Ненахова Наталья Николаевна
ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ БАРНАУЛА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
В статье предпринята попытка анализа формирования частных музеев и галерей города Барнаула на рубеже XX-XXI веков. Автор рассматривает деятельность частных музеев в контексте исторического и социокультурного развития региона. Музей, как один из объектов культуры, отражает культурные реалии определенной исторической эпохи и одновременно характеризует средства формирования культурных традиций, исторического наследия человечества. Приведенная автором конкретика примеров по организации историко-культурного ландшафта Алтайского края проявляется в частной инициативе творческих людей (художников, меценатов, галеристов) как адаптация экономических методов сохранения художественного и прикладного искусства. Особое внимание автор уделил формированию стойкого интереса к частным музейным коллекциям, которые концентрируют познавательное и эстетическое отношение у современного потребителя.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/3-2/34.11^1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 118-122. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/3-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net
NATIONAL ART SCHOOLS IN THE CONTEXT OF CULTURES INTEGRATION IN THE XX CENTURY
Melekhova Kseniya Aleksandrovna, Ph. D. in Art Criticism Altai State University kschut@mail.ru
Integration is an ancient process, without which it is impossible to imagine the development of culture. Continuity acts as an objective law of the expression and manifestation of relationships in the sphere of spiritual life, artistic practices, ethnic traditions. The article considers the problem of the development of national art schools through the integration of cultures by the example of the Central Asian countries as well as the role of Russia in the development of national art in the XX century through the system of art education.
Key words and phrases: integration of cultures; continuity; fine art; artistic process; artistic traditions; national traditions; Russian art school; European school of painting; creative method.
УДК 94(470)"20"
Исторические науки и археология
В статье предпринята попытка анализа формирования частных музеев и галерей города Барнаула на рубеже XX-XXI веков. Автор рассматривает деятельность частных музеев в контексте исторического и социокультурного развития региона. Музей, как один из объектов культуры, отражает культурные реалии определенной исторической эпохи и одновременно характеризует средства формирования культурных традиций, исторического наследия человечества. Приведенная автором конкретика примеров по организации историко-культурного ландшафта Алтайского края проявляется в частной инициативе творческих людей (художников, меценатов, галеристов) как адаптация экономических методов сохранения художественного и прикладного искусства. Особое внимание автор уделил формированию стойкого интереса к частным музейным коллекциям, которые концентрируют познавательное и эстетическое отношение у современного потребителя.
Ключевые слова и фразы: деятельность музеев; история и культура региона; выставки; экскурсии; галереи; виртуальные музеи; художественное творчество; частная инициатива; пропаганда историко-музейной деятельности; художественно-искусствоведческая презентация.
Ненахова Наталья Николаевна
Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова, г. Барнаул natanenakhova@bk. т
ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ МУЗЕЕВ БАРНАУЛА НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ
На протяжении своего существования феномен музея является объектом самого пристального внимания и изучения. Связано это с амбивалентной ролью музея как субъекта и объекта культуры. Музей - это один из объектов культуры, отражающих культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры. Музей не только отражает важные тенденции развития культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом, со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие исторического процесса и социокультурной сферы. Изменения в политике и экономике нашей страны в конце XX века существенно повлияли на роль музеев в обществе, на содержание их деятельности. В России до определенного времени действовала традиционная модель музеев, в рамках которой музей существует в координатах «власть - наука - школа» [6, с. 122]. Это институт по прививанию научных знаний от имени государства посредством различных школьных технологий: экскурсий, лекций, занятий для детей, кружков. Музей организовывался от имени власти, и его авторитет зижделся на научном знании. В настоящее время частный музей или картинную галерею может создать любитель и ценитель прекрасного, исходя из своего желания и финансовой возможности.
Если говорить о современном музейном буме на Западе, то ему предшествовала смена парадигмы. Музей теперь - это общественный объект. Качество музея определяется не размером финансирования, а числом посетителей и ценой за билеты. Музей включен в экономическую реальность. Более того, сегодня музеи выходят из своих зданий, перемещаются на улицы, в газеты, наконец, в Интернет [4, с. 25]. В Интернете, где живет современное поколение людей, все более популярными становятся виртуальные музеи, галереи, причем не только традиционные презентации сайтов государственных и муниципальных музеев, но и частных коллекций.
