теллигенцию. Практически вся лучшая часть дооктябрьской интеллигенции, включая художественную и духовенство, была уничтожена. Заодно была уничтожена часть новой интеллиген-
ции, воспринявшей лучшие традиции прошлого Но в это же время бурно шли процессы становления и развития бурятской советской интеллигенции.
Литература
1. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации (конец XIX -первая треть XX в.) / П.К. Варнав-ский, Г.А. Дырхеева, Т.Д. Скрынникова. - Иркутск: Оттиск, 2003. - С. 41.
2. А.В. Бильтрикова. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе. - Улан-Удэ, 2001. - С. 9.
3. Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1954. Т. 39. - С. 264.
4. См.: Голанд Ю. Политика и экономика (очерки общественной борьбы 20-х годов) // Знамя. - 1990. - № 3. - С. 132-133.
Балдано Светлана Викторовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМБТ СО РАН.
E-mail: l-a-n-a@mail.ru
Baldano Svetlana Viktorovna, candidate of historical sciences, senior research associate, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies. SB RAS. E-mail: l-a-n-a@rnail.ru
УДК 342.25 (=512.31)
© И.Н. Шягдуровя
Формирование и деятельность земских органов самоуправления бурят (1917-1920)
В статье рассматривается процесс формирования земских органов самоуправления бурят.
I.N. Shagdurova Formation and activity of zemsky (local) boards of self-governance of Buryats (1917-1920)
In the article the process of formation of zemsky (local) boards of self-governance of Buryats is considered.
Земские органы самоуправления сыграли огромную роль в развитии России. Они возникли после введения земской реформы 1864 г. и состояли из распорядительных органов - губернские и уездные земские собрания, и исполнительных органов - губернские и уездные управы. Первые могли быть очередными и чрезвычайными или экстренными. Очередные уездные собрания созывались ежегодно не позднее октября на 10 дней, губернские - на 20 дней. Управы состояли из председателя и двух членов [1]. Функции земских органов были весьма обширны. В их компетенцию входило заведование земскими повинностями (денежными и натуральными); заведование капиталами и другим имуществом земств; борьба с дороговизной, содержание находящихся в их ведении дорог, пристаней, земской почты, телефонной связи, пароходных и иных сообщений; заведование лечебными и социальными учреждениями, пожарными командами, образованием; содействие развитию торговли, кустарным промыслам, создание кредитных учреждений; благоустройство селений, проведение статистических обследований; участие в организации переселений; поддержа-
ние личной и общественной безопасности, руководство милицией, организация борьбы с эпидемиями, сельскохозяйственными вредителями, открытие ярмарок, торгов, базаров и т.д. [2] Все земские органы избирались сроком на три года, дела в них решались простым большинством голосов. Управы были подотчетны земским собраниям.
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство обращается к этим органам. Наряду с созданием собственных органов местного управления, которое заключалось во введении 4 марта института комиссаров, сменивших губернаторов и исправников [3], 17 июня вводятся земские органы самоуправления в Архангельской губернии и в Сибири [4]. Введения земства в Сибири ждали с самого начала земской реформы 1864 г., за него на протяжении многих лет боролись областники. И, наконец, 6-7 марта 1918 г. в Иркутской губернии прошла первая сессия чрезвычайного губернского собрания. Избирается управа во главе с П.Д. Яковлевым и создаются секции: финансовая, организационная, агрономическая, врачебная, по народному образованию и др. [5], а во второй по-
ловине декабря 1917 - январе 1918 г. прошли уездные земские собрания [6].
В Забайкальской области функции исполнительной власти буржуазного Временного правительства приняли на себя Читинский городской голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троиц-косавском уездах - городские головы, в Селен-гинском и Баргузинском уездах - городские старосты. В Верхнеудинске 6 марта 1917 г. был избран исполнительный комитет общественных организаций, который занимался организацией новой власти. Председателем становится Е.А. Петров, бывший член большевистской фракции 2-й Государственной думы [7]. Все они занимались организацией земского самоуправления в крае. М.Н. Богданов вошел в состав Комитета общественной безопасности в качестве представителя от бурят.
