Формирование и оценка системы банковского менеджмента банка
о см о см
сч
о ш т
X
<
т о х
X
Мануйленко Виктория Валерьевна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов и кредита, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», [email protected]
Байдикова Алина Павловна
магистр кафедры финансов и кредита, ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет»
Бигдай Ольга Борисовна
доктор экономических наук, доцент, директор филиала МИР-ЭА - Российский технологический университет в г. Ставрополе
Дранникова Елена Андреевна
кандидат экономических наук, декан факультета регионального развития, МИРЭА
Предмет исследования - система банковского менеджмента коммерческого банка. Цель - рассмотреть основные составляющие и оценить эффективность функционирования системы банковского менеджмента ПАО «Сбербанк России». Метод исследования - индукция, дедукция, анализ, синтез, системное мышление, экономико-статистический. Результаты исследования - сформирована система банковского менеджмента и осуществлена оценка ее результативности. Область применения результатов - ПАО «Сбербанк России», российские коммерческие банки. Выводы - общая оценка эффективности системы российского банковского менеджмента свидетельствует, что поступательный прирост ее активов, пассивов, собственных средств, чистой прибыли констатирует хорошее состояние системы банковского менеджмента в текущий момент и перспективе.
Ключевые слова: банковский менеджмент, система, функции, механизм, ключевые показатели.
В условиях рыночной экономики важно реализовы-вать результативное управление коммерческим банком, направленное на достижение конкурентоспособности, обеспечение эффективной, рентабельной [1, с. 50], социально ориентированной деятельности с учетом колебаний рыночной конъюнктуры, что свидетельствует об актуальности исследования.
Поскольку банковский менеджмент основывается на научных методах управления, апробированных в банковской практике, достижение результативного управления коммерческим банком требует рассмотрение системы «банковский менеджмент» в теоретическом и практическом аспектах.
Итак, банковский менеджмент - научная система управления банковским бизнесом, в т. ч. кадрами. Объекты управления: банковские операции, направленные на достижение поставленных целей, задач; результаты деятельности, отражаемые эти цели, задачи; персонал, ориентированный на выполнение функций банка. Субъекты управления: внешние (орган законодательства - государство, орган надзора - Центральный Банк Российской Федерации), внутренние (Совет директоров банка, его исполнительный менеджмент).
Банку необходимо иметь механизм управления, осуществляющий регулярный поиск новых направлений, аккумулирующий и результативно размещающий средства при минимизации расходов и рисков. Как правило, банковский механизм содержит 3 взаимодействующих блока: управление внутри банка, управление банковскими операциями и кадрами. Реализация банковского механизма направлена на разрешение банковских, финансовых и социально-психологических задач, направленных на получение прибыли в процессе банковской деятельности. Действие банковского механизма начинается при оценке результатов банковской и управленческой деятельности. Принципы банковского менеджмента: централизация, децентрализация, комбинирование централизации и децентрализации, долгосрочное развитие, либерализация.
Банковский менеджмент выполняет следующие функции:
- маркетинга - исследование рынка, нацеленное на удовлетворение клиентов в банковских продуктах, услугах;
- планирования и прогнозирования - формирование и реализация банковской политики в текущий момент и перспективе;
- организации - построение структуры банка, ориентированной на реализацию целей, стратегии ;
- контроля и учета - постоянный контроль за деятельностью внутри банка посредством внутреннего аудита структурных единиц банка для достижения оптимальной ликвидности.
Учитывая, что достижение результативного управления коммерческим банком требует исследование системы «банковский менеджмент» в практическом аспекте, по ключевым показателям деятельности определяется эффективность функционирования системы банковского управления в ведущем банке страны - ПАО «Сбербанк России»: динамика активов, пассивов, собственных средств, доходов и расходов -таблицы 1, 2, 3, 4, рисунок 1 [2].
Таблица 1
Таблица 3
Динамика собственных средств ПАО «Сбербанк» в 20162018 гг.
