ББК 74.580.0+74.208 УДК 37.041
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧАЮЩЕГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
THE FORMING AND DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND ACADEMIC AUTONOMY OF THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY BY MEANS OF E-LEARNING ENGLISH COURSE
В работе рассматриваются предпосылки использования обучающего электронного курса в процессе освоения дисциплины «Английский язык» в неязыковом вузе, обосновывается возможность формирования и развития образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов неязыкового вуза средствами обучающего электронного курса дисциплины «Английский язык», разработанного на кафедре РИЯ Института космических и информационных технологий СФУ.
The article deals with the premises of a training e-learning course in the process of mastering English in a non-linguistic institution; the possibility of forming and development of educational and academic autonomy of the students of a non-linguistic university by means of an e-learning course in English language, developed at the Spoken English Department of the Institute of Space and Information Technology of SFU, is justified.
Ключевые слова: образовательная самостоятельность, учебная автономия, самостоятельная работа, управление образовательной деятельностью, обучающий электронный курс, неязыковой вуз, модульно-рейтинговая система.
Key words: educational autonomy, learner autonomy, self-study, management of educational process, e-learning training course, non-linguistic university, modulerating system.
В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и распространением информационной культуры в современном обществе разработка и использование в образовательной практике мультимедийных электронных учебников и обучающих курсов по вузовским дисциплинам является требованием времени.
В работах Полат Е.С., Титовой С.В., Петрова А.Е., Гейхман Л.К, На-заренко А.Л., Ch. Tichy рассматриваются актуальные вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционный процесс обучения иностранному языку для повышения его эффективности, формулируются требования к организации мультимедийного электронного курса. Полат Е.С. [4] подчеркивает, что практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, умение крити-
Н.Ф. ПАНИКАРОВА, Е.А. ТАРАНЧУК, И.П.ГЕРЦИК
N.F. PANIKAROVA, E.A. TARANCHUK, I.P. GERTSIK
чески анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. В этой связи возрастает интерес к применению новых информационных технологий в образовательном процессе.
Проблема развития автономии и самостоятельности студентов давно и широко исследуется различными авторами, в частности H. Holec, D. Little, B. Sinclair, Лернер И.Я., Бурденюк Г.М. и др.
Однако проблема формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов средствами обучающего электронного курса требует дополнительных исследований. Данная проблема решается на стыке таких наук, как педагогика, психология, дидактика, методика и информатика.
Проблема формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов средствами обучающего электронного курса является также актуальной в связи с переходом на двухуровневую систему обучения. Этот переход потребовал значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки студентов, формах контроля и оценки их учебных достижений.
Цель данной работы состоит в обосновании возможности формирования и развития образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов неязыкового вуза средствами электронного обучающего курса дисциплины «Английский язык», разработанного на кафедре РИЯ Института космических и информационных технологий СФУ.
Объект исследования: формирование образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов в неязыковом вузе.
Предмет исследования: обучающий электронный курс дисциплины «Английский язык» как средство формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов.
Задачи данной работы можно определить следующим образом:
1. Уточнить сущность понятий «образовательная самостоятельность» и «учебная автономия»;
2. Рассмотреть предпосылки использования обучающего электронного курса в процессе освоения дисциплины «Английский язык» в неязыковом вузе;
3. Исследовать состояние сформированности образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов первого курса ИКИТ СФУ.
4. Доказать возможность формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов неязыкового вуза средствами электронного обучающего курса дисциплины «Английский язык», разработанного на кафедре РИЯ ИКИТ СФУ.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение опыта работы с обучающим электронным курсом; изучение нормативной базы, программной документации; эмпирические - опытно-экспериментальная работа с обучающим электронным курсом, включенное наблюдение, опрос, самооценка, рефлексивно-оценочные процедуры, анализ продуктов учебной деятельности студентов; статистические - качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский Федеральный Университет». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 116 студентов первого курса ИКИТ СФУ и преподаватели кафедры РИЯ.
Новизна полученных результатов состоит в том, что самостоятельная работа с электронным обучающим курсом по дисциплине «Английский язык» позволяет студентам постепенно переходить к управлению собственной образовательной деятельностью посредством самостоятельного целеполагания, планирования, организации, контроля, оценки, коррекции образовательной деятельности и осуществления ее рефлексии, то есть способствует формированию у них образовательной самостоятельности и учебной автономии.
