<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL sciences
55
Щенникова Ю.В., «МИРЭА - Российский технологический университет» DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11463 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Schennikova J. V.,
MIREA - Russian Technological University
STUDENT PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION AND DEVELOPMENT IN INNOVATIVE TECHNOLOGICAL COLLEGE
Аннотация:
В статье рассматривается организация предметной подготовки учащихся в инновационном технологическом колледже средствами разработанного и реализованного методико-технологического обеспечения, приведены результаты его апробации. Подтверждена его эффективность и адаптивность как к индивидуальным потребностям учащихся, так и к их будущей профессиональной деятельности.
Abstract:
The article deals with student subject training organization by realization of developed methodical and technological support. Its results, as well as effectiveness reflects both student individual and future professional requirements.
Ключевые слова: инновационный технологический колледж, профессиональная компетентность, адаптивный предметный модуль, цифровая образовательная среда.
Key words: innovative technological college, professional competence, subject adaptive module, digital educational environment.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал, что в современных условиях цифровизации экономики, в целом, и производства, в частности, значительно обострилась проблема нехватки высококвалифицированных выпускников со средним профессиональным образованием. Более того, идет недооценка профессиональных и социокультурных функций инновационных учреждений, ведущих подготовку таких специалистов. В пользу актуальности проводимого нами исследования говорят и итоги Чемпионата мира WorldSkills International в 2019 году, прошедшего Казани, в рамках реализации проекта развития среднего профессионального образования до 2020 года, разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации, при содействии Торгово-промышленная палаты РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Агентства стратегических инициатив, объединения работодателей и других заинтересованных сторон.
Инновации в педагогике трактуются нами как изменения в образовательном пространстве, стабильно улучшающие его характеристики и саму систему образования в целом. Коме того, инновации дифференцируются нами как поиск и процесс освоения нового инструментария обучения и воспитания (методик, технологий, программ), учитывая их творческое переосмысление и продуктивную реализацию в образовательном процессе [1]. Все вышеперечисленные константы нацелены на повышение качества профессиональной подготовки студентов в технологическом колледже, их всестороннее личностно-профессиональное развитие.
Анализ теоретических и методических работ, посвященных организации образовательного процесса в современном колледже [2,3], позволяет констатировать актуальность и важность организации инновационной деятельности, определяемой способностью и готовностью учебного заведения к реализации обеспечения качественно нового уровня подготовки инновационных профессиональных кадров среднего звена, компетентных и готовых к реализации новых профессиональных стандартов в условиях современной информационной экономической и производственной реальности, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда [4]. Выявленные противоречия между потребностью государства и конкретных предприятий в инновационных профессиональных кадрах-выпускниках среднего профессионального образования и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ инновирования образовательно-воспитательной среды колледжа в логике требования ГОС обусловили постановку проблемы и задач проводимого нами исследования: разработать модульную структуру и содержание профессиональной подготовки в технологическом колледже; обосновать, создать и внедрить многоуровневое методическое и технологическое обеспечение предметной подготовки учащихся; провести педагогический эксперимент по выявлению у ровней сформированности у учащихся среднего профессионального образовательного учреждения уровней сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [5].
В логике проводимого нами исследования мы провели опрос преподавателей, методистов, мастеров производственного обучения и управленческих кадров московских технологических и технических
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#611Ш,2©2©
56_
колледжей (всего 28 человек). Все они отметили, что нуждаются в обновленном методико-техноло-гическом обеспечении аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся с учетом инновирования и цифровизации производственных и технологических процессов. Выявлено, что в этих в профессиональных образовательных организациях требуются существенные преобразования. Констатировано, что всего 15% из числа преподавателей по-настоящему заинтересованы процессом вовлечения в инновационную деятельность учебного заведения; а около 45%-не проявили к этой деятельности никакого интереса. Современными информационными технологиями и адаптивными методиками уверенно владеют менее 20% из них, а в разработках таких технологий и методик участвуют лишь около 7% преподавателей. Регулярно повышаю квалификацию менее 45% из опрошенных и около 28% отметили, что регулярно занимаются самообразованием. Говорить о достаточном уровне готовности в разработке и внедрению инноваций не приходится.
