Научная статья на тему 'Формирование гражданской идентичности в современном обществе через призму восприятия смысла своей жизни'

Формирование гражданской идентичности в современном обществе через призму восприятия смысла своей жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / «ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА» / РЕЛИГИЯ / УРОВЕНЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / "LIVING ENVIRONMENT" / THE MEANING OF LIFE / SELF-IDENTITY / VALUES / RELIGION / LEVEL OF SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ростова Екатерина Николаевна

В статье затрагивается проблема осознания смысла своей жизни. Предлагаются возможные трактовки смысла жизни. Рассматриваются особенности формирования самосознания личности в условиях проживания в полиэтнической среде. Приводятся данные об этническом самоопределении жителей РФ. Изучаются особенности интерпретации смысла своей жизни в различных философских течениях и с точки зрения представителей психологической науки. Приведены данные о различиях в понимании смысла своей жизни у представителей различных наций и религий. Выявлен уровень гражданской идентичности у жителей Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promotion of tolerance in a polyethnic environment by studying the ideas about the meaning of life among adults

The article touches upon the problem of identity of sense of one's life. Possible interpretations of meaning in life are considered. The features of the formation of self-identity in the conditions of living in a multiethnic environment is shined. Data on the ethnic self-determination of the inhabitants of the Russian Federation. Learn a special interpretation of the meaning of life in a variety of philosophies, and from the perspective of psychology. The differences in the understanding of the meaning of life in representatives of different nations and religions are studied. The level of tolerance among residents of the Russian Federation is shined.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской идентичности в современном обществе через призму восприятия смысла своей жизни»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВОСПРИЯТИЯ СМЫСЛА СВОЕЙ ЖИЗНИ

Ростова Е.Н.

В статье затрагивается проблема осознания смысла своей жизни. Предлагаются возможные трактовки смысла жизни. Рассматриваются особенности формирования самосознания личности в условиях проживания в полиэтнической среде. Приводятся данные об этническом самоопределении жителей РФ. Изучаются особенности интерпретации смысла своей жизни в различных философских течениях и с точки зрения представителей психологической науки. Приведены данные о различиях в понимании смысла своей жизни у представителей различных наций и религий. Выявлен уровень гражданской идентичности у жителей Российской Федерации.

Ключевые слова: смысл жизни, самосознание личности, ценностные ориентации, «жизненная среда», религия, уровень самоопределения.

В современном мире человек каждый день сталкивается с новыми аспектами жизни и ранее ему незнакомыми проблемами. Экономические и политические изменения в различных государствах и всеобщая тенденция глобализации порождают большую мобильность населения, а ухудшение экономической ситуации в отдельных регионах мира заставляет людей покидать свою историческую родину в поисках лучших условий жизни. В результате такой миграции могут возникать как мелкие, так и достаточно значительные столкновения на этнической почве, что негативно отражается на функционировании всех социально-политических институтов государства.

Это особенно актуально для нашей страны, где в силу исторических и политических факторов, по данным всероссийской переписи населения 2010 г., соседствуют более 200 этнических групп и в особенности на юге России, где происходят частные этнические столкновения [6].

Любое современное государство - это исторический союз национальностей, которые вынуждены идти на различные компромиссы с целью мирного и благополучного совместного проживания на занимаемых совместно территориях и совместной защиты интересов этих национальностей [4]. Существование населения России как суммы многочисленных народов / национальностей стало неотъемлемой принадлежностью нашего сознания и бытия. Сегодня становится очевидным, что мир и согласие в многонациональном и поликультурном обществе могут быть достигнуты и сохранены не с помощью силы

и оружия, а путем налаживания взаимоотношений между людьми на основе этических, нравственных и культурных законов [1].

В этих условиях исследования по проблеме гражданской идентичности приобретают особое значение: от их эффективности во многом будет зависеть успешное решение вопросов межэтнической конфликтологии.

Мы подошли к решению этого вопроса со стороны смысложизненных ориентаций личности. Проблема смысла жизни относится к прерогативе не только психологии. С античных времен по настоящее время она представляет собой интерес и для философов. К сожалению, смыслов жизни в истории философии приводится так много, что представить все лежащие в основе концепции нет никакой возможности. Здесь представлен лишь краткий обзор, который ставит своей целью продемонстрировать возможные направления в поисках смысла.

В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывается в контексте Высшего Начала и его проявлений - Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождает особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов, которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стоит одна и та же задача, один и тот же сокровенный смысл жизни - стать ближе к Богу [5].

Б.Н. Бессонов, анализируя взгляды отдельных философов и людей творчества, предлагает свой взгляд на этот вопрос. Смысл жизни - сострадание, служение людям. Смысл жизни - благоговение перед Жизнью. Чтобы наша жизнь стала осмысленной, важно относиться к самой жизни как к «награде», как к благу. Просто жить и любить жизнь - ведь это уже счастье. Смысл жизни - творчество [2].

