Блок обработки сигналов (см. рис. 2) при дальнейшей модернизации и при оснащении тракторов бортовыми компьютерами можно будет упразднить, а алгоритм управления ввести в компьютер, что позволит не только удешевить устройство, но и повысить эффективность его работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Способ обнаружения зеленых растений /Полевицкий К.К. А.с. № 1414342.
2. Sudatchenko V.N., Kozlov V.V. Avdeyev A.P. Opticelectronic automatic guidance systems for a row crop cultivator /TV International scientific conference ON MICROPROCESSOR SYSTEMS IN AGRICULTURE Conference proceeding May 28-29, 2001 Plock, Poland.
Получено 15.02.02.
УДК 631.171:62-7
Г.В. КАЛЕДИН, канд. техн. наук
ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ АПК СЕВЕРО-ЗАПАДА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Рассмотрены вопросы формирования и функционирования инженерно-технической системы АПК на основе системного подхода путем сопоставления валовых затрат и валовых доходов в зависимости от объемов производства сельхозпродукции.
В соответствии с федеральным законом «Об инженерно-технической системе АПК» система включает в себя сферу деятельности по созданию и производству технических средств производства, их использованию и обслуживанию, осуществлению контроля за
их качеством, а также научного и информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителя [1].
Изменения в инженерно-технической системе АПК Северо-Запада РФ, произошедшие в условиях рынка, требуют глубокого осмысления и серьёзных корректив со стороны науки в вопросах формирования и использования парка машин на перспективу. Инженерно-техническая система АПК - самая капиталоёмкая. В структуре затрат на получение сельскохозяйственной продукции на нее приходится нередко до 60%, а поэтому от научно-обоснованной системы зависит сокращение этих затрат и эффективное использование ресурсов производства.
Реализовать эту стратегическую цель возможно через оптимизацию трех составляющих инженерной сферы: систему машин, систему машинных технологий производства продукции и систему использования техники. Система машин и система технологий, хотя и требует своего совершенствования, но в целом отработана для текущего периода. А система использования техники пока не сформирована, и её разработка представляет актуальнейшую проблему.
Если для создания техники нового поколения и перевооружения ею производства требуются высокие капитальные затраты, то разработка и освоение новых методов использования машин обходится на порядок и более дешевле. Так в проекте федеральной целевой программы «Техника для продовольствия России на 2001-2007 гг.» стоимость системы машин из нового поколения оценивается почти в 600 млрд. рублей в ценах 1998 года или около одного триллиона рублей в текущей номинации. Затраты же на создание и освоение системы эффективного использования техники оцениваются в 40-50 млрд. рублей [2].
Система использования машин в новых производственно-экономических отношениях в сельском хозяйстве должна дать ответ -как эффективно, производительно использовать ставшую намного дороже современную технику.
Проводимые ранее исследования по построению инженерно-технической системы АПК и, в частности, по вопросам эффективного использования и обслуживания машинно-тракторных агрегатов (МТА), выполнялись на распределительном принципе капвложений с
использованием в качестве основного оценочного показателя приведённых затрат. С помощью этого критерия проводили сравнения отдельных машин, вариантов использования и обслуживания и определяли не эффективность машины или способа обслуживания, а осуществляли сравнение их с аналогом, эффективность которого в свою очередь также была сомнительна в реальных условиях.
В условиях дефицита оборотных средств задача обоснования марочного состава техники и её пополнения приобретает проблемный характер и при выборе путей её решения необходима строгая экономическая оценка. При этом появление полноценного вторичного рынка открывает перспективы в оптимизации использования потенциала эксплуатируемой техники. Сегодня вопрос о замене машины и оборудования должен решаться не на нормативном уровне, а на основании индивидуальных бизнес-планов. В условиях рынка первая перепродажа может оказаться оптимальной уже через несколько лет использования технических средств. Главными причинами такой тенденции являются повышение цен на новые машины, значительно опережающие в своем росте стоимость сельскохозяйственной продукции, и глубокое экономическое расслоение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В этих условиях заслуживает внимания разработанная в СЗНИИМЭСХ новая методика инженерно-экономической оценки и обоснования технической оснащенности производственного процесса производства продукции [3]. Ее основой является сопоставление величин валовых затрат и валовых доходов в зависимости от объемов производства сельскохозяйственной продукции. При этом основными параметрами, характеризующими производственный процесс, являются прибыль, площадь земельного ресурса, техническая оснащенность, урожайность.
