Экономика и управление народным хозяйством IIТТТГ1 Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2
Economies and national economy management Actual Problems of Economies and Law, 2016, vol. 10, No. 2
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УДК 338.24:658.15 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.2.113-123
Как цитировать статью: Никифорова Е. В. Формирование и раскрытие информации об устойчивом развитии компании // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 113-123.
Е. В. НИКИФОРОВА1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ
Цель: доказательство необходимости своевременного раскрытия информации об устойчивом развитии компании на современном этапе для оценки стейкхолдерами результатов ее деятельности.
Методы: монографический, анализа и синтеза, сравнения, группировки, детализации и обобщения, исторического и логического анализа.
Результаты: рассмотрены аспекты показателей отчетности; основные международные и национальные документы, регулирующие аспекты отражения информации компании об устойчивом развитии; принципы формирования отчетности; описаны этапы подготовки отчетности об устойчивом развитии компании.
По мнению автора, компании должны включить в отчеты информацию по следующим показателям: показатели, контролируемые компанией, должны быть представлены в показателях результативности деятельности; показатели с большей долей влияния компании должны коррелироваться со сведениями о подходах в области ее системы управления; в границы, охваченные материалом описательного характера, должны быть включены показатели, не находящиеся под контролем или существенным влиянием компании, но которые могут быть связаны ключевыми проблемами для него в силу значимости воздействия этих единиц. Отчет должен охватывать все организационные единицы в рамках границ отчета.
Показатели экономической результативности при анализе устойчивого развития компании имеют отличия от традиционных финансовых коэффициентов, рассчитываемых на базе его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основная цель разработки и анализа показателей экономической результативности - отражение воздействия компании на интересы стейкхолдеров, прямо или косвенно взаимодействующих с ней.
Научная новизна: расширение концептуальных подходов к формированию и представлению отчетности об устойчивом развитии компании стейкхолдерам.
Практическая значимость: позволяет предоставить более полную, сбалансированную и достоверную информацию о деятельности компании стейкхолдерам, что формирует ее деловую репутацию.
Ключевые слова: экономика и управление народным хозяйством; компания; информация; устойчивое развитие; стейкхолдеры; показатели отчетности; ресурсы; эффективность использования
Введение возможен без формирования информации о деятель-
Современные компании заинтересованы в соз- ности компаний в области устойчивого развития. дании новых моделей производства продукции, Устойчивое развитие компаний - долгосрочная
основанных на повышении энергоэффективности стратегия их деятельности с целью обеспечения роста
производства и производительности труда работ- стоимости бизнеса, основанная на их эффективном
ников компании, без дополнительной нагрузки на взаимодействии со стейкхолдерами при соблюдении
природные ресурсы и климатическую систему нашей требований экономико-социальной и экологической
планеты. Российской экономике необходим уход от ответственности бизнеса. Обеспечение устойчивого
сырьевой модели и переход к «экономике знаний», развития компании находит свое отражение в дости-
основанной на политике радикального повышения жении системы экономических, социальных и эколо-
энергоэффективности, сочетающей экологический гических целей [1].
эффект и сокращение дифференциации в развитии При реализации компанией модели устойчивого
регионов России. Переход к «экономике знаний» не- развития прибыль является не конечной ее целью,
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
а средством достижения цели непрерывности деятельности и устойчивого развития. Показатели отчетности в части устойчивого развития компании представляются в разрезе трех аспектов:
- экономического, состоящего из финансовых и нефинансовых показателей компании, таких как добавленная стоимость, размеры инвестиций в интеллектуальный капитал, наличие необходимого производственно-технологического и организационного потенциала для удовлетворения запросов стейкхол-деров, эффективная маркетинговая политика, рациональное использование ресурсов, инновационная активность, вклад компании в развитие национальной экономики, эффективность взаимодействия со стейк-холдерами и т. п.;
- социального - содержит индикаторы о вкладе компании в охрану труда, здоровья сотрудников, физкультурно-оздоровительные и социальные программы помощи населению, в которых приняла участие компания, доказательство соблюдения ею прав человека. К основным параметрам компании в части социальной ответственности можно отнести: стабильную выплату заработной платы; правила управления персоналом, корпоративный кодекс; отношения компании с населением территории присутствия; дополнительные виды страхования сотрудников; использование обучающих программ, подготовки и повышения квалификации в развитии человеческих ресурсов; материальная помощь; социальные инвестиции в программы территорий присутствия компании; поддержание социального благополучия, безопасности и устойчивости территорий присутствия;
- экологического, нацеленного на защиту окружающей среды и относящегося к применяемым компанией технологиям для поддержания экологического баланса. В этом аспекте основными параметрами являются: показатели, характеризующие деятельность компании в части защиты и восстановления окружающей среды (включая снижение вредных выбросов в атмосферу); снижение потребления энергии, водных и прочих биоресурсов; объемы переработки и повторного использования материалов и ресурсов; комплексное развитие территории посредством рационального потребления и восстановления природного баланса флоры и фауны; оценка объема невосстановимых ресурсов; описание управленческих решений менеджмента компании, влияющих на окружающую среду,
и предложение мер по нивелированию негативных последствий воздействия на окружающую среду.
