Научная статья на тему 'Формирование и исследование релейных и линеаризованных алгоритмов управления механическими колебаниями объекта'

Формирование и исследование релейных и линеаризованных алгоритмов управления механическими колебаниями объекта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Когут Алексей Тарасович, Лаврухин Андрей Александрович, Раб Елена Игоревна

В работе рассмотрен синтез алгоритма управления жесткостью пневмоподвески виброисточника с применением метода полиномиальной аппроксимации, в основе которого лежит разложение нелинейных гладких функций в ряд Тейлора. Показана возможность применения обратной задачи динамики и получен релейный алгоритм формирования управляющего воздействия. Исследована возможность получения непрерывной имитационной модели дискретной вычислительной схемы средствами пакета Simulink. Доказано, что наличие вторых производных в формуле Тейлора не только расширяет область устойчивости системы, но и улучшает конструктивные свойства объекта управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Когут Алексей Тарасович, Лаврухин Андрей Александрович, Раб Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of relay and linearized control algorithms of fluctuations in mechanical systems

In this article the rigidity control algorithm for a vibromodule of pneumo-suspenton bracket with application of a method of polynomial approximation is considered. The application of an inverse problem of dynamics is described. The opportunity of building of continuous imitating modelof the discrete computing scheme was investigated bySimulink so'twear. It is proved, that presence of the second derivatives in the Taylor's expression improves constructive properties of the system.

Текст научной работы на тему «Формирование и исследование релейных и линеаризованных алгоритмов управления механическими колебаниями объекта»

УДК 62.522

А. Т. КОГУТ А. А. ЛАВРУХИН Е. И. РАБ

Омский государственный университет путей сообщения

ФОРМИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЛЕЙНЫХ И ЛИНЕАРИЗОВАННЫХ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИМИ КОЛЕБАНИЯМИ ОБЪЕКТА

В работе рассмотрен синтез алгоритма управления жесткостью пневмоподвески виброисточника с применением метода полиномиальной аппроксимации, в основе которого лежит разложение нелинейных гладких функций в ряд Тейлора. Показана возможность применения обратной задачи динамики и получен релейный алгоритм формирования управляющего воздействия. Исследована возможность получения непрерывной имитационной модели дискретной вычислительной схемы средствами пакета БшиНпк. Доказано, что наличие вторых производных в формуле Тейлора не только расширяет область устойчивости системы, но и улучшает конструктивные свойства объекта управления.

В работе на примере виброисточника механических воздействий рассматриваются вопросы формирования и исследования приближенных линейных алгоритмов управления в релейных ре1уляторах параметрических колебаний, полученных в результате решения обратных задач динамики, когда управляемый объект (перемещения инерционной массы виброисточника) по каналу «вход - выход» может быть достаточно точно описан колебательным звеном, т.е. является гармоническим осциллятором вида

mx(i)+bx(t)+cx{i)=F(i). (1)

где F(f) - задающее воздействие, форма которого определяе тся требуемым законом движения объекта; х(/| - выходная переменная, являющаяся отклонением центра масс инерционной плиты от положения равновесия; x(t) и *{/) — ее первая и вторая производные; т - масса инерционной плиты; b — обобщенный коэффициентвязкоготрения; с - обобщенная жесткость всех упругих пружин.

Объектом рассматриваемого виброисточника геофизического комплекса |1 J является инерционное тело, которое через систему подвесок соединено с излучающей плитой. Воздействия на объект в каждый дискретный момент времени вычисляются по алгоритмам, хранящимся в программном обеспечении микропроцессорного комплекса, подаются в порты, и через аналого-цифровые преобразователи и усилители поступают в исполнительные элементы. Значения входного задающего воздейст вия подаются на катушку индуктивности электромеханического преобразователя гидравлического усилителя, который обеспечивает работу гидроцилиндра и передает усилие F[l) на инерционную массу и излучающую плиту.

Усиленный и преобразованный электрический сигнал управляющего воздействия u(t) подается в ис-

полнительный механизм регулирования давления газа внутри оболочки пневмопружины, обеспечивая тем самым изменение параметра с в уравнении (1), который можно представить в виде суммы обобщенной жесткости всех упругих пружин С0, соответствующих положению равновесия, и агклонения жесткости пневмоподвески Сп.

Рассмотрим частный случай монохромных колебаний, когда выходная переменная х(1) должна изменяться по синусоидальному закону, а задающее воздействие имеет вид

РИ) = РтЫп{М). (2)

В работе 11) показано, что в геофизическом комплексе масса излучающей плиты и исполнительные элементы (ИЭ) выбраны таким образом, что можно пренебречь перемещениями излучающей плиты хо(0 по сравнению с колебаниями центра масс инерционного тела х(0 и динамическими характеристиками ИЭ, тогда с учетом параметров С|?1 С„ и условия (2) запишется основное уравнение исследуемого объекта управления

т(1) + &*(0+С0х(/) + С„ [н(/)]дг(0 = $т{тн). (3)

Исходя из физических условий реализации элементов гидроусилителя и пневмоподвески, накладываются следующие ограничения;

|Р(!)МР„;|сл(г)|<с„.