Современное состояние культуры региона Алтайского края и Барнаула представляют частные музеи, выставочные залы и картинные галереи. Начиная с последнего десятилетия XX века, в крае формировался спрос на удовлетворение культурных потребностей различного уровня. Так, в художественной жизни города особое
место занимает «Турина гора» - центр керамического производства, имеющий статус народного художественного промысла [12]. В основе его изделий лежит поиск и индивидуальность каждого мастера. Интерес к архаичной культуре, к искусству древних народов Сибири - тюрков, алтайских скифов, а также к традиционному искусству современных алтайцев, сохранивших свои исторические корни, - это основа художественного кредо промысла «Турина гора». Отражена в его изделиях и тема Барнаула: в их росписях воспроизводятся утраченные ныне и сохранившиеся памятники архитектуры. Уже 20 лет существует это предприятие. Сложилось его неповторимое лицо, есть свои зрители и покупатели - любители искусства и керамики.
Художественная галерея «Турина гора» - первая частная галерея города Барнаула, открыта в марте 2002 года. Ведущие художники Алтая, Сибири, России, зарубежные мастера выставляют свои произведения в камерном зале галереи. Особенностью галереи является то, что каждая выставка сопровождается эксклюзивной керамикой от «Туриной горы», сделанной художниками-керамистами специально под каждую из экспозиций. Галерея участвует во всевозможных акциях, таких, например, как выставка современного искусства «Свежий ветер», выставка «Башня», международная «Музейная ночь» [10]. Небольшой формат галерейного пространства создает уютную атмосферу в зале, позволяющую посетителям чувствовать себя комфортно и непринужденно. Профессиональные искусствоведы интересным рассказом помогают по-новому увидеть и воспринять красоту и глубину выставленных произведений.
«Неповторима и разнообразна панорама культурного пространства Алтая. К началу XXI века в ней ярко обозначилось редкое для удаленных от столиц сибирских краев явление - рождение и развитие художественных династий» [7, с. 15-24], - этой цитатой начинается статья «Очерки истории искусства Алтая» доктора искусствоведения, профессора, члена Союза художников России Т. М. Степанской, посвященная династии художников Щетининых. Эта династия выделяется из общего направления, прежде всего, широкой общественной деятельностью, которую ведет ее нынешний глава Анатолий Прокопьевич Щетинин, член Союза художников России, владелец «Арт-галереи» [1]. Осенью 2003 года сын художника Прокопия Алексеевича, Анатолий Щетинин, создал первую частную галерею современного искусства на Алтае. По словам А. П. Щетинина, идея уникального проекта частной арт-галереи возникла, когда он, «увидев во время поездок во Францию, Италию, Америку, как удобно, что рядом с багетной мастерской располагается художественный салон, в котором можно найти все необходимое для творчества, да еще и выставочный зал, где проходят выставки-продажи, стал поэтапно расширять свою мечту» [Там же]. Открытая в 2003 году «Арт-галерея Щетининых» хорошо известна не только барнаульцам, но и гостям края, интересующимся изобразительным искусством. С момента открытия в «Арт-галерее» прошло 75 выставок, а это значит, каждый месяц здесь открывается новая. Эту галерею любят, здесь много постоянных посетителей, особенно студентов разных учебных заведений. В галерее проводятся выставки и тематические экскурсии, лектории для учащихся и преподавателей детских художественных школ и школ искусств. Свои зрители - это хороший показатель привлекательности музея или галереи. Разнообразие выставок и проектов, например выставка «Монголия -Россия», уникальный проект - коллекция «Великие художники», благотворительный аукцион для приюта «Ласка» с названием «Животные страсти», позволяет привлечь широкую зрительскую аудиторию.
В коллективе «Арт-галереи» работают профессиональные искусствоведы, поэтому планомерность даже творческого труда дает положительные результаты. Так, 60% выставок готовится заранее - это очень кропотливая работа. Продолжая анализ работы галереи, Анатолий Прокопьевич говорит, что «поводом для организации выставки могут быть и юбилейные даты, и значимые календарные дни, и, допустим, итоги творческой поездки. Участниками выставок бывают как коллеги, члены Союза художников России, так и малоизвестные широкой публике художники. Часто после проведения персональной выставки в галерее любители изобразительного искусства открывают для себя новые имена» [Там же]. Художественная школа Алтая всегда славилась жанром пейзажа. Молодые художники верны традициям или ищут собственные пути творчества. В «Арт-галерее» стало ежегодной традицией проводить отчетные выставки студентов и молодых художников, начинающих свой творческий путь. Многие из них продолжают участвовать в выставках разного уровня. И это доставляет глубокое удовлетворение, так как продолжается алтайская реалистическая школа, которая славится во всей России [8]. Общая деятельность галереи освещается в газетных публикациях, интервью, радиоэфире и тематических программах на местном, краевом и российском уровнях. Так, отзывы о выставках и проектах появляются в газетах «Алтайская правда» [1], «Свободный курс», «Комсомольская правда», анонсы о мероприятиях в галерее сообщаются информационным агентством «Амител».
