Научная статья на тему 'Формирование гражданственности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности'

Формирование гражданственности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / THE MUSEUM AND EDUCATION COMPLEX / SCHOOL MUSEUM / THE COUNTRY SOCIETY / THE CIVIC DUTIES / THE MUSEUM UPBRINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огородникова Светлана Витальевна

В статье обозначена проблема формирования гражданственности сельских школьников на основе музейной педагогики, представлен опыт музейно-образовательного комплекса «Среднеивкино».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Огородникова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности»

УДК 37.017.4

С. В. Огородникова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье обозначена проблема формирования гражданственности сельских школьников на основе музейной педагогики, представлен опыт музейно-образовательного комплекса «Среднеивкино».

In this article is examined the problem of the formation of the civic duties by the country schoolchildren on the basis of the museum upbrining. Some experience of the museum and education complex "Sredneivkino" is presented here.

Ключевые слова: гражданственность, музейная педагогика, школьный музей, музейно-образова-тельный комплекс, сельский социум.

Keywords: the civic duties, the museum upbrining, the school museum, the museum and education complex, the country society.

Проблема гражданского образования имеет исторический характер.

В современных условиях реформирования российской школы, с учётом социального и государственного заказа она приобретает особое значение. Поскольку в понимании сущности гражданского образования немало разночтений, в качестве исходной позиции считаем необходимым выделить определение, данное Н. И. Элиас-берг: «Гражданское образование — это воспитание и обучение, ориентированные на формирование совокупности гражданских свойств личности» [1].

Ключевым гражданским свойством личности является гражданственность. В настоящее время в педагогической среде также нет единства в трактовке данного понятия. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» гражданственность определяется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, нравственно, политически дееспособным. Среди основных элементов выделяются «нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» [2].

А. Н. Иоффе указывает на различные аспекты гражданственности:

© Огородникова С. В., 2014 74

1) противоположность аполитичности, пассивному отношению к происходящим в обществе процессам, позволяющая развиваться местному сообществу;

2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

3) комплекс умений и навыков, создающий базу для способности и готовности человека выступать в роли гражданина;

4) нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом;

5) патриотическое мировоззрение, приверженность интересам политического сообщества (чаще всего государства), готовность идти на жертвы ради этих интересов [3].

С. И. Гессен, исследовавший философские аспекты образования, понятие «гражданственность» поместил между двумя областями культуры: образованностью и цивилизацией. «Более "внутренняя", чем цивилизация, гражданственность является всё же совокупностью тех внешних условий, при наличии которых только и может развиваться образованность» [4].

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения гражданственность определена как базовая национальная ценность, и это не случайно. Существует противоречие между уровнем гражданственности нынешнего российского общества и требованиями современного образования к личности школьника. Это противоречие проявляется и в условиях сельской школы, несмотря на то, что нравственный уровень сельских школьников всегда был выше по сравнению с их сверстниками из города. Привычные методы воспитания чаще всего не срабатывают.

Необходимо иметь в виду дестабилизирующие факторы жизни современных сельских сообществ: кризисное состояние большинства сельхозпредприятий, высокий уровень безработицы, немалое количество социально неблагополучных семей, аморальный образ жизни определённой части сельского населения.

Теоретики и практики системы образования предлагают различные пути решения проблемы. В нашем понимании перспективным направлением является музейно-педагогическая деятельность.

Роль музейной педагогики в гражданском образовании России в настоящее время не раскрыта до конца, эта междисциплинарная наука для российского образования является сравнительно молодой отраслью.

Музейная педагогика — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики

С. В. Огородникова. Формирование гражданственности сельских школьников в музейно-педагогической деятельности

и психологии, занимающаяся исследованием принципов, методов и форм реализации образовательной деятельности музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

В основе музейно-педагогического процесса лежат исторически сформировавшиеся принципы: 1) интерактивность, так как человек запоминает только то, что делает; 2) комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный); 3) программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ [5].

Специалисты музейного дела считают, что «использование музейной педагогики позволяет решать более мягко многие социальные и психологические проблемы, повышает возможности образовательного процесса. Качественно новый уровень сотрудничества музея с образовательной системой позволяет музеям усиливать свои позиции как самостоятельному педагогическому центру. Правильно и грамотно организованный музей обладает уникальным художественно-временным пространством, расширяющим представление человека о мире. В его среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъём, обогатиться знаниями, но и прикоснуться к минувшим эпохам, почувствовать своё место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты. Это обстоятельство определяет особое место музея в системе непрерывного образования» [6].

В настоящее время актуальны идеи российских краеведов В. Е. Туманова, А. Е. Сейненского о возрастании роли краеведения в школьном историческом образовании, о школьном музее как феномене отечественной культуры и образования, о необходимости создания в школе музея нового типа [7]. Особую роль здесь играет сельская школа, являющаяся важнейшим социальным институтом, призванным обеспечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества.

Принципы музейной педагогики положены в основу деятельности музейно-образовательно-го комплекса «Среднеивкино», представляющего собой новую модель школьного музея, функционирующего во взаимосвязи с акционерным обществом «Агрофирма Среднеивкино». Суть новизны модели проявляется через такие черты, как научное руководство, использование современных технологий, социальное партнёрство. Музей в данном случае выступает в качестве центрального компонента сохранения и пропаганды культурно-исторического наследия в сельском социуме.

В процессе реализации инновационного проекта «Музейно-образовательный комплекс "Среднеивкино"» сложилась определённая система организационно-педагогических форм музейной работы, позволяющая повысить эффективность гражданского образования.

