УДК 325.54(6-52:430)«1874/1918»
Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 4
С. М. Луценко
ФОРМИРОВАНИЕ И ОБУСТРОЙСТВО ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ГЕРМАНСКИХ АФРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Статья посвящена анализу особенностей обустройства и быта переселенческих поселений в германских африканских колониях в конце XIX — начале XX в. Автор выявляет основные моменты в повседневной жизни колонистов, характеризующие особенности развития немецкой общины в Африке. В статье рассматриваются процессы адаптации немцев к африканским условиям, выражавшиеся в консервации немецкого образа жизни. Немецкий дизайн в архитектуре, интерьер жилья, питание, характерный образ жизни с немецкими праздниками и традициями выступали средствами социально-психологической адаптации немцев в колониях. Важным социальным аспектом жизни колониального общества была постоянная связь с родиной посредством почты, прессы и транспортного сообщения. С правительственной помощью, направленной на создание колониальной инфраструктуры, прежде всего железных дорог, почтовых и телеграфных станций, колониальный этнос смог закрепится и развиваться в Африке. Образ жизни немцев в колониях косвенным образом способствовал укреплению германского колониального могущества в Африке. Библиогр. 44 назв.
Ключевые слова: колонии, эмиграция, архитектурный колониальный стиль, адаптация.
S. M. Lutsenko
THE FORMATION AND ARRANGEMENT OF MIGRANT SETTLEMENTS IN
THE GERMAN AFRICAN COLONIES AT THE END OF 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES
The author reveals the highlights in colonists daily life which characterizes German community's development features in Africa. The article examines the processes of Germans' adaptation to African conditions expressed in the preservation of the German way of life. German design in architecture, interior housing, food, typical lifestyle with German holidays and traditions are performed by means of socio-psychological adaptation of the Germans in the colonies. The important aspect of the social life of colonial society was constant communication with the homeland through mail, media and transportation. With government assistance aimed at building colonial infrastructure, particularly railways, postal and telegraph stations, colonial ethnicity could consolidate and develop in Africa. Germans lifestyle in the colonies indirectly contributed to the strengthening of the German colonial power in Africa. Refs 44.
Keywords: colonies, emigration, architectural colony style, adaptation.
Изучая историю германского колониализма в Африке, исследователи зачастую недостаточно освещают особенности жизни белой общины в германских африканских колониях. Тем не менее любая колония — это в первую очередь люди, создающие своеобразный образ жизни под влиянием внешних факторов. Данные проблемы затрагивались в работах Крестины Ортна, Беттины Цурстрасен, Ульриха Хайдена, Александра Балезина. Однако, несмотря на достаточно интенсивное изучение, многие авторы в своих научных трудах характеризуют лишь отдельные данные о жизни белых иммигрантов в отдельных колониях. Исследования, в большинстве своем, не содержат общей характеристики ситуации во всех германских колониях
Луценко Сергей Михайлович — соискатель, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Украина, 61022, Харьков, площадь Свободы 4; www.univer.kharkov.ua
Lutsenko Sergey M. — applicant, Kharkiv national university named after V. N. Karazina, Ukraine, 61022, Kharkov, ploschad Freedom 4; www.univer.kharkov.ua
и не позволяют сформировать целостного представления о повседневной жизни белых колонистов в немецких африканских колониях.
Целью статьи является исследование условий жизни и обустройства белых колонистов с основания германских колоний до Первой мировой войны. Для более детального исследования рассматривается процесс переезда, обустройства и адаптации немецких колонистов в африканских условиях.
Первой территорией, получившей статус германского протектората, стала 24 апреля 1884 г. бухта Ангра-Пекена в Юго-Западной Африке благодаря частной инициативе бременского торговца Адольфа Людерица [1, с. 28]. Для расширения территории протектората и снятия притязаний Великобритании на данную область Бисмарк в 1884 г. отправил корветы «Элизабет», «Лейпциг» и канонерскую лодку «Волк» с целью водружения немецких флагов от р. Оранжевой на юге до мыса Фрио на севере Юго-Западной Африки [2, 8. 16]. В результате Германская империя официально вошла в клуб колониальных держав. В будущем данная территория стала второй по величине немецкой колонией с площадью 830 тыс. кв. км в 1913 г. [3, с. 292].
