Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
УДК 004/378 О. В. Башарина, зав. лабораторией Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected] И. Е. Медвецкий, зам. директора по науч.-метод. работе Миасского строительного техникума (МСТ), Челябинская обл., г. Миасс
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье, опираясь на связь понятий «трудовая функция» и «профессиональная компетенция», данных в профессиональном стандарте и в федеральных государственных образовательных стандартах, авторы рассматривают основные знания и умения педагогов, для формирования которых необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Авторами определены три педагогических условия формирования профессиональных компетенций с помощью информационно-коммуникационных технологий, а также способы и средства их формирования.
Ключевые слова: трудовая функция, профессиональная компетенция, информационно-коммуникационные компетенции, педагогические условия, информационно-образовательная среда, автоматизированная система управления.
Одним из направлений развития российского общества в 2000-е годы явилось активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций (ПОО). Мы исходим из понимания того, что профессиональная компетентность педагога, работающего в ПОО, немыслима сегодня без овладения им информационно-коммуникационными технологиями. Об этом же говорит статья 16 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая прямо декларирует создание в образовательных организациях условий для использования электронного обучения и дистанционных технологий [1].
В соответствии с принятым в 2015 г. Министерством труда и социальной защиты РФ профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» вводится понятие «трудовая функция» педагога профессионального образования, которое связано с понятием «профессиональная компетенция» в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, так как действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают «наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять» [2, с. 8].
Анализ трудовых действий, входящих в трудовую функцию, показывает необходимость активного использования современных информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом ПОО. Следовательно, возникает проблема: как сформировать профессиональные компетенции (или трудовые функции, связанные с разработкой и корректировкой учебно-программной документации, осуществлением контроля усвоения студентами образовательной программы и т. д.) для успешной организации образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать профессиональные компетенции (трудовые функции) педагогических работников ПОО в соответствии с новым профессиональным стандартом;
2) определить предусмотренные профессиональным стандартом обязательные знания и умения педагогического работника, которые можно формировать с использованием ИКТ;
3) обосновать необходимые педагогические условия, способствующие эффективному использованию ИКТ для формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.
Трудовая функция, согласно новому профессиональному стандарту, состоит из трех компонентов [3], таких как:
1) организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП;
2) педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации;
3) разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП.
Анализ трудовых действий, входящих в трудовую функцию, показывает необходимость активного использования информационно-коммуникационных технологий для решения профессиональных задач, стоящих перед педагогом ПОО. В профессиональном стандарте каждой трудовой функции педагога соответствует определенный набор его знаний, умений и педагогических действий.
Например, чтобы эффективно выполнять первую трудовую функцию, педагог ПОО должен обладать знанием [3]:
- требований ФГОС СПО, содержания примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины/ модуля);
- электронных образовательных и информационных ресурсов, необходимых для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ;
- методологии, теоретических основ и технологий научно-исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по программам СПО и ДПП).
Кроме того, он должен обладать следующими умениями [3]:
- контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике;
- использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, а также применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение;
- использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы с учетом специфики образовательных программ, требований ФГОС СПО (для программ СПО), особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины/модуля и т. д.
Для осуществления второй и третьей трудовых функций педагогический работник ПОО также должен обладать определенным набором знаний и умений, которые формируются с использованием ИКТ.
Для формирования выделенных нами знаний и умений, как мы считаем, педагоги должны владеть следующими информационно-коммуникационными компетенциями:
1) поиск, оценка и выбор электронных образовательных ресурсов, учебников, учебных и учебно-методических пособий, иных материалов для осуществления профессиональной деятельности;
2) использование офисных компьютерных программ для создания рабочих учебных программ, методических рекомендаций, разработки средств обучения;
3) разработка и применение современных средств контроля освоения обучающимися образовательных программ, использование дистанционных образовательных технологий;
4) разработка и применение контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретация результатов контроля и оценивания;
5) создание на основе ИКТ отчетных (отчетно-аналитических) и информационных материалов по направлению своей деятельности, заполнение электронных баз данных участников образовательного процесса;
6) организация и контроль учебной деятельности обучающихся с использованием возможностей ИКТ.
