А. В. Шевырев
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ВУЗЕ
SYSTEM-CREATIVE THINKING AND MANAGEMENT AS A KEY TO THE COMPETITIVENESS OF MODERN ORGANIZATION
Аннотация: в настоящее время в профессиональном образовании и управлении образованием нет более насущной темы, чем формирование и развитие практических навыков системно-креативного, инновационного мышления (СКМ), как наиболее эффективного инструмента повышения конкурентоспособности вузов. Формирование человека инновационно-креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию и использование в практической деятельности. Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение технологии творческого (системно-креативного, инновационного) мышления и управления, прежде всего командного.
Ключевые слова: системно-креативное мышление и управление, инновационно-креативный тип мышления, технологии творческого мышления, порочный логический круг, креативный ситуационный центр, единое креативное поле, многомерность мышления, основная компетенция современного менеджера.
Abstract: at present, in vocational education and education management is no more pressing topic than the formation and development of practical skills in systems-creative, innovative thinking (SCT) as the most effective tool to improve the competitiveness of universities. Formation of human innovation and creative development of their type suggests a radically new culture of thinking and management. In such a culture, the emphasis is less on the organization and processing of knowledge, but rather on their generation and use in practice. Hence, a key objective of vocational education is a creative learning technology (system-creative, innovative) thinking and management, especially team.
Keywords: system-management and creative thinking, innovative and creative mindset, technology, creative thinking, a vicious logical circle, creative situation center, unified creative field, multidimensional thinking, the basic competence of the modern manager.
В настоящее время в профессиональном образовании и управлении образованием нет более насущной темы, чем формирование и развитие практических навыков системно-креативного, инновационного мышления (СКМ), как наиболее эффективного инструмента повышения конкурентоспособности вузов.
В российском образовании возник порочный логический круг: ... ^ низкое качество образования и управления ^ слабый выпуск, снижение качества результатов деятельности ^ снижение конкурентоспособности ^ уменьшение финансовых ресурсов ^ снижение восприимчивости к инновациям ^ снижение имиджа вуза ^ более слабый набор ^ ещё большее снижение качества образования ^ ...
Чтобы разорвать этот порочный круг нужно сосредоточить усилия на самых приоритетных элементах этой цепочки. Предлагается усиливать, создавая синергетический эффект, три элемента - качество образования (эксклюзивность -формирование эффективных навыков лидерства и командной работы, освоение современных когнитивных технологий мышления и управления и т.д.), качество управления вузом (формирование стратегии, ведение инновационных проектов,
© Шевырев А.В., 2012
оперативно-диспетчерское управление и т.д.), а также увеличение и привлечение внешних финансовых поступлений - предоставление образовательных и консультационных услуг населению, бизнес-организациям и органам государственной власти (разработка эксклюзивных, некопируемых конкурентами, программ дополнительного образования, разработка, экспертиза и мониторинг целевых комплексных программ, административных и должностных регламентов, оптимизация бизнес-процессов и т.д. такая работа возможна на базе малых инновационных преприятий на базе инновационных технологий и предлагаемого программного обеспечения).
Внедрение теоретико-методологической, концептуальной, учебно-методической, программной и программно-аппаратной базы развития СКМ в учебный процесс вузов России в виде учебных креативных ситуационных центров вузов (УКСЦ), индивидуальных рабочих мест преподавателей, студентов (см. рис. 3, 4), создание критической массы образовательных инноваций, позволяющей перейти российским вузам на инновационный путь развития в режиме самоорганизации, что в свою очередь, позволит обучить и включить в инновационные процессы России необходимое количество высококвалифицированных специалистов - будущих лидеров -инноваторов.
Освоение обучающимися знаний, умений и практических навыков системно-креативного, инновационного мышления и управления осуществляется на базе классов-мастерских управленческого мышления (студий/лабораторий/центров инновационного мышления, бизнес инкубаторов и т. д.), представляющих собой современные учебно-методические командные игровые комплексы. Вся работа проводится на базе технологий системно-креативного мышления и управления с помощью программного комплекса «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693) - лауреат конкурса "Грант Москвы" в области наук и технологий в сфере образования (2004), лауреат медали академика Н.Н, Моисеева в области инновационных образовательных и управленческих технологий (2008г.), победитель конкурса УМО вузов России в области менеджмента в номинации "Компьютерные обучающие программы" (2009г.), победитель конкурса EMEA InAVation Awards 2011г. Амстердам в номинации "Центры управления и принятия решений", как специальное программное обеспечение совместного Проекта фирмы «DeLight 2000» и НИТУ МИСиС, лауреат Международного конкурса Global Education 2011, Москва.