27 февраля 1885 г., после официального запроса главы Общества германской колонизации К. Петерса, германское правительство предоставило «имперскую защиту» колониальным владениям общества в Восточной Африке. Важность данной акции состояла в обеспечении государственного участия, а следовательно, и в международно-правовом обосновании германского статуса Восточной Африки. Правительство поставило свои условия: общество должно было остаться только национальным обществом, иностранные инвестиции запрещались, членами директората общества могли быть только подданные германского рейха, передача прав общества иностранным державам не могла состояться без решения германского правительства [4, с. 319]. Однако справится со столь обширной африканской территорией общество не смогло, и 1 января 1891 г. управление Восточной Африкой перешло к имперскому правительству [5, 8. 66]. Площадь колонии в 1913 г. составляла 1020 тыс. кв. км [3, с. 292].
По предложению председателя торговой палаты Гамбурга и владельца крупнейшей в Африке немецкой торговой фирмы и пароходной линии К. Вёрмана германское правительство аннексировало в 1885 г. Камерун [6, с. 200-201]. Площадь колонии к 1913 г. составляла 504 тыс. кв. км [3, с. 292].
По приказу кайзера германский консул в Тунисе доктор Густав Нахтигаль 5 июля 1884 г. поставил под германский контроль 50-километровую полосу западноафриканского побережья между британской колонией Золотой берег и Дагомеей, которая входила в сферу французских интересов [6, с. 203]. В 1913 г. площадь колонии составляла 88 тыс. кв. км [3, с. 292]. Таким образом, Германская империя, благодаря частной инициативе, смогла за короткий срок создать четыре колонии на Африканском континенте.
Столь резкому захвату Германией заморских территорий способствовало подписание с вождями племен договоров «о защите и дружбе». Данный шаг был необходим Германии, поскольку форма владения была определена германским канцлером Бисмарком как протекторат, о чем свидетельствует записка советнику ведомства иностранных дел Генриху фон Куссерову от 8 апреля 1884 г. [7, с. 72]. Бисмарку не нравилась идея полноценных колоний, так как это могло привести, по его мнению, к большим денежным затратам, небольшой прибыли и дипломатическим осложне-
ниям [8, 8. 1]. Договоры «о защите и дружбе» обеспечивали международно-политическое обоснование границ приобретенных колоний и реальную власть Германии над ними. Базисное значение договоров в становлении германской колониальной системы осознавалось многими поколениями немецких колонистов. В 1954 г., к 70-летию основания Германской Юго-Западной Африки, местная немецкая община воздвигла бронзовую плиту в память об одном из таких договоров [4, с. 325].
С приобретением Германией колоний часть эмигрантов направилась в собственные протектораты. Всего за 30 лет колонизации в немецких колониях проживало 15 тыс. человек [9, 8. 79]. Отправной точкой для всех немецких эмигрантов были портовые города Гамбург и Бремен. С 1850 г. в них для ожидающих корабль были построены специализированные гостиницы — «эмигрантские дома» на 2 тыс. человек. Площадь дома составляла 2972 кв. м. На первом этаже размещались кабинеты инспектора и проповедника, лазарет на 35 мест. В центре здания находилась небольшая часовня, в которой по очереди велись протестантские и католические службы. На второй этаж, где были расположены залы для проживания эмигрантов, вела широкая лестница из песчаника. Залы (18x12 м, высота — 3,5 м) были разделены перегородками высотой 2 м, что позволяло разделять постояльцев в зависимости от пола либо семьями. В комнате имелись столы со скамейками, для постоянного освещения в вечернее и ночное время, на стенах были закреплены лампы [10, 8. 5].
Изначально постоянное сообщение между метрополией и колониями отсутствовало, но долго так продолжаться не могло. Под давлением заинтересованных в развитии колоний кругов вскоре было налажено постоянное пароходное сообщение. Связь с метрополией осуществлялась транспортными линиями гамбургского «Африканского пароходства» Адольфа Вёрмана (еженедельно), немецко-французских и английских пароходных компаний по загрузке [11, с. 11]. К 1905 г. только между Гамбургом и Юго-Западной Африкой связь поддерживали 36 пароходов общим водоизмещением 75 тыс. брутто-тонн [12, с. 67]. С 1897 г. для перевозки эмигрантов требовалось получить специальное разрешение от правительства. Перевозчика обязывали иметь на корабле необходимую инфраструктуру для перевозки пассажиров и следить, чтобы на корабль не попадали пассажиры призывного возраста без разрешения на выезд, возможные преступники и больные. В случае нарушения требований с перевозчика взимался штраф от 150 до 6 тыс. марок, за вопиющее нарушение предусматривалось заключение в тюрьму сроком до 6 месяцев [13, 8. 463-472].
