Научная статья на тему 'Формирование и развитие интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности средствами вычислительной техники'

Формирование и развитие интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности средствами вычислительной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ВУЗ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / CADETS / MILITARY SERVICE / COMPUTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конкин Сергей Владимирович

В статье раскрывается значение интереса курсантов военных вузов к военно-профессиональной деятельности, обосновывается его влияние на эффективность образовательного процесса вуза. Раскрываются принципы использования вычислительной техники в формировании и развитии интересов курсантов к военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конкин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and development of interest of cadets to military service by means of the computer

In article value of interest to military service is shown, its influence on efficiency of preparation of future officers is told. It is told about principles of use of computers in creation and development of interest of cadets to military service.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности средствами вычислительной техники»

УДК 355.23 ББК Ц 4,6 (2) 39

Конкин Сергей Владимирович

соискатель

кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет

г. Омск Konkin Sergei Vladimirovich Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy and Social Work Omsk State Pedagogical University Omsk [email protected] Формирование и развитие интереса курсантов к военнопрофессиональной деятельности средствами вычислительной техники Creation and development of interest of cadets to military service by

means of the computer В статье раскрывается значение интереса курсантов военных вузов к военно-профессиональной деятельности, обосновывается его влияние на эффективность образовательного процесса вуза. Раскрываются принципы использования вычислительной техники в формировании и развитии интересов курсантов к военно-профессиональной деятельности.

In article value of interest to military service is shown, its influence on efficiency of preparation of future officers is told. It is told about principles of use of computers in creation and development of interest of cadets to military service.

Ключевые слова: военный вуз, курсанты, военно-профессиональная деятельность, средства вычислительной техники.

Key words: military higher education institution, cadets, military service, computer.

Одним из наиболее существенных мотивов любой профессиональной деятельности является интерес, или избирательное отношение личности к профессии в силу ее жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интерес (от лат. - interest имеет значение, важно) - « ... внимание, возбуждаемое по отношению к кому - чему - либо значительному, важному, полезному» [7, С. 312]. По утверждению Л.С. Выготского интерес является естественным двигателем поведения, верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность совпадает с органическими потребностями обучаемого [1].

В психологии интерес принято рассматривать либо как следствие потребности, либо как явление, связанное с отношением человека к определенному объекту. Имеет место и точка зрения, при которой объединяются обе эти позиции. Так, в работах Б.И. Додонова интерес раскрывается как потребность человека в переживании положительных эмоций, формировании эмоциональных отношений к конкретному предмету, явлению [2].

Интерес к определенной профессии, к профессиональной деятельности традиционно находится в центре внимания педагогической науки и практики. Во-первых, он рассматривается как фактор профессионального самоопределения. В работах Е.А. Климова, например, интерес к профессиональной деятельности выступает движущей силой профессионального выбора и профессионального развития человека в контексте всей его жизни [4]. Во-вторых, интерес к профессии является центральной динамической тенденцией профессиональной направленности личности. Ее исследователи, в частности П.А. Шавир, связывают с интересом к определенной профессиональной деятельности появление в структуре профессиональной направленности самой важной группы мотивов - прямых, объективно связанных с ее сущностью [8]. В-третьих, интерес к профессии выступает условием успешной профессиональной подготовки и в этом качестве является предметом изучения теоретиков и практиков профессионального образования.

Профессиональное военное образование на современном этапе военного строительства ориентируется на новые квалификационные требования к выпускнику, осваивает педагогические инновации, внедряет компетентностный и личностно-ориентированный подходы к обучению курсантов. Выпускники военных вузов сегодня должны быть не только хорошо подготовлены функционально, но и быть готовыми к непрерывному профессиональному образованию, самостоятельному развитию, освоению новых знаний и технологий профессиональной деятельности, постоянному повышению квалификации, совершенствованию стиля профессиональной деятельности, профессиональному творчеству.

