1УДК 372.862 ББК 74.2
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
А. В. Овчаров, А. В. Галушка
Аннотация. В работе рассматривается проблема, связанная с недостаточным формированием графической грамотности у учащихся сельской общеобразовательной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Выявлено противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, запросы общества и государства ориентированы на развитие инженерного образования, но, с другой стороны, система школьного образования не в полной мере готова к решению поставленных задач. Обусловлено это тем, что выпускники школ не всегда способны в полной мере осваивать технические дисциплины в вузе в силу недостаточной графической грамотности
В работе предложен вариант решения обозначенной проблемы в рамках Майских указов В. В. Путина 2012 г. об организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: графическая грамотность, дополнительное образование детей, общеобразовательная школа, учитель технологии, мотивационная сфера детей.
FORMATION OF STUDENTS' GRAPHIC LITERACY
AT THE TECHNOLOGY LESSONS IN A SECONDARY RURAL SCHOOL
A. V. Ovcharov, A. V. Galushka
Abstract. The article considers the problem associated with insufficient formation of graphic literacy among the pupils in rural secondary schools in terms of introducing new educational standards. The article identifies contradiction, which is that on the one hand the demands of society and the state are focused on the development of engineering education, but on the other hand the school system is not fully ready to tackle the tasks. This is due to the fact that high school graduates are not always able to fully master the technical disciplines in the University due to the insufficient graphic literacy
The article proposes a solution to the indicated problem in the framework of the May decrees of Vladimir Putin 2012 on the organization of additional education of children in educational institutions.
Keywords: graphic literacy, additional education of children, secondary school, technology teacher, motivational sphere of children.
В настоящее время, когда перед общеобразовательной школой стоит важная задача - подготовить учащихся к трудовой деятельности, школьной дисциплине «Технология»
отводится особая роль. Подтверждением тому являются Майские указы Президента 2012 г., где говорится о необходимости вовлечения «к 2020 году до 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет в си-
стему дополнительного образования» [1]. Обусловлено это тем, что система школьного образования не в полной мере готовит будущего члена общества в соответствии с современными запросами. В этой ситуации вряд ли требуются дополнительные обоснования того, что дисциплина «технология» может являться основной «базой» организации дополнительного образования в общеобразовательной школе, а учитель технологии является наиболее подготовленным к решению задач в качестве педагога дополнительного образования.
Учитель технологии и педагог дополнительного образования призваны решать разные задачи, но очевидно, что учитель технологии наиболее эффективно будет решать задачи педагога в рамках имеющихся компетенций, исходя из наиболее «насущных потребностей учащихся и запросов общества к выпускнику школы» [2].
В нашей статье речь идет о графической грамотности выпускников школ. Реалии таковы, что технические специальности для современных молодых людей не самые привлекательные в силу многих причин, которые не являются предметом обсуждения в нашей статье. Но, тем не менее, в условиях сельской школы, в силу специфики среды проживания детей, где часто мальчики с малых лет тесно связаны с техникой, которая является необходимым условием жизнедеятельности их родителей и семьи, для них часто не стоит вопрос с выбором профессии.
В нашем регионе это, как правило, два вуза: технический или сельскохозяйственный, где есть профиль, связанный с техникой. Часто результаты экзаменов, полученных при сдаче ЕГЭ, позволяют таким детям поступить на избранные профили профессиональной подготовки в этих вузах, но недостаточный уровень подготовки в области графической грамотности становится трудным, а часто и непреодолимым препятствием в получении выбранной специальности. Проблема заключается в том, что при поступлении на технические профили в вуз предполагается, что студент в школе получает определенные навыки в области графической грамотности, причем эти навыки тесно связаны с такими областями знаний, как физика и математика. Уровень подготовки в области физики и математики может быть на довольно высо-
ком уровне, а уровень подготовки в области графической грамотности не соответствует требованиям технического вуза.
В работе [3] исследовались связи черчения с математикой. Показано, что эти дисциплины являются взаимодополняющими с точки зрения развития мышления учащихся в процессе выявления пространственных свойств предметов через привлечение графических знаний и навыков. Например, на уроках технологии обязательными являются построения с использованием циркуля и линейки, но при этом основой являются познания в области геометрии.