Немецкий инженер, возвращавшийся в 1909 г. Юго-Западную Африку из отпуска, вспоминал: «Плыл на пароходе — „Гертруда Верман". Из Гамбурга вышли 25 августа, 27 августа прибыли в Антверпен и простояли здесь до 30 августа. После посадки пассажиров и принятия груза поплыли дальше, 13 сентября пересекли экватор и 21 сентября прибыли в Свакопмунд» [14, 8. 56]. Из описания следует, что путешествие на пароходе между Гамбургом и африканскими колониями продолжалось приблизительно месяц с заходами в промежуточные порты.
Каюты на пароходе делились на три класса, цена первого класса сообщения Гамбург — Людерец составляла 750 марок, второго — 500 марок, третьего — 250 марок. В немецкую Восточную Африку пароходы шли из Неаполя через Суэцкий канал в Дар-эс-Салам. Билет первого класса стоил 750 марок, второго класса — 525 марок, третьего — 300 марок [15, 8. 25-30]. По рациону на сто пассажиров немецкого судна было положено 6500 порций хлеба, 3500 муки и риса, 4000 картофеля, 4550 мяса,
сала, 4875 масла, 150 сиропа, 150 порций кофе. Дети от 1 года до 14 лет приравнивались по норме питания к взрослым [10, 8. 6].
Наиболее трудной в путешествии в Африку была высадка в портах немецких колоний. Отсутствие удобных бухт вынуждало перевозить грузы и пассажиров на лодках от берега к пароходам и обратно, протяженностью примерно километр [16, р. 146]. По воспоминаниям Маргарет Эскенберг, чтобы добраться от парохода в город Свакопмунд, пришлось спуститься в специальной корзине с борта парохода в деревянный бот, который бросало по волнам. Набрав пассажиров и груз, лодка поплыла к берегу. Чем ближе лодка подходила к берегу, тем больше ее бросало по волнам, заливая водой, в конце пути пассажиры насквозь промокли и были перепуганы из-за крутых волн [17, 8. 42-43]. Иногда из-за крутых волн лодки тонули вместе с людьми и грузом. Во избежание подобных инцидентов в 1898 г. в Юго-Западной Африке и в 1904 г. в Того были возведены сначала деревянные, а потом и каменные пирсы [16, р. 146; 12, с. 131]. Но полностью проблему они не решали. Пароходам не удавалось подходить к пирсам, и перевозку грузов и пассажиров по-прежнему осуществляли на лодках, но уже без риска утонуть в прибрежных волнах. Таким образом, путешествие в колонии было длительным, а высадка на берег в некоторых портах колоний грозила опасностью для жизни.
Изначально простое путешествие или переезд в колонии представлял трудности и опасности, уже забытые в Европе со времен Средних веков. Привыкшему к комфортному путешествию европейцу приходилось идти пешком, а в лучшем случае ехать на повозке или верхом на лошади. В тропиках Камеруна, Того, Восточной Африки водились мухи це-це, переносчики африканского трипаносомоза. Эта болезнь вызывала смерть лошадей, волов, ослов, что лишало путешественников транспортных средств [18, 8. 115]. Для передвижения приходилось использовать караваны носильщиков и идти пешком. Обычно караван носильщиков разбивали на группы по 20-25 человек во главе со старшим. Путь начинали рано утром, чтобы не страдать от жары. За день обычно преодолевали 20-25 км пути [19, 8. 56-85]. Многие европейцы при переезде использовали гамак, который несли африканцы. Число носильщиков гамака варьировалось от 2 до 8 — в зависимости от продолжительности путешествия [18, 8. 124]. Для безопасности передвижения специальным указом определялось: «путешественники, собирающиеся нанять караван или более пяти местных жителей для сопровождения, должны обращаться в местную администрацию, где им предоставят необходимое количество людей с разрешением движения по запланированному маршруту. Предоставляемая услуга была платной» [20, 8. 142]. В Юго-Западной Африке в первые годы освоения колонии для передвижения использовали воловьи упряжки. При транспортировке в повозку запрягали от 10 до 20 быков. Путь от порта Свакопмунда до столицы колонии Виндхука занимал 14-15 дней [21, 8. 384]. Воловья упряжка проходила за день около 35 км и перевозила до 50 центнеров груза [15, 8. 25]. Однако воловьих упряжек для возрастающих потребностей колонии не хватало. Для решения проблемы из метрополии были завезены паровые тракторы с грузовыми тележками [22, 8. 62].