Под образовательной самостоятельностью нами понимается качество личности, характеризующее ее способность к систематической самоуправляемой образовательной деятельности, осуществляемой при внутреннем побуждении и по собственной инициативе [4; с. 38]. Исходя из определения образовательной самостоятельности, можно выделить критерии ее сформированно-сти. Под критериями сформированности образовательной самостоятельности студентов понимаются качественные и количественные параметры, обладающие определенной степенью выраженности и раскрывающие в единстве и взаимосвязи характеристику образовательной самостоятельности: мотивы, побуждающие к самостоятельной образовательной деятельности; осознанное стремление к самостоятельному усвоению знаний; положительное отношение к самостоятельной образовательной деятельности; наличие умений саморегуляции и управления образовательной деятельностью и наличие общеучебных умений [4].
В соответствии с положениями деятельностного подхода образовательная самостоятельность формируется, развивается и проявляется в ходе самостоятельной образовательной деятельности студентов постепенно становится привычной формой поведения и реализуется в самостоятельной работе студентов, как через своевременное выполнение обязательных домашних заданий, так и через работу, направленную на самостоятельное преодоление трудностей усвоения и закрепления учебного материала.
Под учебной автономией зарубежные исследователи понимают способность обучающихся к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений, выработанных на основе определенного психологического отношения к процессу и содержанию учебной деятельности. К характеристикам автономного обучающегося относят умения формулировать образовательные цели, планировать и организовывать самостоятельную образовательную деятельность, контролировать, оценивать и корректировать ее и нести ответственность за результаты учения. При этом студенты активно участвуют в учебном взаимодействии, проявляют инициативу в организации и корректировке собственной учебной деятельности, регулируют свой темп обучения, самостоятельно определяют способы и приемы учения, корректируют результаты учебной деятельности, осуществляют их рефлексию и несут за них ответственность [7, 8].
Очевидно, что учебная автономия подразумевает гораздо большую независимость от преподавателя, чем просто самостоятельность, так как предполагает самостоятельную постановку образовательных целей и учебных задач, выбор способов их достижения, подведение итогов самостоятельной образовательной деятельности и их оценку. Самостоятельность же связана в основном с технологией выполнения конкретной учебной задачи, заданной учителем, то есть с организацией обучения [4, с. 39].
Таким образом, чем меньше преподаватель участвует в управлении образовательной деятельностью, тем выше уровень учебной автономии студентов. Наличие у студентов определенной степени учебной автономии, то есть сформированности у них умений самостоятельного целеполагания, планиро-
вания, организации, контроля, оценки, коррекции собственной образовательной деятельности и осуществления ее рефлексии способствует формированию у них образовательной самостоятельности как качества личности.
В соответствии с государственными образовательными стандартами современный выпускник высшей школы - бакалавр по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», наряду с готовностью к выполнению общепрофессиональных задач, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью к постановке цели и выбору путей ее достижения; стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки и выбирать средства устранения недостатков и развития достоинств; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; иметь навыки работы с компьютером как средством хранения информации; владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного [6].
Самостоятельная работа с обучающим электронным курсом по дисциплине «Иностранный язык» способствует формированию у студентов названных общекультурных компетенций, а также готовит их в дальнейшем - при обучении в магистратуре - к самостоятельному обучению новым методам исследования; к самостоятельному приобретению с помощью информационных технологий и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; к возможности свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения [6].
Обучение английскому языку в неязыковом вузе включает обучение «общему английскому» (general English) и обучение профессионально-ориентированному английскому языку или языку специальности (English for Specific Purposes). Использование электронного обучающего курса продуктивно при обучении английскому языку по обоим направлениям, так как современный разговорный английский язык и особенно язык науки и техники постоянно обновляются новой лексикой. Терминология, отражающая новые явления современной жизни, либо появление новых узких областей знаний или новых технологий, не может быть оперативно отражена на твердых носителях. Отразить эти изменения возможно в электронном обучающем курсе, построенном по модульному принципу, так как при таком построении имеется возможность оперативного и быстрого обновления отдельных модулей [2].