Ещё одним примером частного вклада в презентацию привлекательности региона может считаться картинная галерея «Кармин». Она была открыта 12 мая 2005 года Сергеем Грантовичем Хачатуряном, известным на Алтае промышленником и меценатом. На открытии галереи была представлена выставка «Пейзаж -национальный жанр искусства России - в коллекции Сергея Хачатуряна». Здесь впервые зазвучало поэтическое название галереи - «Кармин», символично в художественном проявлении: алая краска - стойкость и крепость которой проверены временем, изображение розы на зелёном фоне - рождало эмоциональные ассоциации с образом легендарной «Кармэн». И в названии, и в создании художественного образа галереи проявлялся профессионализм рекламной и культурной деятельности.
Первоначально художественная коллекция насчитывала 267 произведений алтайских художников. Сейчас в её составе более 800 произведений алтайских и сибирских художников [11], а среди ведущих жанров -пейзаж и натюрморт. В ноябре 2006 года были открыты новые экспозиционные площади, на которых разместилась выставка лучших произведений из коллекции С. Хачатуряна. Это первая в крае постоянная выставка,
ретроспективно представляющая творчество алтайских художников. Непростое дело - собрать коллекцию высокого художественного уровня, но не менее сложно привлечь к ней внимание, помочь зрителю освоить новое художественное пространство, убедить, что в общении с «прекрасными сюжетами» обретет он душевное равновесие и покой. А для этого коллективу сотрудников приходилось много и профессионально трудиться. В сентябре 2008 года в галерее были открыты дополнительные площади, на которых разместились: зал для проведения научных конференций, библиотека, кабинеты научных сотрудников, депозитарий, а также прекрасный зал - «музыкальная гостиная». В настоящее время галерея располагает обширными выставочными площадями. Особым мероприятием для частных галерей можно считать презентацию первого научного каталога-альбома, который систематизировал более четырехсот произведений. Издание получилось основательным, выполненным на высочайшем полиграфическом уровне, богато и качественно иллюстрированным. В нем впервые был собран богатейший научный материал по алтайскому искусству с включением искусствоведческих статей по истории коллекционирования в России, Сибири, на Алтае, в Барнауле и характеристикой собрания, представленного в каталоге.
В «Кармине» с каждым годом обновляются формы работы со зрителем: проводятся экскурсии различной тематики, работает лекторий, востребованы мастер-классы, организуются встречи с художниками, музыкальные концерты. Растущая посещаемость - наглядное свидетельство того, что галерея нужна, она «лечит души, будит самые благородные чувства» и становится значимым явлением в культурной жизни нашего города и края. А восторженные отзывы благодарных посетителей вдохновляют создателей коллекции и галереи, сотрудников на новые значимые дела и проекты.
Картинная галерея занимается выставочной, научно-исследовательской, просветительской и образовательной деятельностью. Комплектуется научная библиотека галереи, архив, издаются буклеты, каталоги выставок. При галерее работает салон-магазин, где желающие могут приобрести произведения живописи как известных, так и молодых художников Алтайского края и Республики Алтай.
Так, просветительская и образовательная деятельность картинной галереи «Кармин» - система художественно-эстетического воспитания на материале частной коллекции и лучших произведений мирового изобразительного искусства. Среди форм работы используются традиционные: экскурсии, цикловые занятия на экспозиции; лектории; мастер-классы. По тематике экскурсии в галереи разнообразны: «Россия, Русь! Храни себя, храни!..»; «Об Алтае - с любовью (образ Алтая в творчестве сибирских, алтайских художников)»; «Реализм - метод правдивого отражения действительности (традиции русского реалистического пейзажа в творчестве сибирских, алтайских художников)»; «Тихая жизнь предмета (жанр натюрморта в творчестве сибирских, алтайских художников)»; «Смотри!.. (от восприятия искусства к искусству восприятия)» [Там же].