Конечно, не все философские течения искали смысл жизни так высоко и так глубоко. Целью человеческой жизни «классические» народы ставили естественное совершенство - совершенство формы (греки), ума (Платон) и силы (римляне). Простые и здоровые радости жизни, безмятежная жизнь стоят на первом месте у жителей Индии. Для гедонистов, киников, стоиков и т. д. счастье и наслаждение является смыслом и целью существования, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно ощутимый конкретный результат и польза, которую можно извлечь из любой вещи. Э. Кант говорил: «делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью». Л. Фейербах считал, что «первая обязанность - сделать счастливым самого себя. Если сам счастлив, то сделаешь счастливыми и других».

Традиционно ментальность нашего народа предполагает потребность в смысле жизни. А понимание смысла жизни также может быть смыслом жизни [3]. Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности [4].

Цель работы заключается в выявлении специфики смыслового принятия своей жизни в различных религиозных и национальных контекстах.

Предметом исследования выступает смысловая сфера личности взрослых.

Объектом исследования выступают взрослые люди различной этноконфессиональной принадлежности.

В нашем исследовании приняло участие 250 человек, постоянно проживающих на территории России, среди них 150 женщин и 100 мужчин в возрасте от 20 до 70 лет.

Среди участников исследования русскими себя осознают 88 % опрошенных, к татарам себя причисляют 8 %, грузинами себя считают 2 % из числа всех респондентов и 2 % причисляют себя к евреям.

Необходимо подчеркнуть, что при ответе на вопрос о национальной принадлежности респонденты говорили о своем этническом самоопределении, что может и не соответствовать истинной расово-

генетической информации. Однако для нашего исследования важно именно самоопределение человека как представителя определенной культуры и народности.

Для проведения исследования использовались следующие материалы:

1) методы исследования этнической идентичности: экспресс-опросник «Индекс толерантности», тест «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, анкета (этнопсихологический опрос);

2) методы исследования системы ценностей: тест ценностных ориентации М. Рокича, методика «Пословицы» С.М. Петровой;

3) методы исследования смысложизненных ори-ентаций: тест «Смысложизненные ориентации», адаптированный Д.А. Леонтьевым, анкета на выявление смысложизненных ориентаций.

По результатам нашего исследования респонденты причисляют себя к следующим религиям: большее число опрошенных - православные христиане (80 %), на втором месте по численности - мусульмане (8 %), далее следуют католики и баптисты (по 4 %), следом идет достаточно большой процент атеистов (2,8 %) и буддисты (1,2 %).

Опрос проводился в период с 2010 по 2012 гг. Было предложено выбрать один наиболее близких вариантов ответа на вопрос «В чем заключается Ваш смысл жизни?».

На основании исследования различной литературы нами была сделана классификация «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Мы выделили пять групп, в которые на основании контент-анализа объединили все ответы респондентов: «Жизнь для себя», «Жизнь для других», «Процесс жизни», «Философско-религиозный подход», «Нет смысла».

Полученные результаты таковы: в качестве приоритетов лидирует «Жизнь для себя» (36 %), в качестве примера трактовок можно привести следующие ответы респондентов: здоровье, жизнерадостность, возможность реализовать себя, стать великим, добиться чего-то, самосовершенствование. На втором месте «Жизнь для других» (32 %): продолжение рода, помощь ближним, семья, дети. На третьем месте «Процесс жизни» (20 %): сама жизнь и есть смысл. Далее «Философско-религиозный подход» (10 %): порядочность и добросовестность во всем, развитие человека по законам природы, продуктивная жизнь, честность. И, наконец, отсутствие смысла в жизни отмечает 2 % опрошенных. Практически все респонденты (86 %) считают, что существует общее ядро смысла жизни, присущее всем людям (см. табл. 1).

Один из вопросов, представленных респондентам, звучал так: «Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?».

На этот вопрос все респонденты, вне зависимости от религиозных, этнических, возрастных и половых различий, ответили одинаково. Обобщая все фразы, можно сформулировать один общий ответ: «Для человека смысл жизни имеет определяющее значение, без наличия смысла не стоит жить».

Таблица 1 Классификация смыслов жизни

В чем смысл жизни?

