Экономика труда
КАРПЕНКО ЕЛЕНА ЗУГУМОВНА
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика труда и управления персоналом» ФГБОУ ВПО
«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»,
e-mail: elena-2167@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ НОВОГО ТИПА
Аннотация. Предмет и цель работы. Цель работы — определение влияния университетов нового типа на формирование и развитие человеческого капитала. Предмет исследования — отношения, определяющие формирование и развитие человеческого капитала в период изменений в высшем образовании, проявляющихся в становлении новых форм образовательных учреждений. Метод и методология проведения работы. Системный анализ проблем трансформации, происходящих в российском высшем образовании, обусловленных потребностями экономики, основанной на знаниях, привели к возникновению университетов нового для России типа. Результаты работы. В результате проведенного исследования выявлено, что формирование и развитие человеческого капитала в университетах нового типа должно осуществляться на основе компетентного подхода к образовательному процессу. Гармоничное развитие общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, создающих общий и специфический человеческий капитал, способствует решению стратегической задачи формирования у граждан компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы при разработке: образовательной, управленческой, научной и предпринимательской политики образовательных учреждений высшего образования, моделей формирования и развития человеческого капитала. Выводы. Появление университетов нового типа является отражением потребностей общества. Реализация новых для университетов функций — процесс закономерный. При этом нельзя забывать, что важнейшей функцией университета любого типа должна оставаться образовательная функция. Недостаточное внимание к ее реализации может нанести непоправимый вред отечественному человеческому капиталу, ухудшив его качество не только в текущем периоде, но и на длительную перспективу. Ключевые слова: человеческий капитал, университет нового типа, предпринимательская деятельность.
KARPENKO ELENA ZUGUMOVNA
Ph. D., associate Professor of Department "labour Economics and personnel management" FSBEI of
HPE "Russian economic University. G. V. Plekhanova",
e-mail: elena-2167@mail.ru
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL: THE ROLE OF UNIVERSITIES OF A NEW TYPE
Abstract. The subject and the goal of the paper. The goal of the paper is determining the impact of Universities of the new type on the formation and development of human capital. The subject of the study are the relations that determine the formation and development of the human capital in the period of changes in the higher education that manifest themselves in the establishment of new forms of educational institutions. The method and methodology of performing the work. A systematic analysis of problems of transformation that is happening in the Russian higher education due to the needs of the economy based on knowledge led to the appearance of Universities of the new type for Russia. The results of the work. As a result of the study performed it has been determined that the formation and development of the human capital in Universities of the new type should be performed on a competency-based approach to the educational process. A harmonious development of general cultural and professional competencies of students creating the common and specific human capital promotes solving the strategic task of forming
competencies for citizens that are necessary for the innovative activity. The area of application of the results. The results acquired may be used when developing an educational, managerial, scientific and entrepreneurial policy of educational institutions of the higher education; models of formation and development of the human capital. The conclusions. The appearance of Universities of the new type is a reflection of the needs of the society. The implementation of the new functions for Universities is a process that is expected to be taking place. At the same time, it should not be forgotten that the most important function of Universities of any type should be the educational function. Insufficient attention to its implementation may cause an irreparable damage to domestic human capital that would have deteriorated its quality not only in the current period, but also for the long-term perspective.
Keywords: Human capital, the University of the new type, entrepreneurial activity
Введение. Знания, экономическая ценность которых в настоящее время превосходит все финансовые активы, определяют направленность общественных трансформаций. Ежегодный оборот наукоемкой продукции на мировом рынке значительно превышает оборот сырья, промышленный капитал уступает первенство капиталу человеческому, который, по оценкам Всемирного банка, составляет более 75 % национального богатства стран Западной Европы и Северной Америки [6, с. 11]. Если раньше в центре внимания экономической науки и практики находились проблемы наиболее эффективного использования имеющегося потенциала человека, то теперь, с признанием человеческого капитала основой развития современных социально-экономических систем, повышается внимание к вопросам его формирования. Решающим инструментом, обеспечивающим приобретение и накопление знаний, умений и навыков, составляющих основу человеческого капитала, является образование. Отмечая особую роль образования в формировании человеческого капитала, Г. Беккер писал: «Экономический рост был исторически связан с расширением системы образования. Он в одно и то же время обеспечивал премию за приобретенные в ходе обучения качества и давал необходимые средства, чтобы оплатить приобретение этих качеств» [15, с. 37].
