УДК 378.1 DOI: 10.15593/2224-9389/2016.2.9
Е.Н. Ярославова, О.В. Белкина Получена: 01.04.2016
Принята: 10.04.2016
Южно-Уральский государственный университет Опубликована: 30 062016 (НИУ), Челябинск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ
Для устойчивого прогрессивного развития современное общество нуждается в профессионалах, обладающих способностью создавать, оценивать, внедрять новшества. Авторы рассматривают готовность к инновационной деятельности как один из аспектов деятельности современного профессионала. Инновационная компетенция, являясь составляющей профессиональной компетентности выпускника вуза, отражает уровень его готовности к осуществлению инновационной деятельности. В статье приводится толкование базовых понятий, входящих в семантическое поле «инновация», раскрывается сущность инновационной компетенции, определяются условия ее формирования. В качестве условий авторы выделяют инновационную образовательную среду, которая видится как система возможностей, которая содействует саморазвитию будущего профессионала, обеспечивает формирование основ нового профессионально-ориентированного поликультурного сознания и поведения путем введения новообразований в педагогические технологии и практику. Инновационная образовательная среда представляет самоорганизующуюся систему, открытую для построения личностного пространства развития как педагогов в области педагогических инноваций, так и обучающихся. Атрибутом инновационной образовательной среды является использование комплекса новых технологий обучения. Особое внимание уделяется интернет-проектам как одному из аспектов проектного обучения в процессе иноязычной подготовки, которые развивают готовность обучающихся к вовлечению в исследовательскую инновационную деятельность. Методика учебного проектирования в сочетании с информационными технологиями создает идеальную основу для формирования позитивной внутренней мотивации; обучающийся получает возможность активно применять полученные теоретические знания для поиска решения профессиональных задач в формате творческой исследовательской атмосферы. В статье подробно описан образовательный проект, который был реализован автором статьи на факультете журналистики Южно-Уральского государственного университета.
Ключевые слова: инновация, инновационная среда, инновационная компетенция, образовательный интернет-проект, иноязычная подготовка.
E.N. Yaroslavova, O.V. Belkina Received: 01.04.2016
Accepted: 10.04.2016
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia Published: 30.06.2016
DEVELOPING WILLINGNESS TO INNOVATE IN NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY GRADUATES IN FOREIGN LANGUAGE TRAINING
To provide sustainable progressive development, modern society needs professionals capable to generate, evaluate and implement novelty. The authors consider willingness to innovate as one of the critical aspects that refers to the activity of today's professionals. Innovative competence regarded as a constituent of professional competency reflects the openness and willingness of a future professional to be involved into innovation process. The article deals with basic notions of innovative nature, reveals distinctive features of innovative competence, and examines conditions crucial to its development. Innovative educational environment is determined by the authors as a system of opportunities provided for a future professional that contributes to his or her self-development. Introducing novelties in pedagogical
techniques ensures the formation of new professionally-oriented polycultural consciousness and behavior. Innovative educational environment is regarded as a self-organizing system open to the creation of personal development space both for teachers and students. Application of new technologies in teaching is a characteristic feature of innovative educational environment. Special attention is paid to Internet-based projects as a part of project-based learning in foreign language teaching aimed at developing students' willingness to conduct research innovative activity. Integrating educational projects into information technologies enhances the development of intrinsic positive motivation. Students get a splendid opportunity to actively apply their theoretical knowledge to find solutions to professional problems in a creative atmosphere research format. The article describes the educational project that was undertaken by the authors at the Faculty of Journalism at South Ural State University, Russia.
Keywords: innovation, innovative environment, innovative competence, educational internet-based projects, foreign language training.
Мы живем в период фундаментальных прорывов во всех областях знаний: в науке и технике совершаются грандиозные открытия, которые способны полностью изменить ход эволюционного развития современной цивилизации, информация накапливается в колоссальном количестве и обновляется с поистине космической скоростью. Инновации, будучи мощным двигателем подобных трансформаций, влекут за собой изменения status quo, существующего в той или иной сфере, требуют умения управлять информационными потоками, прогнозировать алгоритм решения новых задач, анализировать вероятные изменения, адаптироваться к смене парадигмы базовых традиционных понятий.