На земское самоуправление большие надежды возлагали и лидеры бурятского национального движения. После Февральской революции 1917 г. у бурят с новой силой развернулось национальное движение, которое делилось на два крыла: либерально-демократическое и революционно-демократическое. Лидеры первого направления (Ц. Жамцарано, М.Н. Богданов, Б. Барадин, А. Доржиев, Э.Д. Ринчино и др.) всецело поддерживали Временное правительство, идею созыва Учредительного собрания и особенно идеи введения земства в «неземских регионах» страны, к которым относилась Сибирь.
6 марта 1917 г. в Чите создается Временный организационный комитет, в состав которого вошли Ш.Б. Бадмаев, Ш.Б. Базаров, М.Н. Богданов, Н.Н. Намдаков, Э.-Д. Ринчино, С.С. Сампи-лов [8]. Комитет поставил задачу подготовки и созыва общенационального съезда бурят для обсуждения судьбы народа в новых условиях.
23-25 апреля в Чите состоялся первый съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии. На этом съезде М.Н. Богданов представил проект бурятской национальной автономии, составленный на основе проектов бурятского национального самоуправления, принятых еще в начале века. В проекте были широко использованы земские идеи. Было предложено создание органов национального самоуправления по схеме сомон-хошун-аймак-Бурятская Национальная Дума в виде сомонных, хошунных, аймачных собраний, комитетов и управ, основанных на земских органах, которые становились низовыми звеньями, а высшими органами самоуправления бурят должны были стать общенациональные съезды, национальный совет и Центральный Национальный Комитет, который на-
зывался еще Бурятская Национальная Дума [9]. Проект содержал идею слияния земских органов управления традиционным национальным самоуправлением. На съезде был избран Бурятский Национальный Комитет (Бурнацком), который начал явочным порядком создавать земские органы самоуправления у бурят. В Иркутске был создан отдел Бурнацкома - Иркутский национальный комитет. Его активными деятелями были В.Л. Егоров, А.А. Убугунов, И.С. Дурхи-санов, Ф.Р. Коняев, И.Г. Салтыков, И.И. Туну-ханов [10].
Вопрос создания бурятских органов самоуправления, основанных на земстве, продолжал обсуждаться и на последующих бурятских съездах. Так, в октябре 1917 г. в Верхнеудинске состоялся III общебурятский съезд, на котором окончательно был утвержден проект бурятской автономии, разработанный М.Н. Богдановым. Проект получил название «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии». Проект предусматривал объединение бурят Забайкальской области и Иркутской губернии в одно целое и выделение в самостоятельную административно-территориальную единицу. Были выдвинуты идеи создания аймаков, хошунов и сомонов в бурятских поселениях. Высшими органами управления, «ведающими культурно-национальной жизнью бурят-монголов... и выражающими волю всего народа», были объявлены общенациональный съезд, национальный совет и центральный национальный комитет [11]. Главной задачей формируемых органов являлась «организация и объединение народных масс на почве общенациональных интересов...» и «разработка вопросов, касающихся культурно-национального, правового и экономического возрождения народа», а также «представительство и защита национальных... интересов народа в... центральных правительственных и общественных учреждениях» [12].
В конце 1917 г. повсеместно были введены органы земского самоуправления по всей Бурятии. У бурят были созданы отдельные аймаки: Агинский - 5 хошунов, Баргузинский - 4 хошу-на, Хоринский - 10 хошунов, Селенгинский - 6 хошунов. В Иркутской губернии среди бурят были образованы 3 аймака: Ангарский - 8 хошунов, 1 булук Эхирит-Булагатский - 10 хошунов, 1 булук Тункинский - 4 хошуна [13]. В аймаках были введены аймачные земские управы, а также Агинская, Аларская, Аргада-Мургунская, Булагатская, Гочитская, Дэдэголь-
ская, Гочитская, Капсальская, Койморская, Окинская, Оронгойская, Торская, Хамниган-Бурятская, Хоготовская хошунные земские управы [14]. Общее руководство этими органами управления находилось в руках Бурят-Монгольского Национального комитета (Бур-нацкома).