В галерее успешно ведутся занятия по циклам и направлениям: «Мир глазами художника (для школьников младших и средних классов)»; «Общение с искусством - способ узнать себя (для старших школьников и студентов)»; «Традиции русского реалистического искусства». Работа лектория проводится по темам: «Художественная жизнь Алтая XVIII-XX вв.», «Истоки алтайского изобразительного искусства. Петров В. П. (1770-1810)», «Искусство Алтая XIX - начала ХХ в. Мягков М. И. (1799-1852)», «Гуркин Г. И. (1870-1937)», «Творчество Никулина А. О. (1878-1945)», «Роль Алтайского художественного общества в культуре края. Борисов А. Н. (1889-1937)», «Формирование Алтайской краевой организации Союза художников. Её деятельность в 40-50-е годы».
Таким образом, формы содержательной деятельности галереи «Кармин» соответствуют «общепринятым, традиционным для государственных художественных музеев и картинных галерей, целью которых является: просвещать, развивать эстетический вкус, воспитывать творческую личность средствами изобразительного искусства» [5, с. 37]. Так, просветительская и образовательная деятельность развивается на имеющемся художественном материале, что есть основа картинной галереи «Кармин», где достаточно полно собраны произведения алтайских, сибирских, российских художников.
Организация выставок в галерее как основная форма общения со зрителем соответствует годовым и перспективным планам. Это, прежде всего, постоянно действующая экспозиция творчества алтайских художников, составленная на основе произведений из коллекции С. Г. Хачатуряна. Выставка уникальна, так как впервые последовательно, широко и полно представляет художественную жизнь Алтая. Обновляется экспозиция один раз в шесть месяцев. В галерее проходят и единовременные выставки, в количестве четырнадцати-пятнадцати ежегодно, из коллекции на различные темы и «приглашенные» экспозиции (юбилейные, персональные и групповые) алтайских художников, посвященные памяти ушедших из жизни «мастеров кисти», детские. Важным моментом в работе галереи является алтайско-германский проект «10000 километров на Восток». Любители изобразительного искусства немецких городов Виссена, Касселя и Гамбурга знакомятся с творчеством художников далекого Алтая и присылают свои восторженные отзывы. С 2007 года коллекция Сергея Хачатуряна стала пополняться православным искусством. Сейчас в этом разделе около 100 единиц хранения (иконы, оклады, храмовые и нагрудные кресты XVШ-XIX веков, старопечатные книги). На этом материале организована постоянная экспозиция «Свет духовного мира».
Для работы со зрителем используются различные формы привлечения внимания: встречи с художниками, пресс-конференции, музыкальные вечера. В мае 2013 года начала работу выставка «Всё остаётся людям», посвященная памяти С. Г. Хачатуряна, где, наряду с его любимыми произведениями, впервые представлены в документах, фотографиях, наградах основные моменты его удивительной жизни. Ежегодная посещаемость галереи - около 15 тысяч человек [9].
Экспозиционная и выставочная работа сопровождается активной издательской деятельностью галереи. Галерея использует популяризацию и рекламу в работе. Изданы каталог-альбом «Коллекция Сергея Хачатуряна ХХ-Х1Х веков», каталоги проекта «Шедевры живописи Алтайского края», каталоги отдельных выставок, буклеты. Так, например, в августе 2013 г. издана книга о С. Г. Хачатуряне.
В среднем за сезон печатаются два-три рекламных буклета, календарь, четыре выставочных каталога. Каждую выставку сопровождает красочная афиша. Большую популярность приобретают занятия мастер-классов, где происходит практическое знакомство с различными техниками, изучаются выразительные возможности пастели, акварели, уникального рисунка, приобретаются навыки композиционного построения. Специфика выставок, организованных в галерее, диктует индивидуальные формы работы. Каждая экспозиция сопровождается аннотированным материалом, иногда текстами-высказываниями известных художников, писателей, стихотворными строчками, соответствующими содержанию выставки, рекламируется в СМИ. Более полные, искусствоведческие материалы о наиболее значимых выставках размещаются в региональных газетах: «Аргументы и факты», «Вечерний Барнаул», «Свободный курс», «Это мой мир» - и журналах «Барнаул», «Город и село» [Там же].