Успешное развитие компании будет достигнуто при балансе трех взаимообозначенных аспектов. Принятие решений о раскрытии компанией информации о деятельности в области устойчивого развития является достаточно сложным процессом. В компании должна действовать система, поддерживающая реализацию программы устойчивого развития, обязательно включающая такие элементы, как контроль, оценка результатов, система мотивации, побуждающая сотрудников компании на достижение стратегических целей.
При разработке отчетности по устойчивому развитию компании составителям необходимо помнить о том, что форма, сроки, объем и степень детализации, а также показатели, определения, системы сбора данных полностью зависят от поставщика данной информации [1]. Тем не менее этот документ должен быть структурирован следующим образом: определение содержания отчета; обеспечение его качества; раскрытие его элементов, определений и показателей; использование модели отчета, ориентированного на устойчивое развитие хозяйствующего субъекта.
Отчетность об устойчивом развитии компании должна включать общие и специфичные для отрасли, в которой работает компания, материалы о результатах деятельности.
Рассмотрим основные международные и национальные документы, регулирующие аспекты отражения информации компании об устойчивом развитии. В целом управление устойчивым развитием осуществляется посредством: декларации (Глобальный договор ООН, Социальная Хартия российского бизнеса); международных стандартов и руководств (ISO 26000, GRI, AA1000SES, AA1000AS, SA8000); национальных стандартов и руководств, соответствующих международным (аналоги) [2, 3]1.
Компания, опирающаяся на вышеперечисленные стандарты, может выстроить систему эффективного управления ее деятельностью в области устойчивого развития.
1 ГОСТ Р 54598.1-2011 «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития». М.: Стандарт-информ, 2012.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
В России национальным стандартом в области ответственного поведения компании в части устойчивого развития выступает «Социальная хартия российского бизнеса», опубликованная Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в 2005 г. Социальная хартия - это свод принципов ответственной деловой практики2.
Компании могут использовать содержание Социальной хартии для формулирования собственной миссии, ценностей, постановки управленческих целей, направленных на достижение сбалансированного устойчивого развития. Одновременно хартия выступает в роли методологического инструмента, очерчивающего общие границы и направления ответственности компании, что повышает сравнимость действий разнородных компаний.
Отчетность об устойчивом развитии компаний способствует реализации их стратегий, являясь инструментом оценки результатов деятельности компаний, сочетая интересы стейкхолдеров.
При использовании компанией «Руководства по отчетности в области устойчивого развития» (далее -GRI), а также других элементов GRI в отчетности об устойчивом развитии компании необходимо сообщить об этом Глобальной инициативе по отчетности после опубликования документа следующими способами: отправить его на бумажном или электронном носителе в адрес GRI; зарегистрировать в базе отчетов GRI; обратиться в GRI о проверке самодекларации уровня применяемости «Руководства по отчетности области устойчивого развития».
Построение отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта основывается на использовании ряда принципов. Принципы GRI рассматривают процесс подготовки отчетности об устойчивом развитии компании как «инструмент для преобразований» -живой инструмент и процесс, не ограничивающийся публикацией отчетности, а являющийся неотъемлемой частью более крупного процесса разработки стратегии компании, реализацией планов действий и оценки полученных результатов, служащий инструментом взаимодействия со стейкхолдерами и способ-
2 Официальный сайт Союза промышленников и предпринимателей. URL: http://www.rspp.ru/simplepage// (дата обращения: 19.03.2016).
ствующий проведению полезных преобразований в организационных процессах компании3.
GRI классифицирует принципы формирования отчетности об устойчивом развитии компании на две группы: принципы для определения тем и показателей для включения в отчет об устойчивом развитии компании; принципы для обеспечения качества и адекватного представления информации, включенной в данный документ.
Содержание отчетности об устойчивом развитии компании также формируется ее принципами и критериями, позволяющими протестировать информацию, подлежащую включению в нее как необходимую для раскрытия в соответствии с запросами пользователей.
Принципы:
А. Прописанные в GRI [4]
А1. Принципы для определения содержания отчета
- Существенности - раскрытие данных, адекватных основным целям финансово-хозяйственной деятельности компании, с отражением существенного воздействия на экономику, экологию и общество и баланса доходообразующей базы компании по реализации принципа непрерывности деятельности.