Неязыковые вузы по сравнению с гуманитарными имеют более высокий уровень технического оснащения: наличие доступного скоростного Интернета, современных аппаратных и программных средств. Студенты технических вузов являются пользователями ПК продвинутого уровня и как следствие быстрее осваивают навигацию электронного обучающего курса.
Количество часов иностранного языка в неязыковом вузе ограничено. И при резко разноуровневом контингенте обучаемых - от «нулевиков», не изучавших в средней школе английский язык, до выпускников специализированных учебных заведений, прошедших курс языкового обучения за рубежом и владеющих иностранным языком на продвинутом уровне, - освоение базового курса английского языка требует гибких модульных программ и индивидуального подхода к студентам [2].
Индивидуальный подход наиболее оптимально реализовывается средствами электронного обучающего курса, где студенты не ограничены временными рамками аудиторного занятия и имеют возможность неограниченное количество раз повторять необходимый материал и выполнять тренировочные упражнения, работая в своем собственном индивидуальном темпе [3].
В то же время направление профессиональной подготовки студентов-информатиков, как было отмечено выше, предполагает у них высокий уровень сформированности умений самостоятельной работы с компьютером и электронными обучающими ресурсами - электронными и сетевыми словарями, Интернет сайтами [2].
Таким образом, теоретические предпосылки, заложенные в современных образовательных стандартах, а также современная образовательная практика актуализируют проблему формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов неязыковых вузов в процессе их обучения средствами обучающего электронного курса по дисциплине «Английский язык».
В настоящее время приоритетной формой организации образовательного процесса выступает модульно-рейтинговая система. Согласно определению под модульно-рейтинговой системой организации обучения понимается комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. Реализация модульно-рейтинговой системы обучения основывается на таких принципах, как: структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части - дисциплинарные модули; интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов; рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования; регулярность и объективность оценки результатов работы студентов [1].
Общеизвестно, что модульно-рейтинговая система обучения реализуется и действует на основе ответственности субъектов образовательного процесса за результаты собственной образовательной деятельности. Переход к модульно-рейтинговой системе обучения позволяет увеличить долю самостоятельной работы студентов, так как в процессе работы с модулем студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Повышение доли самостоятельной работы студента при модульно-рейтинговой системе обучения требует применения деятельностного подхода, когда студент получает знания не от преподавателя в готовом виде, а добывает их сам.
Сторонники деятельностного подхода (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.) считают, что человека можно чему-то научить, лишь обусловив его включение в самостоятельную образовательную деятельность, вызвав его собственную активность. На аудиторном занятии преподаватель создает для активности студентов необходимые условия, направляет и контролирует ее. Образовательный процесс на занятии направлен не только на усвоение студентами предметных знаний, но и на целенаправленное формирование у них учебных умений, способов деятельности, образцов поведения.
Что касается самостоятельной работы студентов, на которую согласно учебному плану отводится 50% общего времени, то она, как правило, носит неосознанный и неуправляемый характер, реализуется в основном в форме выполнения домашних заданий, данных преподавателем. Эффективность внеаудиторной работы студентов достаточно низкая, так как студенты не осознают значимости самостоятельной работы, многие не уделяют должного времени качественному выполнению домашних заданий. Разработанный на кафедре обучающий электронный курс дает возможность сделать внеаудиторную работу студентов более управляемой, прозрачной, систематичной, а следователь-
но, повысить ее эффективность и качество. Если в результате работы с обучающим электронным курсом самостоятельная работа студентов приобретает регулярный осознанный характер, то это свидетельствует о том, что у них развивается образовательная самостоятельность и учебная автономия.
Такой подход не противоречит концепции развивающего обучения, согласно которой «обучая, мы стремимся не фиксировать стадию или уровень, на котором находится личность, а помогаем ей продвинуться на следующую, высшую стадию развития, воздействуя таким образом на "зону ближайшего развития"» (В.В. Давыдов). В рамках нашего исследования «зону ближайшего развития» студентов составляет определенный круг умений, которые студент изначально осваивает на занятиях под руководством преподавателя, а затем может развивать самостоятельно - умения целеполагания, планирования, организации, рефлексии, самоконтроля и самооценки успешности собственной деятельности.
