Научная статья на тему 'Формирование грамматических навыков устной речи в условиях общения при обучении английскому'

Формирование грамматических навыков устной речи в условиях общения при обучении английскому Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные задачи / грамматические навыки устной речи / речевой компонент / иноязычное общение / говорящий и слушатель. / communicative aims / oral practice grammar skills / speech components / communication in foreign language / speaker-listener

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова Эльмира Омаровна, Солодовникова Оксана Константиновна

В статье рассмотрены особенности формирования грамматических навыков у студентов, обучающихся иностранным языкам, в частности английскому языку. Приведены примеры речевых ситуаций и поэтапной работы с ними для повышения мотивации студентов в обучении устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Курбанова Эльмира Омаровна, Солодовникова Оксана Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oral practice grammar skills developing in the English language communication teaching

Тhe article deals with peculiarities of grammar skills developing while teaching and learning the English language communication. Speech patterns and stages of detailed work are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Формирование грамматических навыков устной речи в условиях общения при обучении английскому»

Oral practice grammar skills developing in the English language communication teaching Kurbanova E. , Solodovnikova O. (Russian Federation)

Формирование грамматических навыков устной речи

в условиях общения при обучении английскому

1 2

Курбанова Э. O. , Солодовникова О. К. (Российская Федерация)

1 Курбанова Эльмира Омаровна / Kurbanova Elmira - кандидат филологических наук, доцент;

2'Солодовникова Оксана Константиновна / Solodovnikova Oksana - старший преподаватель, межфакультетская кафедра иностранных языков для гуманитарных факультетов,

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования грамматических навыков у студентов, обучающихся иностранным языкам, в частности английскому языку. Приведены примеры речевых ситуаций и поэтапной работы с ними для повышения мотивации студентов в обучении устной речи. Abstract: the article deals with peculiarities of grammar skills developing while teaching and learning the English language communication. Speech patterns and stages of detailed work are demonstrated.

Ключевые слова: коммуникативные задачи, грамматические навыки устной речи, речевой компонент, иноязычное общение, говорящий и слушатель.

Keywords: communicative aims, oral practice grammar skills, speech components, communication in foreign language, speaker-listener.

Большинство методистов отмечают, что студенты (будущие учителя английского языка), проходящие практику в школах, пользуются грамматическими средствами иностранного языка в стандартных ситуациях на уроке: диалог с дежурным, фонетическая зарядка, вопросы по картинке, при этом часто допуская грамматические ошибки, запаздывая с речевой реакцией, переходя на родной язык при возникновении нестандартных ситуации и новых коммуникативных задач. Именно недостаточное владение грамматикой мешает студентам в полной мере творчески общаться на английском языке [1].

Это объясняется тем, что по традиции грамматические навыки устной речи студенты приобретают изолированно, вне деятельности речевого общения. Такие навыки вырабатываются в процессе выполнения упражнений, носящих формальный характер и не имеющих коммуникативной направленности. Например: «Make these statements negative and interrogative», «Put the verbs in brackets into correct form», «Put in the correct auxiliary verb in each sentence» и т. д. В сборниках упражнений по грамматике коммуникативные упражнения составляют примерно пятую часть от общего количества заданий.

Для того чтобы студенты с первых шагов ощущали себя участниками иноязычного общения даже при выполнении простейших заданий, необходимо мотивировать их на говорение, думанье, креативное мышление. Условия учебного процесса должны постепенно вовлекать студентов в общение с учетом возрастающей языковой нагрузки. Формирование грамматических навыков берет начало со знакомства с коммуникативной установкой. Подобная установка носит характер развернутого правила, которое знакомит с общими коммуникативными задачами, с общим значением грамматического явления и способами решения коммуникативных задач в зависимости от условий общения [2].

Например, студентам объясняется, что вопросительные предложения имеют общие значения вопросительности и побудительности; при этом основные и коммуникативные задачи, которые с их помощью решает говорящий - запросить информацию, получить подтверждение уже имеющейся информации, побудить собеседника к совершению действия (в английском языке побудительные высказывания чаще всего формируются при помощи вопросительных предложений), выразить свои чувства.

Далее студенты получают информацию о том, что выбор структуры вопросительного предложения (с вопросительным словом или без него, с прямым или обратным порядком слов) определяется ситуацией общения и коммуникативной задачей, которая стоит перед говорящим. Но простого знакомства с коммуникативной установкой недостаточно. Необходимо, чтобы вместе с теорией студенты воспринимали в качестве примеров аутентичные образцы речи носителей языка, содержащие вопросительные предложения в ситуациях реального общения, практикуемых на занятиях. Для этой цели важны средства наглядности, среди которых, конечно, видеоролики. Ситуации предъявляются дважды. Сначала - слушание и сопереживание. Ситуации обеспечивают высокий уровень эмоциональной деятельности обучаемых, в случае если они полностью понятны студентам (несут большой эмоциональный заряд - интонации, мимику, жесты). Речевой компонент таких ситуаций включает знакомые студентам лингвистические единицы, к тому же их содержание затрагивает проблемы общечеловеческого характера, вопросы, волнующие всех людей, независимо от их принадлежности тому или иному языковому слою общества (вопросы касательно отцов и детей, любви, войны и мира).

Эмоционально окрашенная ситуация привлекает внимание студентов, вызывает желание понять происходящее, т. е. у обучаемых возникает мотивация к иноязычному общению, они выступают в роли слушателя. Студенты вовлекаются в воспринимаемую ситуацию.

Вторая презентация ситуации происходит сразу после первой - это слушание и анализ. Студентам необходимо обратить внимание на формальные признаки вопросительных предложений. Прослушивание происходит с паузами. Паузы следуют после вопросительных предложений. Это дает возможность слушателям проговаривать про себя услышанное, что способствует лучшему осознанию полученной информации. Преподаватель комментирует использование вопросительных предложений в речи и обращает внимание на то, как влияют условия общения на реализацию коммуникативной задачи.

Следующий этап работы - слушание и осмысление. Здесь обеспечивается актуальное осознание связи формальных признаков высказывания и его коммуникативной цели в конкретных условиях общения. Перед студентами стоят такие задачи, как прослушивание диалога, определение в речи грамматического явления по его формальным признакам, осознание коммуникативной задачи, соотношение этой задачи со средствами ее реализации.

Последовательность выполнения упражнений соответствует последовательности действий, имеющих место при аудировании иноязычной речи: от восприятия и распознавания формальных признаков грамматического явления к соотнесению их с определенным значением и с пониманием смысла высказывания. Задания, предполагающие участие обучаемых в общении в роли слушающего, выполняются на 2-3 занятиях по 10-15 минут на каждом. На последующем очередном занятии можно переходить к выполнению заданий, предусматривающих участие студентов в общении в роли и говорящего, и слушающего. Обучаемые выполняют действие с грамматическим материалом, направленным на решение коммуникативных задач в естественных условиях общения.

Для создания речевых ситуаций в учебном процессе можно заимствовать ситуации из широкого круга деятельности студентов. Например, естественные ситуации, связанные с установлением дружеских отношений в группе, на курсе; с формированием коллектива и т. д.

По мере выполнения заданий студенты получают информацию о способностях друг друга, о личных успехах, о планах и мечтах. Участие в общении помогает установить взаимопонимание, дружеское взаимоотношение, что необходимо для формирования хорошего коллектива.

Литература

1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 2001. № 2.С. 61-64.

2. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков. //Иностранные языки в школе. 2000. № 5, С. 22-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.