Научная статья на тему 'Формирование и оценка рекламно-информационного пространства ритейла'

Формирование и оценка рекламно-информационного пространства ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
462
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / МОДЕЛЬ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / ИМИДЖ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА / POS-МАТЕРИАЛЫ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / TERRITORIAL MARKETING / MODEL OF RETAIL PROMOTIONAL SPACE / TERRITORY COMPETITIVE ABILITY / IMAGE / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS / MERCHANDISING INDICATORS / POS-ITEMS / STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF RETAIL PROMOTIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Олег Алексеевич

В статье рассмотрена категория «рекламно-информационное пространство» в формате новой системы взаимоотношений между субъектами территории. Проводится структурный анализ, выявляются тенденции, направления теории и практики применения формирования рекламноинформационного пространства ритейла в маркетинге территории. Предлагается авторская методология оценки рекламно-информационного пространства ритейла, а также оценка эффективности мерчандайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and evaluation of effectiveness advertising and information space of retail

This article presents a category of the “promotinal space” in the format of new system of relation between territory subjects. The author conducts structural analysis, identifies trends and directions of the theory and practice of using of promotional space in the territorial marketing. Authorial assessment methodology of retail promotional space and also an assessment of the effectiveness of merchandising are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование и оценка рекламно-информационного пространства ритейла»

О.А. Новиков

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РИТЕЙЛА

В статье рассмотрена категория «рекламно-информационное пространство» в формате новой системы взаимоотношений между субъектами территории. Проводится структурный анализ, выявляются тенденции, направления теории и практики применения формирования рекламно-информационного пространства ритейла в маркетинге территории. Предлагается авторская методология оценки рекламно-информационного пространства ритейла, а также оценка эффективности мерчандайзинга.

Ключевые слова: маркетинг территории, модель рекламно-информационного пространства, конкурентоспособность территории, имидж, оценка эффективности, показатели мерчандайзинга, POS-материалы, структурно-функциональный анализ рекламно-информационного пространства.

В последнее время в бизнесе субъектов территории наметилась тенденция увеличения роли рекламно-информационного пространства ритейла. Обеспечение эффективности маркетинга территории непосредственно связано с формированием рекламно-информационного пространства ритейла, которое создает уникальные свойства маркетинга территории как товара, приносит выгоду и пользу сообществу людей, проживающих на территории, производителям товаров и услуг.

Формирование рекламно-информационного пространства ритейла. Процесс формирования рекламно-информационного пространства ритейла включает в себя разработку материалов, которые передают сообщение о продажах в том месте, где потребитель готов сделать покупку.

По поводу терминологии такой автор, как А.А. Воат представляет рекламно-информационное пространство как «один из системообразующих элементов общества, объединяющий в себе все рекламно-информационные ресурсы и рекламную инфраструктуру, т. е. всю сферу использования, распространения и формирования

© Новиков О.А., 2016

рекламной информации, включая различные рекламно-информационные сообщения и технологии их сопровождения»1.

Ф.Г. Панкратов в понятие «рекламно-информационное пространство предприятий розничной торговли» включает совокупность видов и средств рекламы, применяемых в местах продажи товаров, в создании экстерьера магазина, приемов и методов продвижения товаров, ориентированных на стимулирование продаж и формирование индивидуального имиджа торгового предприятия2.

Формирование рекламно-информационного пространства ритейла - это надежный инструмент для увеличения продаж на территории региона. «Рекламно-информационное пространство - не просто инструмент маркетинга, а специфическая информация, которая производит определенное воздействие на массовое сознание»3.

Основными целями формирования рекламно-информационного пространства ритейла, на наш взгляд, являются: рост его оборота, престижа, создание конкурентного преимущества и имиджа, закрепление в сознании покупателя устойчивого положительного бренда товара, управление покупательским поведением и покупательскими потоками.