Разработанный электронный обучающий курс дисциплины «Английский язык» представляет собой набор учебных заданий, объединенных в логически завершенные тематические разделы - юниты (unit). Каждый из юнитов курса содержит задания на развитие продуктивных и рецептивных речевых умений, теоретический материал тренировочные и контрольные задания. Модуль курса включает в себя несколько юнитов и итоговые контрольно-измерительные материалы.
Электронный обучающий юнит может выступать средством формирования самостоятельности и учебной автономии студента, так как включает в себя целевую программу действий, банк информации, дополнительные задания, возможность зафиксировать и отследить результаты текущего и итогового контроля.
Успешность выполнения контрольных заданий оценивается в баллах, и из суммы баллов за контрольные задания формируется общая оценка за юнит. Максимальное количество баллов как за отдельные задания юнита, так и за юнит в целом известно студентам заранее. Набранное количество баллов за изученные юниты отображается в электронном журнале. Также набранное количество баллов отображается графически в виде линейной диаграммы, в которой разные цвета обозначают соотношение текущего количества баллов студента к максимальному количеству баллов за курс. Красный цвет обозначает, что студент набрал менее 40% возможных баллов, желтый - от 41% до 60%, бледно-зеленый - от 61% до 80%, а ярко-зеленый - от 81% до 100% (рис. 1).
4 Иванов Федор ЮрЬОЕПЧ 459.5 Б92.5
5 Петрова Ольга Ивановна
6 Кит 1:[ Олег Игоревич 840 916.5 1210.5
7 Селин Юрий Сергеевич
В Лужков Иезн Олегович
Рис. 1. Текущий рейтинг успеваемости студентов
Таким образом, в процессе самостоятельной работы с модулем студент наглядно видит текущий уровень своих учебных достижений и может сравнить его с исходным, а также с уровнем учебных достижений своих одногруппников, а следовательно, осознает результаты своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в ее совершенствовании.
При разработке электронного обучающего курса мы предполагали, что у студентов первокурсников слабо развиты аналитические и рефлексивные умения; они не в состоянии эффективно планировать и организовывать самостоятельную образовательную деятельность. Исходный уровень самостоятельности и автономии, сформированный ранее в общеобразовательной школе, не всегда позволяет студентам эффективно осуществлять постановку учебных задач, организовывать итоговый контроль и оценивать конечный результат обучения.
Прежде всего, необходимо было сформировать у студентов осознание себя как субъектов образовательной деятельности, способных к принятию решений и несущих ответственность за результаты учения. Для решения этих адач была выбрана стратегия «учебного контракта», основной идеей которой является изменение роли студентов в учебном процессе [9].
Учебный контракт - это соглашение между студентом и учебным заведением или преподавателем, в котором студент обязуется систематически получать знания. Учебный контракт не является контрактом в юридическом смысле этого слова, а служит средством повышения ответственности студента за результаты собственного обучения. Соглашаясь с условиями контракта, студент занимает более активную позицию как участник образовательного процесса и самостоятельно определяет учебные задачи и пути их решения.
Стандартный учебный контракт обычно содержит следующие пункты:
1. Знания и навыки, приобретаемые студентом (учебные задачи).
2. Пути решения учебных задач (учебные ресурсы и стратегии).
3. Сроки решения учебных задач.
4. Какие результаты обучения должен продемонстрировать студент.
5. Как будут оценены результаты обучения, что подразумевает обозначение количества баллов, которые должен набрать студент для получения зачета [10].
В разработанном электронном обучающем курсе студенту предлагается принять решение о выборе формы работы с учебным материалом. Ознакомившись с соглашением, студенты подтверждают свое согласие обучаться по электронному курса, отметив соответствующую опцию. Студенты делают свой выбор, предварительно ознакомившись с доступными ресурсами, учебными задачами и сроками их выполнения, представленными в структуре курса. Альтернативой обучению с использованием электронного курса являются традиционные аудиторные занятия с представлением материала на бумажных носителях. Использование такого инструмента как учебный контракт является первым этапом формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов.