на основе которых выбирается амплитуда задающего воздействия Рт и диапазон исследуемых значений жесткости пневмоподвески.

Для формулировки обратной задачи динамики [2] необходимо из фазовых координат объекта (3) выбрать ту, которая и будет обеспечивать требуемое

изменение выходной переменной хт(0 по синусоидальному закону.

Учитывая, чтов рассматриваемом геофизическом комплексе (1 ] на инерционной массе закреплен тен-зодатчик, являющийся измерительным преобразователем ускорения х(1), в качестве координаты и необ-ходимо выбрать вторую производную. Также известно [31, что для колебательного звена наибольшая амплитуда выходных колебаний достигается, если сигналы /7(г) и х(0 имеют сдвигфаз — л/2. В результате предварительных исследований было подтверждено, что требуемую траекторию движения управляемого объек та необходимо задавать в виде

дгг (/) = -х^аг яш (о)1 - л/2),

(4)

где хт - ампли туда механических колебаний инерционной массы относительно положения равновесия.

При решении обратной задачи динамики [2] алгоритм управления а(0. обеспечивающий требуемое движение (4), можно определить из уравнения модели (3). если известен или задан вид функциональной зависимости

С„(0 = Сп[и(01.

(5)

которая является статической характеристикой исполнительного механизма регулирования параметра жесткости пневмоподвески (динамическими свойствами ИЭ, как это показано в работе 111, можно пренебречь).

Далее исследовалисьдва простейших линейный и релейный алгоритмы управления. В линейном случае только при имитационном моделировании удалось получить требуемые колебания системы, когда Сп (0 на несколько порядков превышал ограничение Сп|, т.е. линейный закон регулирования оказался д\я данного объекта физически нереализуемым.

Простейший релейный алгоритм изменения параметра Сп (0 представлен в виде [31

сп(0 = Ст*!дл[и(/)1,

(6)

где величина (^определяетсяограничением на изменение отклонения жесткости пневмоподвески относительно положения равновесия.

По аналогии с линейным вариантом релейный алгоритм (6) запишется в следующей форме:

(”„(0 = О'К"

Р" 51П(<У/) + 1НХЩ0Г 5Ш (го/ - я/2) - Ьх{1)~ С(,х(0

Х{1)

(7)

Имитационное моделирование проводилось в программе БтиШпк и его результаты приведены на рис. 1 и 2, из ко торых видно, что после окончания переходного процесса в системе устанавливаются требуемые синусоидальные колебания (рис. 1). Па рис. 2 можно убедиться в возникновении автоколебаний, что ес-тественнод/\я релейных систем. Аналогичные переходные процессы для х(0 и Сп (/) были получены и в работе [4] при анализе результатов работы экстремальной системы, спроектированной для исследуемого объекта. Поисковый сигнал для Сп {<) имел форму прямоугольных колебаний той же амплитуды, но удвоенной частоты (т.е. в экстремальной системе возникали параметрические колебания [3]).

Формирование управляющего воздействия и{1) на основе решения обра тной задачи динамики связано со сложностью определения обратной для знаковой функции Х1дп\‘]. В соответствии с рекомендациями,

Рис. I. Переходный процесс |> системе с релейным алгоритмом управления

Рис. 2. Процесс изменения жесткости пнсвмоподаески в системе с релейным алгоритмом управления

приведенными в работе [ 1), вместо релейной характеристики будем использовать ее гладкую аппроксимацию гиперболическим тангенсом

С„(0 = С. 1Н[М0],

(8)

при выполнении условия, что со.

Результаты имитационного моделирования подтвердили, что при /7>10 среднеквадратическая погрешность не превышает 0,1 %, поэтому в дальнейшем в модели (8) использовалась величина /7= 10.

При аппроксимации вида (8) возможно аналитическое решение обратной задачи динамики и алгоритм формирования управляющего воздействия запишется в виде формулы:

Г. виК^) * пшг5Ш(м-п 2)-Ьх{1)- С,.л(/) МО

• 19)

Характер переходных процессов для переменных х(1) и Сп (0 оказался аналогичным рис. 1 и 2, т.е. для обеспечения заданных колебаний х(<) необходимы автоколебания для процесса изменения жесткости пнев-моподвески.

Исследуем возможности метода полиномиальной аппроксимации [5) для синтеза алгоритмов управления с целью повышения качества процессов и устранения автоколебаний. Для этого зависимость (8) представим в общей форме

С^) = /[«(/)].