Имперское правительство придавало строительству железных дорог в колониях особое значение, однако немецкие железнодорожные проекты в Африке из-за финансовых просчетов реализовывались довольно медленно [23, с. 64]. К 1913 г. в колониях имелись следующие железные дороги: в Того — Ломе-Паламе (109 км;
открыта в 1907 г.), Ломе-Атакпаме (167 км; открыта в 1911 г.); в Германской Восточной Африке — Усамбараская дорога Усамбара-Танга-Моши (352 км; не достроена), Центральная дорога Дер-эс-Салам-Табора-Кигома (1260 км; не достроена); в Камеруне — Даула-Маненгуба (160 км; открыта в 1911 г.); в Юго-Западной Африке — Сва-копмунд-Виндхук (382 км; открыта в 1902 г.), Свакопмунд-Отави (578 км; открыта в 1906 г.), Людериц-Китмансхуп (547 км; открыта в 1909 г.), Отави-Хрутфонтейн (93 км, открыта в 1909 г.) [15, S. 12]. С появлением железных дорог путешествовать стало намного быстрее и комфортнее. Расстояние в 382 км от Свакопмунда в Винд-хук поезд проезжал всего за два дня, тогда как раньше путь занимал 2 недели [21, S. 336]. Железные дороги в немецкой Африке способствовали экономическому росту и усилению военного потенциала колоний.
С переездом немцев из метрополии в протекторат в колониях стали закладываться новые административные центры, города, поселения, фермы. Первоначально, а позже в отдаленных районах колоний немцы строили дома из местных материалов. Стены — из дерева, крышу — из травы или пальмовых листьев. Например, миссия в Моше представляла собой дом 14 м в длину, 5 м в ширину и 7 м в высоту с широкой верандой, напоминающий немецкий амбар на родине [21, S. 299-336]. Дома ориентировали с востока на запад, с целью минимизировать попадание в здание солнечных лучей [24, S. 166]. При строительстве домов на новом месте из-за отсутствия инфраструктуры требовалось буквально все — от гвоздей до портативной кузницы, шлифовальных камней и досок. В Юго-Западной Африке дома возводили из камня или кирпича [19, S. 54-78]. Здания, построенные из дерева, служили обычно недолго из-за термитов [25, S. 84].
Со временем в тропической части немецких протекторатов сложился особый немецкий архитектурный колониальный стиль. Примером может служить резиденция губернатора Камеруна, имевшая название «Дом короля Маугабеля» («Haus des Königs Maugabell»). Построенное в 1912 г., здание имело форму креста, что обеспечивало лучшую вентиляцию, а лоджии-балконы с широкими козырьками-навесами служили надежной защитой от солнца [24, S. 5]. Однако данное архитектурное решение не было абсолютно немецким изобретением. Еще до прихода немцев в тропики католические миссионеры из других стран строили большие дома с далеко выступающей крышей, образующей широкую веранду с колоннами, которая позволяла защититься от солнца [26, p. 386]. Таким образом, немцы переняли у миссионеров наиболее оптимальное инженерное решение при строительстве домов в тропической зоне.
Несмотря на бурное жилищное строительство в колониях, аренда квартир стоила дорого. Цена комнаты с мебелью в Виндхуке составляла 50-60 марок в месяц, в Свакопмунде — 40-50 марок, а в Людерице — 80-120 марок. Должностные и военные чины колонии получали бесплатное жилье, которое делилось по рангам для высших, средних и низших чинов [25, S. 82-83]. В отличие от английских колоний, где каждый служащий получал отдельное бунгало, немецкому среднему и низшему чиновнику предоставляли комнату в доме на несколько человек, что было неудобно и нередко вызывало ссоры и конфликты [27, S. 13]. Поэтому, несмотря на предоставление бесплатного жилья, многие чиновники строили себе собственные дома. Офицеры предпочитали снимать или покупать готовые виллы [28, S. 28].