Однако успешно реализовать управление самостоятельной образовательной деятельностью на основе внутреннего самоконтроля и внутренней самокоррекции может далеко не каждый студент, поэтому формирование образовательной самостоятельности студентов происходит постепенно, в то время как студенты учатся планировать и организовывать собственный процесс обучения, соблюдать сроки сдачи заданий, самостоятельно справляться с большим объемом учебного материала, подлежащего усвоению, а также проводить самооценку результатов своей учебной деятельности.
В разработанном электронном курсе реализована возможность проводить мониторинг и статистический анализ сроков сдачи контрольных заданий. В интегрированном в электронный обучающий курс журнале преподавателя сроки выполнения контрольных заданий отображаются графически. В соответ-
ствующей ячейке журнала напротив фамилии каждого студента имеется значок в виде будильника, и его цвет обозначает, насколько своевременно было выполнено контрольное задание. Зеленый цвет указывает на то, что задание было выполнено в срок, желтый - задание выполнено с опозданием не более недели, красный - задание выполнено с опозданием в 2 и более недель, ячейки без значка будильника показывают, что задание студентом не выполнено (рис. 2).
ФИО студента
НаОранные баллы
unite
Ld
№1
1 Иванов Сергей 1233 ^ Отл. - 100% Ш ю из ю Хор. -65% 53 13из20 Уд. -60% Ш1 & и з зо V1 Хор. -75% S3 30 из 40
2 Петрова Ольга 959 Ч* Хор. - В0% Ш Еигйо й Неуд.-40% 53 3 из 20 Ч> Хор. -73% 53 22 из 30 ^ Хор.-75% 53 30 из 40
3 Семик Андрей 1136.5 Отл. -100% Мю изю SS Неуд.-40% 53 В из 20 Ч* Отл. - 93% 53 2S из 30 V отл. - ав% 53 35 из 40
4 Федоров Павел 1222 ^ Отл. -100% 5310 из 10 Уд. - 50% И 10 из 20 / Отл. - 93% ® 23 КЗ 30 V отл.-ав% 53 35 из 40
5 Паршин Илья 1123.5 * Отл.-100% iS 10 из 10 й Неуд.-40% S из 20 * Отл. - 93% Ш 23 из 30 40
Рис. 2. Своевременность выполнения контрольных заданий
Действительно, статистический анализ показывает, что в начале работы с курсом студенты испытывали значительные трудности в организации собственного процесса обучения и соблюдении сроков сдачи заданий. Для проведения статистического анализа в качестве контрольных точек были выбраны начало и конец первого семестра работы с электронным обучающим курсом, а также начало второго семестра. Анализировались результаты выполнения студентами контрольных заданий по чтению и письму (рис. 3).
л с
о
S
т
о ш
г
ю о
100 80 60 40 20 0
контрольные точки
□задание не выполнено
□ выполнено со значительным опозданием
□ выполнено с незначительным опозданием
□ выполнено в срок
1
2
3
4
5
6
Рис. 3. Результаты статистического анализа
Если представить полученные данные в виде графика, то можно заметить, что намечается положительная тенденция: уменьшается количество студентов, не выполнивших задания или выполнивших их со значительным опозданием и, соответственно, увеличивается количество студентов, выполнивших задания в срок (рис. 4).
1 2 3 4 5 6
контрольные точки
~~задание не выполнено ^-выполнено со значительным опозданием -выполнено с незначительным опозданием -выполнено в срок
Рис. 4. Динамика выполнения контрольных заданий
Таким образом, студенты учатся рационально организовывать самостоятельную работу, находить и отбирать нужный материал, своевременно выполнять контрольные задания, что способствует развитию их образовательной самостоятельности и учебной автономии.
Формирование и развитие образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов становится возможным благодаря рефлексивной деятельности студентов - форме теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий, размышления о мотивах собственных поступков. Рефлексия трактуется как мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, опыта, способностей, своих задач и т.д. [7]. Студент должен осознавать себя субъектом образовательной деятельности, уметь обнаружить причины своих учебных достижений или проблем. Рефлексия помогает студентам корректировать свои исполнительские действия, выбирать оптимальные учебные приемы, является источником внутреннего опыта, способом самопознания. Степень сформированное™ у студентов рефлексивных умений определяет их отношение к себе как к субъектам образовательной деятельности.
