Научная статья на тему 'Формирование художественной концепции И. А. Гончарова в контексте идей Н. И. Надеждина'

Формирование художественной концепции И. А. Гончарова в контексте идей Н. И. Надеждина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
402
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. ГОНЧАРОВ / Н.И. НАДЕЖДИН / ЭСТЕТИКА НАЧАЛА XIX В / I.A. GONCHAROV / N.I. NADEZHDIN / AESTHETICS OF EARLY 19TH CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плужникова Юлия Александровна

В статье рассматривается влияние эстетических идей Н.И. Надеждина на творчество русского романиста И.А. Гончарова. Прослеживаются истоки формирования мировоззрения писателя, отразившиеся в его художественном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ART CONCEPTION OF I.A. GONCHAROV IN CONTEXT N.I. NADEZHDIN IDEAS

The article examines the influence of N.I. Nadezhdin's aesthetic ideas on the work of Russian novelist I.A. Goncharov. It traces the development of the author's outlook reflected in his artistic world.

Текст научной работы на тему «Формирование художественной концепции И. А. Гончарова в контексте идей Н. И. Надеждина»

УДК 882

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ И.А. ГОНЧАРОВА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ Н.И. НАДЕЖДИНА

© Юлия Александровна Плужникова

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск, Россия, аспирант кафедры филологии, издательского дела и редактирования, e-mail: [email protected]

В статье рассматривается влияние эстетических идей Н.И. Надеждина на творчество русского романиста И.А. Гончарова. Прослеживаются истоки формирования мировоззрения писателя, отразившиеся в его художественном мире.

Ключевые слова: И.А. Гончаров; Н.И. Надеждин; эстетика начала XIX в.

Жизнь и творчество русского писателя Ивана Александровича Гончарова исследуются многими отечественными и зарубежными учеными уже давно. Однако еще недостаточно изучена проблема влияния эстетических идей Н.И. Надеждина на творчество писателя, хотя в исследованиях О.Г. По-стнова [1] и А. Рыбасова [2] ставится вопрос о философско-эстетической концепции Н.И. Надеждина и ее воздействии на мировоззрение Гончарова в период его пребывания в Московском университете. Этими учеными отмечается неоценимый вклад, внесенный критиком в развитие литературы в России. Сейчас наступило время, когда наследие Н.И. Надеждина привлекает внимание исследователей. Цель данной статьи - проследить истоки влияния эстетических взглядов Надеждина на формирование художественной концепции И. А. Гончарова.

Прежде чем мы обратимся к анализу заявленной проблемы, необходимо отметить, что формирование мировоззрения писателя, отразившееся в его творчестве, и своеобразие его художественного мышления в основном сформировались в годы учебы в Московском университете (1831-1834).

В эти годы там преподавали известные педагоги: С.М. Ивашковский - греческую

словесность, И.М. Снегирев - латинскую словесность, Н.И. Надеждин - теорию изящного искусства и археологию, С.П. Шевырев - историю русской словесности. Из всех преподавателей огромное влияние на будущего романиста оказали Н.И. Надеждин и С.П. Шевы-рев, новизне и стилю преподавания которых Иван Александрович не переставал удивляться. Будущего писателя поражало, что Н.И. Надеждин всегда свободно владел ма-

териалом, его лекции были оживленными и непринужденными, кроме того, как отмечали студенты, каждая лекция была искрометной импровизацией. «Излагал горячо, почти страстно, перед нами сокровища знания, он учил нас и мастерскому владению речи» [3], - так И.А. Гончаров описывал лекции Н.И. Надеждина.

В начале 1820-х гг., времени формирования философской мысли в России, Надеждин проявил обостренный интерес к ней. Его интересовала как древняя философия, так и новейшая, о чем он писал: «Я уже читал тогда Канта и других новых философов немецких ... и со всем юношеским жаром восстал на Вольфа и вообще на эмпиризм, главную характеристическую черту основанной им школы» [4]. Далее читаем: «Я имел даже терпение прочесть все нелепые кощунства: Вольтера, Мирабо, Болингброка, Тиндала и прочее. но признаюсь откровенно их необузданная дерзость и наглость, не уважающая ничего святого, возбудила во мне только одно отвращение. Более на меня подействовал Гиббон своею “Историей упадка и разрушения” Римской империи» и Юм. » [4].