Возле своих домов немцы разбивали небольшие клумбы с цветами, грядки с овощами и сады [29, с. 78]. Обстановка в домах колонистов была сопоставима с традиционной немецкой. Лишь изредка комнату украшали изделия из кожи или рогов животных, указывающие на присутствие в Африке. Практически всю мебель немецкие фермеры делали сами [25, 8. 82-83]. Обстановка и убранство домов были скромными. Мебель в домах смотрителей плантаций состояла из грубо отесанного стола и стульев [19, 8. 49]. Такие обыденные предметы в метрополии, как шезлонг или фортепиано, из-за дороговизны доставки были редки в колониях и относились к предметам роскоши [30, 8. 75].
Пищу колонистам приходилось готовить на железных печах, примусах, а нередко и на костре. Для обычных фермеров основными продуктами питания являлись рис, молоко, раз в неделю — мясо [25, 8. 79-80]. Служащие, низшие чиновники ели, по возможности, привозимые консервы [31, 8. 58]. Высшие и средние чиновники нанимали себе африканских поваров, заставляя их готовить по немецким рецептам, при этом индикатором «правильности» приготовления пищи служили воспоминания о еде, которая готовилась на родине [32, 8. 230]. О предпочтении колонистов употреблять пищу, приготовленную по немецким рецептам, говорит факт востребованности «немецких поваров» в протекторатах и высокой их зарплаты. Если зарплата горничной составляла 30-50 марок, то повару платили 250 марок в месяц с питанием и проживанием [25, 8. 91]. В экспедициях и длительных служебных поездках в отдаленные районы Африки немцам приходилось питаться местными продуктами. В докладе одного офицера, откомандированного для уточнения границы немецкого Камеруна с французским Конго, отмечалось: «...Особые трудности экспедиция испытывала в приготовлении пищи. Основным продуктом питания был маниок, который необходимо вымачивать в воде пять дней перед употреблением, между тем срок его хранения составлял всего 6-8 дней» [33, 8. 108-109]. Для немцев в экспедициях проблемы с питанием не ограничивались только едой, даже достать питьевую воду в африканских условиях было затруднительно. В засушливых местах приходилось копать глубокие колодцы с целью сбора воды и обязательно всю воду перед употреблением кипятить [34, 8. 17].
Украшением колоний и олицетворением «немецкого духа» служили церкви, например, протестантская кирха г. Виндхука, построенаная в 1910 г. [35, 8. 118]. Но не только при помощи церквей колонисты пытались придать колониям «немецкое лицо». Уже в исследовательских экспедициях, таких как экспедиция «Эмин Паша» Карла Петерса, немцы давали свои названия всему, что попадало в поле их зрения. Из воспоминаний путешественника: «.Я окрестил данные горы именем императора Вильгельма II, а самый высокий пик — Гогенцолерн пик» [26, р. 161]. Но не всегда новые названия носили столь официальный характер. Так, губернатор Путкамере 7 мая 1890 г. назвал новую станцию колонии Того в честь своей возлюбленной — «Мисс Эстерхази» [36, 8. 136]. Многие немецкие колонисты строили дома так же, как на родине. Станции, которыми долгие годы руководили одни и те же чиновники, напоминали о Германии. Так, станция «Мисахоне» имела дизайн горной деревни в Тюрингии, а станция «Деринг» напоминала восточно-прусскую усадьбу [37, 8. 20]. В г. Виндхуке на главной улице обращал на себя внимание дом, построенный в стиле средневекового замка [25, 8. 197]. Административные центры колоний выглядели как сугубо немецкие города с прямыми и чистыми улицами [38, 8. 162]. Немецкие
колонисты, приехавшие в Африку, пытались по возможности воссоздать в ней уголок Германии.
Большую угрозу для немецкой общины в Африке представляли всевозможные болезни. Карл Петерс жаловался, что задержки в приобретении земли у африканцев происходят из-за многих факторов, одним из которых являются болезни. Так, из 26 агентов, прибывших в Восточную Африку в 1887 г., четверо умерло от малярии в первый же год [39, p. 114]. На севере Юго-Западной Африки, в Того, Камеруне и Восточной Африке наиболее опасной болезнью была малярия. Чтобы избежать болезни, приходилось спать под москитной сеткой и употреблять хинин. На юге Юго-Западной Африки колонисты часто болели брюшным тифом или дизентерией [25, S. 21-23]. Статистические данные за 1885-1900 гг. указывают: смертность в африканских колониях составляла от 20 до 40 человек на тысячу. В метрополии смертность составляла 22-25,7 человек на тысячу. Однако смертность в возрасте от 25 до 29 лет в колониях была выше в 4 раза, чем в Германии [40, S. 95-96]. Для борьбы с болезнями германские власти проводили вакцинацию, изоляцию прокаженных, строили больницы, выделяли средства на изучение тропических болезней, вводили эпидемические карантины [20, S. 158-159; 20, S. 282-283].