- Охват интересов стейкхолдеров компании, подготовка отчета об устойчивом развитии с выявлением интересов стейкхолдеров и пояснением в нем их разумных ожиданий и выгоды. Интересы стейкхолдеров являются основными для составителей отчетности об устойчивом развитии компании при определении границ такого отчета. Составителям документа следует соблюдать баланс этих интересов. Постоянное изучение запросов стейкхолдеров со стороны поставщиков информации будет повышать полезность отчетности об устойчивом развитии компании, укрепляя доверие между составителями отчета и стейкхолдерами.
- Устойчивого развития - отчет должен раскрывать результаты деятельности компании по сбалансированности доходообразующей базы и отражению существенного воздействия на экономику, экологию и общество.
3 GRI Sustainability Reporting Guidelines // Global Reporting Initiative. URL: https://www.globalreporting.org// (дата обращения: 19.03.2016).
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
— Полноты - охват существенных тем, показателей и границ отчетности об устойчивом развитии компании с отражением существенного воздействия на экономику, окружающую среду и общество, позволяющих стейкхолдерам оценить результаты ее деятельности за отчетный период.
А2. Принципы для обеспечения качества отчета
— Сбалансированности - отчет об устойчивом развитии компании должен содержать как положительные, так и отрицательные аспекты деятельности компании, способствуя обоснованной оценке общей результативности ее деятельности, формированию объективной информации о результатах деятельности компании.
— Сопоставимости - данные о деятельности компании должны быть сопоставимы с аналогичной информацией предшествующих периодов и с данными о деятельности других компаний.
— Точности - отражение в отчетности об устойчивом развитии компании тех явлений, для описания которых она предназначена, для того чтобы стейк-холдеры могли оценить результаты деятельности компании, подготовившей отчет.
— Своевременности (уместности - возможности использования информации для принятия решения определяющего характера) - доступ к информации при возникновении потребности у стейкхолдера.
—Надежности - таковой может считаться информация, отражающая объективно и достоверно жизнеспособность компании. Все данные должны быть документированы и проанализированы, обеспечивая качество и существенность информации.
Б. Дополнительные принципы, предлагаемые для более полного удовлетворения запросов стейкхолдеров.
— Прогнозная ценность - заключается в возможности получения информации о жизнеспособности компании в длительном периоде.
— Обратная связь - помогает подтвердить или откорректировать ранее принятое решение ее пользователями.
— Ясность - представление информации в отчетности об устойчивом развитии компании в формате, понятном и доступном для стейкхолдеров. Отчет об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта раскрывает информацию так, чтобы она была понятна, доступна и практически полезна различным стейкхол-
дерам хозяйствующего субъекта, позволяя им найти важную информацию, формирующую представление об устойчивом развитии компании без чрезмерных усилий и с умеренными данными.
— Преобладание содержания над формой - операции и события, раскрываемые в отчетности об устойчивом развитии компании, рассматриваются либо с точки зрения юридической формы, либо с экономической стороны существа явления.
— Нейтральность - отсутствие акцента на удовлетворении запросов одной группы стейкхолдеров в ущерб другой.
— Осмотрительность - проявление осмотрительности при отражении событий, произошедших в прошлом, влияющих на оценки этих событий в будущем.
—Понятность - информация, содержащаяся в документе, должна быть легко интерпретируема, чтобы стейкхолдеры могли понимать ее суть [5, 6].
Формат предоставления отчетности об устойчивом развитии заинтересованным пользователям определяется непосредственно компанией. Возможны следующие варианты: отдельная публикация (в сети Интернет, на бумажном носителе, в виде брошюры и т. п.); публикация в годовых (финансовых) отчетах.
Компаниям также следует определить цикличность выпуска отчетности об устойчивом развитии: ежегодный цикл; раз в два года; регулярное обновление информации между выпусками консолидированных отчетов о результатах деятельности компании [7, 8].
Иерархия принципов формирования отчетности об устойчивом развитии компании представлена на рисунке.
Как следует из Руководства глобальной инициативы по отчетности, при подготовке нового отчета компания может определить информацию, которая не изменилась по сравнению с предыдущим отчетом (например, текст политики, которая не была изменена), и обновлять только темы и показатели, которые изменились4. Однако компаниям необходимо опираться на принципы полноты и понятности в части формирования отчетности об устойчивом развитии и предоставления ее стейкхолдерам. Поэтому полагаем, что не всегда приемлемо обновление только тех
4 Официальный сайт Глобальной инициативы по отчетности (Global Reporting Initiative). URL: https://www.globalreporting. org// (дата обращения: 12.03.2016).