1 и V/ О Ч_/ Ч_/

Сформированный устойчивый, глубокий и разносторонний интерес к военной профессии, к своей воинской специальности выступает в этих условиях основой эффективного профессионального военного образования.

В работах А.Ф. Иоаниди, И.Б. Нагаева и др. исследователей подчеркивается, что выбор курсантом военной профессии очень часто обусловлен не существенными мотивами: требованиями родителей, советами родственников и друзей, желанием благодаря учебе в военном вузе уйти от срочной службы в армии, романтическим отношением к военной службе, интересом к внешней атрибутике и воинским ритуалам [3, 6]. Именно поэтому одной из важнейших задач профессионального образования является развитие у будущих офицеров глубокого, осознанного интереса к профессии, которого невозможно формирование их профессиональной компетентности, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом связанным со всеми компонентами структуры личности - потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями.

В нашем понимании интерес курсанта к военно-профессиональной деятельности, как одна из целей личностно-ориентированного военного образования, есть его выраженная через позитивное эмоциональное отношение к профессии познавательная направленность на овладение военно-профессиональной деятельностью, самореализацию в профессии, реализацию своих склонностей, способностей и профессиональных убеждений.

Основной путь развития интереса к профессии, как показывает практика

- максимальное приближение профессионального образования к условиям реальной профессиональной деятельности. Военно-профессиональная деятельность динамична и интересна, насыщена событиями и имеет богатую историю, технологична и наукоемка. Можно считать, что максимальное раскрытие ее сущности и содержания перед курсантом, актуализация профессиональных ценностей, введение курсанта в военную культуру способны обеспечить появление у него полноценного интереса к профессии. Процесс формирования ин-

тереса курсантов к военно-профессиональной деятельности мы понимаем как постепенный переход позитивных эмоций от контакта с профессией, в устойчивые позитивные отношения к профессиональной деятельности, а затем в познавательные мотивы в результате целенаправленного воздействия командиров, педагогов, и профессиональной среды на эмоции, чувства, потребности и мотивы личности.

Интерес как ведущий фактор развития личности военного профессионала оказывает воздействия на другие, подчиненные характеристики личности:

• осознание значимости профессии тесно связано с освоением нового смысла военно-профессиональной деятельности, в которой личность может полноценно самореализоваться;

• потребность в военно-профессиональной деятельности выступает как потребность в создании условий для полноценного развития личности будущих офицеров;

• мотивы долга, ответственности за результат военнопрофессиональной деятельности связаны со степенью реализации личностью своих возможностей, способностей, интересов в профессиональном военном образовании.

Традиционно интерес характеризуется направленностью личности на результат деятельности и на ее процесс. Учитывая, что мотивация профессиональной деятельности, воздействуя на интерес, влияет на все его структурные компоненты (интеллектуальные, эмоциональные и волевые), создавая необходимые условия для полноценного развития личности, важно формировать интерес и к процессу, и к результату деятельности в единстве. Только тогда личность может полностью реализоваться, когда есть удовлетворение от процесса деятельности и от ее результата. Поэтому формирование интереса к военнопрофессиональной деятельности, выступающее в новом качестве, требует нетрадиционных технологий, более активной и целостной практической педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки.

В поисках средств формирования и развития интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности, военные педагоги все чаще обращают внимание на вычислительную технику. Внедрение в образовательный процесс информационных средств и технологий, по мнению И.А. Ланчука, принципиальным образом меняет всю систему обучения и воспитания курсантов, в том числе, максимально приближает учебно-профессиональные задачи к реальности [5].