С помощью методики можно определить критический объем продаж, а также минимальную площадь возделывания сельскохозяйственной культуры, начиная с которой будет появляться прибыль в зависимости от форм использования техники. Кроме того, определяются границы количественного и структурного изменения технического комплекса при его применении на различных по качеству, но оптимальных по размеру земельных участках.
Наряду с обоснованием марочного и количественного состава средств механизации не менее важной проблемой в вопросах совершенствования инженерно-технической системы (ИТС) является и распространение эффективных способов и форм организации использования машин. Опыт последних лет показывает, что среди действующих в настоящее время организационных формирований, основу составляют сельскохозяйственные предприятия товарного значения, производство в которых основано на профессиональном разделении труда и концентрации техники. Как в нашей стране, так и за рубежом имеется много примеров преимущества концентрации техники, особенно высокопроизводительной и дорогостоящей. Именно крупные фирмы США не только обеспечили продовольственную безопасность страны, но и их высокую экспортную и политическую экспансию. В России, к сожалению, наблюдается обратная картина - дробление крупных, в том числе и государственных, сельскохозяйственных предприятий.
В связи с этим для их обслуживания в АПК появляется новый потребитель технических средств - машинно-технологические станции (МТС) различных форм собственности и степени комплектации, которые, не получая порой возмещения производственных затрат за выполняемые услуги, озабоченны собственным выживанием. Это вынуждает их оказывать значительную долю услуг вне АПК.
Анализ результатов деятельности МТС [4, 5, 6] указывает на необходимость создания МТС с концентрацией в них технологических комплексов машин и специализацией, как по культурам, так и технологиям, привлечением внебюджетных средств. В ряде регионов при оснащении МТС делают ставку на импортную технику, в т.ч. и подержанную. Анализ функционирования таких МТС говорит о том, что, хотя импортная техника и имеет преимущества перед отечественной по техническим и эксплуатационным параметрам, однако, по величине себестоимости выполняемых работ картина диаметрально противоположная. Применение зарубежной техники в отечественных технологиях часто не приводит к снижению производственных затрат, как указано в рекламе, а, наоборот, способствует их увеличению. Это еще раз доказывает, что эффективное использование высо-
копроизводительной техники целесообразно увязывать с условиями её эксплуатации.
У нас деятельность МТС оценивается до сих пор объемом работ в гектарах мягкой пахоты, гектарах убранной площади и т.д., то есть отдается предпочтение количественным факторам. Зарубежный же товаропроизводитель выбирает машины, обеспечивая конкурентоспособность своей продукции. При этом рост затрат на 1 га при механизированной обработке заставляет его искать способы повышения плодородия земли, качественных изменений производства.
Таким образом, за рубежом машинное производство вызывает технологическое обновление сельского хозяйства, а у нас пока что -повышение уровня механизации этой отрасли. Следует отметить, что МТС функционируют не первый год, однако они до сих пор не оказали ощутимой помощи сельскому хозяйству. Основная причина этого кроется в том, что они создавались без обоснования параметров, а параметры МТС требуется обосновывать в каждом случае, связав их с потребностями и потенциалом обслуживаемых хозяйств. Экономическая результативность хозяйственной деятельности МТС должна определяться уровнем продуктивности использования пашни.
В условиях преобладания изношенного машинно-тракторного парка (Mill), организация его технического обслуживания (ТО) и ремонта является не менее важным направлением совершенствования ИТС.
Ранее проведенные исследования в этом направлении [7] также базировались на использовании критерия приведенных затрат, применение которого предусматривало сравнение одного варианта с другим. По этой причине в свое время было предложено несколько способов организации технического обслуживания МТП: централизованный, передвижной, автономный и смешанный.