Методы исследования. За последние десятилетия российская система образования значительно трансформировалась. Переход страны на инновационный социально ориентированный путь развития невозможен без формирования у граждан компетенций, необходимых для инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию и постоянному совершенствованию, стремление к новому;
- способность и готовность к профессиональной мобильности;
- способность к критическому мышлению;
- готовность к риску;
- креативность и предприимчивость;
- умение работать самостоятельно и в команде;
- владение иностранными языками на бытовом и профессиональном уровнях [2; с.57].
Решение этой задачи невыполнимо без глубоких изменений в высшем профессиональном
образовании. Воспроизводство инновационных знаний требует поиска перспективных форм высших учебных заведений, способных обеспечить процесс образования; проведение научных исследований; генерацию бизнес-идей, решающих практические проблемы, сближаясь с реальной экономикой.
Новыми для российской системы образования являются:
- федеральные университеты, создаваемые в «целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» [1, с. 27], которые наряду с образовательной функцией решают геополитические задачи;
- национальные исследовательские университеты, получающие такой статус на конкурсной основе и предназначенные готовить кадры, способные развивать приоритетные научно-технические направления, отраслевые экономики, социальную сферу, внедрять в производство высокие технологии [1, с. 28];
- предпринимательские университеты, статус которых пока не закреплен законодательно,
что вызывает определенные споры по поводу содержания и характера их деятельности.
Парадоксальным является то, что, несмотря на законодательную неопределенность в отношении университетов предпринимательского типа, в сентябре 2011 года образована Ассоциация предпринимательских университетов России (Association of Entrepreneurial Universities of Russia), участниками которой на тот момент стали ведущие технические вузы страны. Позднее ассоциация расширилась, к ней присоединились новые вузы, например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Были проведены конференции предпринимательских университетов России. Но создание ассоциации не продвинуло решение проблем, связанных с отсутствием нормативной базы, определяющей статус, роль, характер деятельности. Не решены и другие задачи, существующие сегодня в отношении университетов предпринимательского типа.
Неоднозначность подходов к определению университетов предпринимательского типа, признаваемых наиболее перспективными в условиях инновационной экономики, характерна и для мирового сообщества в целом.
По мнению Дж. Ропке, например, предпринимательский университет включает в себя такие положения [18, с. 37]:
- позиционирование себя как предпринимательской организации;
- студенты, преподаватели и другие работники университета должны быть предпринимателями;
- результатом взаимодействия университета и окружающей среды должен быть переход к качественно новому состоянию как университета, так и региона.
Трансформация университета в университет предпринимательского типа, считает Б. Кларк, предполагает:
- усиление направляющего ядра (a strengthened steering core);
- расширение периферии развития (an enhanced development periphery);
- диверсификацию базы финансирования (a discretionary funding base);
- стимулирование академического оплота (Stimulated academic heartland);
- формирование предпринимательской культуры (an integrated entrepreneurial culture) [9, с. 21-22].
Определяя концепцию предпринимательского университета, Г. Н. Константинов и С. Р. Филонович утверждают, что такой университет должен сосредотачивать усилия на трех ключевых для него сферах деятельности: генерация знаний, преподавание, внедрение знаний в практику. В каждой из этих сфер деятельности университету предстоит преодолевать ограничения [10, с. 54]:
- непрерывно работая над созданием новых исследовательских методов и изучением новых областей знания или новых проблем в уже известных областях (генерация знаний);
- развивая инновационные методы обучения и преобразуя содержание обучения посредством новейших достижений науки и практики (преподавание);
- выстраивая и развивая взаимодействия с внешней средой (внедрения знаний в практику).