Многолетний опыт работы учителем технологии в школе свидетельствует, что выпускники средней школы в ряде случаев не имеют необходимого запаса знаний и навыков, в достаточной степени развитых пространственных представлений и, как следствие, не всегда могут прочитать и выполнить чертеж несложной детали. Умение читать и выполнять чертежи деталей, их соединений и сборочных единиц профессионально необходимо каждому технически ориентированному специалисту. Но с какой степенью подробности и на каком уровне сложности эту тему надо изучать в школе в условиях жесткого дефицита времени? И как будет она востребована учащимися в их дальнейшей жизни, быту и работе?
Необходимость этого курса диктуется условиями повседневной жизни человека, в которой ему нередко приходится читать графические изображения различного содержания и назначения. Приведем несколько примеров. Так, при заселении в жилье необходимо познакомиться с планом жилых помещений и выбрать для себя более комфортную планировку. При выборе мебели в квартиру необходимо продумать возможность ее размещения на месте установки с учетом габаритов имеющейся площади. Кроме того, часто возникает потребность прочитать схему и графические изображения при сборке мебели и ее эксплуатации. При покупке различной бытовой техники в содержании технических паспортов изделий всегда содержатся графические изображения с целью уяснения правил их эксплуатации и т. д. Решить эти задачи легко, если человек владеет знаниями графического языка. Все перечисленное позволяет утверждать, что всеобщая
графическая грамотность необходима в современных условиях бытового социума.
Авторы программы «Технология» (А. Т. Тищен-ко, В. Д. Симоненко), по которой работают многие учителя, в разделах «черчение и графика» учащимся предлагают ознакомиться с такими понятиями, как чертеж, эскиз, масштаб, типы линий, чертежный шрифт, конструкторская документация, ГОСТ и т. д. Авторы программы не предусматривают научить учащихся приемам геометрических построений, в том числе построению сопряжений, правилам оформления чертежа, умениям рационально использовать чертежные инструменты. В то же время на многих учебных предметах школьной программы, и в первую очередь на уроках технологии, учащиеся сталкиваются с необходимостью прочитать чертеж и понять всю содержащую в нем информацию.
В результате в тех школах, где отменили черчение, через 2-3 года учителя физики и математики стали замечать у учащихся затруднения с выполнением даже несложных графических заданий. Увеличилось время работы над заданием, самостоятельно справиться с ним могут только единицы учеников, а о качестве говорить уже не приходится. Ранее все знания и умения их использовать они получали на уроках черчения во время выполнения графических и практических работ. Даже простые задания по построению перпендикулярных или параллельных прямых, деление отрезка на энное количество частей учащихся 8-9-х классов ставит в тупик. Вычерчивание окружности у половины класса занимает длительное время, они путают значения радиуса с диаметром окружности. В этой ситуации многие выпускники школ стали поступать в технические вузы с неуверенностью из-за недостаточных знаний и способностей в черчении.
Причину всему этому можно найти, если обратиться к историческому опыту преподавания черчения в школах России.
В истории советской школы известен период, когда дисциплина «черчение» не существовала как отдельный предмет, а входила в трудовое обучение, математику и рисование. Искусственность такого построения одним из первых заметил А. С. Макаренко. Поняв, что организовать выпуск технически сложных изделий нельзя, если исполнители графически безгра-
мотны, он пошел на крайнюю меру: самостоятельно ввел в школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского систематическое и углубленное изучение черчения (по 2 часа в неделю с 6-го по 10-й класс). Кроме того, воспитанников основательно знакомили в 5-м классе на уроках технического рисования с составлением эскизов. К сожалению, опыт А. С. Макаренко в этом направлении не получил должного освещения в педагогической литературе.
После 1931 г. черчение было введено в учебный план школы в качестве самостоятельного предмета. На протяжении 1950-1980-х гг. было предпринято несколько попыток модернизации школы. В начале 1960-х гг. в средних школах с производственным обучением предусматривались дополнительные занятия в 9-10-х классах для обучения чтению чертежей по изучаемой специальности. Однако в дальнейшем время, отведенное на изучение черчения, было необоснованно уменьшено с 175 до 68 часов, превратившись в «одночасовой» предмет.