В реальных же условиях существует процесс поддержания технического ресурса МТП с использованием стационарных и передвижных средств выполнения ТО. Следовательно, целесообразно рассматривать не способы организации ТО, а осуществлять обоснованное разделение объемов работ по ТО между стационарными и передвижными средствами на основе сопоставления валовых издержек и доходов, а также удельных затрат на услугу и ее рыночной цены.
Вышесказанное позволяет констатировать, что адаптация технологий и технических средств должна осуществляться системно на основе формирования информационных массивов данных по базовым технологиям, сортам, почвам, технике. При этом адаптация использования технических средств в производстве сельскохозяйственной продукции достигается путем сопоставления размеров и качества земельного ресурса сельскохозяйственного товаропроизводителя с параметрами технического и трудового ресурсов. На практике, не все хозяйства могут производить продукцию в условиях полного соответствия всех ресурсов. Деятельность таких хозяйств вполне успешно может осуществляться с помощью компенсирующей подсистемы -МТС. Территориальная адаптация средств поддержания технического ресурса также должна осуществляться путем создания рациональной сети стационарных и передвижных средств технического обслуживания с размещением их как в хозяйствах (полный производственный модуль), так и в компенсирующей структуре - МТС.
При разработке научных принципов формирования ИТС предусматривается вычленение из большой системы подсистемы МТС, которая является компенсатором в процессе производства сельскохозяйственной продукции при взаимодействии трудового, земельного и технического ресурсов, а также является адаптером различных технологий и технических средств к конкретному сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Теоретические и методические основы эффективного использования технологических комплексов при производстве сельскохозяйственной продукции могут быть товаром на рынке консалтинговых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса. №100-ФЗ-24 мая 1999 г. - М,- 13 с.
2. Краснощекое Н.В. Производительность труда в наукоемком аграрном производстве //Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2002 .- №3,- С. 29-32.
3. Минеее А.П., Арсенъее Г.М. Метод оценки взаимодействия ресурсов товаропроизводителя при производстве сельскохозяйственной продукции в условиях рыночной экономики //Технологии и тех-
нические средства производства продукции растениеводства и животноводства в Северо-Западной зоне России: Сб. науч. тр. - СПб. СЗНИИМЭСХ, 1999. - Вып. 70. - С. 5-13.
4. Кузьмин В.Н. Машинно-технологические станции в сельском хозяйстве: Обзор, информ. - М.: Информагротех, 1997. - 59 с.
5. Кузьмин, В.Н., Михлин В.М., Суржиков B.C. Функционирование и улучшение деятельности МТС: Практ. Рекомендации. - М.: Информагротех, 1998. - 40 с.
6. Кузьмин В.М. Опыт работы машинно-технологических станций: Ан. обзор. - М.: ФГНУ Росинформагротех, 2000. - 88 с.
7. Сегал Л.Б. Структура и методика эксплуатационной оценки базы технического обслуживания машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве (на примере Северо-Запада РСФСР): Дисс. д-р техн. наук. - Л., 1983. - 472 с.
Получено 11.03.02.
УДК 629.11: 621.436: 511.3
В.А. АЛЛИЛУЕВ, д-р техн. наук; Г.В. КАЛЕДИН, канд. техн. наук
ВИБРАЦИОННЫЙ МЕТОД И ТЕХНОЛОГИЯ НИЗКОЧАСТОТНОЙ БАЛАНСИРОВКИ ДВИГАТЕЛЕЙ И АГРЕГАТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРАКТОРОВ И КОМБАЙНОВ
Рассмотрены вопросы целесообразности применения вибрационного метода и технологии низкочастотной балансировки различных двигателей внутреннего сгорания, позволяющих снизить вибрации машинно-тракторных агрегатов (МТА) и повысить ресурс двигателя и узлов машин не менее чем на 20% при снижении расхода топлива до 18%.
Высокопроизводительное использование современной техники во многом определено техническим состоянием её механизмов и агрегатов. Работа двигателя, механизмов и агрегатов машины формирует вибрации на частотах, кратных частоте вращения валов и вра-