Предпринимательские университеты, по нашему мнению, являясь революционными по
своей сути, расширяют ключевой процесс, выполняя принципиально новую для сферы образования функцию — предпринимательскую. Они помогают преодолеть разрыв в инновационном процессе между созданием нового продукта или процесса и его коммерциализацией. В результате основными видами деятельности университета становятся:
- образовательная (учебная, учебно-методическая, административная, организационная);
- научно-исследовательская;
- предпринимательская.
Если образовательная и научно-исследовательская функции (реализуемые в рамках названных видов деятельности) являются обычными для традиционного классического университета, то предпринимательская — не просто новая, а не всегда выполнимая функция. Важно понимание того, что не все университеты должны и могут иметь предпринимательский характер. Всеобщее стремление к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности может привести к потере российским образованием основного преимущества — фундамен-
тальной подготовки в высшей школе, позволяющей обучающимся приобрести глубокие знания и затем, оказавшись в роли молодого специалиста, легко адаптироваться к новой производственной среде. О качестве отечественного образования говорят, например, высокие показатели цитирования ученых, получивших образование в России в классических университетах и работающих в других странах [12, с. 28]. Кроме того, стремление к коммерциализации может навредить и развитию вузовской науки, если работа научных коллективов будет строиться «под заказ», исключая возможность творческого поиска, результаты которого непредсказуемы, часто непригодны к коммерческому использованию, но чрезвычайно важны для дальнейшего развития науки. Формирование университетов предпринимательского типа должно способствовать увеличению и качественному совершенствованию человеческого капитала, необходимого для развития инновационной экономики, а не разрушать фундамент отечественной системы образования.
Примером разумного сочетания университетов, выполняющих преимущественно образовательную, научную или предпринимательскую функции, может служить кластер Кремниевой долины в США. Основная функция государственного университета в Сан-Франциско — образовательная. Научную функцию наряду с образовательной выполняют многочисленные узкоспециализированные колледжи. Драйвером инновационного развития выступает предпринимательский университет Стэнфорд, регулярно входящий в Топ-10 лучших вузов мира.
Следует отметить, что предпринимательские университеты, функционирующие в разных странах, имеют существенные отличия. Для американских университетов характерна ориентация на активную коммерциализацию результатов деятельности.
Многие европейские университеты считают себя предпринимательскими на основании того, что обучают студентов предпринимательству, вводя для этого специальные курсы.
Результаты. Развитие университетов, трансформируя существующие и создавая новые формы высших учебных заведений, всегда является отражением потребностей общества. В то же время принятие новых форм, встраивание их в сложившуюся систему образования — процесс сложный и длительный.
Период и результат трансформаций не должны исказить основную функцию образования — формирование человеческого капитала, качественно отвечающего текущим потребностям общества и способного обеспечить достижение стратегических целей общественного развития.
Выполнение задачи формирования у граждан компетенций, необходимых для инновационной деятельности (о чем говорилось выше), требует от вузов гармоничного развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, которые формируют общий и специфический человеческий капитал (рис 1.).
Выводы. Общественное эволюционирование невозможно без формирования и совершенствования человеческого капитала, являющегося в условиях становления инновационной экономики главным фактором развития социально-экономических систем.
Основную роль в формировании и развитии человеческого капитала играет образование. Повышение требований к знаниям, умениям и навыкам, обуславливающим качество человеческого капитала, определяет необходимость значительных изменений в системе высшего образования, проявляющихся прежде всего в поиске новых форм учебных заведений, способных активно реагировать на потребности общества.
Сегодня в России наряду с классическими университетами уверенно развиваются университеты нового типа: федеральные, национальные исследовательские и предпринимательские. Каждый тип университета наряду с образовательной и научно-исследовательской функциями выполняет и другие функции, обуславливающие его особенности и определяющие возможности и задачи по формированию человеческого капитала (табл. 1).
Рис. 1. Роль университетов в формировании человеческого капитала*. *Источник: собственная разработка.