По единодушному мнению отечественных специалистов, все попытки по реформированию образования были обречены изначально на неудачу. С точки зрения Э. Д. Днепрова, малоэффективное^, а зачастую безрезультатность проводимых реформ объясняется тем, что они ставили перед школой цели - либо не реализуемые на данном этапе общественного развития, либо несвойственные ей [4, с. 24].
В 1979 г. было выпущено пособие для учителя «Методика факультативных занятий в школе» под редакцией В. Н. Виноградова. С 1980/81 учебного года времени на изучение черчения в 7-8-х классах начали выделять только 68 часов, по 34 часа в каждом классе. Из программы были изъяты некоторые темы «Изображение зубчатых колес и передач», «Схемы», «Изображения на топографических чертежах», «Обозначение шероховатостей поверхностей», и др.
Черчение до 1980/81 учебного года изучалось в 7-8-м классах (в 7-м классе - 1 час, в 8-м классе - 2 часа в неделю). В некоторых школах в эти годы учащихся обучали черчению в 7-9-м классах. При этом на изучение предмета выделялось по 34 часа в год, по 1 часу в неделю в каждом классе. В школьную практику в это время были введены три факультативных курса: «Строительное и топографическое черчение»,
«Элементы начертательной геометрии», «Машиностроительное черчение», каждый из них рассчитан на 70 часов в году в 9-10-м классах.
В связи с реформой школы в 1986/87 учебном году учащихся стали обучать черчению годом раньше - с 6-го класса (с 7-го класса по новой структуре), и уже с учетом возрастных особенностей школьников и с целью облегчения восприятия материала был подготовлен новый учебник черчения и была пересмотрена программа. Были исключены наиболее сложные темы. Например, тему «Сложные разрезы» по новой программе учащиеся уже не изучали. Разработаны новые типы заданий, развивающие творческие способности учащихся. В дальнейшем был разработан ряд программ по черчению. Некоторые из них получили признание и используются в общеобразовательной школе.
Так, в 1988 г. была издана программа по черчению для учащихся 8-11-х классов для углубленного теоретического и практического изучения курса. Программой на изучение трех разделов предмета предусматривалось использование времени в объеме 374 часов:
1. Основы черчения - 8-й класс, 3 часа в неделю, 102 часа в год.
2. Чертежи в машиностроении - 9-й и 10-й классы, по 2 часа в неделю в каждом классе, всего 136 часов в год.
3. Чертежи в архитектуре и строительстве - 11-й класс, 4 часа в неделю, 136 часов в год.
В 1996 г. была опубликована А. А. Павловой и В. Д. Симоненко программа по графике в качестве одного из разделов курса технологии (трудовому обучению) средних общеобразовательных учреждений (1-11-й классы). Программа состоит из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть программы предназначена для общей графической подготовки учащихся 8-9-го классов. По вариативной части программы учащиеся 9-х, 10-х, 11-х классов могут более углубленно получить знания по компьютерной (машинной) графике или графическому дизайну. Программа предполагает выполнение учащимися творческих проектов по графике.
В 1995 г. Министерством образования РФ предложен сборник программ для 7-9-го классов, состоящий из двух разделов:
1. Черчение, 7-9 классы (под ред. В. В. Сте-паковой).
2. Черчение, 8-9 классы (под ред. Ю. П. Шевелева).
Первый раздел предусматривала расширение предметной области графического отображения информации о трехмерных объектах, используемых человеком, а второй разработан на основе программ авторов А. Д. Ботвиннико-ва, И. С. Вышнепольского, В. А. Гервера, М. М. Селиверстова и рекомендован в 1993 г. Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования России.
В 1998 г. согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 9.02.1998 г. № 322, время на изучение черчения в школе уменьшили вдвое. В итоге на эти цели программа под редакцией В. И. Якунина предусматривала всего 34 часа в 9-м классе, по одному часу в неделю. Однако в ряде школ обучали черчению, как и прежде, по программе под редакцией
A. Д. Ботвинникова, И. С. Вышнепольского,
B. А. Гервера в течение двух лет за счет времени, заложенного в региональном и школьном компоненте учебного плана.
В 2000 г. был составлен и издан сборник программ по черчению (составители В. В. Сте-пакова и Л. Е. Самовольнова). В него вошли вышеназванные варианты программ:
1. Черчение, 9 класс (отв. ред. В. И. Якунин).
