также развитие регионального производства в этой сфере.
В течение последних лет в светотехнической отрасли России наметилась тенденция активизации инвестиционной деятельности, в том числе с участием иностранного капитала. Многие предприятия осуществляют инвестиционные проекты по переоснащению действующих производств на выпуск энергосберегающих ламп.
Имеется перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на электротехнических предприятиях Мордовии в соответствии с Республиканской целевой программой5. В ее рамках планируется реализовать 10 инвестиционных проектов по производству энергоэффективных источников света и осветительных приборов на их основе на 6 предприятиях региона (ГУП РМ «НИИИС им. А. Н. Лодыгина», ГУП РМ «Лисма», ЗАО «Ксенон», ОАО «Орбита», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский завод точных приборов»). На финансирование этих инвестиционных проектов планируется направить 2 531 772 тыс. руб. (в ценах 2010 г.), из которых 327 760 тыс. руб. — собственные средства предприятий, 2 204 012 тыс. руб. — привлеченные средства.
Первоочередное значение для формирования современного инновационного рынка светотехнической продукции будет иметь интеграция отечественных предприятий в сложившуюся систему мировых производителей светотехники. На мировом рынке более заметной стала роль крупных производителей, обладающих конкурентными преимуществами в разработке новой техники, внедрении новых технологий, активном продвижении и укреплении брендов в создании эффективной дистрибьюторской сети.
В условиях наличия необходимого технологического и кадрового потенциала создание производства энергосберегающей светотехнической продукции в Мордовии является наиболее актуальным. Так, ОАО «Саранский завод точных приборов» уже осуществляет промышленную сборку компактных люминесцентных ламп под торговой маркой «Мастер Света» для торговой фирмы «Световые приборы». «Мастер Света» — российская торговая марка, созданная для обеспечения отечественного покупателя качественной и доступной по цене электротехнической продукцией. Сейчас товары под этой торговой маркой известны потребителям в России и в странах ближнего заруб ежья (Украина, Беларусь, Казахстан). Доля энергосберегающих ламп (КЛЛ) ОАО «Саранский завод точных приборов» на российском рынке составляет около 30 %. При этом следует отметить, что в перспективе альтернативы компактным люминесцентным лампам при переходе от ламп накаливания к энергоэффективным осветительным приборам нет.
Компактные люминесцентные лампы производства ведущих зарубежных фирм Osram, Philips, General Electric имеют высокие показатели световой отдачи (70—80 лм/Вт) и срока службы лампы (8—10 тыс. ч) при их значительно меньшей цене по сравнению со светодиодными лампами. Однако структура рынка энергосберегающей светотехники в перспективе зависит в основном от интенсивности развития светодиодных технологий. Их активное развитие даст быстрый рост эффективности светодиодов (на текущем технологическом уровне светодиоды задействуют только около 30 % своих возможностей) и увеличит объемы их производства. Однако светодиоды не смогут полноценно конкурировать с другими видами общего освещения, если не будет заметного снижения цен.
По прогнозам Министерства промышленности и торговли РФ, общий объем ожидаемого производства в пересчете на 100 Вт лампы накаливания к 2015 г. составит ориентировочно по компактным люминесцентным лампам 142 млн шт. в год, светодиодным лампам — 142 млн шт. в год, прочим — 53 млн шт. в год (натриевые, металлогалогенные и натриевые лампы высокого давления). Предварительная оценочная стоимость у производителя люминесцентной лампы составит от 50 до 80 руб. за 1 шт., светодиодной — 150 руб., бытового светодиодного светильника — 1 500—3 000 руб.6
Среди важных особенностей современного светотехнического рынка России можно назвать активную реализацию программы энергосбережения на федеральном и региональном уровне и, как следствие, повышающийся спрос на энергосберегающую продукцию; повышение уровня конкуренции между продукцией, произведенной в России и за рубежом; восприимчивость российского светотехнического рынка к основным тенденциям развития европейского рынка; постепенное изменение покупательских предпочтений от более дешевого продукта к более дорогому, но более качественному, с высоким КПД, экономичному в обслуживании и обладающему высокими эстетическими характеристиками; высокий уровень таможенных пошлин на ввозимую светотехническую продукцию, сырье и материалы для производства; трудности обеспечения эффективной логистики из-за большой территории страны и недостаточной развитости транспортной инфраструктуры.
Оценивая перспективы развития отечественного рынка светотехнической продукции, необходимо признать, что, несмотря на усиление конкуренции и влияния внешних факторов, российские компании имеют широкие возможности. Так, несомненным конкурентным преимуществом является низкая стоимость транспортных перевозок сравнительно недорогой крупногабаритной продукции. Кроме того, существует возможность дальнейшего развития этого рынка, которая пока мало используется. Речь идет о расширении услуг, оказываемых потребителю. Осветительная техника переходит на новый уровень, становится более сложной. Поэтому помощь в выборе осветительных средств, проектировании современных систем освещения, создании оптимальной световой среды, полезной для здоровья человека, в световом дизайне, соблюдении принципов энергосбережения приобретает все большее значение для потребителя. Комплексный подход ко всей системе освещения будет во многом определять место фирм, работающих на светотехническом рынке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1. С. 61; Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М.: Изд-во ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2006. С. 224; Армстронг Г., Вонг В., Котлер Ф., Сондерс Дж. Основы маркетинга. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. С. 48.
2 См.: Голембиовский С.А. Российский рынок светотехнической товарной продукции бытового и офисного назначения. Взгляд изнутри // Светотехника. 1997. № 4. С. 39—43.
3 См.: Сайт Единого архива экономических и социологических данных. URL: http://sophist.hse.ru (дата обращения: 20.05.2011).
4 См.: Циссис Ж, Айзенберг Ю.Б., Шевченко А.С. Формирование светотехнического рынка России для повышения эффективности освещения // Светотехника. 2009. № 6. С. 43.
5 См.: Республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия» на 2011—2015 годы (утверждена Постановлением Правительства РМ от 26 июля 2010 г. № 305).
6 См.: Круглый стол «Пути повышения энергоэффективности российской экономики» в Совете Федерации Российской Федерации. URL: http:// www.minpromtorg.gov.ru/ministry/plans/gov/4 (дата обращения: 25.05.2011).
Поступила 01.07.11.