Для оценки развития навыков рефлексии студентам было предложено ответить на вопросы анкеты. Студентам предлагалось оценить, хорошо ли они умеют учитывать временные затраты на выполнение задания или испытывают трудности при этом, хорошо ли они умеют планировать выполнение заданий
в заданные сроки и контролировать соответствие своего плана действий целям и срокам учебной работы, а также испытывают ли они трудности в своевременном улучшении качества выполнения самостоятельной работы или умеют хорошо справляться с этим.
Студенты, ответившие на вопросы анкеты, работали с использованием электронного курса в течение семестра. В своих ответах более половины студентов отмечает, что они хорошо умеют учитывать временные затраты и своевременно улучшать качество выполнения самостоятельной работы, и чуть меньше половины студентов отмечает успешность в планировании выполнения заданий в соответствии со сроками (рис. 5).
Рис. 5. Результаты анкетирования студентов
Данные анкетирования подтверждаются данными статистического анализа. Как видно на рисунке 3, большее число студентов начало выполнять контрольные задания в срок. В то же время, больше половины общего числа студентов, работавших по электронному обучающему курса в первом семестре, отмечают в своих ответах на вопросы анкеты, что они научились учитывать время и сроки выполнения заданий.
Полученные данные доказывают возможность использования электронного обучающего курса дисциплины «Английский язык», разработанного и реализованного на кафедре РИЯ ИКИТ СФУ, как средства формирования и развития образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов вуза и подтверждают выдвинутые в начале исследования положения. Электронный обучающий курс содержит ряд инструментов, с помощью которых происходит формирование и развитие образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов: соглашаясь с условиями учебного контракта, студент принимает на себя ответственность за результаты собственного обучения; самостоятельно выполняя задания, студент имеет возможность отслеживать своевременность и успешность своей учебной работы, организовывать и корректировать ее на основании данных электронного журнала и рейтинга успеваемости.
Выводы. В работе уточняется сущность понятий «образовательная самостоятельность» и «учебная автономия»; изучаются предпосылки использования обучающего электронного курса в процессе освоения дисциплины «Английский язык» в неязыковом вузе; обосновывается возможность и целесообразность использования электронного обучающего курса дисциплины «Ан-
глийский язык» в неязыковом вузе для формирования образовательной самостоятельности и учебной автономии студентов с помощью таких инструментов электронного обучающего курса, как модульная организация учебного материала, заключение учебного контракта, электронный журнал успеваемости, рейтинговая система оценивания успеваемости. Таким образом, результатом работы студентов с обучающим электронным курсом становится не только формирование необходимых языковых компетенций, но и формирование учебной автономии и образовательной самостоятельности, которые могут развиваться в процессе дальнейшей работы с курсом.
Литература
1. Масленников, А.С. Организация учебного процесса на основе модульно-рейтинговой технологии [Текст] / А.С. Масленников, В.Е. Шебашев // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 2 - С. 68-70.
2. Паникарова, Н.Ф. Использование мультимедийных программ и интернет ресурсов в обучении английскому языку в техническом вузе [Текст] / Н.Ф. Паникарова. - 2-я международная научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам»: сб. ст. - М., 2006. - С. 115-119.
3. Паникарова, Н.Ф. Проблемы и перспективы внедрения электронного обучающего курса по дисциплине «Английский язык» для неязыковых вузов [Текст] / Н.Ф. Пани-карова, И.П. Герцик // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Прогрессивные технологии создания и использования цифровых образовательных ресурсов». - Красноярск, 2010. - С. 119-124.
4. Полат, Е.С. Основные направления развития современных систем образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ioso.ru
5. Таранчук, Е.А. Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Таранчук. - Красноярск, 2008. - 212 с.
6. ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» от 9 ноября 2009 г. № 553. - 25 с.
7. ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника» от 9 ноября 2009 г. № 554. - 24 с.
8. Holec, H. Autonomy and Foreign Language Learning [ТехЦ / H. Holec. - Oxford, 1979. -211 p.
9. Little, D. Learner Autonomy [ТехЦ / D. Little. - Dublin, 1991. - 175 p.
10. Codde, J. Using learning contract in the college classroom [Electronic resource] / J. Codde. -Michigan State University, 2006.
11. Knowles, M.S. Using learning contracts [ТехЦ / M.S. Knowles. - San Francisco: Jossey Bass, 1986. - 262 p.