Для успешного формирования и развития необходимых профессиональных компетенций педагогов в ПОО должны быть созданы определенные педагогические условия.
По мнению Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стер-ховой, педагогические условия можно понимать как «один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие» [4, с. 11].
Мы определяем следующие педагогические условия для использования информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования и развития профессиональных компетенций педагогов:
1) наличие нормативно-правовой базы использования информационно-коммуникационных технологий;
2) постоянное повышение ИКТ-компетент-ности педагогов;
3) создание и функционирование информационно-образовательной среды.
Остановимся на педагогических условиях использования ИКТ в процессе формирования и развития профессиональных компетенций педагогов в ГБПОУ «Миасский строительный техникум» (далее — МСТ).
Первое педагогическое условие: наличие нормативно-правовой базы использования информационно-коммуникационных технологий.
В МСТ по состоянию на апрель 2016 г. разработан и принят ряд локальных актов, касающихся использования информационно-коммуникационных технологий:
- положение об официальном сайте МСТ в сети Интернет;
- положение о локальной информационной сети МСТ;
- положение о библиотеке техникума;
- политика обработки и защиты персональных данных и др.
Некоторые локальные акты находятся в стадии разработки или корректировки, например, Положение об использовании педагогическим работником МСТ возможностей АСУ РгоСо1^е в образовательном процессе и ряд других.
Второе педагогическое условие: постоянное повышение ИКТ-компетентности педагогов.
Педагогические работники техникума повышают свою ИКТ-компетентность как в индивидуальном порядке, так и проходя соответствующую подготовку на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования». Важным направлением развития профессиональных компетенций педагога является проведение семинаров, конференций, педагогических чтений по актуальной тематике.
Так, в марте 2016 г. в техникуме состоялись педагогические чтения. Администрация и педагоги МСТ подготовили доклады, связанные как с проблемой внедрения в образовательный процесс техникума информационно-коммуникационных технологий, так и с соотнесением новых нормативных документов в образовательной сфере и реальной педагогической практики [5].
Челябинский институт профессионального образования предлагает в направлении информационно-коммуникационных технологий следующие программы повышения квалификации:
- «Информационные технологии в образовании: применение электронного УМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе МооШе»;
- «Информационные технологии в образовании: базовый уровень ИКТ-компетентности»;
- «Информационные технологии в образовании: продвинутый уровень ИКТ-компетент-ности»;
- «Проектирование образовательной среды в профессиональной образовательной организации» и др.
Третье педагогическое условие: создание и функционирование информационно-образовательной среды.
Термин «информационно-образовательная среда» трактуется как «сложная система, аккумулирующая, наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал, содержательный и деятельностный
компоненты самих обучаемых и педагогов» [6, с. 59]. При создании новой информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс.
Программно-технической компонентой информационно-образовательной среды в МСТ является автоматизированная система управления образовательной организацией РгоСо1^е.
Основными модулями АСУ РгоСо1^е, с которыми работают специалисты и преподаватели, являются: «Образовательный портал», «Административное сопровождение образовательной деятельности», «Журнал оценок обучающихся», «Приемная комиссия» и др.
Также компонентами информационно-образовательной среды являются:
- веб-портфолио обучающихся,
- веб-портфолио педагогов;
- медиаресурсы библиотечного фонда;
- веб-сайт техникума, связанный с АСУ РгоСо1^е;
- система файлообменников для быстрого обмена информацией и для организации дистанционного обучения;
- страницы МСТ в социальных сетях.
Создание и функционирование информационно-образовательной среды, с одной стороны, должно повысить уровень разрабатываемой педагогами учебно-методической и дидактической документации, качество реализации ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, должно удовлетворить запросы обучающихся и их родителей к условиям получения образования. С другой стороны, создание такой среды потребует дополнительных усилий педагогов техникума для разработки электронных курсов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, обновления соответствующей учебно-нормативной документации, приведения комплектов оценочных средств в соответствие с требованиями.