ISSN 1993-047Х (Print) I ISSN 2410-0390 (Online)
I уровень - требования GRI (The Global Reporting Initiative, Руководство глобальной инициативы по отчетности) / I level - GRI requirements (The Global Reporting Initiative)
л H
о о
О ¡3
s i
и ^
Я о
«
es К
со О
¡5
о Л
С
m О Й №
о ^
См
3 8
« „о
S ъ
й W
н и
CS
SX ^
ю О
CS Ö
о й о t*
«
2 id & "
мОЙ
и-^ g й
ей о,о
CS «
CS
ч
ID «
о S
й w g*
N >
гр и
CD
« Рн
О ,-й й -Я
cS
* -Î3 s ^
о 8 § Л .13
! е
е о
S гл
ра
о м
s
о
CD
й
о
Л СЛ <и ■Й
См CD
Л
H о о &
Я S
§
о
с
Рис. Иерархия принципов формирования отчетности об устойчивом развитии компании
* Источник: составлено автором на основе [7].
Fig. Hierarchy of the principles of forming a report on the sustainable development of a company
* Source: compiled by the author basing on [7].
тем и показателей, которые претерпели изменение. Необходимо отражение информации в документе таким образом, чтобы стейкхолдеры могли найти ответы на все интересующие их вопросы.
В Руководстве глобальной инициативы по отчетности в части определения границ отчетности
об устойчивом развитии значится, что она должна включать:
- все организационные единицы, создающие существенное воздействие на устойчивое развитие (фактическое или потенциальное), и/или все единицы, находящиеся под контролем или существенным
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
влиянием компании, готовящей отчет, в отношении финансовых и операционных политик и практик;
- информацию по этим единицам, включенную в отчет с использованием показателей результативности деятельности, показателей результативности менеджмента или материалы описательного характера5.
Компания должна включить в свой отчет информацию по нижеперечисленным показателям следующими способами:
- показатели, контролируемые компанией, должны быть представлены в показателях результативности деятельности;
- показатели с большей долей влияния компании должны коррелироваться со сведениями о подходах в области ее системы управления;
- в границы, охваченные материалом описательного характера, должны быть включены показатели, не находящиеся под контролем или существенным влиянием компании, но которые могут быть связаны с ключевыми проблемами для нее в силу значимости воздействия этих единиц;
- документ должен охватывать все организационные единицы в рамках границ отчета.
В ходе процесса подготовки отчета компания может отказаться от сбора определенных данных относительно конкретной единицы или группы на основании соображений эффективности при условии, что такое решение не приведет к существенному изменению итоговых результатов элемента отчетности и показателя6.
Исходя из вышеизложенного, предложим этапы подготовки отчетности об устойчивом развитии компании.
Этап 1. Определить круг стейкхолдеров, их запросы. Вопросы, раскрываемые на этом этапе: перечень стейкхолдеров; их интересы; чьи интересы они выражают; насколько влиятельным представителем заинтересованной стороны является стейкхолдер; в чем именно заключается его влияние (область, направление, существенность влияния); сформулировать их потребности, области пересечения их интересов. Основными стейкхолдерами (потенциальными выгодополучате-лями от деятельности) любой компании являются:
5 GRI Sustainability Reporting Guidelines // Global Reporting Initiative. URL: https://www.globalreporting.org// (дата обращения: 12.03.2016).
6 Там же.
собственники и инвесторы, покупатели и поставщики, служащие компании, местное сообщество, государство.
Эффективное взаимодействие компании со стейкхолдерами будет способствовать обеспечению условий долгосрочного и устойчивого ее развития. Определение круга стейкхолдеров и их запросов обуславливает отбор ключевых из них, разработку мероприятий взаимодействия с ними и показателей для оценки эффективности такого взаимодействия.
Разработка мероприятий взаимодействия со стейкхолдерами позволит компании достичь уровня устойчивого развития, от которого выигрывают все: и хозяйствующий субъект, и его стейкхолдеры, и общество.
Этап 2. Определить содержание отчета об устойчивом развитии компании исходя из запросов стейк-холдеров. Содержание документа всецело зависит от тем, которые намерена раскрывать компания, и набора показателей, раскрывающих эти темы. Выбор показателей строится с использованием принципов существенности, охвата заинтересованных сторон и устойчивого развития. Темы и используемые показатели тестируются на соответствие критериям, приведенным для каждого принципа. После тестирования принимается окончательное решение по включению этих тем и показателей в документ.
