ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ОРКЕСТРОВ Куватов И.И. Email: Kuvatov17113@scientifictext.ru
Куватов Илёс Исраилович - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: начало ХХ века было ознаменовано активизацией исполнительства на народных инструментах в Узбекистане. Уже в первое десятилетие были достигнуты определенные успехи в области музыкального образования, фольклористики, исполнительского искусства.
Народные оркестры создавались при базе ансамблевого исполнения. Ансамбли народных музыкальных инструментов создавались в Фергане, Коканде, Андижане, Самарканде. Ими руководили известные инструменталисты: Усто Олим Камилов, Тохтасин Джалилов, Ахмаджан Умурзаков, Юсуф-Кызык Шакарджанов, Усто Рузимат Исабаев, Матъюсуф Харратов, Усто Тайир, Маъруфжан Ташпулатов, Мухитдин Мавлянов. Благодаря их творчеству исполнительское искусство на узбекских народных инструментах стало всеобщим достоянием многих людей. Искусство исполнительства в Узбекистане немыслимо без репертуара и процесс его развития это одновременно и процесс развития композиторского творчества. Эти сферы неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимодействии. Ключевые слова: оркестр, музыкальное искусство, консерватория, музыкальный инструмент, исполнение, образование, форма.
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FOLK ORCHESTRS
Kuvatov I.I.
Kuvatov Ilyos Israilovich - Senior Teacher, DEPARTMENT PERFOR ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: beginning of ХХ of century was marked activation of carrying out on the Uzbek folk instruments. Already in the first decade certain successes were attained with the area of musical education, folklor, carrying out art.
The public orchestras were created at the base ensembl performances. The Ensembles public music instrument were created in Fergane, Kokande, Andizhane, Samarkande. They managed known instrumentals: Usto Olim Kamilov, Tohtasin Dzhalilov, Ahmadzhan Umurzakov, YUsuf-Kyzyk SHakardzhanov, Usto Ruzimat Isabaev, Mat'yusuf Harratov, Usto Tayir, Ma'rufzhan Tashpulatov, Muhitdin Mavlyanov. Due to their creative activity исполнительское art on uzbek public instrument became general available many people. The art performance in Uzbekistan impossible without repertoire and process of his(its) development this simultaneously and process of the development композиторского creative activity. These spheres inseparable friend from friend and are found in constant interaction. Keywords: orchestra, music art, conservatory, music instrument, performance, formation, the form.
УДК: 78.071.3
Ансамбли народных музыкальных инструментов создавались в Фергане, Коканде, Андижане, Самарканде. Ими руководили известные инструменталисты: Усто Олим Камилов, Тохтасин Джалилов, Ахмаджан Умурзаков, Юсуф-Кызык Шакарджанов, Усто Рузимат Исабаев, Матюсуф Харратов, Усто Тайир, Маъруфжан Ташпулатов,
Мухитдин Мавлянов. Благодаря их творчеству исполнительское искусство на узбекских народных инструментах стало всеобщим достоянием многих людей.
В 1936 году, в связи с предстоящей декадой в Москве, Кари-Якубову поручается создать Государственную филармонию, он назначается ее первым директором. Благодаря настойчивости Кари-Якубова и других деятелей музыкального искусства было принято решение о создании Ташкентской государственной консерватории. Надо подчеркнуть, что на первой декаде исполнителями репертуара были народные певцы и народные музыканты [1, 126].
Первый опыт создания оркестра нового типа был предпринят Н. Мироновым. В конце 1937 года из состава этнографического ансамбля-оркестра, были отобраны 24 музыканта. Они и составили ядро оркестра узбекских народных инструментов, игравшего по нотам, получившего впоследствии название «нотный оркестр», в его состав вошли най, кошнай, чанг, кашгарский и афганский рубабы, танбур, дойра, гиджак, катта - гиджак (большой гиджак), к которым Н. Миронов добавил фортепиано, трубу и тромбоны для усиления басового звучания.
В состав оркестра было введено семейство реконструированных гиджаков. Это и определило качественно новый профиль «нотного оркестра» как коллектива многоголосного типа. В репертуаре оркестра появились обработки узбекских народных мелодий.
