ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
31
2011. Вып. 3
УДК 339 М.В. Ештокин
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕГИОНЕ
Рассмотрен организационно-экономический механизм управления трудовыми ресурсами в регионе, который является собирательной категорией, характеризующейся высокой степенью абстракции. Способы реализации механизмов управления являются фундаментальными направлениями экономических исследований, наполнением методологии в рамках эволюции научных знаний и современных проблем экономической теории.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, регион, уровень экономического развития, трудовые ресурсы, трудовой потенциал.
Эффективная экономическая деятельность в государстве возможна при наличии сформированного механизма управления. Учитывая то, что эффективность использования трудовых ресурсов и интенсивность процесса воспроизводства трудового потенциала имеют первоочередное значение для реализации конкурентных преимуществ российской экономики на мировом рынке, формирование организационно-экономического механизма эффективного государственного управления трудовыми ресурсами на региональном уровне, в сложившихся условиях, является стратегической задачей управления экономикой России на пути обретения статуса государства с рыночной экономикой.
Можно дать следующее определение организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами: это единая организационно-экономическая система институциональных элементов иерархического уровня взаимодействия и совокупности инструментов, методов и рычагов, которые позволяют оптимизировать цикл реализации трудового потенциала и повысить эффективность управления трудовыми ресурсами. Данная система, детерминирующаяся общественным интеллектом населения, имеет сложную структуру, звенья которой, с одной стороны, выступают как специфические объективные формы проявления отношений в сфере труда, а, с другой стороны, в сфере практической реализации они выступают в качестве методов и способов управления трудоиспользованием.
Процесс формирования механизма предусматривает соблюдение следующих общих принципов функционирования системы:
- конечной цели - конечная (перспективная) цель должна иметь абсолютный приоритет;
- единства - систему следует рассматривать как единство всех составных частей (элементов);
- взаимодействия - какую-нибудь часть системы целесообразно рассматривать в единстве с окружающей средой;
- модульного построения - в системе целесообразно выделять управляемые модули, которые подлежат изменению;
- иерархии - необходимо производить ранжирование стратегических и тактических задач управления;
- функциональности - принцип предусматривает приоритет функций управления над структурой механизма;
- развития - нужно учитывать изменчивость и динамизм системы, ее способность к развитию, расширению, трансформацию частей, накопление информации;
- децентрализации - принцип предусматривает цивилизованное взаимодействие централизации и децентрализации в управлении;
- неопределенность - необходимо учитывать неопределенность и случайности событий в системе [3].
Целесообразно дополнить классификацию принципов системного подхода к формированию механизма управления трудовыми ресурсами принципом законности и этичности реализуемых мер.
Основная цель организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами, имеющего региональный аспект реализации и являющегося результатом предложенной модели воспроизводства трудового потенциала, - разработка траектории самореализации трудоспособного населения и уравновешенного роста национального и регионального трудоиспользования в целях интеллектуализации общественного труда.
2011. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Экономический аспект управления трудовыми ресурсами включает финансовое обеспечение реализации механизма управления и экономические инструменты.
Механизм финансового обеспечения представляет собой систему двух направлений:
- собственное финансовое обеспечение;
- международные инвестиции.
Экономические инструменты организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами следует рассматривать в форме «пакетного набора» поддержки и развития трудовых ресурсов, который включает заработную плату, пенсии, стипендии, кредиты, налоговые льготы, отсрочки платежей и другие инструменты.
Организационный аспект управления трудовыми ресурсами содержит следующие составляющие: формирование организационной системы управления, управление по целям и задачам, организационно-правовой инструментарий реализации механизма управления.
Процесс управления трудовыми ресурсами охватывает следующие основные блоки воздействия на объект управления: формирование и выбор целей управления, постановка и решение задач управления, методы и инструменты регулирования.
Разработке любого плана и программы развития (региональных, местных, локальных) должна предшествовать оценка общенациональных задач и возможностей. Автономность и нескоординиро-ванность с развитием всей страны и других районов могут способствовать усилению (или появлению) новых диспропорций в экономике использования ресурсов, в том числе и трудовых. При таком планировании следует исходить из задач и средств, предусмотренных общегосударственным межрегиональным планом.
Организационно-правовой инструментарий представляет собой систему законодательно-правовых, экономических, социальных и организационных методов и рычагов, обусловливающих создание качественно новых взаимоотношений между субъектом и объектом управления.