В ходе исследования констатировано, что одним из ведущих условий формирования инновационных кадров в системе среднего профессионального образования выступает организация развивающих цифровых возможностей образовательной среды колледжа, ее организационное и методико-дидактическое обеспечение, в том числе, для личностного развития и саморазвития субъектов образовательного процесса.
В процессе разработки и реализации дидактического обеспечения предметной подготовки учащихся колледжа особый акцент ставился на формирование практических навыков для будущей профессиональной деятельности, выявление особенностей этой деятельности; увеличение управляемой самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов при использовании широкого разнообразия цифровых ресурсов; циф-ровизацию взаимодействия между субъектами образовательного процесса и работодателями в период производственных практик; реализацию возможностей и потенциала программного обеспечения, информационных ресурсов Интернет, ориентированных на выполнение учащимися колледжа типовых и курсовых проектов и другие. Выявлены возможности использования цифровой образовательной среды технологического колледжа в решении проблемы формирования, развития и саморазвития как профессиональных, так и общекультурных компетенций учащихся. Среди таких возможностей отметим доступ к цифровым образовательным ресурсам, сети Интернет, участие в международных и всероссийских онлайн проектах и конкурсах для студентов учреждений среднего профессионального образования; разработка адаптивных модульных индивидуальных образовательных траекторий, направленных на продуктивное формирование компетенций, заявленных в ФОС и востребованных у выпускников технологических колледжей.
По завершении реализации разработанного адаптивного модульного технологического обеспечения предметной подготовки в технологическом колледже констатировано, что улучшились количественные и качественные показатели в сравнении с аналогичными, выявленными на диагностическом этапе исследования: удовлетворенность педагогического корпуса своей профессиональной деятельностью выросла почти на 30% с одновременным снижением на 28% числа тех, кто не был ею удовлетворен до реализации в ходе учебно-производственного процесса адаптивных инновационных технологий. Как следствие, увеличилось и число преподавателей и учащихся, овладевших передовые технологиями обучения. Особо отметим квали-метрию качества подготовки профессиональных кадров в технологическом колледже: по результатам выполнения выпускных квалификационных работ число студентов, получивших оценки «хорошо» и «отлично», выросло с 48% в 2016 году до 69% в 2019 году, что подтверждает перспективность и эффективность разработанного методико-технологического обеспечения предметной подготовки в системе среднего профессионального образования.
Список литературы:
1. Chernova N.I., Mandziev A.A. Using Chat-bots for Managing Quest-based Modular Training of Engineering Students. - Atlantis Press: 2019. Vol. 47. P. 376-379.
2. Цуникова Т.Г., Щенникова Ю.В. Ретроспектива образовательных подходов и обоснование антропологического подхода как ведущего при подготовке выпускников технического колледжа. Вестник РМАТ. 2017. № 2. С. 72-78.
3. Цуникова Т.Г., Щенникова Ю.В. Антропологический подход к управлению формированием профессиональной компетенции в техническом колледже. Вестник Академии права и управления. 2017. № 1 (46). С. 204-208.
4. Чернов А.В., Чернова Н.И. Организационно-педагогические ресурсы образовательных стандартов для формирования личности профессионала // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. Материалы Международной научно-технической конференции INTERMATIC - 2014 (1-5 декабря 2014 г., г. Москва). В 5 ч. Ч.1. М.: МГТУ МИРЭА, 2014. - С. 294-299.
5. Чернова Н.И., Катахова Н.В. Технологический потенциал «Кейс-стади» в формировании и развитии мыслительно-аналитических, лингвистических, коммуникативных и профессиональных компетенций // Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения. Материалы Международной научно-технической конференции INTERMATIC - 2016 (21-25 ноября 2016 г., г. Москва). В 5 ч. Ч.1. М.: МГТУ МИРЭА, 2016. С. 282-285.