2. Черчение, 7-9 классы (под ред. В. В. Сте-паковой).
3. Черчение с элементами компьютерной графики, 7-9 классы (под ред. В. В. Степаковой).
4. Черчение, 7-8 классы (отв. ред. В. А. Гер-вер).
5. Черчение, 8-9 классы (под. ред. Ю. П. Шевелева).
В 2003 г. Н. Г. Преображенской предложена программа, которая рассчитана на один год обучения. Она содержала учебный материал, который обеспечивал два уровня знаний: базовый (обязательный для основной школы) и повышенный - для выпускников школ, которые готовятся к получению специального и профессионального высшего инженерного образования. В соответствии с федеральным базисным планом (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312) объем предпрофильной подготовки учащихся равен 105 учебным часам в год (по 3 часа в неделю при
35 учебных неделях). Подготовка дает право выбора как профиля, так и места и формы продолжения образования, их дальнейшего трудоустройства на производстве и состоит из информационной работы по профильной ориентации учащихся на предпрофильных курсах.
В рамках предпрофильной подготовки количество часов, отводимых черчению, явно недостаточно. Практика показывает, что учебная информация все в большей степени имеет графическую форму предъявления. В связи с этим общее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации. Графическая грамотность учащихся должна рассматриваться как необходимая составляющая общего образования в общеобразовательных школах, которая формирует компетенции, необходимые для развития значимых качеств личности для выбранного направления в профессиональной трудовой деятельности.
Все упомянутые выше программы способствуют расширению образовательного пространства предмета. Каждая из них имеет свои особенности и дает учителю право выбора. В рамках федерального образовательного стандарта (ФОС) от 2004 г. с 2005/06-2006/07 учебных годов в массовую школьную практику было запланировано внедрение новых примерных программ. В связи с этим в журнале «Школа и производство» № 6 за 2004 г. была опубликована примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд». В нее также включена программа по черчению и графике. Но обучение учащихся этому предмету предлагалось осуществлять в 9-м классе за счет учебного времени в объеме 32-34 часов из часов национально-регионального компонента базисного учебного плана или компонента образовательного учреждения.
Следует помнить, что в ФОС 2004 г. черчение представлено как раздел учебного предмета «Технология». Данная программа по черчению функционирует по настоящее время.
Ретроспективный исторический анализ школьных программ по формированию графической грамотности у выпускников школ показал, что в системе российского образования отношение к дисциплине «Черчение» менялось:
• в 1950-е гг. черчение преподавалось в 7-10-х классах - 4 года;
• с 1975 г. в 7-9-х классах - 3 года;
• с 1995 г. в 8-9-х классах - 2 года;
• в 2003 г. в 9-м классе - 1 год и притом учебники до 2000 г. содержали множество ошибок, опечаток и неточностей. Уроки черчения отменили в школах 5-6 лет назад. Но где-то еще преподают этот предмет за счет школьного компонента, элективных курсов, в качестве факультатива или вместо нескольких часов технологии в неделю в старших классах.
Споры о необходимости и ненужности черчения в школьной программе не утихают и сегодня. Одни считают - черчение абсолютно бесполезный предмет, другие утверждают, что без навыков графической грамотности в старших классах, а тем более в техническом вузе, никуда.
Сегодня Президентом Российской Федерации поставлена задача перед системой школьного образования по организации дополнительного образования детей в рамках общеобразовательных учреждений. Необходимость такого решения не вызывает сомнений, но реальная практика исполнения указов Президента не столь проста. Связано это, прежде всего, с тем, что задачи, которые решает учитель и педагог дополнительного образования, разные. А в ситуации школы это будет один и тот же человек - учитель. О существовании такой педагогической проблемы говорят многие ученые, например: [5].
Тем не менее первые шаги делаются. На современном этапе это пока имеет название не «дополнительное образование», а «внеклассная работа». Практика показала, что к решению этой задачи оказался в большей степени подготовлен учитель технологии. В частности, в рамках нашего исследования разработан элективный курс, ориентированный восполнить потребность детей в обретении графической грамотности. Ниже приводим краткое содержание курса и описание его реализации.