Сравнение и изучение народных музыкальных инструментов, музыкальных традиций народов дает современным музыкантам богатый материал, помогающий представить, как зарождался и развивался музыкальный инструментарий на протяжении многих столетий, даже тысячелетий.
История создания народных инструментов имеет своих первых мастеров, определивших форму, параметры инструментов, качество материала, систематизацию оформление внешнего вида и т.д. [2, 13].
Продолжая рассказ из истории оркестров, надо рассмотреть и историю возникновения и развития оркестровых стилей. С одной стороны, мы видим, что совершается эволюция - через преодоление материала в его ощутимо физической сущности, через усовершенствование механической стороны и, как результат, является освоение новых возможностей исполнения.
С другой стороны, когда усовершенствование еще не введено, композитору и исполнителям поневоле приходится считаться с ограниченными возможностями того, что существует.
Композиторам приходилось ограничивать свою творческую мысль, подгоняя её к физическим возможностям тогдашнего инструментального воплощения. Отсюда, с одной стороны - обогащенность инструментальной мелодики и некоторая освобожденность её от оков диапазона человеческого голоса, с другой стороны - динамические пласты только внезапных форте и пиано, резко контрастирующие: как бы рисунок без возможностей полутеней, резкое противопоставление черного и белого.
С течением времени эта ограниченность динамических возможностей делается привычной и становится мало-помалу неотъемлемой частью манеры исполнительского и композиторского мышления и формирует стиль.
Таким образом, на возникновение стиля в прошлом, в числе прочих факторов воздействовало состояние технических возможностей инструментария, соответственно каждой эпохе. Следовательно, характер оттенков и самый стиль исполнения сначала был как бы втиснут в пазы возможностей технического устройства инструментов. Затем, когда эти пазы мало-помалу расширяются и становится возможным то, что было раньше неосуществимо, прежняя еще недавняя манера мышления уже стала привычной и успела отстояться.
Для композитора вовсе не обязательно поручать данный материал данному инструменту или группе инструментов, исходя только из признаков
напрашивающегося соответствия характера материала музыкального с характером звучания инструмента или группы инструментов. Безусловно, могут быть и часто бывают причины, связанные с программностью, связанные с идеей произведения и причины эти иногда побуждают автора партитуры одного какого -нибудь инструмента как бы «цитировать» музыкальную фразу часто совсем иного по своей природе инструмента.
Тембр, его выразительность, не должны рассматриваться как нечто самодовлеющее, а лишь как могучее средство, помогающее главному - т.е., выражению музыкальной сущности. Краски оркестра призваны выражать идею произведения, а не становиться украшающей самоцелью. С другой стороны, игнорировать краски оркестра и пренебрегать его богатейшими колористическими возможностями - значит обеднять выражаемую в произведении идею и нарушать взаимодействие различных элементов музыки.
Список литературы /References
1. Ахмедова Назира. Редактор Н. Янов-Яновская. Т., 2016.
2. Ташматова Азатгул. Государственный оркестр народных инструментов имени
Дани Закирова. Т., 2015.
ИЗ ИСТОРИИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Тураев Ю.Ш. Email: Turaev17113@scientifictext.ru
Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессора, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное композиторское творчество, деятельность традиционных музыкантов и эстрада - это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкенте. Даже эти фрагменты показывают, насколько все взаимосвязано, взаимообусловлено десятками, сотнями нитей явных и скрытых отношений. Следовательно, можно полагать, что постижение хоть каких-то закономерностей одних явлений, помогает осмыслению других.
Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, вбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций, а также современных достижений в области художественной культуры. Одним из наиболее популярных и востребованных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная песня.
Ключевые слова: композиторское творчество, искусство, культура, традиция, эстрада, пение, популярная музыка, жанр, специалист.
FROM HISTORY VARIETY ART UZBEKISTAN Turaev Yu.Sh.
Turaev Yunus Sharipovich - Acting Professor, DEPARTMENT VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: modern composers creative activity, activity traditional musician and bandstand -only separate episodes that complex process, seething in much policies Tashkent. Even, these fragments show, insofar all interconnected, all is conditioned groups of ten, a hundred