С точки зрения форм и методов педагогической деятельности, обеспечивающей формирование и развитие интереса курсантов к военнопрофессиональной деятельности можно выделить несколько ее направлений:

- применение вычислительной техники в воспитательной работе. В рамках данного направления возможна передача установок, отношений, освоение знаний и традиций, введение курсантов в военную культуру через информацию, представленную в разных форматах;

- разработка специальных технологий формирования и развития интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности;

- использование вычислительной техники для моделирования учебнопрофессиональных задач, ситуаций военно-профессиональной деятельности в ходе изучения дисциплин профессионального блока. Это позволяет максимально приблизить обстановку к реальным задачам военно-профессиональной деятельности, максимально имитировать ее условия и, одновременно, обезопасить обучаемого;

- разработка и реализации в образовательном процессе компьютерных программ, позволяющих организовывать ролевые игры с выполнением задач военно-профессиональной деятельности;

- создание информационно-коммуникационных сетей, с помощью которых возможно получение информации о профессии;

- организация диагностики и учет формирования интереса курсантов к профессии.

Применение вычислительной техники увеличивает энтузиазм к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных способов обучения в совокупности с традиционными. Используя компьютер, можно изучить процессы, которые в условиях учебного кабинета показать нереально, или очень дорого либо опасно. Однако, решая задачи формирования интереса к профессии средствами вычислительной техники важно не только использовать интересный и привлекательный материал, сколько добиваться дидактической адекватности решаемым учебным задачам. Использование вычислительной техники только тогда будет эффективным в формировании интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности, когда оно строится на базе общих дидактических принципов. Дидактические принципы, таким образом, формируют систему требований к использованию вычислительной техники [5].

Принцип научности требует, чтобы содержание материала, используемого для развития интереса курсанта к военно-профессиональной деятельности, соответствовало современному уровню развития науки и техники, а метод изучения материала был адекватен современным научным способам и возможностям вычислительной техники.

Принцип системности определяет необходимость специального отбора и структурирования учебного материала, последовательной его подачи. Систематичность в формировании и развитии интереса курсантов к военнопрофессиональной деятельности предполагает разработку технологий этой деятельности, в которых учитывается и качество содержания, и способы реализации, и технологические операции. Усвоение курсантом специального материала, интересного, яркого и эмоционально насыщенного, специально подготовленного для формирования и развития интереса курсантов к профессии - тем не менее, не развлечение, а решение педагогической задачи, оно должно осуществляться в определенной логике. Следовательно, требуется такое построение программ и технологий развития интереса к профессиональной деятельности

средствами вычислительной техники, при котором бы новейшие знания, умения и навыки усваивались в связи с ранее изученным, закреплялись и совершенствовались в определенном порядке - в системе. Принцип систематичности и последовательности предполагает логическую обоснованность последующих вопросов за предыдущими, с тем, чтобы последующее вытекало из предшествующего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в профессиональной подготовке.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности в формировании интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности средствами вычислительной техники требует такой организации обучения, при которой приобретение знаний, умений и навыков неразрывно связано с активностью и самостоятельностью действий курсанта, с проявлением энтузиазма, увлеченности и инициативных поисков. Особое значение при этом имеет мотивация и стимулирование учебной деятельности.

Принцип доступности обучения, на основе которого определяется степень научно-теоретической трудности учебного материала, его размер, формы и способы обучения. В то же время принцип доступности лежит в базе учета личных и общепсихологических особенностей обучающихся в зависимости от их возраста, уровня развития, предмета исследования и остальных факторов.

Принцип наглядности. Обычная трактовка этого принципа сводится к тому, чтоб создать у курсанта чувственное представление об изучаемом объекте.

Образность, динамичность демонстраций и для раскрытия более сложных яви и и и

лений и действий, существенно расширяют способности изобразительной наглядности в учебно-воспитательном процессе, но размер материала, включаемого в программу, обязан быть оптимальным. Не следует перегружать образную и эмоциональную память курсантов.

Принцип оптимизации обучения, согласно которому технологии формирования и развития интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности не должны быть статичны, их необходимо постоянно трансформировать,

структурировать содержание, выбирать нужные способы, средства обучения, его формы, условия, чтобы достигать наибольшей эффективности при наименьших затратах времени и ресурса.

Основными этапами формирования и развития интереса курсантов к военно-профессиональной деятельности являются:

1. Этап проявления любознательности. На этом этапе у курсанта проявляется стремление к приобретению новых знаний. Он охотно занимается предложенным материалом, использует средства вычислительной техники. Курсанту не хватает информации на занятиях, он задает вопросы, осваивает самостоятельные пути и способы получения информации.