Содержание:
• пояснительная записка;
• цели и задачи курса;
• способы реализации;
• ожидаемые результаты;
• учебно-тематический план;
• содержание программы;
• примерный перечень индивидуальных графических работ (ИГР);
• список литературы (для учителя и учащихся);
• словарь ключевых слов;
• приложение.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Графика» рассчитана на учащихся 9-х классов.
Усовершенствованные программы по черчению требуют готовить учащихся к сознательному использованию графической документации в процессе трудовой деятельности. Основным средством повышения графической грамотности на пути к непрерывному графическому образованию является углубленное изучение черчения в общеобразовательной школе.
Во время изучения элективного курса учащиеся получат возможность углубить свои знания в применении чертежных и измерительных инструментов, аккуратно работать, правильно организовывать рабочее место, много времени уделяется самостоятельной работе и упражнениям. Вовлекая учащихся в процесс сотворчества, необходимо использовать репродуктивные и проблемные методы обучения.
Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных индивидуальных графических работ (ИГР). Распределение часов в программе условно, и конкретный материал для ИГР подбирает учитель.
Необходимо уделять больше внимания развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Поэтому особое значение придается работе после кружков, организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, олимпиад и т. д. Большую роль в расширении и углублении графических знаний, умений и навыков учащихся отводится этим элективным урокам.
В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия и информационные технологии: таблицы, модели, различные изделия, чертежи и т. д.
Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления, установленных стандартами.
ИГР следует выполнять на отдельных листах соответствующих стандартных форматов, а затем сброшюровать и подшить в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения надо выполнять в рабочих тетрадях формата А4 в клетку.
При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на организацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды, где полученные знания рассматриваются не как цель, а как средство развития личности обучаемого, его творческого потенциала.
Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической, гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся.
При проведении этих занятий должны быть использованы разные формы и методы обучения и виды учебной работы, которые благоприятствуют развитию у школьников познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, рефераты, доклады и др.
Помимо владения знаниями, умениями и навыками в области графики учитель достигает успеха в своей профессии, если кроме «умных» рук ему присущи следующие профессионально-ориентированные личностные качества:
• развитые типы мышления - пространственное, логическое, образное и техническое; творческий подход к решению проблемы, художественный вкус и эстетическая восприимчивость;
• самостоятельность, инициативность, трудолюбие, терпение и чувство юмора (желательно).
Эти качества входят в графическое ядро квалификационной характеристики учителя технологии. Почти все они поддаются развитию, поэтому, если вы считаете, что не обладаете достаточным уровнем одного из них, не следует огорчаться - надо просто совершенствовать себя.
Пока не издан ни один новый учебник по графике, рабочие тетради есть только по черчению для учащихся средней общеобразовательной школы. Поэтому мы можем ориентировать учителя на учебник: Павлова А. А., Кор-зинова Е. И. Графика в средней школе. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС»,
1999 - в качестве методического пособия для учителей графики 8-9-х классов общеобразовательных школ - учебного модуля образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе. Так как количество часов по преподаванию предметов черчения и технологии в современной школе сейчас сокращается, а важность и актуальность их не уменьшается, то данный курс может служить альтернативой для учителя в объединении этих двух предметов.
Способы реализации
Этапы базового курса «Черчение» осваиваются школьниками в 8-м классе, в 9-м продолжается его изучение. Знакомство с элементами графической грамотности начинается в 1-м классе. Согласно программе общеобразовательной области «Технология», за период обучения с 1-го по 7-й класс учащиеся знакомятся (на уровне узнавания) с понятиями: чертеж, рисунок, схема, технологическая карта, эскиз, деталь, узел и др. Они приобретают умения: работать с чертежными инструментами; вычерчивать линии чертежа различного начертания и назначения, вычерчивать плоские фигуры (контуры); выполнять условные графические обозначения швейных швов и элементов простейших электрических и кинематических схем.