К основным элементам рекламно-информационного пространства ритейла следует отнести: экстерьер и интерьер магазина; POS-материалы; зонирование торгового зала; инструменты мер-чандайзинга.

Экстерьер и интерьер магазина. Окружающая территория, оформление входа и витрин, фасада, площадь магазина, парковка -это первые элементы имиджа, которые требуют детальной проработки. Экстерьер должен соответствовать философии бизнеса и имиджу магазина. От дизайна интерьера магазина зависит формирование лояльности покупателя, построение эффективных коммуникаций с ним, рост покупательской активности. Интерьер магазина должен включать элементы фирменного стиля, целью которого является формирование имиджа, узнаваемости бренда, убеждение и стимулирование продаж, привлечение к субъекту ритейла покупателей разных территорий.

POS-материалы. В практике управления покупательским поведением в маркетинге территории целесообразно применять POS materials - средства оформления мест продаж, т. е. эффективный инструмент коммуникаций, брендинга, мотивации потребителя в пяти функциональных зонах ритейла:

1) функция наружного оформления - локализация места продажи. К средствам наружного оформления относятся: комплексное оформление фасада, оформление витрин, выносные конструкции,

торцевые брандмауэры, панель-кронштейны, крышные установки, тротуарная графика и др.;

2) функция входной группы - напомнить покупателю о бренде, мотивировать его к покупке. К средствам входной группы относятся: таблички «открыто/закрыто», таблички с режимом работы, таблички-стикеры «от себя/на себя», рекламные стикеры, напольные стикеры непосредственно перед или за входной дверью;

3) функция POS-материалов в торговом зале - напомнить покупателю о товаре и направить его к месту выкладки товара. Элементы POS-материалов в торговом зале: напольная графика, воблеры, стикеры, световые короба, мобайлы и джумби, световые панно, электронные информационные киоски, гирлянды и др.;

4) функция POS-материалов в местах выкладки - инициировать у покупателя желание приобрести товар у конкретного территориального ритейла. POS-материалы в местах выкладки: шелфтокеры и шелфорганайзеры, ценники с логотипом, воблеры, шелфстоперы, дисплеи, стойки;

5) функция POS-материалов в прикассовой зоне - экспонирование и привлечение внимания к товарам «импульсивной покупки». POS-материалы в прикассовой зоне: диспенсеры, воблеры, стикеры, лотки для мелочи и световые короба.

Зонирование торгового зала. Ритейл должен постоянно направлять свои усилия на создание позитивной атмосферы торгового зала за счет применения различных видов технологических планировок и торгово-технологического оборудования, оптимального использования площади торгового зала, эффективного размещения товарных групп, управления покупательскими потоками. Организация продажи в торговом зале воздействует одновременно на приверженность и лояльность покупателя к магазину, т. е. для формирования потенциальных покупателей внутри территории.

Инструменты мерчандайзинга. На привлечение внимания потенциальных покупателей к магазину большое влияние оказывают также свет, цвет, музыка, аромамаркетинг, размещение тор-гово-технологического оборудования, выкладка товара и др. Они предназначены для привлечения внимания покупателей к территориальному ритейлу и повышения рентабельности их продаж.

Сегодня в ритейле успешно можно реализовать товар только с использованием в торговом зале рекламных элементов, не требующих больших затрат, в том числе:

- использование только надписи на полке с названием рекламируемого товара в среднем увеличивает объемы продаж в 1,94 раза;

- специальная выкладка рекламируемого товара в совокупности (реклама товара + яркая надпись с названием товара на месте его

выкладки + специальная выкладка) приводит к увеличению продаж в 6,29 раза;

- принципы совместного размещения дополняющих продуктов, а также реализация «одного применения товаров» (мясо/птица с товарами для их приготовления - микроволновыми печами) обеспечивает скачок продаж на 70%;

- наличие рекламного лозунга в среднем увеличивает объемы продаж на 12 %.