Таблица 1
Основные задачи университетов в формировании человеческого капитала*
Тип университета Основные функции Задачи в области формирования человеческого капитала
Классический образовательная научно-исследовательская Формирование человеческого капитала на основе получения глубоких теоретических знаний и участия в фундаментальных исследованиях
Федеральный образовательная научно-исследовательская геополитическая Формирование человеческого капитала региона
Исследовательский образовательная научно-исследовательская инновационная Формирование человеческого капитала для инновационного развития национальной экономики
Предпринимательский образовательная научно-исследовательская предпринимательская Формирование человеческого капитала, приносящего максимальную прибыль
*Источник: собственная разработка.
Полностью соглашаясь с мнением П. Г. Щедровицкого, утверждающего, что сегодняшние университеты — «университеты без стен», опирающиеся в своей работе на сообщество консультирующих профессоров, экспертов в определенной области, активных исследователей, специалистов, имеющих опыт работы, полезный к использованию в деятельности университетов [13], считаем важным отметить, что важнейшей функцией университета любого типа должна оставаться образовательная функция. Недостаточное внимание к реализации этой функции при формировании университетов новых типов может нанести непоправимый вред отечественному человеческому капиталу, ухудшив его качество не только в текущем периоде, но и на длительную перспективу.
Литература
1. Бубнов Г. Г., Малышев Н. Г., Плужник Е. В., Солдаткин В. И. Высшее профессиональное образование в координатах глобализации // Электронный журнал Cloud of Science. — 2013. — № 1. — С. 5-9.
2. Дохолян С. В., Дохолян А. С. Моделирования процессов социально-экономического развития экономических территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — №4. — С. 1-21.
3. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики. — 2007. — № 4. — С. 245-250.
4. Друсь Ю. П., Разумов В. И., Рыженко Л. И. К формированию модели движения человеческого капитала в современном обществе //Вестник УГПТУ-УПИ. — 2010. — № 2. — С.11-23.
5. Ицковиц Г. Волна предпринимательских университетов: от самых истоков к двигателю глобальной экономики //Журнал об инновационной деятельности. — 2014. — № 8 (190). — С. 5-14, 26.
6. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии; под ред. А. Ф. Уварова. — Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та. систем упр. и радиоэлектроники. — 2010. — 238 с.
7. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации: пер. с англ. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. — 2011. — 240 с.
8. Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. — 2007. — № 1. — С. 49-62.
9. Мокроносов А. Г., Долженкова Е. В., Маврина И. Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Экономика образования. — 2011. — № 10. — С. 28-39.
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 2012 г. — № 1. — Ст. 216.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г., № 53 (часть I), ст. 7598.
12. Шишов С. Е. Подготовка высококвалифицированных научных кадров в России и «утечка мозгов» // Вестник Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный Агроинженерный университет имени в. П. Горячкина. — 2010. — № 4. — С. 28-32.
13. Я не хочу быть потерянным поколением (интервью П. Г. Щедровицкого) // Кентавр. — 1994. — № 2. — С. 32-39. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://M>M>w.circleplus.ru/circle/kentavr/n/11/4/, свободный. — Загл. с экрана.
14. Ali Sasani. Investigating the Effect of Human Capital and Social Capital on Innovation Using the Fuzzy AHP Method //New York Science Journal. 2012. No. 5(11).
15. Becker G. S. Human Capital: a theoretical and empirical analysis. N. Y., 1964.
16. Kneller G. F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y.: John Wiley and Sons, 1971.
17. Rockoff Jonah E., Jacob Brian A., Kane Thomas J. and Staiger Douglas O. Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? //Education Finance and Policy. 2011. 6 (1). P. 43-74.
18. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy / J. Ropke // Working Paper, Department of Economics, Philipps-Universitat, Marburg, Germany. 1998.
19. Samer Khasawneh. Human Capital Planning in Higher Education Institutions: A Strategic Human Resource Development Initiative in Jordan // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25 Iss: 6. Р. 534-544.
20. Schuller T. Social and human capital: the search for appropriate technometholo-gy Text / T. Schuller // Policy Studies. 2000. No. 21 (1). P. 25-35.