Следовательно, изучение «Графики» начинается не на «пустом месте», так как некоторые представления о понятиях, терминах и графических операциях у школьников 9-го класса уже имеются. Если какие-то темы за 8-й класс учащиеся забыли или неясны им, то необходимо подробно объяснить на доске либо индивидуально самые трудные места. Если у школьника что-то получается недостаточно хорошо, плохо или вообще не получается, то не следует его упрекать - наоборот, надо подбодрить. Важнейшие составляющие успеха - комфортный для всех психологический климат и высокий профессиональный уровень, особенно с позиций методического и воспитательного аспектов.
После первого урока задать на дом индивидуальною графическую работу (ИГР-1) «Мои примеры использования графики в жизни и работе человека». Форма выполнения задания (как один из возможных вариантов - коллаж):
на листе бумаги любого формата и цвета наклеиваются иллюстрации (например, вырезки из газет, журналов и т. д.) использования графики в различных сферах деятельности человека (реклама, архитектура, автомобилестроение и т. д.), который сразу расскажет учителю кое-что об увлечениях учащихся.
Глубокое знакомство с индивидуальными особенностями, увлечениями и возможностями детей ведется учителем в течение всего времени обучения, в зависимости от этого осуществляется и коррекция методики проведения занятий.
Очень важным для вводных занятий является еще один этап, главная задача которого -пробудить, поддержать и развить у ребенка в 15-16 лет интерес к миру графики, к ее средствам, технологиям и возможностям. Учителю необходимо найти яркие, впечатляющие примеры. Рекомендуется обучать школьников, активно используя наброски, рисунки и эскизы в процессе их учебного творчества - например, при создании «авторских» проектов и вариантов изделий в школьных мастерских, на занятиях по техническому и художественному творчеству, конструированию и другим предметам.
Занятия по изучению форм следует организовать так, чтобы каждый ученик мог поработать индивидуально с различными геометрическими телами, мог исследовать их, своими руками потрогать вершину, ребро, грань, провести рукой по образующей или направляющей, то есть сначала надо материализовать абстрактные геометрические понятия на примере моделей-образцов. А после этого полезно задать такие упражнения: мысленно перекрасьте геометрические тела комплекта; мысленно увеличьте размеры каждого геометрического тела: а) без изменения пропорций; б) с изменениями пропорций. Такие упражнения нужны для развития не только пространственного воображения, но и абстрактного мышления, чтобы в дальнейшем конкретные материальные модели (прообразы) не ограничивали фантазию и образное мышление школьника. Комбинируя базовые элементы, можно создать новые интересные формы (прообразы машин, кораблей, замков и т. п.).
Во время работы с геометрическими телами каждый школьник должен научиться: стро-
ить три основных вида деталей любой сложности и уметь строить проекции любых точек на ее поверхности; проставлять размеры на чертежах. Количество размеров должно быть минимальным, то есть необходимым и достаточным для однозначного определения формы и положения предмета в пространстве.
Предлагаемый нами элективный курс может оказаться особенно нужным и полезным для учащихся профильных классов физико-технической направленности. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, основная масса выпускников таких классов ориентирована на поступление в вузы физико-технического профиля. Для этого им предстоит сдача ЕГЭ по физике, где более четверти заданий содержат задачи по механике. Решение таких задач без использования чертежей весьма затруднительно, а порой совсем невозможно. Не случайно опытные учителя утверждают: «Правильно построенный чертеж - половина решенной задачи». Во-вторых, поступивших в вуз, теперь уже студентов, ожидает изучение ряда дисциплин, требующих хороших знаний графики, например «Начертательная геометрия», «Сопромат», «Детали машин» и др. И в-третьих, графическая грамотность является залогом успешного начала творческой деятельности молодого специалиста на завершающей стадии неразрывной цепочки «школа -вуз - производство».
Заметим, что в профильных классах программами сейчас предусмотрены элективные курсы различной тематики, на изучение которых выделяется определенный лимит времени. Поэтому элективный курс «Графика» может быть внедрен в учебный процесс.
Описанная программа элективного курса является результатом совместной деятельности с кафедрой технологических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета. Элективный курс был разработан в 2013 г. как программа по дополнительному образованию, в качестве курса по выбору для 9-го класса, которая и была утверждена школьным педсоветом и районным МО учителей и внесена в районный банк элективных курсов. Апробацию прошла в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Ларичихинская средняя общеобразователь-
ная школа» Тальменского района Алтайского края и была рекомендована для внедрения в образовательный процесс школ района.
МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района Алтайского края - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования. Кроме того, в школе реализуется дополнительное образование детей и взрослых.
Основная деятельность школы ориентирована на воспитание и обучение учащихся, а также развитие их физических, интеллектуальных, психологических особенностей, образовательных потребностей с учетом их личностных склонностей, возможностей и способностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, нравственного, физического, умственного развития каждого учащегося.
2008 г. Школа - победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках Приоритетного национального проекта в области образования.
2013 г. Школа - победитель конкурса грантов Администрации Алтайского края, Всемирного фонда дикой природы - WWF России по сохранению биологического разнообразия Алтайского края (Молодежный социальный проект «Зеленая планета - своими руками»).
Развитие и социализация личности школьника - основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы. Эффективная реализация программы определяется следующими показателями: охват всех учащихся в дополнительном образовании и внеурочной занятости и по результатам года участие их в общешкольном конкурсе «Ученик года» и научно-практической конференции с привлечением Совета школы учащихся и родителей, как равноправных партнеров образовательного процесса. Воспитательная работа осуществляется на основании планирования программы по воспитанию: «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся школы на 2015-2020 годы» для учащихся 1-11-го классов, программ дополнительного образования, в том числе внеурочной деятельности для
учащихся 1-5-го классов (ФГОС НОО). Реализация программ осуществляется согласно Плану мероприятий на учебный год. Осознанное принятие особых форм культурно-исторических традиций, ценностей, социальной и духовной жизни родного села, района, края педагогический коллектив рассматривает в спектре традиционных коллективных творческих дел1.
Содержание воспитательной деятельности по месяцам в школе и в классах имеет разное направление. В марте по теме «Мир труда и профессий» - профессиональное самоопределение, трудовое воспитание. В это время проводится большая работа по профессиональному самоопределению будущих выпускников и учащихся школы, изучение профессий села, региона, уважение к труду окружающих и к человеку труда. В развитии образовательной и воспитательной работы школы есть и наш вклад. Ежегодно около 30-40% выпускников нашей школы идут учиться в технические вузы, колледжи и учебные заведения, где знание графической грамотности играет не последнюю роль.
В недалеком прошлом в образование начали внедрять компьютерные технологии, и автор статьи, как учитель, взял за основу, на наш взгляд, очень интересную, увлекательную для учеников и полезную для учителя форму проведения урока - компьютерные презентации. Компьютер позволил изменить, неограниченно обогатить и разнообразить содержание урока. Построение уроков с использованием ИКТ значительно способствовало активизации познавательной деятельности учащихся, развитию пространственного творческого воображения.
Работа с детьми с использованием проектных методик реализуется с 2009 г. Это одна из форм работы с одаренными детьми. Тема проектных заданий охватывает широкий круг вопросов школьной программы по технологии. У детей сформировался стойкий интерес к дисциплине.
По дисциплине «Технология» нет отстающих, да и оценка «3» на уроке встречается редко. Чаще ее получает не слабый ученик, а тот, который может хорошо работать, но проявляет небрежность и подходит безответственно к вы-
1 http://larichiha.edu22.info
2 http://basetop.ru/samyie-defitsitnyie-professii-v-rossii/
полнению своей работы. От урока к уроку дети начинают понимать, что надо проявлять старание и трудолюбие. Они с удовольствием осваивают новые виды деятельности. Большинство положительно относятся к предмету. Отсюда решение еще одной проблемы - повышение мотивации учебной деятельности.