Соответственно, возникает необходимость в качественно новых специалистах, конкурентоспособных, образованных, обладающих способностью воспринимать инновации и создавать новшества. Именно такие профессионалы, готовые продуктивно работать в инновационных условиях профессионально-делового пространства, востребованы на развивающихся предприятиях - лидерах модернизации. Ключевую роль в решении данной задачи - подготовке компетентных профессионалов, способных к инновационной деятельности, играют современные исследовательские университеты, которые представляют мощный ресурс инновационного развития.
Согласно нормативным документам Министерства образования и науки Российской Федерации статус исследовательского университета подразумевает эффективное осуществление образовательной и научной деятельности на основе принципов интеграции науки и образования. К числу важнейших отличительных признаков инновационного исследовательского вуза являются способность генерировать знания, обеспечивать эффективное внедрение технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки кадров высшей квалификации [1]. Таким образом, именно исследовательские университеты следует рассматривать, с одной стороны, как одну из сфер производства инноваций, с другой -это система подготовки человеческих ресурсов для инновационной экономики, формирующей интеллектуальный капитал нации. Соответственно, особую актуальность приобретает проблема формирования и последующего повышения профессионализма современного выпускника, в частности, его инновационной
компетенции как способности, отражающей уровень его готовности к осуществлению инновационной деятельности.
Для понимания сущности и конкретизации понятия «инновационная компетенция» считаем необходимым упорядочить терминологическое поле проблемы и обратиться к ретроспективе становления понятия в науке. Появление понятия «инновация» восходит к разгару второй научно-технической революции, когда увеличилось осознание важности прикладного значения научных изобретений, способных принести значительную финансовую прибыль и вывести качество жизни на иной уровень. Именно с этим периодом связывают возникновение понятия «инновация», которое в переводе с латинского «т поуайо» дословно означает «в сторону обновления».
В научном аппарате термин «инновация» закрепился в XIX веке, означая интеграцию элементов одной культуры в другую. Как правило, под этим подразумевалось внедрение европейских способов организации производства и жизнедеятельности в архаичные азиатские и африканские общества, и к началу XX века это понятие из области культурологии перешло в экономическую сферу. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер определил экономическое развитие как повышение уровня и качества жизни посредством крупных нововведений - инноваций [2].
В общенаучном смысле понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы, при этом в широком смысле это могут быть качественные или количественные изменения в различных сферах и элементах системы. В педагогической литературе данный термин активно используется с 70-х годов прошлого века [3-7]. Как показывает анализ источников, «инновация» рассматривается с позиций процесса, результата либо их интеграции, где одновременно фиксируется внимание на процессе (инновационной деятельности) и на результате (продукте инновационной деятельности), что свидетельствует о сложности и многоаспектности данного понятия. Можно заключить, что инновация всегда соотносится с определенной деятельностью, которая приводит к созданию лучших по своим свойствам продуктов/технологий; является следствием и неизбежным результатом инновационной деятельности [8].
В совокупности многочисленные трактовки понятия «инновации» [9, 10] можно свести к следующему определению, которое подчеркивает ее действенный и синергетический характер. Инновация представляет комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств, приводящих к переходу системы в новое качественное состояние и вызывающих положительные изменения в других, взаимосвязанных с данной, сферах.
В последние десятилетия стремительно развивается относительно новая междисциплинарная предметная область - инноватика, которая исследует сущность инновационной деятельности, ее организацию, управление инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребо-
ванные обществом новшества. Количество исследований в различных областях научного знания свидетельствуют о своеобразном «инновационном взрыве». В сфере образования процессы создания, оценки, внедрения, освоения, применения и распространения педагогических новшеств являются предметом педагогической инноватики [11]. Психолого-педагогическая инноватика занимается проблемой изучения структуры инновационной деятельности, психолого-педагогической готовности субъектов образования к ее осуществлению, отдельными сторонами педагогического обеспечения эффективности инноваций [12].
Готовность к инновационной деятельности рассматривается как один из аспектов деятельности современного профессионала, поэтому, на наш взгляд, инновационная компетенция может представлять компетенцию универсального плана. Соответственно, обучение в исследовательском университете требует особой организации образовательного процесса с ориентацией на формирование у обучающихся готовности к творческому профессиональному саморазвитию, направленному на создание и реализацию новшеств с целью получения практического результата, оказывающих позитивное влияние на социально-экономическую, политическую, научную и другие сферы общества [13].