Характеризуя художественную коллекцию С. Г. Хачатуряна на сегодняшний день, можно сказать, что сформировано собрание высокого профессионального уровня, которое систематизировано на основе научной концепции. Стоит подчеркнуть её уникальность в связи с обращением к местному, алтайскому искусству, представленному в ретроспекции. В галерее «Кармин» заложена хорошая основа, позволяющая рассмотреть значимость нашего региона на фоне традиционной отечественной живописи Сибири, и даже России.
Обратившись в XXI веке к мыслям К. Маркса об общественных отношениях, свободном и рабочем времени, следует отметить, что «подлинная история цивилизации есть объективная логика исторического развития, цель и смысл всего исторического движения» [4, с. 30]. Особое подтверждение данным словам найдется в музее «Мир времени». Основан музей 5 ноября 2008 года в Барнауле по инициативе Сергея Валерьевича Корепанова, кандидата медицинских наук, врача фитотерапевта, руководителя Алтайского краевого фитоцентра «Алфит». Однако медицинская тема не является приоритетной в музейной коллекции.
Экспонаты музея не ограничены ни временем, ни географией. В коллекции легко уживаются экспонаты с историей в триста миллионов лет с предметами более поздних эпох из разных стран. Главная задача -удивлять посетителей, открывая необычный и загадочный мир давно забытых вещей.
В музее представлены, казалось бы, всем давно известные и изученные предметы, но при новом взгляде на них они способны преподнести сюрпризы и раскрыть свои тайны, а также много забытых старинных предметов, про которые можно сказать: «Служить перестали - загадками стали». Некоторые из них кажутся курьёзными и невольно вызывают улыбку, другие удивляют до восхищения простыми, но гениальными техническими решениями.
Традиционно основные коммуникативные средства музея - экспозиционная, выставочная работа, проведение экскурсий, лекций, презентаций - работают в этом музее по-своему. Мнение сотрудников «Мира времени» таково: «Мы разрушаем привычные представления о музее: руками не трогать, соблюдать тишину, не вступать в дискуссии, не дышать в сторону экспонатов. Желающие могут примерить старинные костюмы и сфотографироваться в обстановке начала прошлого века. Мы рады соучастию в проведении экскурсии, эмоциональному восприятию, личному мнению экскурсанта, воспоминаниям. Мы называем свою работу словом из прошлого - "родиноведение". Где Родина - наша с вами Земля» [2, с. 49]. Экскурсии разработаны с учетом возрастных особенностей и проводятся для всех категорий посетителей: школьников, студентов, специалистов и взрослых посетителей.
Музей предлагает познавательные и обзорные экскурсии: «Калейдоскоп времени», «Загадочные и необычные предметы», «О чём нам может рассказать икона и старинная книга», «Русская система мер», «Учёные Алтая: семья Верещагиных», «Самоварная экзотика», «Парфюм: о запахах и ароматах», «Эволюция утюга», «Фотография. История семьи, история эпохи». В интересах на взаимное сотрудничество, например со школьными аудиториями, музей готов разработать новые темы экскурсий, провести выездные лекции с демонстрацией музейных экспонатов.
Все вышеперечисленные музеи участвуют в творческих и профессиональных акциях, вплоть до международных, а именно в Международной музейной ночи. А также организуют совместные проекты. Так, два культурных центра - Арт-галерея Щетининых и музей «Мир времени» - объединились для того, чтобы порадовать зрителей оригинальной и содержательной тематической выставкой «Господин Самовар» [3]. Автор концепции этого проекта Ирина Щетинина отметила: «Мы готовы к новым формам работы. Главное, чтобы это было интересно и нам, и всем, кто приходит в галерею» [Там же, с. 15]. На выставке были представлены работы известных алтайских художников разных периодов создания, а также написанные непосредственно для этого проекта. Экспонаты из коллекции музея «Мир времени» - настоящие старинные самовары, выразительные натюрморты вдохновляли посетителей обратиться к русской истории и приобрести «господина», «ведь приобретая его, они создают историю своей семьи» [Там же, с. 14]. С каждым проектом в галерее издается рекламный буклет или каталог, проводится информационно-рекламная поддержка через средства массовой информации.