Годы Темпы роста /
2016 2017 2018 падения, %
Денежные
средства, их аналоги 2560,8 2329,4 2098,8 90,9 90,1
Обязательные
резервы на
счетах в центральных банках 402,0 427,1 222,1 106,2 52,0
Средства в банках 965,4 1317,8 1420,7 136,5 107,8
Кредиты, авансы клиен- 17361,3 18488,1 19585,0 106,5 105,9
там
Ценные бумаги 2206,9 3030,5 3442,5 137,3 113,6
Налоговый
актив отло- 13,9 15,5 15,3 111,5 98,7
женный
Основные средства 482,9 516,2 593,9 106,9 115,0
Пр. активы 652,3 577,3 764,7 102,7 132,5
Совокупные активы 25368,5 27 112,2 31 197,5 106,9 115,1
Показатели Годы Темпы роста, %
2016 2017 2018
Средства банков 561,9 693,3 1096,8 123,4 158,2
Средства физических лиц 12449,6 13 420,3 13 495,1 107,8 100,5
Средства корпоративных лиц 6235,2 6 393,9 7 402,2 102,5 115,8
Долговые ценные бумаги выпущенные 1161,0 934,6 843,6 80,5 90,3
Пр. заемные средства 261,4 247,3 56,5 94,6 22,8
Обязательства по производным финансовым инструментам, поставке ценных бумаг 212,9 164,4 181,6 77,2 110,5
Налоговое обязательство отложенное 55,1 27,7 33,4 50,3 120,6
Пр. обязательства 869,1 1 078,4 1290,1 124,1 119,6
Субординированные займы 739,9 716,3 707,3 96,8 98,7
Совокупные обязательства 22546,9 23 676,2 27 341,7 105,0 115,5
Показатели Годы Темпы роста, %
2016 2017 2018
Уставный 320,3 320,3 320,3 - -
капитал,
эмиссионный
доход
Собственные
акции, вы- (7,9) (15,3) (18,1) 193,7 118,3
купленные у
акционеров
Нераспреде- 2435,7 3058,6 3560,7 125,6 116,4
ленная прибыль
Совокупные 2821,5 3436,0 3855,8 121,8 112,2
собственные
средства
Активы банка увеличились в 2017 году на 6,9 %, а в 2018 году на 15,1 %.
Таблица 2
Рисунок 1 - Собственные средства ПАО «Сбербанк» в 2016-2018 гг., млрд руб.
Собственные средства банка увеличились в 2017 году на 21,8 %, а в 2018 году на 12,2 %.
Таблица 4
Показатели Годы Темпы роста, %
2016 2017 2018
Чистые процентные доходы 1362,8 1348,8 1396,5 98,9 103,5
Комиссионные доходы 436,3 479,0 598,5 109,8 124,9
Комиссионные затраты (87,2) (101,9) (153,2) 116,9 150,3
Операционные доходы 1355,1 1526,5 1711,0 126,6 112,1
Операционные затраты (677,6) (623,4) (664,8) 92,0 106,6
Прибыль до налогообложения 677,5 903,1 1046,2 133,3 115,8
Чистая прибыль 541,9 748,7 831,7 138,2 111,1
Чистая прибыль в 2017 году увеличилась на 38,2 %, а в 2018 году на 11,1 %.
Итак, прирост ключевых показателей системы банковского менеджмента характеризует ее положительно в текущий момент и перспективе.
Таким образом, в результате проведенных исследований:
- в теоретико-методологическом аспекте:
- выделены объекты и субъекты управления в системе банковского менеджмента;
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м о
«
- определены 3 взаимосвязанных звена банковского механизма: внутрибанковское управление, управление банковскими операциями и персоналом;
- выделены принципы банковского менеджмента: централизация, децентрализация, комбинирование централизации и децентрализации, долгосрочное развитие, либерализация;
- определено функциональное назначение банковского менеджмента: маркетинга, планирования и прогнозирования, организации, контроля и учета;
- в практическом аспекте определен прирост по ключевым показателям деятельности банка - активам, пассивам, собственным средствам, чистой прибыли, свидетельствующий об общей положительной тенденции функционирования системы банковского менеджмента ПАО «Сбербанк России» в текущий момент и перспективе.
Литература
1. Галазова С. С., Мануйленко В. В. Оценка финансовой реализации основной цели деятельности российскими коммерческими корпоративными организациями // Экономика и управление: проблемы, решения. Научно-практический, теоретический журнал. -2017. - Т. 4 (70). - № 10. - С. 52 - 58.
2. Официальный сайт ПАО «Сбербанка России» . URL: http: // https://www.sberbank.ru.
3. Александров Д.Г. Инфляция. Немонетарный аспект : учебное пособие / Москва, 2011
Formation and evaluation of the bank management system of a bank Manuylenko V.V., Baidakova A.P., Bigday O.B., Drannikova E.A.
North Caucasus Federal University
The subject of the study is the banking management system of a commercial bank. The goal is to consider the main components and evaluate the effectiveness of the functioning of the banking management system of Sberbank of Russia PJSC. The research method is induction, deduction, analysis, synthesis, systemic thinking, economic and statistical. Research results - a banking management system has been formed and its performance has been evaluated. The scope of the results is Sberbank of Russia PJSC, Russian commercial banks. Conclusions - a general assessment of the effectiveness of the Russian banking management system indicates that the progressive increase in its assets, liabilities, equity, net profit indicates a good state of the banking management system at the current time and in the future.
Key words: banking management, system, functions, mechanism, key indicators.
References
1. Galazova S. S., Manuilenko V. V. Assessment of the financial
implementation of the main goal of the activity of Russian commercial corporate organizations // Economics and Management: Problems, Solutions. Scientific and practical, theoretical journal. - 2017 - T. 4 (70). - No. 10. - S. 52 - 58.
2. The official website of Sberbank of Russia PJSC. URL: http: //
https://www.sberbank.ru.
3. Alexandrov D.G. Inflation. Non-monetary aspect: textbook /
Moscow, 2011
о
CS
о
CS CS
о ш m
X
<
m О X X