Разработанный элективный курс является базой в формировании у ребенка навыков разбираться в конструктивных особенностях изделий, технических характеристиках механизмов, что впоследствии пригодятся будущему технологу, инженеру или конструктору машин в машиностроительной, автомобильной, авиационной сферах. В последнее время наблюдается дефицит таких специалистов в оборонной промышленности, атомной, энергетической, космической, медицинской и в сфере разработки средств связи. Подтверждение этому можно найти в материалах статистических исследований. Связано это с тем, что длительное отсутствие интереса к техническим специальностям привело к тому, что российские компании, приобретая высокотехнологичное оборудование, к примеру, линию по производству продукции, не могут найти специалистов для ее настройки. На одну вакансию инженера поступает не более 1,5 резюме, и далеко не все соискатели соответствуют квалификационным требованиям. В 1990-е гг. был большой отток инженерных специалистов с заводов, которые ушли работать в коммерцию и предпринимательство. В нашей стране востребованы авиационные техники и инженеры. Проблема в том, что у отечественных авиакомпаний большая часть авиапарка до сих пор проходит обслуживание за границей. В России таких специалистов готовят только в Московском авиационном институте. Естественно, такая ситуация отрицательно сказывается на состоянии отечественной промышленности2 [7].
Минтруда утвердил справочник самых востребованных профессий на рынке труда, а также топ-50 специальностей, требующих среднего профессионального образования. В двух списках преобладают «технари». Именно их не будет хватать работодателям через 1020 лет, по мнению экспертов «Российской га-
зеты». Многих из таких профессий не хватает уже сейчас3 [8].
Роль учителя, который выступает в роли педагога дополнительного образования, помочь нашим ученикам найти себя в этой жизни, самоопределиться в выборе будущей профессии. Главное для педагога - увлечь и «заразить» учеников, вселить им уверенность в своих силах, показать значимость их деятельности. Великий педагог и гуманист Януш Корчак сказал: «Пусть ищет, только бы не заблудился, пусть штурмует вершины, только бы не расшибся, пусть корчует, только бы не поранился, пусть воюет, только осторожно-осторожно...» [6].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дополнительное образование - в числе приоритетов «майских» указов Президента. -URL: https://минобрнауки.рф/m/проекты/ доступное-дополнительное-образование-для-детей (дата обращения: 02.03.2018).
2. Концепция развития дополнительного образования детей. - URL: http://static.govemment. ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 02.03.2018).
3. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. - М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
4. Днепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования. - М.: Мариос, 2011. - 456 с.
5. Лупандин М. В. Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования» // Молодой ученый. - 2016. -№ 7.- С. 671-674.
6. Корчак Я. Как любить ребенка. - URL: http:// modernlib.ru/books/korchak_yanush/kak_lyubit_ rebenka/read (дата обращения: 02.03.2018).
REFERENCES
1. Dopolnitelnoe obrazovanie - v chisle priorite-tov "mayskikh" ukazov Prezidenta. Available at: https://minobrnauki.rf/m/proekty/dostupnoe-dopolnitel'noe-obrazovanie-dlya-detey (accessed: 02.03.2018).
2. Kontseptsiya razvitiya dopolnitelnogo obra-zovaniya detey. Available at: http://static.gov-ernment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (accessed: 02.03.2018).)
3. Botvinnikov A. D. Nauchnye osnovy formiro-vaniya graficheskikh znaniy, umeniy i navykov shkolnikov. Moscow: Pedagogika, 1979. 255 p.
4. Dneprov E. D. Noveyshaya politicheskaya isto-riya rossiyskogo obrazovaniya. Moscow: Marios, 2011. 456 p.
5. Lupandin M. V. Formirovanie pedagogicheskoy professii "pedagog dopolnitelnogo obrazovaniya". Molodoy uchenyy. 2016, No. 7, pp. 671674.
6. Korczak J. Kak lyubit rebenka. Available at: http://modernlib.ru/books/korchak_yanush/k ak_lyubit_rebenka/read (accessed: 02.03.2018). (in Russian)
Овчаров Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Ovcharov Aleksandr V., PhD in Physics and Mathematics, ScD in Education, Professor, Chairperson, Technological Disciplines Department, Altai State Pedagogical University e-mail: [email protected]
Галушка Анна Виленовна, учитель технологии МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района Алтайского края
e-mail: [email protected]
Galushka Anna V., Technology teacher, Municipal State Educational Institution, „Larichikhinskaya secondary
school", Talmenskiy District, Altai Kray
e-mail::[email protected]
3 https://astv.ru/news/mir/top-samih-vostrebovannih-na-rinke-truda-vozglavili-tehnicheskie-professii