Из этих слов видно, что Надеждину были чужды материалистические взгляды. Его собственная жизненная концепция сформировалась незадолго до вступления на критическое поприще, также как и интерес к изящным искусствам. По философским взглядам он заметно выделялся из плеяды преподавателей либерального направления.

Дело в том, что стержень его мировоззрения, сложившийся в патриархальной религиозной семье, удерживал его в рамках консервативной системы ценностей, чуждой материалистической философии. Еще во

время обучения в университете у Надеждина сформировались консервативные взгляды, которые впоследствии, несмотря на новые западные идеи и веяния, остались неизменны.

В 20-30-е гг. XIX столетия в России определилось понимание, что эстетика является частью философской теории, в становлении этого большую роль сыграл Н.И. Надеждин. Николай Иванович одним из первых стал разрабатывать теоретическую основу эстетической науки в России. Именно он впервые заявил об идее как «душе», оживляющей литературное произведение. Он тщательно анализировал, «понята ли и прочувствована ли идея, выраженная в произведении, есть ли в нем художественное единство, выдержаны ли и верны ли человеческой природе, условиям времени и народности характеры действующих лиц» [5]. И.А. Гончаров усвоил мысль своего учителя, впоследствии придал большое значение идейному замыслу своих произведений. Будущий писатель понимал, что этот замысел действительно одухотворяет все сочинение автора.

Как известно, одной из главных эстетических идей Н. И. Надеждина стало понятие «народность», в него критик вкладывал «то патриотическое одушевление изящных искусств, которое, питаясь родными впечатлениями и воспоминаниями, отражает в своих произведениях родное благодатное небо, родную святую землю, родные драгоценные предания, родные обычаи и нравы, родную жизнь, родную славу, родное величие» [6]. Это стремление к естественности проистекает от связи духовной жизни человека с природой. По мнению критика, на всех созданных произведениях должен лежать отпечаток родины, ибо «изящные формы, переносимые под иное небо, на чужую землю, подобно пересаженным растениям, вянут и умирают» [6, с. 370-374]. Отечественная литература должна описывать русскую жизнь, изучать особенности национального характера в разные исторические эпохи. Эта мысль Н.И. Надеждина, как и многие другие, вероятно, запала в душу молодого студента И. А. Гончарова, потому что в своем последующем творчестве он стремился реализовать эту идею на практике. Во всех своих произведениях И.А. Гончаров создавал «национальные» характеры.

Из лекций Н.И. Надеждина Иван Александрович понял, что литературное произведение должно, прежде всего, раскрывать особенности характера русского человека. Всеми средствами художественного текста И. А. Гончаров стремился описать основные черты национального характера. В этом проявились основные идеи его мировоззрения.

Как известно, Иван Александрович проявил себя как писатель, обладающий историческим взглядом на жизнь, пытался объективно показать неизбежность перемен. Он анализировал исторические события, используя диалектический метод, заимствованный из немецкой философии XVIII в., которая была близка и его учителю Н.И. Надеждину. Именно немецкая философия была особенно изучаема преподавателями Московского университета в первом десятилетии XIX в. И.А. Гончаров воспринимал время как «течение исторической жизни, движение времени, смену времен» [7]. Общество, по его мнению, должно пройти без скачков, плавно все этапы развития. Взгляд романиста был направлен и в прошлое, и в настоящее. В каждой эпохе писатель находил и позитивные. и негативные черты, не давая однозначных оценок. Известный современный гончарово-вед В.И. Мельник подчеркивает своеобразие художественного взгляда писателя в склонности к синтезу философских идей с художественным творчеством, в чем прослеживается влияние консервативной эстетики Н.И. Надеждина. Романист, по мнению ученого, пытается объяснить процесс развития, находя положительные моменты во всем [7, с. 16].

Как известно, Иван Александрович с его патриархально-дворянской моралью был против буржуазного образа жизни, буржуазной этики и системы ценностей. Отличительной его чертой было то, что он старался оценить жизнь людей, их характеры не только сердцем, но и умом [7, с. 77].