В отчетности об устойчивом развитии компании необходимо:
- дать определения основных содержащихся терминологических единиц, чтобы она была понятной стейкхолдерам;
- определить принципы, на которых она будет строиться (за основу можно взять принципы GRI);
- определить границы охвата отчетности с указанием четких причин таких границ, а также вопросы, подлежащие раскрытию в ней. Вопросы должны быть нацелены на освещение наиболее существенных сторон деятельности компании (экономический, социальный и экологический), оказывающих влияние на оценки и решения стейкхолдеров.
Разработка стратегии предполагает определение долгосрочных целей и задач, которые необходимо решить компании для достижения устойчивого развития бизнеса. Необходимость выделения устойчивого развития компании в ее комплексную долгосрочную стратегию продиктована тем, что решения, связанные с обеспечением устойчивого развития: влияют
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
на всю цепочку создания стоимости компании, начиная с разработки и производства продукции и заканчивая развитием клиентской базы; носят сложный комплексный, зачастую противоречивый характер, включая конфликты интересов отдельных групп и финансовых и нефинансовых целей компании, затрагивают взаимодействие с широким кругом заинтересованных лиц, влияние которых на долгосрочную устойчивость компании может быть существенным; принимаются в условиях неопределенности, которую формируют такие факторы, как изменение климата, геополитические события, меняющееся законодательство, интересы работников, потребителей и других стейкхолдеров.
Этап 3. Выбрать формат предоставления отчетности об устойчивом развитии компании. Выделить показатели, раскрываемые в ней, которые могут интересовать стейкхолдеров: экономические, социальные, экологические. Ранее перечислены группы таких показателей, сейчас же обратимся к рассмотрению показателей эффективности деятельности компании.
Итак, отчетность об устойчивом развитии компании должна представлять стейкхолдерам информацию по следующим показателям эффективности деятельности:
- результативности, отражающей достижение определенных целей и задач в области устойчивого развития компании;
- эффективности бизнес-модели ресурсов, бизнес-процессов и результатов;
- проектно-портфельный подход к реализации стратегии устойчивого развития, ориентированный на мониторинг и разработку самой стратегии устойчивого развития;
- показатели, используемые для определения эффективности взаимодействия компании со стейк-холдерами.
Выбранные показатели эффективности в области устойчивого развития компании должны способствовать: определению области, где улучшения являются наиболее целесообразными с точки зрения устойчивого развития; установлению параметров достижения цели и задач; оценке соблюдения правовых норм; характеристике эффективности предпринятых мер, то есть оценке достигнутого прогресса в области устойчивого развития; выявлению соответствия требованиям ключевых стейкхолдеров.
Показатели в отчетности об устойчивом развитии компании подразделяются на основные и дополнительные.
Основные показатели - общепринятые для компаний. В данную группу включаются показатели отраслевой направленности. Чтобы обеспечить высокую аналитичность отраженных в отчетности об устойчивом развитии компании показателей, следует придерживаться ряда требований к такой отчетности: сопоставимость/измеримость (показатели должны способствовать определению изменения производительности, контролю за изменениями, происходящими в компании); использование для принятия управленческих решений менеджментом компании; целостность - охват всех аспектов устойчивого развития компании; понятность - должны быть четкими, избегающими неоднозначной их оценки; эффективность - затраты на расчет, интерпретацию и отражение показателей должны приносить компании выгоду.
Показатели экономической результативности при анализе устойчивого развития компании имеют отличия от традиционных финансовых коэффициентов, рассчитываемых на базе его бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основная цель разработки и анализа показателей экономической результативности состоит в том, чтобы отразить воздействие компании на интересы стейкхолдеров, прямо или косвенно взаимодействующих с компанией.
Этап 4. Обеспечение качества отчета. Качество отчетности об устойчивом развитии компании формируется посредством: полноты раскрытия информации; ее сбалансированности; своевременности ее раскрытия; достоверности информации; ее понятности и сопоставимости.
Документ должен содержать полную информацию, позволяющую стейкхолдерам оценить результаты деятельности компании в достаточном объеме.
В свою очередь, деятельность крупных промышленных предприятий невозможна без привлечения дополнительных средств от инвесторов, которые преследуют одну лишь цель - сохранить и приумножить временно свободный капитал [9-14].
В отчетности должны отражаться как положительные результаты деятельности компании, так и отрицательные. Такой сбалансированный подход будет позволять компании предоставлять стейкхолдерам объективную информацию.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Своевременность раскрытия информации означает, что она должна предоставляться периодически на регулярной основе, чтобы стейкхолдеры имели разумные рамки временной доступности отчетности для ее изучения.
Достоверность отчетности - она должна быть точной, надежной, для того чтобы стейкхолдеры могли оценить результаты деятельности компании и принять обоснованные решения.