Таким образом, представленный материал показывает, что за последние десятилетия в Барнауле сформировалось четыре частных музея: это художественные галереи и выставки историко-культурного наследия региона. Их создание в значительной степени определило культурное развитие города - все они стали заметным проявлением инновационных проектов, а именно частной инициативы собирательства произведений искусства. Формирование стойкого интереса к частным музейным коллекциям концентрирует познавательное
и эстетическое отношение у современного потребителя. Поэтому частные музеи и галереи своей работой способны выполнить социокультурные функции на уровне региона. Создатели и руководители частных галерей стремятся пропагандировать традиционную историко-музейную, художественно-искусствоведческую деятельность и в то же время использовать экономические возможности презентации коллекций.
Список литературы
1. Алексеева А. Династия // Алтайская правда. 2010. 17 сентября.
2. Белова Л. А. Музей как развивающаяся коммуникационная система // Хранители наследия. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2005. Вып. 2. С. 48-50.
3. Господин Самовар: каталог выставки / Арт-галерея Щетининых, музей «Мир времени». Барнаул: Графикс, 2011. 19 с.
4. Лещенко А. Г. Грамотный и экономичный PR-менеджмент музея XXI века // Реклама и маркетинг в музейном деле. 2009. № 1. С. 25-32.
5. Потапова Е. Нужна ли реклама музеям? // Реклама и маркетинг в музейном деле. 2009. № 1. С. 33-38.
6. Почепцов Г. Коммуникации // Реклама: внушение и манипуляция. Самара: Изд. дом «БАХРАМ-М», 2001. С. 102-136.
7. Степанская Т. М. Очерки истории искусства Алтая. Барнаул, 2009. 219 с.
8. http://art-22.ru (дата обращения: 26.02.2016).
9. http://db22.ru/list/info-25516 (дата обращения: 26.02.2016).
10. http://milway.ru/kartinnaya-galereya-karmin-odna-iz-zhemchuzhin-barnaula (дата обращения: 26.02.2016).
11. http://www.turinagora.ru/catalog/show/3436 (дата обращения: 26.02.2016).
12. www.turinagora.ru (дата обращения: 26.02.2016).
FORMATION AND ACTIVITY OF PRIVATE MUSEUMS IN BARNAUL AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES
Nenakhova Natal'ya Nikolaevna
1.1. Polzunov Altai State Technical University in Barnaul natanenakhova@bk. ru
The article undertakes an attempt to analyze the formation of the private museums and galleries of Barnaul at the turn of the XX-XXI centuries. The author considers the activity of private museums in the context of the historical and social-cultural development of the region. The museum as one of the objects of culture represents the cultural realia of a particular historical period and at the same time characterizes the means of the formation of the cultural traditions and historical heritage of humanity. The specifics of the examples given by the author on the organization of the historical and cultural landscape of the Altai territory is manifested in the private initiative of the creative people (artists, patrons of art, gallerists) as an adaptation of the economic methods of the preservation of fine and applied art. Particular attention is paid to the formation of stable interest to private museum collections, which concentrate the cognitive and aesthetic attitude of the modern consumer.
Key words and phrases: activity of museums; history and culture of region; exhibitions; excursions; galleries; virtual museums; artistic creative work; private initiative; propaganda of historical and museum activity; artistic-scientific presentation.
УДК 947.084.51.6:351.74(571.6)"192" Исторические науки и археология
Современное юридическое образование в системе подготовки кадров для правоохранительных структур переживает очередное реформирование. Изучение исторического опыта обучения милиционеров позволяет рельефно показать расширение преподавания юридических дисциплин. В статье рассмотрен процесс подготовки кадров сотрудников милиции с учетом изменения политической окраски властных структур Приморья в первой половине 1920-х гг. Обращено внимание на то, что с завершением советизации региона образовательный уровень сотрудников приморской милиции был значительно повышен.
Ключевые слова и фразы: Дальний Восток; милицейские кадры; профессиональная подготовка; ликвидация безграмотности; школа резерва; курсы.
Орнацкая Татьяна Александровна, к.и.н. Цуканов Сергей Сергеевич, к.и.н.
Академия метрологии, стандартизации и сертификации ota12@ya.ru
ПОДГОТОВКА КАДРОВ МИЛИЦИИ ПРИМОРЬЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГОДОВ
Азиатско-Тихоокеанский регион - это узел пересечения экономических, геополитических и военно-стратегических интересов ведущих стран мира, в первую очередь России, США, Японии и Китая.
В 1918 г. в России началась Гражданская война и военная интервенция. На Дальнем Востоке активную роль в экспансии играли США и Япония. В целях предотвращения отторжения русской территории Советское