21. Zhou Ch. The entrepreneurial university in China: nonlinear paths / Ch. Zhou, Xu-mei Peng // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35, Is. 9. P. 637-646.
References:
1. Ali Sasani. Investigating the Effect of Human Capital and Social Capital on Innovation Using the Fuzzy AHP Method //New York Science Journal. 2012. No. 5(11).
2. Becker G.S. Human Capital: a theoretical and empirical analysis. N.Y., 1964.
3. Bubnov G. G., Malyshev N. G., Pluzhnik E. V., Soldatkin V. I. Higher vocational education in the globalization coordinates //Electronic Cloud of Science magazine. 2013. No. 1. P. 5-9.
4. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational direction of transformation: first. from
English. M.: Publishing. State House. Unt - Higher School of Economics, 2011. 240 p.
5. Dokholyan S. V. Petrosyants V. Z. Criteria and factors of economic growth in the region // Problems of modern economy. 2007. No. 4. P. 245-250.
6. Dokholyan S. V., Dokholyan A. S. Modeling of processes of social and economic development of economic areas // Regional problems of economic transformation. 2011. No. 4. P. 1-21.
7. Drus Y. P., Razumov V. I., Rizhenko L. I. By the formation of human capital flow patterns in modern society //Herald UGPT-UPI. 2010. No. 2. P. 11-23.
8. Etzkowitz G. Triple Helix. Universities - Enterprises - state. Innovation in action; ed. AF Uvarov. Tomsk: Publishing house of Tomsk. state. Univ. Ex systems. and Radio Electronics, 2010. 238 p.
9. Etzkowitz G. Wave Entrepreneurial Universities: from the very beginning to the engine of the global economy // Journal of innovation. 2014. No. 8 (190). P. 5-14, 26.
10. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FL «Education act in the Russian Federation» Collection of Laws of the Russian Federation of December 31, 2012. No. 53 (Part I) Art. 7598.
11. I do not want to be a lost generation (interview P.G.Schedrovitskogo) // Kentavr. 1994. No. 2. S. 32-39. [An electronic resource]. Access mode: http://www.circleplus.ru/circle/kentavr/n/11/4/, free. Heading from the screen.
12. Kneller G. F. Introduction to the Philosophy of Education. N.Y.: John Wiley and Sons, 1971.
13. Konstantinov G. N., Filonovich S. R. What is the entrepreneurial university //Education Matters. 2007. No. 1. P. 49-62.
14. Mokronosov A. G., Dolzhenkova E. V. Mavrina I.N. Entrepreneurship as a vector of strategic development of university education // Economy. 2011. No. 10. P. 28-39.
15. Rockoff Jonah E., Jacob Brian A., Kane Thomas J., and Staiger Douglas O. Can You Recognize an Effective Teacher When You Recruit One? //Education Finance and Policy. 2011. 6 (1). P. 43-74.
16. Ropke J. The Entrepreneurial University: Innovation, academic knowledge creation and regional development in a globalized economy / J. Ropke // Working Paper, Department of Economics, Philipps-Universitat, Marburg, Germany.1998.
17. Samer Khasawneh. Human Capital Planning in Higher Education Institutions: A Strategic Human Resource Development Initiative in Jordan // International Journal of Educational Management. 2011. Vol. 25 Iss: 6. P. 534-544.
18. Schuller T. Social and human capital: the search for appropriate technometholo-gy Text / T. Schuller // Policy Studies. 2000. No. 21 (1). P. 25-35.
19. Shishov S. E. Training of highly qualified scientific personnel in Russia and «brain drain» // The Bulletin of the Federal State Institution of Higher Education professionalnogo Moscow State University Agroengineering named of V. P. Goryachkina. 2010. No. 4. P. 28-32.
20. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period til 2020 // Collection of Laws of the Russian Federation of January 2, 2012. No. 1. St. 216.
21. Zhou Ch. The entrepreneurial university in China: nonlinear paths / Ch. Zhou, Xu-mei Peng // Science and Public Policy. 2008. Vol. 35. Is. 9. P. 637-646.