Информация должна быть понятной для различных стейкхолдеров, не обладающих специальными знаниями по прочтению подобных документов.
Сопоставимость информации в отчетности об устойчивом развитии компании заключается в возможности анализа стейкхолдерами различных временных периодов деятельности компании.
В современных экономических условиях с целью практической реализации методики, соприкосновения ее теоретической и практической плоскостей необходимо формирование адекватной системы информационного и аналитического обеспечения [15-20].
Раскрытие информации в отчетности об устойчивом развитии компании через нефинансовые (социальные) отчеты, карты стейкхолдеров позволит компании предоставить данные не о том, сколько и каких хороших дел делается, а о том, каких изменений удалось достичь в результате этих хороших дел. И, таким образом, отчетность об устойчивом развитии компании позволит стейкхолдерам оценить эффективность деятельности компании, исходя из их информационных запросов [21].
Выводы
В данной статье предложен авторский подход к формированию принципов отчетности об устойчивом развитии компании. Помимо предлагаемых «Руководством по отчетности в области устойчивого развития» принципов, предложены дополнительные принципы, влияющие на качество подготовки и предоставления информации в отчетности об устойчивом развитии компании стейкхолдерам, такие как прогнозная ценность, обратная связь, ясность, преобладание содержания над формой, нейтральность, осмотрительность, понятность. Предложены четыре этапа подготовки и представления отчетности об устойчивом развитии компании стейкхолдерам. Обоснована необходимость такой отчетности для развития в стране «экономики знаний».
Список литературы
1. Никифорова Е. В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 4. С. 75-78.
2. Ефимова О. В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. C. 36-47.
3. Ефимова О. В. Разработка аналитического обеспечения стратегии устойчивого развития коммерческих организаций // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 303-308.
4. Никифорова Е. В., Шнайдер О. В. Отчетность об устойчивом развитии экономического субъекта: принципы, этапы подготовки // Вопросы региональной экономики. 2015. № 4 (25). С. 161-166.
5. Nikiforova E. V. Paradigm of Public Reporting of Economic Entities // World Applied Sciences Journal. 2014. No. 29 (5). Pp. 667.
6. Никифорова Е. В. Содержание публичной отчетности в инновационной экономике // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 3 (27). C. 141-144.
7. Информационно-аналитическое обеспечение устойчивого развития экономических субъектов / В. И. Бариленко, О. В. Ефимова, Г. В. Сергеева, Е. В. Никифорова и др.; под ред. проф. О. В. Ефимовой. М.: Русайнс, 2015. 160 с.
8. Информационно-аналитическое обеспечение механизма устойчивого развития экономических субъектов / В. И. Бариленко, О. В. Ефимова, Г. В. Сергеева, Е. В. Никифорова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 2. С. 128-135.
9. Ефимова О. В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 45 (348). С. 41-51.
10. Шнайдер В. В. Особенности механизма формирования инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 38-40.
11. Шнайдер В. В., Атаулов Р. Р. К актуальным вопросам инвестиционной привлекательности коммерческой организации в современных условиях ведения бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 79-83.
12. Шнайдер В. В. Инвестиционная привлекательность как определенная совокупность факторов и характеристик // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 90-94.
13. Рехтета А. Н. Экономическое обоснование инвестиционной политики региона // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 79-83.
14. Шнайдер В. В., Атаулов Р. Р. Влияние инвестиций на экономическое развитие хозяйствующего субъекта // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 41-44.
15. Фирсов Ю. И. Маркетинговый подход к экономическому и социальному развитию территории, привлекатель-
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
ной для инвестора // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 3 (29). С. 69-72.
16. Шнайдер О. В. Аналитическая диагностика экономического потенциала финансового состояния дилерских организаций автопрома: дис. ... канд. экон. наук. Тольятти: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. С. 12-17.
17. Никифорова Е. В., Шнайдер О. В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 20-22.
18. Шумилова И. В., Шнайдер О. В. Учетно-анали-тическое обеспечение управления финансовой устойчивости предприятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 104-106.
19. Никифорова Е. В. Методика формирования экономического потенциала субъекта хозяйствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 28-30.
20. Никифорова Е. В. Информационное обеспечение аналитического обоснования программ модернизации производственного капитала предприятий реального сектора экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 72-74.
21. Никифорова Е. В. К вопросу о подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта // Международный финансово-экономический форум «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности». М.: Финансовый университет, 2014. С. 205-214.
Дата поступления 28.03.16 Дата принятия в печать 29.04.16
© Никифорова Е. В., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом до ступе и распро страняется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.