Представители Бурнацкома резко отрицательно относились к смешанным уездным земским организациям, т. к. считали, что преобладающее большинство русских в этих органах не дадут бурятам возможности в полной мере отстаивать свои национальные интересы. Ринчино писал: «... при обособлении в аймаки контингент интеллигентных работников сможет вести земскую работу, не осложняемую и не затрудняемую национальной борьбой, которая неизбежна в смешанных уездных земствах» [15]. Но при этом буряты принимали активное участие в общесибирском земском движении. Так, И.Я. Дур-хисанов являлся представителем от Бурнацкома в составе Сибирской Областной Думы, созданной сибирскими областниками. Он участвовал в работе всесибирского съезда земств и городов в Томске [16]. М.Н. Богданов являлся заместителем председателя Забайкальской областной земской управы.
Самостоятельная деятельность бурятских земских органов самоуправления развивалась вполне успешно. Так, например, в Баргузинской аймачной земской управе в 1920 г. председателем управы был В.И. Ирдыниев, членами управы являлись Х.В. Буянтуев, В.Ц. Сахаров, С.Р. Ринчинов, секретарем - Ч.О. Очиров. Баргузин-ская аймачная земская управа, как и все другие, была наделена всеми административными, финансовыми, хозяйственными полномочиями. На заседании управы 1 февраля 1920 г. было установлено собрать земские сборы на нужды аймака по хошунам: 1. Барагханский (664 души) -63,080 р.; 2. Баянгольский (667 душ) - 63,365 р.;
3. Аргада-Мургунский (1 119 душ) - 106,305 р.;
4. Дэдэгольский (868 душ) - 82,460 р. [17].
Агинская земская хошунная управа включала в себя 17 сомонов. Хошунная земская управа состояла из трех членов, пяти канцелярских и других служащих. В ее ведении находилось 5 областных и 6 местных школ. В ведении управы находились также 61 дацан, 968 лам, всего медработников: врачей - 2, фельдшеров - 2, тибетских медиков - 20, а также учащихся в школах -199 [18]. Первое хошунное земское собрание состоялось 18 декабря 1917 г. Членами управы были избраны: председатель Найдан Найданов, он же заведовал делами по продовольственной
части, хошунный зайсан - Базарсада Бадмаев, заведующий милицией - Сандан Сампилов и другие члены управы: заведующий статистическим отделением, заведующий земельными делами, казначей, члены ревизионной комиссии [19]. Как и все земские учреждения, управа сосредоточила в своих руках административные, хозяйственные и финансовые функции.
Хамниган-Бурятская земская управа была создана в январе 1919 г. Ее деятельность распространялась на территории 7 сомонов: Зубха-линского, Шандилинского, Улзыто-Ребекского, Амгаланского, Узонского, Гуновского, Токчин-ского [20].
Возникшие бурятские земские органы самоуправления ни у кого не встречали поддержки кроме сибирских областников. Бурнацком пытался легитимировать национальные земские органы самоуправления. Э.-Д. Ринчино, возглавивший позже Бурнацком, направил телеграмму Председателю Совета министров князю Львову с просьбой санкционировать бурятские земские органы самоуправления, но Временное правительство ответило отказом. Бурятам предлагалась только культурно-национальная автономия, которая не устраивала бурятскую интеллигенцию [21].
В этот период только областники оказывали им поддержку. Г.Н. Потанин, идеолог сибирских областников, в статье «К инородческому вопросу» писал: «Инородцы имеют право организовать свои инородческие комитеты, на которые будут возложены функции земских учреждений, т.е. заведование своими школами, больницами, сельскими дорогами и пр. Этим комитетам должна быть уступлена часть земских и других угодий края, чтобы они были в состоянии создать свои финансы, чтобы было на что содержать общественные учреждения и общественные организации. Кроме того, на эти комитеты должна быть возложена особая миссия - защита духовных нужд племен, защита его национальных и региональных особенностей» [22].
Не нашли поддержки органы бурятского земского самоуправления и у колчаковского правительства, поскольку вдвойне не устраивали его и как национальные, и как земские органы. Только угроза панмонгольской интеграции бурят заставляла правительство «сибирского правителя» считаться с ними. И потому земские бурятские органы самоуправления лишь полуофициально признавались властью и обществом.