2. Этап ситуативного интереса. Данный этап характерен тем, что в военно-профессиональной деятельности появляются предметы и явления, относительно которых курсанта не устраивает объем и уровень знаний, заложенных в программу обучения. На этом этапе средства вычислительной техники позволяют курсанту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, использовать в ходе обучения Интернет и другие информационный сети.

3. Этап интереса к отдельной дисциплине учебного плана. В ходе данного этапа у курсанта проявляется устойчивый познавательный интерес и ярко выраженное позитивное эмоциональное отношение к одной или нескольким дисциплинам учебного плана. По данным дисциплинам его, как правило, отличают высокие результаты, наличие дополнительных знаний.

4. Этап интереса к профессии офицера характеризуется устойчивым позитивным отношением к профессии, стремлением к самообразования и самостоятельному профессиональному развитию, выбор сложных задач военно-профессиональной деятельности, профессиональное творчество. Вычислительная техника на данном этапе становится основным средством самообразования профессионала.

Формирование и развитие у курсантов интереса к военнопрофессиональной деятельности выступает необходимым условием их обучения и воспитания. Без его реализации личностно-ориентированное профессиональное военное образование, во-многом, останется декларативным,

а, кроме того, не будет обеспечена необходимая подготовка офицера. Вычислительная техника, при соблюдении дидактических принципов ее применения в образовательном процессе может выступать эффективным средством формирования и развития интереса курсанта к военнопрофессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2008. - 672 с.

2. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 153 с.

3. Иоаниди, А.Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов младших курсов военно-инженерного вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Иоаниди ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2008. - 249 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004 - 304 с.

5. Ланчук, И.А. Внедрение автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов [Текст] / И. А. Ланчук // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 161-164

6. Нагаев, И.Б. Педагогическая технология развития военнопрофессиональной направленности молодежи на этапе выбора военной профессии [Текст] : дис. .канд. пед. наук / И.Б. Нагаев ; Омск. гос. пед. ун-т. -Омск, 2004. - 248 с.

7. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт, 2008. - 1239 с.

8. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - М. : Педагогика, 1981. - 96 с.

Bibliography

1. Vyigotskiy, L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Tekst] / L.S. Vyigotskiy. -M. : AST, 2008. - 672 s.

2. Dodonov, B.I. Emotsiya kak tsennost [Tekst] / B.I. Dodonov. - M. : Politizdat, 1978. - 153 s.

3. Ioanidi, A.F. Razvitie voenno-professionalnoy napravlennosti kursantov mladshih kursov voenno-inzhenernogo vuza [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk / A. F. Ioanidi ; Omsk. gos. ped. un-t. - Omsk, 2008. - 249 s.

4. Klimov, E.A. Psihologiya professionalnogo samoopredeleniya [Tekst] / E.A. Klimov. - M.: Akademiya, 2004 - 304 s.

З. Lanchuk, I.A. Vnedrenie avtomaticheskih obuchayuschih sistem v uchebnyiy protsess voennyih institutov [Tekst] / I. A. Lanchuk // Molodoy uchenyiy.

— 2011. — #10. T.2. — S. 161-164

6. Nagaev, I.B. Pedagogicheskaya tehnologiya razvitiya voenno-professionalnoy napravlennosti molodezhi na etape vyibora voennoy professii [Tekst] : dis. .. .kand. ped. nauk / I.B. Nagaev ; Omsk. gos. ped. un-t. - Omsk, 2004. - 248 s.

7. Ushakov, D.N. Bolshoy tolkovyiy slovar russkogo yazyika [Tekst] / D.N. Ushakov. - M. : Alta-Print, 2008. - 1239 s.

8. Shavir, P.A. Psihologiya professionalnogo samoopredeleniya v ranney yunosti [Tekst] / P.A. Shavir. - M. : Pedagogika, 1981. - 96 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.