Информация об авторе
Никифорова Елена Владимировна, доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ
Адрес: 125993, Москва, ул. Кибальчича, 1, тел.: +7 (499) 270-22-91
E-mail: EVNikiforova@fa.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9503-6716
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/F-5556-2016
E. V. NIKIFOROVA1
1 Financial University at the Russian Government, Moscow, Russia
FORMATION AND DISCLOSURE THE INFORMATION ON THE COMPANY'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Objective: to prove the necessity of timely disclosure of information on corporate sustainability at the present stage of society development for evaluation of the results of its functioning by stakeholders.
Methods: monographic, analysis and synthesis, comparison, grouping, detailization and summarizing, historical and logical analysis. Results: the aspects of performance reporting are studied; the basic international and national documents regulating the aspects of reporting information on the sustainable development the company are viewed; principles of reporting are listed; stages of reporting on the company sustainable development are described.
According to the authors, the company reports must include information on the following indicators: indicators controlled by the company should be reflected in the performance indicators; indicators with a larger share of the company's influence should correlate with information about the approaches to its management; the descriptive material should include the indicators which are not under the control or significant influence of the company, but which may be associated with key issues due to the significance of the impact of these units. The report should cover all institutional units.
Indicators of economic efficiency in the analysis of sustainable development differ from traditional financial ratios, calculated on the basis of its accounting (financial) reports. The main purpose of the development and analysis of indicators of economic performance is to reflect the company's direct or indirect impact on stakeholder interests.
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
Scientific novelty: extension of conceptual approaches to the formation of and reporting on the company's sustainable development to the stakeholders.
Practical significance: provides a more complete, balanced and accurate information about the company's activities to stakeholders, that builds its business reputation.
Keywords: Economy and national economy management; Company; Information; Sustainable development; Stakeholders; Report indicators; Resources; Efficiency of implementation
References
1. Nikiforova, E. V. Metodicheskie podkhody k podgotovke otchetnosti ob ustoichivom razvitii khozyaistvuyushchego sub"ekta (Methodological approaches to reporting on the sustainable development of an economic subject), Uchet. Analiz. Audit, 2015, No. 4, pp. 75-78 (in Russ.).
2. Efimova, O. V. Otchet ob ustoichivom razvitii kak novaya forma korporativnoi otchetnosti kompanii (Report on the sustainable development as a new form of corporate reporting of a company), Auditorskie vedomosti, 2014, No. 8, pp. 36-47 (in Russ.).
3. Efimova, O. V. Razrabotka analiticheskogo obespecheniya strategii ustoichivogo razvitiya kommercheskikh organizatsii (Elaboration of analytical provision of the strategy of sustainable development of commercial organizations), Audit i finansovyi analiz, 2014, No. 3, pp. 303-308 (in Russ.).
4. Nikiforova, E. V., Shnaider, O. V. Otchetnost' ob ustoichivom razvitii ekonomicheskogo sub"ekta: printsipy, etapy podgotovki (Reporting on the sustainable development of an economic subject: principles, stages of preparation), Voprosy regional'noi ekonomiki, 2015, No. 4 (25), pp. 161-166 (in Russ.).
5. Nikiforova, E. V. Paradigm of Public Reporting of Economic Entities, WorldAppliedSciences Journal, 2014, No. 29 (5), pp. 667.
6. Nikiforova, E. V. Soderzhanie publichnoi otchetnosti v innovatsionnoi ekonomike (Content of public accounting in innovative economy), Ekonomika i upravlenie: problemy i resheniya, 2014, No. 3 (27), pp. 141-144 (in Russ.).
7. Barilenko, V. I., Efimova, O. V., Sergeeva, G. V., Nikiforova, E. V. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie ustoichivogo razvitiya ekonomicheskikh sub"ektov (Information-analytical provision of sustainable development of economic subjects), Moscow: Rusains, 2015, 160 p. (in Russ.).
8. Barilenko, V. I., Efimova, O. V., Sergeeva, G. V., Nikiforova, E. V. Informatsionno-analiticheskoe obespechenie mekhanizma ustoichivogo razvitiya ekonomicheskikh sub"ektov (Information-analytical provision of mechanism of sustainable development of economic subjects), RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya, 2015, No. 2, pp. 128-135 (in Russ.).
9. Efimova, O. V. Analiz ustoichivogo razvitiya kompanii: steikkholderskii podkhod (Analysis of sustainable development of a company: stakeholder approach), Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika, 2013, No. 45 (348), pp. 41-51 (in Russ.).
10. Shnaider, V. V. Osobennosti mekhanizma formirovaniya investitsionnoi privlekatel'nosti khozyaistvuyushchego sub"ekta (Features of a mechanism of forming the investment attraction of an economic subject), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2013, No. 4, pp. 38-40 (in Russ.).