Инновационный характер развития касается не только технологии и техники, но распространяется и на процессы совершенствования механизма управления трудовыми ресурсами. Вполне естественным является требование инновационного моделирования намечаемых реформ по преобразованию организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами. Должно стать правилом систематическое проведение общественной экспертизы предлагаемых мер по критериям экономической эффективности и социальной приемлемости.
Организационные схемы реализации механизма, концепция осуществления мероприятий в программном комплексе, сеть и методы ресурсной поддержки взаимосвязаны во временном контексте и определяют в параметрическом пространстве потенциальных состояний механизма вектор развития. Можно сказать, что последний представляет собой сумму двух направленных потенциалов:
1) вектора, отражающего внутреннюю активность механизма управления трудовыми ресурсами (имманентные процессы);
2) вектора управления, раскрывающего влияние экстерналий (внешнее воздействие) на воспроизводственный контур трудовых ресурсов (программы регионального развития трудовых ресурсов, разработанные управляющими органами; решения, принятые на государственном уровне; изменения законодательства; целевые комплексные программы межрегиональных промышленных групп и т.д.).
Под пространственными характеристиками следует понимать информационные, финансовые, энергетические, технологические, правовые связи между элементами региональной системы, которые можно рассматривать как системообразующие элементы территориальных систем, благодаря чему механизм управления трудовыми ресурсами обретает целостность и стойкость.
В качестве основных требований, предъявляемых к механизму управления трудовыми ресурсами в регионе и определяют его эффективность, следует выделить следующие:
- скоординированность с развитием всей страны и других районов (автономность и нескоорди-нированность с развитием всей страны и других районов может способствовать усилению (или появлению) новых диспропорций в экономике использования ресурсов, в том числе и трудовых);
- адекватность направлений развития трудового потенциала поставленным целям;
- минимизация рисков от взаимодействия работников и работодателей;
- сочетание с развитием процессов самоорганизации различных сфер экономической жизни и ее субъектов;
- максимальное включение трудовых ресурсов в производительный труд;
Формирование и развитие организационно-экономического механизма.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
33
2011. Вып. 3
- формирование высокого уровня социально-экономического развития населения;
- формирование высококвалифицированного трудового потенциала, оптимизация цикла реализации трудового потенциала;
- обеспечение интеграции инициативной, творческой профессионально-трудовой и предпринимательской индивидуальности множества экономических субъектов в единый народнохозяйственный комплекс;
- гибкость (в готовности к событиям и способности к быстрым изменениям и проявляется эффективность управления - любые запаздывания и бездействие управляющей стороны приводят к нарушению связей с управляемой стороной и, как следствие, к целостности самой системы);
- объективность и своевременность оценки результатов управления, способность к высшему целеустановлению;
- способность формировать и осуществлять долгосрочные стратегии;
- континуальность механизма (беспрерывность, наличие развитых обратных внутрисистемных связей, которые позволяют согласовывать управление с интересами его объекта и отслеживать реакцию последнего на управленческие влияния).
Методическим подходом формирования механизма управления трудовыми ресурсами в регионе является последовательная конкретизация алгоритма его создания. Авторский подход предусматривает следующие факторы формирования механизма управления трудовыми ресурсами, наиболее полно отражающие процесс его формирования: оценка общенациональных задач и возможностей, цель управления трудовыми ресурсами, исследование трудовых ресурсов региона, аналитическое исследование функционирования региона, анализ развития трудового потенциала в регионе, анализ эффективности использования трудовых ресурсов, ранжирование регионов, цикл реализации трудового потенциала, концепция национальной конкурентоспособности, единая система повышения квалификации кадров, единая информационная система, формирование единой национальной инновационной системы, стратегия выхода из демографического кризиса, учет новых международных подходов, критериев и индикаторов устойчивого развития и др [1].
Концептуальное создание организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами призвано в складывающихся условиях поэтапной реализации обеспечить экономическую эффективность использования трудового резерва населения. Иными словами, само существование такого механизма и сущность проводимых направлений оправданны лишь в том случае, если его деятельность обеспечивает требуемые экономические результаты посредством, как показал проведенный корреляционно-регрессионный анализ, социальной направленности вектора формирования организационно-экономического механизма управления трудовыми ресурсами.