Формирование человека инновационно-креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию и использование в практической деятельности.
Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение технологии творческого (системно-креативного, инновационного) мышления и управления, прежде всего командного
Основная задача модератора - создать единое креативное поле при работе над проектом.
Инновационное управленческое мышление на российском пространстве только формируется и первостепенная роль в этом должна принадлежать вузам.
Концепция СКМ связана со следующими направлениями (рисунок 1).
Вся работа ведется в команде: определение командных ролей, психосовместимости и др. характеристик как команды в целом, так и ее отдельных участников.
1. Программное обеспечение командной работы включает в модули TeamCreator
2.0 - формирование эффективных управленческих команд и
управление(модерация) командной работы в режиме реального времени (см. рис. 9, 10);
2. Инструментом командной работы являются технологии управленческого проектирования в редакции СКМ-УП (основное внимание в проекте уделяется идее проекта, механизму реализации идеи проекта и эффективной командной работе);
3. Технологической и методической основой командной работы является системно-креативное мышление и управление (СКМ);
4. При работе над проектом разделяются этапы «русло» - управление в классическом варианте (линейный менеджмент - основное внимание решению существующих проблем) и «джокер» - управление в нелинейном варианте (нелинейный менеджмент - основное внимание поиску новых возможностей).
Модуль включает в себя более 60 приложений - стратегический анализ (PESTE-, SPACE-, SWOT- и др. виды анализа), функционально-стоимостной анализ (ФСА), финансово-экономический анализ (ФЭА), фромирование проблемно-целевой области (ПЦО), автоматизированная система календарного планирования (АСКП) - разработка управленческого проекта, прогноз расчета экономической эффективности и др.
Исходные посылки концепции системно-креативного мышления и управления (СКМ) включают в себя следующие пункты:
1) Основная компетенция современного менеджера - эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях (проблемах);
2) Проблемы являются следствием неадекватности методов познания (управления) текущему состоянию объекта познания (управления) - закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.
3) «Наше мышление создаёт проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить» (А. Эйнштейн);
4) Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления;
5) Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе системно-креативного менеджмента (СКМ);
6) Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО);
7) Ядром ИО является креативный ситуационный центр (КСЦ);
8) КСЦ предназначен для обучения и развития навыков СКМ (в т.ч. повышения эффективности командной работы).
Системная креативность в управлении необходима при:
• Многомерном системном видение проблемных ситуаций как целого, «схватывании» и «удержании» растущего разнообразия реальности, «фильтрации» беспорядка.
• Глубокой переработке уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмыслении опыта, «запертого» в старых шаблонах, извлечении «корней» сложных явлений;
• Недостаточности (недоступности) стандартных решений при наличии системных проблем («Всё связано со всем»).
• Поиске новых, нестандартных возможностей при решении проблем, выборе более жизнеспособных решений.
Концепция системно-креативного мышления (СКМ) в современном менеджменте
Команда: модуль ТеатСгеаЬг 2.0 - формирование ' эффективных управленческих команд, управление командной работой
ПК «ТТРП-ЭВР
аЛМ + (1 - а) НМ ^ ^
Нелинейный менеджмент
Системно-креативно мышление \ СКМ
Метафора системно-креативного мышления(СШ)
Управленческое проектирование
СКМ - УП
Проект как система
А '
1 ,
Рис. 1. Концепция системно-креативного мышления в современном менеджменте
Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет:
> Связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования.
> Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей.
> Значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно.
> Повысить «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям;
> Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;
> Повысить качество и интенсивность обучения по другим дисциплинам, включив в них элементы системно-креативного мышления.
Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной подготовки слушателей и ее главной составляющей системно-креативного мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических, технических и т. д.).