Идеи Гегеля, воспринятые на лекциях

Н.И. Надеждина, нашли свое отражение в мировоззрении И. А. Гончарова, который считал, что история для писателя важна как средство воспитания. И.А. Гончаров старался создать образ времени, поэтому в его произведениях всегда незримо присутствует эпоха, причем во многих случаях речь идет о двух эпохах: о прошлой, дворянской, и настоящей, буржуазной.

Эти две эпохи И.А. Гончаров представил уже в своем первом романе «Обыкновенная история», где показал эволюцию характера Адуева-младшего, воспитанного в «прошлой» эпохе и шагнувшего в эпоху «настоящего». Александр Адуев впоследствии превратился в двойника своего дяди, порвав все связи, соединяющие его со старой жизнью, но и в конце романа воспитание Александра Адуева не заканчивается, т. к. жизнь человека, как и история человечества, имеет «текучий» характер. Это понимание сути человеческой жизни романист воспринял от своего учителя Н.И. Надеждина.

Течение истории в произведениях И.А. Гончарова показано через призму духовной и социальной жизни человека. Идеального героя у писателя не существует, достижение идеала невозможно, но тем не менее стремиться к нему необходимо. Романист не дает односторонних характеристик своим героям, он показывает и позитивные, и негативные черты, предоставляя самому читателю судить о герое как положительном или отрицательном.

Обучаясь в университете, И.А. Гончаров вобрал в себя близкие ему идеи своих преподавателей, оказавших наибольшее влияние на всю последующую творческую деятельность писателя. Так, например, у Н.И. Надеждина романист перенял идею о том, что Россия должна идти не по западному пути развития, а по своему собственному. Он не одобрял увлечение России западными идеями: «Россия двинулась с Востока - и примкнула к европейскому Западу!.. Но такой переворот был слишком поспешен. Потеряв центр своей тяжести, Русь не имела сил остановиться в данном ей направлении; она предалась безусловно эксцентрическому движению!» [7, с. 413]. И в литературе, являющейся своего рода зеркалом жизни народа, Н. И. Надеждин призывал показывать самобытность, раскрывать характер русского человека.

Во многом под влиянием Н.И. Надеждина в сознании И. А. Гончарова столкнулись два типа сознания: сознание человека XVIII в. и Нового времени. Уникальность писателя заключается в том, что он пытался соединить прошлое и настоящее, синтезировать рациональное и «сердечное», не нарушая природного равновесия, т. к., по мнению писателя, в ином случае общество и человек могли оказаться на краю «обрыва». Смена эпох неизбежна, как неизбежны и изменения в человеке, и к этому нужно относиться спокойно. Главное, по мнению писателя, чтобы человек сохранил нравственные качества, не зависимо от эпохи, в которой он живет. В своих произведениях, отмечая плюсы и минусы каждой эпохи, И.А. Гончаров не дает осуждающих характеристик своим героям.

Таким образом, становится очевидным, что эстетические взгляды Н.И. Надеждина были органично усвоены молодым писателем И.А. Гончаровым, и он в своем творчестве сумел художественными средствами воплотить теоретические положения своего преподавателя Н.И. Надеждина.

1. Постнов О.Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск, 1997.

2. Рыбасов А. И.А. Гончаров (1812-1891). М., 1957.

3. Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1954. Т. 7. С. 211.

4. Цит. по: Манн Ю. Факультеты Надеждина // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 5.

5. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., 1953. С. 201.

6. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 370.

7. Мельник В.И. Этический идеал И.А. Гончарова. Киев, 1991. С. 8.

Поступила в редакцию 3.02.2011 г.

UDC 882

FORMATION OF ART CONCEPTION OF I.A. GONCHAROV IN CONTEXT N.I. NADEZHDIN IDEAS Yuliya Aleksandrovna Pluzhnikova, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia, Post-graduate Student of Philology, Publishing and Editing Department, e-mail: [email protected]

The article examines the influence of N.I. Nadezhdin’s aesthetic ideas on the work of Russian novelist I.A. Goncharov. It traces the development of the author’s outlook reflected in his artistic world.

Key words: I.A. Goncharov; N.I. Nadezhdin; aesthetics of early 19th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.