Против бурятских земских органов самоуправления выступила группа бурятских большевиков, образовавшаяся в начале 1918 г. в Ир-
кутске при помощи Центросибири. Она возглавлялась М.М. Сахьяновой, в ее состав входили Г. Данчинов, Ф. Осодоева, С. Николаев, Е. Зонхо-ев, В. Трубачеев, М. Ербанов, И.В. Ченкиров и примкнувшие к ним левые эсеры Н.Н. Махочке-ев, Д. Убугунов, И. Рампилов, М. Забанов и др. [23]. Эта группа выступала за установление советской власти в Бурятии и развернула полемику с Иркутским отделом Бурнацкома, который возглавлял Даши Сампилон, по данному вопросу. В газете «Власть труда» (орган Иркутской организации РСДРП(б)) Сахьянова изложила взгляды бурятских большевиков на администра-тивно-политическое устройство бурят в статьях: «Национальный вопрос и русская революция», «К бурятскому съезду», «Итоги бурятского съезда». В них утверждалась идея о необходимости создания единых с русским населением Советов и об отказе бурят от обособленных органов самоуправления [24].
С падением советской власти летом 1918 г. Бурнацком перешел к политике формального признания Колчака и Семенова. Путем лавирования и компромиссов с новой властью он стремился форсировать создание национальной автономии [25]. В новых условиях Бурнацком был переименован в Бурнардуму на V общебурятском съезде в Верхнеудинске, который прохо-
дил с 20 ноября по 2 декабря 1918 г. На этом съезде Бурятский национальный комитет был переименован в Бурятскую народную думу. Председателем был избран Даши Сампилон [26]. При любых правящих режимах Бурнацком упорно добивался своей главной цели - создание бурятской автономии. Но когда атаман Г.М. Семенов в конце 1919 г. объявил о мобилизации бурятского населения и массового перевода бурят в казачье сословие, бурятские земства выступили против этого и объявили о самороспуске.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лидеры бурятского национального движения, стоявшие на либерально-демократических позициях сумели очень точно интегрировать традиционную систему самоуправления бурят с российскими земскими органами самоуправления и создать новые органы самоуправления бурят, которые оказались весьма жизнеспособными и отвечающими требованиям времени. Национальные органы самоуправления остались непризнанными российским правительством официально, но местные власти вынуждены были с ними считаться и признавать их de facto, считая включенными в структуру земских организаций Забайкальской области. Забайкальское областное и уездные земства активно взаимодействовали с аймачными и хошуиными управами.
Литература
I. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX в. / отв. ред. М.В. Шиловский.
- Новосибирск, 2006. - С. 123.
2. Там же. - С. 130.
3. Там же. - С. 119.
4. Рынков В.М. Органы местного самоуправления в антибольшевистском лагере на востоке России (середина 1918 - конец 1922 г.) // Политические системы и режимы на востоке России в период революции и гражданской войны: сб. науч. ст. / науч. ред. В.И. Шишкин. - Новосибирск, 2012. - С. 145.
5. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX в. / отв. ред. М.В. Шиловский.
- Новосибирск, 2006. - С. 134.
6. Там же. - С. 136.
7. Республика Бурятия: краткий энциклопедический справочник. - Улан-Удэ, 1998. - С.152.
8. История Бурятии XX в. - начало XXI в,- Улан-Удэ, 2012. - С. 37.
9. Шагдурова И.Н. Очерки из истории развития общественно-политической мысли бурят в первой четверти XX в. -Улан-Удэ, 1999.-С. 78.
10. История Бурятии XX в. - начало XXI в. - Улан-Удэ, 2012. - С. 37.
II. Национальное движение бурят в 1917-1919 гг.: документы и материалы / сост. и науч. ред. Б.Б. Батуев. - Улан-Удэ, 1994.-С. 15.
12. Там же. - С. 16.
13. Административное деление и сеть государственных учреждений Бурят-Монголии 1917-1923 гг.: архивный справочник. - Улан-Удэ, 1978. - С. 137.
14.Там же. - С. 138.
15. Ринчино Э.-Д. Документы. Статьи. Письма. - Улан-Удэ, 1994. - С. 71.
16. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX в. / отв. ред. М.В. Шиловский.