Выявленные тенденции в управлении трудовыми ресурсами в регионах и проведенное ранжирование регионов по коэффициенту эффективности использования трудовых ресурсов обусловливают необходимость совершенствования управления трудовыми ресурсами, в том числе оптимизации занятости и безработицы населения, разработки концептуальных подходов формирования заданной социально-ориентированной стратегии развития трудового потенциала конкретного региона или всей группы регионов на основании базовых стратегий функционирования региона.
Важной задачей проведения рыночных реформ является рациональное использование в рамках каждой группы регионов имеющихся ресурсов. Таким образом, в целях выбора социально ориентированной стратегии управления трудовыми ресурсами в регионе необходимо провести идентификацию экономической базы региона (отраслевая структура, деловая активность, финансовое обеспечение, интегральная оценка экономического развития). Целесообразна специализация региона на наиболее эффективных и конкурентоспособных сегментах экономики, которую определяют на основе применения ряда показателей: коэффициент межрайонного вывоза продукции данной отрасли (коэффициент товарности), коэффициент локализации, коэффициент производства продукции на душу населения [2]. Однако в целях выбора стратегии развития, следовательно, и стратегии использования трудового потенциала необходимым является не только идентификация предмета специализации отраслей экономики региона определенной группы, но и ее экономической эффективности. Эффективность специализации региона определяется сопоставлением эффекта производства продукции данной отрасли в регионе и в целом по стране. Сравнению подлежат, например, себестоимость, фондоотдача или производительность труда. Эффективность специализации региона определяется по следующей формуле [4. С. 95]:
2011. Вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Эс = С/С; Эс = Ф/Ф; Эс = П/П,
где С, Фi, Пi - соответственно средняя себестоимость, фондоотдача и продуктивность труда специализированных отраслей в регионах;
С, Ф, П - соответственно средняя себестоимость, фондоотдача и продуктивность труда специализированных отраслей в целом по стране;
Эс - индекс эффективности специализации в регионе. Специализация является эффективной, если Эс > 1.
Общий индекс эффективности специализации определяется как простая средняя из частичных индексов.
Анализ тенденций основных показателей экономической деятельности и расчет показателей эффективности необходим для определения и обоснования стратегических путей развития трудового потенциала региона. В силу того что трудовые ресурсы обладают относительно тесной связью с определенной территорией (каждый регион имеет свойственные только ему демографические, миграционные, образовательные, культурные, информационные, инновационные особенности, территориально-отраслевые особенности рынка труда, научно-технический уровень развития), сегодня в государственном управлении набирает обороты территориальный фактор, определяющий специфику управления трудовыми ресурсами и соответствующую концепцию их развития. Разные уровни социально-экономического развития регионов страны и территориальная неоднородность развития внутри региона обусловливают необходимость установления региональных приоритетов развития территории и выбора собственной социально ориентированной стратегии развития трудового потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бородин А.И. Особенности оценки потенциала управляющей системы // Вестн. Мурман. техн. ун-та. 2003. Т. 6, №2. С. 200-206.
2. Николаева С.И., Бородин А.И. Разработка стратегии управления персоналом на предприятии // Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Общественные науки. 2003. №9.
3. Робинсон Дж. В. Экономическая теория несовершенной конкуренции / пер. с англ.; вступ. ст. и общ. ред. И.М. Осадчей. М.: Прогресс, 1986.
4. Турчанинов В.Н. Стратегическое управление развитием региона (на примере г. Москвы). М.: Дашков и Ко, 2010.
Поступила в редакцию 10.04.11
M. V. Eshtokin
Formation and development of the organizational-economic mechanism of manpower management in the region
The article considers the organizational-economic mechanism of manpower management in the region which is the collective category characterized by high degree of abstraction. The ways to realize the mechanisms of management are fundamental directions of economic researches, filling of methodology within the limits of evolution of scientific knowledge and modern problems of the economic theory.
Keywords: the organizational-economic mechanism, region, level of economic development, manpower, labor potential.
Ештокин Максим Викторович, аспирант ГОУВПО «Курский государственный уни 305000, Россия, г Курск, ул. Радищева, 33 E-mail: [email protected]
Eshtokin M.V., post-graduate student Kursk State University 305000, Russia, Kursk, Radishcheva st., 33 E-mail: [email protected]