Самыми распространенными общественными мероприятиями в колониях были многочисленные фестивали, посвященные флоту или армии, религиозные праздники, такие как Рождество и Пасха. Одним из наиболее важных ежегодных событий в жизни колонии был день рождения императора [36, S. 55]. Его празднование начиналось с торжественной речи высшего должностного лица колонии в общественном месте, куда приводили школьников. После обращения обычно торжественно открывали крупные строительные проекты, такие, например, как железная дорога [41, S. 151]. Император служил символом, объединяющим всех колонистов в общую национальную группу. Особое чувство национальной гордости немцев в колониях составлял государственный флаг. Его поднятие всегда сопровождалось почетным караулом и винтовочным салютом [42, S. 9-12].
Особенностью колониальной жизни стала оживленная переписка, которую вели колонисты, как между собой, так и с родиной. Письма были связующим звеном с родиной. Поэтому прибытие парохода с письмами и новостями воспринималось как праздник [36, S. 15]. В начале почтовая связь в колониях работала плохо, что было связано с отсутствием дорог и постоянного пароходного сообщения. Нередко корреспонденцию приходилось отправлять через Англию, тем самым увеличивая стоимость и время ее доставки. Постепенно в колониях была создана почтовая и беспроводная телеграфная связь [43, S. 244]. К 1912 г. в колонии Того функционировало 23 почтовые станции, в Юго-Западной Африке — 110, в Камеруне работало 46 станций, в Германской Восточной Африке — 54 почтовых отделений [15, S. 16-30]. О количестве переписки говорят статистические данные: к 1912 г. в Камерун было доставлено более 1,5 млн писем. Среднее время доставки почты из африканских колоний в Европу составляло от 20 до 30 дней [15, S. 21].
Для колонистов в протекторатах выпускали многочисленные газеты. Они служили средством передачи официальной информации колониальных и имперских властей. В Камеруне выходила «Камерун пост» («Kamerun post»), в Того — «Официальный журнал протектората Того» («Amtsblatt für das Schutzgebiet Togo», в Восточной Африке выпускалось две газеты — «Немецкая Восточно Африканская газета»
(«Deutsch Ostafrikanische zeitung») и «Обзор немецкой Восточной Африки» («Deutsch Ostafrikanische rundschau»). Наибольшее количество газет выходило в Юго-Западной Африке — «Немецкая Юго-Западная Африканская газета» («Deutsch-Südwestafrikanische zeitung»), газета Кейтмана-Хупера» («Keetmans-hooper zeitung»), «Официальный вестник немецкой Юго-Западной Африки» («Der Südwestbote, Amtsblatt für das schutzgebiet Deutsch-Südwestafrika») [44, S. 1].
С момента своего формирования и до конца германского владычества в Африке немецкие колонисты относились негативно к туземным народам. Проявления негативного отношения к африканцам можно было наблюдать во всех сферах жизни, начиная с личных контактов и заканчивая правовой сферой. Немцы целенаправленно подчеркивали свое превосходство перед африканцами, давая им всевозможные обидные прозвища. Большинство немцев не желали изучать культуру и менталитет местных народов, ставя свое национальное эго выше. Грубое отношение, жестокость и обман стали нормой поведения немецкого колониального этоса по отношению к африканцам. Эксплуатация африканцев была направлена на превращение их в бесправных слуг и работников. Все это создавало напряженность в отношениях между колонистами и африканцами.