(Ю)

где/’( I — достаточно гладкая функция,т.е. существуют ее первая, вторая и третья производные.

По аналогии с дискретными уравнениями введем в рассмотрение разность следующего вида

Аи(1) = и(0 - и(1- г),

(11)

где г — интервал (время) запаздывания.

Допустим, существует такой достаточно малый интервал г, для которого функция Пи(0) может быть аппроксимирована линейной зависимостью

Л“(0] = /[и(/-г)]+ /;[м(/-г)]Дм(/). (12)

а управляющее воздействие формироваться в соответствии с алгоритмом, полученным из модели (3) при

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК N1 2 <«> 2007 МАШИНОСКХНИ! И МЛШИНОЦ А1ИИ1

МАШИНОСІРОЕНИЕ И МАШИНОМДІНИЕ

Об

и*

04

02

•0 2

•04

-06

" - - ■Г Схемі 1-го порядка .

• •• Схем» 2-ій порядка

4 Г р-1

т : т 1 і

-600

•4С0

■200

200

400

600

Рис. 3. Области устойчивости непрерывных схем 1-10 и 2-го порядков

подстановке в него условия (4) и выражений (11), (12) и быть записанным в виде:

и(0 = и(/-г)+[/;[»/(/-г)]]

Г(1)- тх’ (/) - Ьх(1) -С0дг(/) - с„/[и(( - г)].т(/) х(1)

(13)

Наличие звена запаздывания позволяет в пакете БппиИпк в классе непрерывных систем моделировать итерационную процедуру (13), т.е. дискретную систему.

Используя, при г->0, приближенное определение производной

ы(/)-и(/-г)

(14)

получим непрерывный аналог или вариан т алгоритма управления жесткостью пневмонодвески для схемы линеаризации первого порядка:

1

«(о=-[/:[«(>-г)]]'

Г(/) - тхг (0 - Ьх(1) - 0(0 - ст/[иц - г)]дг(/)'

т

(15)

При имитационном моделировании выбирались следующие значения интервала запаздывания

1 = ЫТ/А1, N = 1. 2, 3.

(16)

где Т - период установившихся колебаний с частотой й)\ Л1 — шаг дискретизации.

Исследования, проведенные при различных начальных условиях, показали, что уже при N=60-70 среднеквадратическая ошибка не превышает0,1 %, в реальной же системе используется 128 дискретных отсчетов за один период колебаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В методе полиномиальной аппроксимации [5) разработаны линейные алгоритмы, использующие и вторые производные. По аналогии с формулами (13) и {14) приведем без вывода алгоритмы определения управляющих воздействий для дискретной формы

и(0 = и(/ - - Г>] + ~ - Г)](й(/)- м(/ - г)^

!]

Л-(/)-/>цг(/)-^(г)-Спх(/)-С,/[и(/-г)1л(/)' *(0

(17)

Рис. 4. Процесс изменения жесткости пневмоподвески при использовании схемы 1-го порядка

Рис. 5. Процесс изменения жесткости пневмоподвески при использовании схемы 2-го порядка

и непрерывного аналога

М(/) = - Г)]-Д /Ди(/ - г)] (й(0 - ы(/ - г))J X

Г(1) - тх1 (I) - Ьх(1) - ад/) - Ст/[иЦ - г)]л(/)1 (18)

т \

где переменная величина й(/) вычисляется в соответствии с правой частью формулы (13).

Для сравнительного анализа алгоритмов (15) и (18) формирования управляющих воздействий, подаваемых в ИЭ пневмоподвески виброисточника, при фиксированном значении г— 0,125 с были построены соответствующие области устойчивости (ип; Х„) для замкнутых систем при различных начальных отклонениях по координате (х(0) = Х0) и по управлению (и(0)= ио). вид которых приведен на рис. 3. Из визуального анализа следует, что система, в которой реализован алгоритм второго порядка (18), обладае т более широкой областью устойчивости и подтверждается сделанный в работе (5) вывод об эффективности введения в алгоритмы обратных задач динамики вторых производных по управляющему воздействию.

Алгори тмы полиномиальной аппроксимации оказались более эффективными, так как они изменили характер протекания переходных и установившихся процессов изменения управления и(0 и жесткости пневмоподвески Сп (0- Системы, в которых реализован релейный алгоритм (7), его гладкая аппроксимация (8) или аналитическое решение обратной задачи динамики (9), имеют одинаковый характер процесса С„ (/). показанного на рис. 2, т.е. наблюдаются характерные для релейных систем прямоугольные автоколебания с амплитудой Ст = 150 т/с3.

Процесс изменения жесткости пневмоподвески Сп {<) в замкнутых системах, в которых реализованы алгоритмы полиномиальной аппроксимации для схем первого порядка приведен на рис. 4, а второго — на рис. 5. Во-первых, временные зависимости являются непрерывными функциями, и, во-вторых, для схем первого порядка в установившемся режиме не наблюдается автоколебаний.