- Новосибирск, 2006. - С. 111.
17. НАРБ. Ф.317. Оп.1. Д. 62. Л.1.
18.НАРБ. Ф. Р-324. Оп.1. Д.76. Л. 7-10.
19. НАРБ. Ф.Р-324. Оп.1. Д. 14. Л. 12.
20. НАРБ. ФЭ-Р328. Оп.1. Д.45. Л.1.
21. Шагдурова И.Н. Очерки из истории развития общественно-политической мысли бурят в первой четверти XX в. -
Улан-Удэ, 1999.-С.38.
22. Потанин Г.Н. К инородческому вопросу // Сибирская газета. - 1917. - 14 мая.
25. Жабаева Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов. - Улан-Удэ, 2001.-С. 124.
26. Шагдурова И.Н. Очерки из истории развития общественно-политической мысли бурят в первой четверти XX в. -Улан-Удэ, 1999.-С.78.
Шагдурова Ирина Никитична, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии. Бурятский госуниверси-тет. 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
Shagdurova Irina Nikitichna, candidate of historical sciences, associate professor, department of history of Buryatia. 670000 Ulan-Ude, Smolin Str., 24a
УДК 329.051 (571.54)
© А.Н. Балакирев
Основные этапы детского движения в Бурятии
(к 90-летию создания республиканской пионерской организации)
В статье, посвященной 90-летнему юбилею создания пионерской организации в Бурятии, рассмотрены основные этапы становления и развития детского движения в республике в XX - начале XXI в.
Ключевые слова: детское движение, пионерская организация, комсомол (ВЛКСМ).
A.N. Balakirev
Basic stages of the children's movement in Buryatia
(to the 90-th anniversary of the republican young pioneer organization)
In the article, that is dedicated to the 90-anniversary of the establishment of the pioneer organizations in Buryatia, the basic stages of formation and development of the children's movement in the republic in the 20th - early 21st centuries have been considered.
Keywords: children's movement, Young Pioneer Organization, the Komsomol (Communist Union of Youth).
Забота о преемственности поколений, воспитании детей и молодежи во все времена являлась неотъемлемой частью развития российского общества. Но именно XX в. стал временем становления новой объективной социальной реальности в мире и в России, такой как детское движение. В развитии отечественного детского движения чаще всего выделяются допионер-ский, пионерский и постпионерский периоды [1, с. 72].
Первый, «допионерский», этап был представлен возникновением и функционированием в России детских объединений самой разной направленности («Майские союзы», «Сетле-мент» С.Т. Шацкого и др.) Наиболее широкую популярность завоевал скаутизм - движение детей и молодежи, распространившееся в начале XX в. по всему миру. После 1917 г. в рядах российских скаутов произошел раскол из-за неоднозначного отношения к советской власти. Их легальная деятельность продолжалась до 1919 г., но фактически скаутские объединения существовали в Советской России до 1926 г. [2, с.16]. На территории Бурятии, начиная с 1916 г., действовали как минимум два скаутских отряда - в Верхнеудинске и Троицкосавске [21]. Руководители этих отрядов, например, бывший скаут-
мастер Газис Урманчеев, сыграли значительную роль в создании республиканской пионерской организации.
В первые послереволюционные годы (1917— 1922) в России постепенно оформлялась идеология детского коммунистического движения, а днем рождения Всесоюзной пионерской организации принято считать 19 мая 1922 г. Решающее значение в сплочении различных, разрозненных детских коммунистических групп принадлежит V Всероссийскому съезду РКСМ (октябрь, 1922 год), на котором впервые были определены цели и задачи детского движения в Советской России, а также намечены формы, содержание и методика работы. С этого момента начинается новый -«пионерский» - этап в развитии отечественного детского движения. Именно пионерская организация становится первым опытом по созданию массовых детских общественных объединений для большинства регионов СССР, в т.ч. и для Бурятии. В марте 1923 г. по специальной программе, присланной из Москвы, начались занятия первого отряда инструкторов юных пионеров в г. Верхнеудинске. 27 апреля 1923 г. в Бурятии был создан первый пионерский отряд, организатором которого стала инструктор Губкома комсомола Мила Славнина, первыми вожатыми