Как видим, в конце XIX в. благодаря частной инициативе Германия стала колониальной державой. С приобретением колоний начался процесс формирования немецкого колониального этноса. Необходимость существования колониальной общины в окружении чуждой этнической и культурной среды заставляла немцев с особенной силой ощущать собственное национальное и культурное единство. Трудности африканской жизни, отдаленность от Европы, непривычный для европейцев климат, враждебность со стороны местного населения также работали на укрепление сплоченности немецкого колониального этноса. Тяжелые внешние обстоятельства вызывали определенные трудности в социально-психологической адаптации немцев в Африке. В качестве основного механизма адаптации выступала консервация немецких традиций, выражавшаяся в реалиях повседневной жизни. Немецкий дизайн в архитектуре, интерьер жилья, питание, характерный образ жизни с немецкими праздниками и традициями выступали средствами социально-психологической адаптации немцев в колониях. Важным социальным аспектом жизни колониального общества была постоянная связь с родиной посредством почты, прессы и транспортного сообщения. С правительственной помощью, направленной на создание колониальной инфраструктуры, прежде всего железных дорог, почтовых и телеграфных станций и много другого, колониальный этнос смог закрепится и развиваться в Африке. Образ жизни немцев в колониях косвенным образом способствовал укреплению германского колониального могущества в Африке. Немецкая колониальная община, имевшая в своей основе европейскую цивилизацию и генетически связанная с Германией, за короткий промежуток времени сформировала новую социальную общность, выработала особый культурно-исторический тип, выражавшийся в специфических отличиях от метрополии.
Источники и литература
1. Дрекслер Х. Юго-Западная Африка под германским колониальным господством, 18841915 / пер. с нем. А. С. Балезина. М.: Наука, 1987. 292 с.
2. Francois С. Deutsch-Südwest-Afrika. Berlin: Dietrich Reimer, 1899. 223 S.
3. Бонвич Б., Галактионов Ю. В. Германские колонии (1913-1914 гг.): в 3 т. Т. 2. Кемерово: КДУ, 2008. 672 c.
4. Пуховская Е. Ю. Колониальная идея в кайзеровской Германии: замыслы и воплощение: дис.... докт. ист. наук. Иркутск, 2001. 833 с.
5. Norbert B. Archiv des Deutschen Kolonialrechts. Brühl;Wesseling: N. B. Wagner, 2008. 432 S.
6. Юровская Е. Е. Практикум по новой и новейшей истории. 1870-1917. М.: Высшая школа, 1979.
355 c.
7. Дживелегов А. К. История современной Германии: в 2 частях. Ч. 2. СПб.: АО „Брокгауз-Ефрон", 1910. 210 с.
8. Bismarck zur „pragmatischen" Kolonisierung (26. Juni 1884) // Deutsche Geschichte in Dokumenten und Bildern. Dokumente — Reichsgründung: Bismarcks Deutschland (1866-1890) — Militär und internationale Beziehungen. URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/index.cfm (дата обращения: 02.12.2012).
9. Baumgart W. Deutschland im Zeitalter des Imperialismus 1890-1914. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1986. 242 S.
10. Illustrierte Zeitung, 11.01.1851. URL: http: //www.zum.de/psm/emigration/illzeitung 1851 (дата обращения: 02.12.2012).
11. Защук И. И. Германские колонии. Значение их в экономическом, политическом и военном отношениях. СПб.: Типогр. Г. Скачкова, 1908. 43 с.
12. Давидсон Б. История германского колониализма в Африке. М.: Наука, 1983. 412 с.
13. Gesetz über das Auswanderungswesen // Deutsches Reichsgesetzblatt. 1897. Bd N 26. S. 463-472.
14. Schmidt W. Schiffbauer O. Als Telegrafenbauer in Deutsch-Südwest. Erfurt: Sutton, 2006. 128 S.
15. Deutscher Colonialatlas. URL: http: //www.zum.de/psm/imperialismus/kolonialatlas (дата обращения: 02.12.2012).
16. Albert F. South-West Africa. During the German the German occupation 1884-1914. London: T. W. Laurie, Ltd., 1915. 230 p.
17. Eckenbrecher M. Was Afrika mir gab und nahm: Erlebnisse einer deutschen Ansiedlerfrau in Südwestafrika. Berlin: Ernst Siegfried Mittler & Sohn, 1911. 242 S.
18. Ernst H. Das deutsche Togogebiet und meine Afrikareise. Leipzig: Reissner, 1887. 147 S.
19. Kaundinya R. Erinnerungen aus meinen Pflanzer-Jahren in Deutsch-Ost-Afrika. Leipzig: E. Haberland, 1918. 156 S.
20. Köbner U. Die deutsche Kolonial-Gesetzgebung. Berlin: E. S. Mittler und Sohn, 1907. 874 S.
21. Carl Paul. Die Mission in unseren Kolonien / Carl Paul. URL: http://www.gaebler.info/ahnen/paul/ carl-kolonien.pdf (дата обращения: 20.02.2013).