Таким образом, использование надписей на полках торговой мебели, рациональная выкладка и размещение товаров являются простым и эффективным средством активизации продажи товаров в ритейле. Среди способов продвижения товаров в ритейле ведущее место занимает содержание надписи на полке оборудования:

- название товара - на 24%;

- полная информация о товаре - на 33%;

- сообщение о размере скидки - на 23%;

- рекламные лозунги - на 5%.

Факторы, влияющие на выбор места продаж и стимулирующие покупки товаров: качество товара - 16%; цена - 16%; удобство расположения магазина - 16%; реклама - 6%; атмосфера - 8%; репутация магазина - 9%; сервис - 4%; услуги - 2%; стимулирование покупок - 4%; другие факторы - 19%.

Формирование рекламно-информационного пространства в ритейле является одним из наиболее эффективных инструментов активного влияния на продажи. Следует отметить, что «эффективность» - категория комплексная и может быть оценена лишь на основе системы показателей. Оценка эффективности результатов предполагает необходимость выбора показателей, наиболее полно характеризующие ресурсы, затраты на рекламу и продвижение продаж.

Рекламно-информационное пространство ритейла целесообразно оценивать с точки зрения интерактивного подхода, учитывающего интегрированную долю товара в обороте, демонстрационной площади магазина и прибыли.

Интегральный показатель товарной группы в обороте, площади, прибыли магазина:

Ит = Ъи = 10 х ТхД (1.1)

где и = 1 ... п - количество торговых отделов в магазине; О - доля товарной группы в обороте магазина; Т - доля товарной группы в демонстрационной площади магазина; П - доля товарной группы в прибыли магазина.

Интегральный показатель эффективности использования пространства торгового зала магазина:

п

Ип = Ъи -- К х Кп, (1.1)

где и = 1 ... п - количество торговых отделов в магазине;

Ко - коэффициент использования пространства торгового зала

К = доля товарной группы в обороте магазина ; (13)

о демонстрационная площадь товарной группы '

Кп - коэффициент эффективности использования пространства торгового зала по прибыли

К = доля товарной группы в прибыли магазина (. 4)

п демонстрационная площадь товарной группы ^ ' '

Эффективность рекламно-информационного пространства можно также определять исходя из прибыли относительно рентабельности демонстрационной площади (РД), рентабельности запаса (РЗ), рентабельности товара (РТ):

рД = П , (1.5)

где П - торговая прибыль; Д - демонстрационная площадь;

РЗ = П ' (1.6) где З - сумма товарных запасов;

РО = О , (1.7)

где О - оборот магазина.

Кроме того, применяются такие экономические показатели, как товарооборот на 1 работника магазина, товарооборот на 1 кв. метр площади торгового зала, сумма среднего чека, а также количество чеков, отражающих число товаров, приобретенных покупателем в магазине. Оборот отражает социально-экономический эффект, характеризуемый объемом удовлетворенных потребностей покупателя, т. е. ту его часть, которая предназначена для покрытия текущих затрат и образования прибыли. Методология оценки проводится как для всего ассортимента товаров, так и для товарных групп и подгрупп, а также для торговых марок при их реализации в брендированных магазинах.

Применение рассмотренных инструментов формирования рекламно-информационного пространства в ритейле позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности ее субъектов. При этом новые рекламные технологии (мобильные и динамичные РОБ-конструкции, информационные экраны, мультимедийные терминалы, «говорящие» ценники, магазинное телевидение) позволяют изменять потребности и желания покупателей, отслеживать их перемещение по территории региона, оценивать реакцию на средства мерчандайзинга и рекламных коммуникаций в месте совершения покупки.

Примечания

1 Воат А.А. Рекламно-информационное пространство и его влияние на формирование массового сознания: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ярославль, 2011. С. 8.

2 Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М.: Дашков и К°, 2007. С. 81.

3 Федотов Л.Н. Социология рекламной деятельности. М.: ОНИКС, 2007. С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.