Важное место в работе музея занимает образовательно-познавательная деятельность. Педагоги Среднеивкинской школы в течение учебного года на базе музея проводят уроки и фрагменты уроков по различным предметам (окружающий мир, история, обществознание, география, иностранные языки, литература, русский язык, искусство, физика, технология), а также классные часы. Во время проведения используются интерактивные приёмы:

а) «Найди знакомые экспонаты (лица)»;

б) выход к внемузейным объектам (церковь);

в) задания по карточкам с названиями или вопросами, ответы на которые имеются в экспозиционных разделах;

г) совместные выступления детей и родителей, сопровождаемые показом;

д) работа с памяткой «Как составить родословную »;

е) интервьюирование;

ж) «Иностранная делегация в Среднеивкинс-ком музее» и другие.

Уроки с использованием подобных приёмов способствуют активизации познавательной деятельности школьников, позволяют более полно реализовать деятельностный подход в обучении. Краеведческий компонент учебных занятий заложен в рабочих программах педагогов.

Для учащихся начальной школы разработан цикл классных часов по теме «Традиционные народные праздники »: «Рождество », «Крещение », «Пасха», «Троица», «Свистунья-свистопляска». Использование игровых элементов («Как в крещенский вечерок...», детские игры во время Пасхи) способствует тому, что ребёнок окунается в прошлое и чувствует себя в другом временном пространстве. Оно становится для него понятным и близким, вызывает неподдельный интерес.

В рамках музейно-образовательного комплекса действует кружковое объединение «Экскурсовод», в котором занимаются учащиеся с 5-го по 11-й класс. С момента открытия музея и проведения первой экскурсии разработано 49 тем, в том числе и с выходом на улицы села. Презентация новых экскурсий, разработанных учащимися в течение учебного года, проводится ежегодно, в Международный день музеев, 18 мая, и превращается для детей в праздник. Обязательным условием мероприятия является внешняя и внутренняя экспертиза подготовленных экскурсий. Внешнюю экспертизу, для которой разработан специальный алгоритм, прово-

дят старшеклассники и родители, внутреннюю — сами экскурсоводы.

Перспективным направлением развития школьных музеев является музейная педагогика в Сетевом пространстве. Совместными усилиями учащихся и педагогов создан виртуальный тур по музею истории села Среднеивкино. Ресурс предназначен для широкого круга пользователей интернет-пространства: учащихся всех ступеней обучения и других участников образовательного процесса, а также субъектов внешней среды. Ресурс может быть использован как для обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе, так и во внеурочной деятельности, причём возможно использовать его как полностью, так и отдельные фрагменты. Задачи создания ресурса для авторов заключались в том, чтобы способствовать развитию гражданских и патриотических чувств учащихся, распространять опыт деятельности музея на различных уровнях (муниципальном, региональном, российском, международном), способствовать дальнейшему освоению музейного интернет-пространства.

В сфере деятельности музейного комплекса — работа с населением, стремление следовать идее преемственности поколений, диалога времён, чтобы музей становился местом осуществления культурно-исторической идентификации. Общение представителей разных поколений, проникновение в духовный мир, в ценности прошлых лет служат сближению людей, повышают роль школы, её авторитет, что, в свою очередь, морально оздоравливает среду.

В 2011 г. музей стал участником научно-исследовательского регионального проекта «Педагогические династии Вятского края», получившего грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда. На совете музея было решено исследовать материалы о представителях учительских династий Среднеивкинской школы. В результате проведённого исследования выявлены 15 представителей педагогических династий в коллективе Среднеивкинской школы, состоящем из 23 человек. Все полученные сведения о них обработаны и систематизированы. Выявлены некоторые обобщающие характеристики династий. Одна из них заключается в том, что наследование занятия родителей, предков, их ответственного отношения к делу накладывает моральную ответственность на представителей последующих поколений за свои поступки.

В качестве позитивных результатов применения указанных форм музейной работы можно считать:

— наличие устойчивых краеведческих знаний у обучающихся;

— осознание патриотизма прежде всего как любви к своей малой родине, своей семье;

— знание и понимание значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека и общества;

— бережное отношение к культурным ценностям и традициям своего народа, к природе.

Таким образом, реальная практика создания и развития новой модели школьного музея свидетельствует о том, что он может выступить эффективным средством формирования гражданственности сельских школьников.

Примечания

1. Элиасберг Н. И. Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. № 2. С. 56-61.

2. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М., 2002. С. 57, 173.

3. Иоффе А. Н. Роль образования в гражданском становлении личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 8. С. 19-25.

4. Гессен С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. С. 2238, 266-269.

5. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы / Э. В. Васичева, Л. М. Иванова, Т. А. Соколова // Методист. 2007. № 6. С. 54, 57.

6. Музейная педагогика в образовательных учреждениях: сб. ст. Сыктывкар, 2008.

7. Туманов В. Е. Школьные музеи // Преподавание истории в школе. 2003. № 2. С. 74-80.

УДК 378.14:573

Е. В. Батухтина

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ БИОЛОГИИ

В статье представлена система принципов, необходимых для формирования социально-экологических компетенций у будущих бакалавров биологии.

The article presents the principles necessary for forming social and environmental competencies for future bachelors of biology.

Ключевые слова: социально-экологические компетенции, общие дидактические принципы, специфические принципы профессионального экологического образования.

Keywords: social and environmental competencies, general didactic principles, specific principles of profession al ecological education.

© Батухтина E. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.