22. Schmidt W Deutsch-Südwest-Afrika. Frankfurt: Sutton Verlag GmbH, 2001. 143 S.
23. Туполев Б. М. Германская колониальная политика и строительство железных дорог в Африке на рубеже XIX-XX веков // Ежегодник германской истории. М.: Наука, 1986. С. 51-73.
24. Lauber W. Klimagerechte Architektur in den afrikanischen Tropen: Doktor-ingenieur. Stuttgart: Bibliotheksverkehr der universität kaiserslautern, 2003. 220 S.
25. Brokmann C. Briefe eines deutschen Mädchens aus Südwest. Berlin: Mittler, 1912. 220 S.
26. Peters C. New light on dark Africa. London: Ward, Lock, and Co, 1891. 597 p.
27. R. Asmis. Kalamba Na M'putu. Koloniale Erfahrungen und Beobachtungen. Berlin: E. S. Mittler & Sohn, 1942. 163 S.
28. Sebald P. Auf deutschen Spuren in Lome. Lome: Botschaft der Bundesrepublik Deutschland, 1997. 60 S.
29. Балезин А. С. Цивилизаторы в стране дикарей. М.: ИВИ, 1996. 282 с.
30. Thorstein V. Theorie der feinen Leute. München: Deutscher Taschenbuchverlag, 1971. 381 S.
31. Klose H. Togo unter deutscher flagge. Reisebilder und betrachtungen. Berlin: Dietrich Reimer, 1899. 561 S.
32. Gehrts M. Weisse Göttin der Wangora: eine Filmschauspielerin 1913 in Afrika. München: Deutscher Taschenbuch Verlag — dtv, 2004. 278 S.
33. BArch R 1001/3775, fol. 108-109. Bericht der Grenzexpedition an das Reichs-Kolonialamt vom 25. Februar 1913 // Historische Bilder und Dokumente — Flaggenwechsel über Neukamerun — Zum 100. Jahrestag des Marokko-Kongo-Abkommens. URL: http://www.bundesarciv.de/oeffentlichkeitsarbeit/ bilder dokumente (дата обращения: 14.03.2013).
34. Götzen Graf von. Durch Afrika Ost nach West. Resultate und Begebenheiten einer Reise von der Deutsch-Ostafrikanischen Küste bis zur Kongomündung in den Jahren 1893/94. Berlin: D. Reimer, 1895. 394 S.
35. Lessing H. Besten J. Deutsche evangelische Kirche im kolonialen Südlichen Afrika. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2011. 705 S.
36. Külz L. Blätter und Briefe eines Arztes aus dem tropischen Deutsch-Afrika. Berlin: Wilhelm Süsserott, 1906. 230 S.
37. Sebald P. Togo 1884-1914. Berlin: Akademie-Verlag, 1987. 792 S.
38. Wermer R. Unvergessenes Land. Von glutvollen Tagen und silbernen Nächten in Togo. Hamburg: Alster-Verl, 1922. 256 S.
39. Perras A. Carl Peters and German imperialism 1856-1918. New York: Clarendon Press OXFORD, 2004. 299 p.
40. Trutz T. Koloniale Herrschaft. Tübingen: J. C. B. Mohr, 1994. 516 S.
41. Gruner H. Vormarsch zum Niger. Die Memoiren des Leiters der Togo-Hinterlandexpedition 1894/95. Herausgegeben und eingeleitet von Peter Sebald. Berlin: OST, 1997. 413 S.
42. BArch R 1001/4233, fol. 9-12. Bericht über die Flaggenhissung in Ekododo am Temboni am 1/2 Oktober 1912 // Historische Bilder und Dokumente — Flaggenwechsel über Neukamerun — Zum 100. Jahrestag des Marokko-Kongo-Abkommens. URL: http://www.bundesarciv.de/oeffentlichkeitsarbeit/ bilder dokumente (дата обращения: 14.03.2013).
43. Mantei Herru Sebastian. Die Etwicklungsgeschichte des Post- und Telegraphenwesens in der Kolonie Deutsch-Südwestafrika (1884-1915): diss. ... Dokt. Philosophie. Magdeburg, 2004. 342 S.
44. Geburtswehen und Sterbestunden der deutschen Kolonialpresse von Golf Dornseif. URL: http:// www.golf-dornseif.de (дата обращения: 20.02.2013).
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2013 г.