№ Типичные ассоциации Пример трактовок % респондентов, выбравших данный ответ

1 Жизнь для себя 36%

1.1 Биологическое явление Здоровье 4 %

1.2 Деятельность Самосовершенствование 9 %

1.3 Эмоции Жизнерадостность 14 %

1.4 Возможность Возможность реализовать себя, стать великим, добиться чего-то 9 %

2 Жизнь для других 32%

2.1 Жертвенность Помощь ближним 10 %

Продолжение рода Оставить потомство 10%

2.2 Близкие Окружение родных 12 %

3 Процесс жизни 20%

3.1 Процесс Процесс бытия на земле 10 %

3.2 Социальная роль Смена различных ролей: дочь, жена, мать, бабушка 6 %

Эмоциональные переживания Любовь, счастье 4%

4 Философско-религиозный подход 10%

4.1 Религиозная трактовка То, что дает нам бог 2%

4.2 Философская трактовка Развитие человека по законам природы 6%

4.3 Стремление к идеалам Порядочность и добросовестность во всем 2%

5. Нет смысла 2%

В результате обработки данных с помощью методов математической статистики были выявлены наиболее существенные результаты по методикам СЖО, «Пословицы» С.М. Петровой, экспресс-опроснику «Индекс толерантности», тесту «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.

При анализе данных, полученных с помощью методики СЖО, выяснилось, что у основного числа респондентов наблюдается средний уровень представлений о жизни. Наиболее низкий уровень сформированности представлений о жизни показали атеисты, а наиболее высокий выказывают православные христиане, католики и баптисты. Все представители буддистов продемонстрировали

средний уровень сформированности представлений о жизни.

Согласно данным однофакторного дисперсионного анализа результатов теста СЖО по шкалам (цели, процесс, результат, ЛК-Я, ЛК-Ж) вероятность ошибки в большинстве сравниваемых пар составляет тысячные и десятитысячные доли при том условии, что данные считаются верными при р < 0,05. Так, например, по шкале Цели мы можем наблюдать значимое различие средних показателей данных выборок (табл. 2).

Таблица 2

Статистический анализ шкалы «Цели» методики СЖО

{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}

N.1 М {1}* 0,002 0,000 1,000 0,010 0,000 0,862 0,000 0,000

N.2 |}_2 {8} 0,002 0,327 0,043 0,531 0,105 0,048 0,043 0,031

N.2 11_3 {9} 0,000 0,327 0,006 0,969 0,786 0,008 0,143 0,172

N.2 11_4 {10} 1,000 0,043 0,006 0,035 0,001 0,888 0,002 0,000

N.2 11_5 {11} 0,010 0,531 0,969 0,035 0,845 0,036 0,204 0,289

N.2 11_6 {12} 0,000 0,105 0,786 0,001 0,845 0,002 0,141 0,146

N.3 11_4 {16} 0,862 0,048 0,008 0,888 0,036 0,002 0,002 0,001

N.3 11_6 {18} 0,000 0,043 0,143 0,002 0,204 0,141 0,002 0,644

N.4 11_6 {24} 0,000 0,031 0,172 0,000 0,289 0,146 0,001 0,644

* Примечание

N 1 Татары N 2 Русские N 3 Евреи N 4 Грузины

II 1 Мусульмане II 2 Католики II 3 Баптисты II 4 Атеисты II 5 Буддисты II 6 Православные

Также мы изучали уровень гражданской иден -тичности респондентов. Все представители баптистов и буддистов обладают высоким и средним уровнем гражданской идентичности. Также у достаточно большого числа атеистов наблюдается высокий уровень гражданской идентичности. Остальные же респонденты по большей части спокойно относятся к представителям других национальностей.

Результаты анализа данных однофакторного дисперсионного анализа результатов экспресс-опросника «Индекс толерантности» представлены в таблице 3.

При рассмотрении данных однофакторного дисперсионного анализа результатов экспресс-опросника «Индекс толерантности» мы обнаружили, что довольно большое количество данных подтверждает вероятность ошибки менее одной десятитысячной. Это свидетельствует в пользу правильности выводов о том, что общий уровень гражданской идентичности находится во всех группах на среднем уровне, что говорит о сочетании

у респондентов как толерантных, так и интоле-рантных черт.

Результаты анализа данных однофакторного дисперсионного анализа результатов теста «Пословицы» С.М. Петровой представлены в таблице 4.

Таблица 3

Статистический анализ результатов экспресс-опросника «Индекс толерантности»