Результаты имитационного моделирования, проводимого в различных точках пересечения областей устойчивости первого и второго порядка, показали, что наибольшее значение амплитуды составляет Спта' — = 0,285 пх/с2, что значительно меньше величины С в

системах с релейными алгоритмами. Возникновение незначительных по амплитуде автоколебаний в схемах второго порядка компенсируется тем, что для их реализации требуется меньшая величина максимального значения Сптаг, а следовательно, меньший объем и размер пиевмоподвески. Так, в тех же точках пересечения областей устойчивости для схем первого порядка Сптах = -0,118 т/с2, а для схем второго порядка С,,"0' = - 0,099 т/с2.

Таким образом, но результатам проведенных исследований можно сделать вывод 'гго применение методики полиномиальной аппроксимации позволяет избегать автоколебательного режима изменения жесткости пиевмоподвески, а применение алгоритмов формирования управляющего воздействия второго порядка не только расширяет область устойчивости системы, но и улучшает конструктивные характеристики объекта. Например, выбор пневмоподвес-ки меньшего размера естественно снижает затраты не только на проектирование, но и на изготовление системы.

Библиографический список

1. Тихонова. Н.А. Идентификация одномерных релейных динамических объектов методом последовательной линеаризации: Дис.канд техн. наук: 05.13.0!. - Красноярск, 2006. - 125 с.

Книжная полка

Проектирование и расчет металлорежущего инструменты на ЭВМ: учеб. пособие для вузов / под ред. О. В.Таратынова. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: РИЦ МГИУ, 2006. - 380 с. - ISBN 5-276-00721-7.

В пособии рассмотрены современные конструкции металлорежущего инструмента, области их применения, даны краткие сведения о технологических процессах изготовления режущих элементов, изложены вопросы проектирования режущего инструмента с использованием ЭВМ. Приведены рекомендации по применению наиболее приемлемых языков программирования для расчета различных видов инструмента. Рекомендовано МО РФ.

Скопинский, В. Н.

Расчеты стержней на изгиб с кручением. Расчеты на прочность при переменных напряжениях: учеб. пособие / В. Н. Скопинский, А. А. Захаров, А. Б. Сметанкин. - М.: РИЦ МГИУ, 2006. — 112с.— ISBN 5-276-00781-0.

Даны решения различных примеров теории напряженного состояния, теории прочности, сов местного действия изгиба и кручения, прочности деталей придействии переменных напряжений. Изложены методические приемы определения внутренних сил и напряжений в стержнях и стержневых системах при изгибе с кручением. Рассмотрены типовые задачи по анализу напряженного состояния в точке, проведению расчетов валов на усталостную прочность придействии циклически изменяющихся напряжений.

Для выполнения учебных заданий и курсовых проектов по дисциплинам «Сопротивление материалов» и «Механика материалов и конструкций».

Проектирование технологической оснастки: учеб. пособие / ред. В. В. Клепиков. - М.: РИЦ МГИУ, 2006. - 76 с. - ISBN 5-276-00753-5.

Приводится методика проектирования станочных приспособлений, рассматриваются примеры выполнения расчетов и оформления результатов разработки станочных приспособлений, анализы путей совершенствования технологической оснастки с целыо повышения производительности обработки и качества обрабатываемых изделий.

Может быть использовано при выполнении курсовой работы по дисциплине «Технологическая оснастка» и конструкторской части дипломного проекта студентами специальностей «Проектирование технологической оснастки».

2. Ким, Д.П. Теория автоматического управления. Том 2. — М.: ФнэМатЛит. 200-1. — 464 с.

3. Бесекерский. В.Л., Понов 0.П. Теория систем автоматического управления. Изд-е 4. перераб. и доп. - СПб.: Профессия. 2004. - 752 с.

4. Лаврухнп, А.А. Синтез системы управления геофизическим комплексом для поддержания кваэиоптнмалышх режимов // Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта: Сб. науч. статей аспирантов и студентов университета. - Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2006. — Вып. Б — С. 206-209.

5. Когут, Л.Т. Полиномиальная аппроксимация в некоторых задачах оптимизации и управления: Монография. — Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения. 2003. - 244 с.

КОПТ Алексей Тарасович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Радиотехнические и управляющие системы», директор ИАТИТ. ЛАВРУХИН Андрей Александрович, аспирант кафедры «Радиотехнические и управляющие системы». РАБ Елена Игоревна, студентка 6-го курса.

Статья поступила в редакцию 09.08.07 г.

© А. Т. Когут, Л. Л. Лаврухин, Е. И. Раб

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК № 2 <*« 2007 МАШИНОСТЮІНИІ И МАШИНОІЩНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.