11. Shnaider, V. V., Ataulov, R. R. K aktual'nym voprosam investitsionnoi privlekatel'nosti kommercheskoi organizatsii v sovremennykh usloviyakh vedeniya biznesa (On the topical issues of investment attraction of a commercial organization under the modern business conditions), VestnikNGIEI, 2015, No. 1 (44), pp. 79-83 (in Russ.).
12. Shnaider, V. V. Investitsionnaya privlekatel'nost' kak opredelennaya sovokupnost' faktorov i kharakteristik (Investment attraction as a particular complex of factors and their characteristics), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2015, No. 3 (12), pp. 90-94 (in Russ.).
13. Rekhteta, A. N. Ekonomicheskoe obosnovanie investitsionnoi politiki regiona (Economic grounding of the investment policy of a region), Karel'skii nauchnyi zhurnal, 2015, No. 3 (12), pp. 79-83 (in Russ.).
14. Shnaider, V. V., Ataulov, R. R. Vliyanie investitsii na ekonomicheskoe razvitie khozyaistvuyushchego sub"ekta (Influence of investmnton the economic development of an economic subject), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2013, No. 4, pp. 41-44 (in Russ.).
15. Firsov, Yu. I. Marketingovyi podkhod k ekonomicheskomu i sotsial'nomu razvitiyu territorii, privlekatel'noi dlya investora (Marketing approach to economic and social development of a territory, attractive for an investor), VestnikPovolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Seriya: Ekonomika, 2013, No. 3 (29), pp. 69-72 (in Russ.).
16. Shnaider, O. V. Analiticheskaya diagnostika ekonomicheskogo potentsiala finansovogo sostoyaniya dilerskikh organizatsii avtoproma: dis. ... kand. ekon. nauk (Analytical diagnostics of economic potential of financial condition of dealers organizations in automobile industry: PhD (Economics) thesis), Tol'yatti: Saratovskii gosudarstvennyi sotsial'no-ekonomicheskii universitet, 2007, pp. 12-17 (in Russ.).
17. Nikiforova, E. V., Shnaider, O. V. Ekonomicheskii potentsial kak sovokupnost' resursov finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti (Economic potential as an integrity of resources of financial-economic activity), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2013, No. 1, pp. 20-22 (in Russ.).
18. Shumilova, I. V., Shnaider, O. V. Uchetno-analiticheskoe obespechenie upravleniya finansovoi ustoichivosti predpriyatii (Accounting-analytical provision of managing the financial sustainability of an enterprise), Baltiiskii gumanitarnyizhurnal, 2014, No. 3, pp. 104-106 (in Russ.).
19. Nikiforova, E. V. Metodika formirovaniya ekonomicheskogo potentsiala sub"ekta khozyaistvovaniya (Methodology of forming the economic potential of an economic subject), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2013, No. 4, pp. 28-30 (in Russ.).
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
20. Nikiforova, E. V. Informatsionnoe obespechenie analiticheskogo obosnovaniya programm modernizatsii proizvodstvennogo kapitala pred-priyatii real'nogo sektora ekonomiki (Information provision of analytical grounding of modernization programs of production assets of enterprises in the real sector of economy), Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie, 2015, No. 3 (12), pp. 72-74 (in Russ.).
21. Nikiforova, E. V. K voprosu o podgotovke otchetnosti ob ustoichivom razvitii khozyaistvuyushchego sub"ekta (On the issue of preparing reports on the sustainable development of an economic entity), Mezhdunarodnyi ekonomicheskii forum "Ekonomicheskaya politika Rossii v usloviyakh global'noi turbulentnosti" (International financial-economic forum "Economic policy in Russia under global turbulence"), Moscow: Finansovyi universitet, 2014, pp. 205-214 (in Russ.).
Received 28.03.16 Accepted 29.04.16
© Nikiforova E. V., 2016. Originally published in Actual problems of economics and law (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.
Information about the author Elena V. Nikiforova, Doctor of Economics, Professor, Financial University at the Russian Government, Moscow Address: I Kibalchich Str., 49, 125993, Moscow, tel.: +7 (499) 270-22-91 E-mail: EVNikiforova@fa.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9503-6716 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/F-5556-2016
For citation: Nikiforova E. V. Formation and disclosure the information on the company's sustainable development, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 2, pp. 113-123.
Женщина-мусульманка: права человека в современном мире : материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 октября 2014 г. / отв. ред. С. Х. Сабурская, А. В. Тимирясова. - Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. - 172 с.
В сборнике представлены доклады по широкому спектру вопросов, касающихся реализации, защиты и охраны прав и свобод женщин.
Предназначен для научных и педагогических работников, практикующих юристов, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемами реализации прав и свобод человека.