Рассмотрим далее, как используются информационно-коммуникационные технологии для формирования профессиональных компетенций педагогических работников.
Для развития информационно-коммуникационной компетенции «Использование офисных компьютерных программ для создания рабочих учебных программ, методических рекомендаций, разработки средств обучения», обеспечивающей формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимо:
1) обеспечить педагогу возможность работы с Word и PowerPoint для разработки собственной учебно-программной и методической документации;
2) создать условия использования интернет-браузера для поиска и скачивания электронных образовательных ресурсов из Единой коллекции ЦОР и других источников;
3) подготовить педагога к созданию собственных электронных образовательных ресурсов с опорой на его профессиональные знания и действующие требования к информационным продуктам;
4) научить способам использования собственных или взятых из сети Интернет электронных образовательных ресурсов на учебных занятиях по преподаваемой дисциплине;
5) обеспечить наличие системного администратора, устраняющего сбои компьютерной техники.
Для формирования с помощью ИКТ профессиональных компетенций педагогических работников требуются следующие технические и программные средства:
- персональные компьютеры, установленные в учебных мастерских и учебных классах МСТ, с возможностью педагогов работать в определенное время;
- установленное на ПК необходимое программное обеспечение;
- доступ в локальную сеть МСТ;
- постоянный доступ в сеть Интернет;
- функционирующая АСУ РгоСо1^е;
- информационные ресурсы библиотеки и методического кабинета.
Наконец, для формирования с помощью ИКТ профессиональных компетенций необходимы следующие способы и виды деятельности педагогов:
1) самообразование педагогов, повышение уровня ИКТ-компетентности;
2) повышение профессиональной квалификации на курсах ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»;
3) участие в профильных семинарах, веби-нарах и видеоконференциях;
4) поиск содержательного контента на образовательных порталах сети Интернет и в локальной сети МСТ;
5) освоение современных образовательных технологий с опорой на ИКТ;
6) деятельность по созданию собственных электронных образовательных ресурсов для проведения учебных занятий и для организации дистанционного обучения;
7) работа по наполнению содержательным контентом своего раздела в АСУ РгоСо1^е;
8) апробация на учебных занятиях новых электронных учебных пособий и разработанных электронных образовательных ресурсов;
9) апробация на учебных занятиях новых контрольно-оценочных и контрольно-измерительных материалов.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современных условиях успешное формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов профессиональных образовательных организаций невозможно без развития их информационно-коммуникационных компетенций и системного использования информационно-коммуникационных технологий.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 20l2 г.]. — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru.
2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Текст] / авт.-сост. : В. И. Блинов и др. — Вып. 1. — М. : ФИРО, 2014.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
4. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия» : сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8-14.
5. Педагогические чтения в Миасском строительном техникуме [Текст] / сост. И. Е. Медвец-кий. — Миасс : МСТ, 2016. — 52 с.
6. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М. : Изд. центр «Академия», 2003. — 192 с.
УДК 377 Т. С. Калиновская, зам директора по УР
Южно-Уральского государственного колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проведен анализ педагогических условий, необходимых для эффективного функционирования компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования. Выделение педагогических условий осуществлялось с учетом содержания и особенностей разработанной технологии, специфики среднего профессионального образования, социального заказа общества, научных достижений в области реализации компетентностно ориентированных технологий обучения, авторского опыта деятельности в исследуемом направлении.
Ключевые слова: компетентностно ориентированная технология, педагогические условия, корпоративно-производственный центр, е-Leaming.
При разработке компетентностно ориентированной технологии обучения в системе среднего профессионального образования на основе системного, деятельностного и модульно-ком-петентностного подхода необходимо выделить
основные педагогические условия ее эффективного функционирования.
Ю. К. Бабанский, Н. М. Яковлева и др. под педагогическими условиями понимают совокупность мер в учебно-воспитательном процессе,