{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}

N.1 М {1} 0,037 0,426 0,304 0,075 0,000 0,731 0,437 0,119

N.2 |}_2 {8} 0,037 0,263 0,021 0,004 0,442 0,121 0,764 0,961

N.2 11_3 {9} 0,426 0,263 0,141 0,032 0,021 0,428 0,729 0,387

N.2 М {10} 0,304 0,021 0,141 0,477 0,001 0,647 0,189 0,046

N.2 11_5 {11} 0,075 0,004 0,032 0,477 0,000 0,274 0,066 0,010

N.2 М {12} 0,000 0,442 0,021 0,001 0,000 0,030 0,498 0,542

N.3 1М {16} 0,731 0,121 0,428 0,647 0,274 0,030 0,387 0,174

N.3 11.6 {18} 0,437 0,764 0,729 0,189 0,066 0,498 0,387 0,806

N.4 11.6 {24} 0,119 0,961 0,387 0,046 0,010 0,542 0,174 0,806

Таблица 4

Статистический анализ результатов теста «Пословицы» С.М. Петровой

{1} {8} {9} {10} {11} {12} {16} {18} {24}

N.1 М {1} 0,768 0,138 0,103 0,015 0,088 0,057 0,200 0,265

N.2 1^2 {8} 0,768 0,302 0,188 0,034 0,375 0,050 0,280 0,418

N.2 О {9} 0,138 0,302 0,591 0,155 0,592 0,008 0,628 0,973

N.2 1М {10} 0,103 0,188 0,591 0,416 0,331 0,007 0,947 0,616

N.2 11.5 {11} 0,015 0,034 0,155 0,416 0,057 0,001 0,537 0,191

N.2 11.6 {12} 0,088 0,375 0,592 0,331 0,057 0,007 0,440 0,731

N.3 1М {16} 0,057 0,050 0,008 0,007 0,001 0,007 0,020 0,018

N.3 11.6 {18} 0,200 0,280 0,628 0,947 0,537 0,440 0,020 0,638

N.4 11.6 {24} 0,265 0,418 0,973 0,616 0,191 0,731 0,018 0,638

Согласно данным однофакторного дисперсионного анализа результатов теста «Пословицы» С.М. Петровой, можно наблюдать большое количество эффектов, подтверждающих верность гипотезы о влиянии этноконфессиональных отличий на уровень нравственной воспитанности личности. Если, например, сравнить группу атеистов с буддистами, то наблюдается значимое различие средних показателей этих выборок и вероятность ошибки составит 0,001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При обработке данных теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой получились следующие результаты, представленные в таблице 5.

В результате обработки данных теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой с помощью однофакторного дисперсионного анализа мы обнаружили, что практически все данные,

предполагающие наличие ошибки по всем шкалам, были меньше 0,005, и таким образом, мы можем говорить о том, что большинство респондентов сочетает позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к другим народам, и лишь буддисты обладают позитивной этнической идентичностью.

Таблица 5 Результаты теста «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой

Конфессиональная принадлежность X т Э инд. Норма Т т Э изол. 1 т

Православные христиане 10% 6% 81,5% 0% 0% 2,5%

Мусульмане 0% 20% 65% 0% 0% 15%

Католики 0% 10% 80% 0% 0% 10%

Баптисты 0% 30% 70% 0% 0% 0%

Атеисты 0% 14% 86% 0% 0% 0%

Буддисты 0% 0% 100% 0% 0% 0%

Таким образом, по предварительным результатам

исследования мы сделали следующие выводы.

1. Были обнаружены существенные различия в представлении о смысле человеческого существования у представителей различных этнических и религиозных групп. У исследованной группы православных христиан первое место по количеству ответов занимают две жизненные стратегии - это жизнь для себя и жизнь для других. Для мусульман основным жизненным смыслом является философско-религиозный подход. У католиков основной смысл бытия представлен двумя жизненными стратегиями -жизнь для себя и процесс жизни. Большинство баптистов выдвигают свою жизненную стратегию как служение Богу и высшим силам. У большинства атеистов основной жизненной стратегией выступает жизнь для себя. А у всех опрошенных буддистов смысл бытия заключается в самом процессе жизни.

2. Этноконфессиональная принадлежность человека может являться фактором, формирующим поведенческие механизмы межэтнического взаимодействия. Все представители баптистов и буддистов обладают высоким и средним уровнем гражданской идентичности. Равнодушие по отношению к этническим нормам и непринятие культуры своего народа среди всех опрошенных проявил лишь малый процент православных христиан, среди буддистов все обладают позитивной этнической идентичностью, а приоритет этнических прав над правами человека признают

часть мусульман, католиков и малая толика православных. Большая часть респондентов среди всех представленных конфессий сочетает позитивное отношение к своему народу с позитивным отношением к другим народам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов Г. В., Быкова Н.Л. Смысложизненные ориентации как психологическая характеристика различных социальных групп // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: Изд-во Психологического института РАО, 2006. - С. 113-116.

2. Бессонов Б.Н. Смысл жизни и личность // Смысл жизни: опыт философского исследования. -М., 1992.

3. Делократов К.Х. Мировоззренческое содержание поиска смысла жизни // Смысл жизни: опыт философского исследования. - М.: Изд-во Росс. Академии управления, 1992.

4. Конституция Российской Федерации. - URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

5. Сикирич Е.П. Смысл жизни // Человек без границ. -URL: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/ filosofy_and_life/SensLife_ES/

6. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. -183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.