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения предполагает формирование у выпускников вуза взаимосвязанного комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих подготовленность к определенному виду деятельности и которые имеют специфические проявления в той или иной профессии. Использование компетентностного подхода как практики ориентированной тактики организации образовательного процесса позволяет выявить сущность инновационной компетенции выпускника, ее место в профессиональной подготовке, а также спроектировать условия ее формирования.
Изучение работ по данной проблематике позволяет сделать вывод о том, что инновационная компетенция может быть представлена как совокупность фундаментальных знаний, творческих инновационных способностей (интеллектуальная компетентность, эвристическое мышление, способность к новаторству, самообразованию, долгосрочному проектированию; интуиция, воображение, предпринимательские способности, креативность, критическое, аналитическое мышление), а также синергетичность и гибкость при выработке решений, комплексного поведения и непрерывного развития, деятельност-ных механизмов в сфере внедрения продукта [14, 15].
Анализ ФГОСов нового поколения различных направлений подготовки показал, что инновационная компетенция, как правило, входит в состав специальных компетентностей, которые предполагают: знание инновационных технологий; способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности; готовность применять инновационные подходы и методы решения профессио-
нальных задач; умение применять свои знания в практической деятельности, развивая их и совершенствуя. Будущий профессионал должен уметь адаптироваться к постоянно меняющейся среде, грамотно находя, отбирая, обрабатывая, анализируя и применяя соответствующим образом нужную информацию, предлагая способы решения различных реальных ситуаций, возникающих в профессиональной среде.
Мы полагаем, что формирование инновационной компетенции в процессе иноязычной подготовки будет более эффективным в условиях инновационной образовательной среды, которая определяется нами как система возможностей, содействующая саморазвитию будущего профессионала, способная обеспечить формирование основ нового профессионально-ориентированного поликультурного сознания и поведения путем введения новообразований в педагогические технологии и практику. При этом возможность есть особое единство свойств образовательной среды и субъектов педагогического взаимодействия: «образовывающего» и «образовывающегося». Таким образом, речь идет о ситуации взаимодействия субъектов со своей образовательной средой, где возможность детерминируется как свойствами среды, так и свойствами взаимодействующих субъектов [16].
Согласно нашей позиции инновационная образовательная среда представляет самоорганизующуюся систему, открытую для построения личностного пространства развития как педагогов в области педагогических инноваций, так и обучающихся. Атрибутом инновационной образовательной среды является использование комплекса новых технологий обучения, целью которых (на всех этапах обучения), по словам И.С. Якиманской, является не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение творчества; формирование механизма самоорганизации и самореализации личности каждого обучающегося. Их «новизна» обусловлена в первую очередь учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и функционирования личности, а также методами и приемами, которые положены в основу их использования. При этом педагог выбирает те технологии, которые являются наиболее приемлемыми для этапа, целей и задач, реализуемых на данном этапе, возможностей учебной группы и своего потенциала [17].
Исходя из сущностных характеристик инновационной компетенции, рассмотренных выше, мы полагаем, что одной из наиболее эффективных технологий является исследовательский интернет-проект, где ключевым моментом становится развитие критического мышления студентов, умения автономно конструировать свои знания, самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и верифицировать информацию, полученную из разных источников, выделять гипотезы, находить решения, сопоставлять собственные варианты решения проблемы с аналогичными или альтернативными вариантами.
Методика учебного проектирования в сочетании с информационными технологиями создает идеальную основу для формирования позитивной внутренней мотивации, поскольку обучающийся получает возможность активно применять полученные теоретические знания для поиска решения профессиональных задач в формате творческой исследовательской атмосферы. При этом важно отметить, что материалы для заданий должны быть отобраны с учетом как профессиональных, так и личностных интересов обучающихся, тематика и проблематика должны быть востребованы и носить актуальный характер.
Рассмотрим на конкретном примере реализацию исследовательского интернет-проекта в процессе обучения иностранному языку в Южно-Уральском государственном университете. Цель проекта - создать благоприятную среду, предоставляющую возможности для включения обучающихся в исследовательскую деятельность. Такая среда позволит сформировать должный уровень мотивации, структурировать предметные знания, активизировать навыки поиска информации в различных источниках и ее последующего анализа, продемонстрировать способность к эффективному решению конкретных задач, исходя из направления, выбранного самими обучающимися; усовершенствовать умения координировать индивидуальную и групповую работу и, в конечном итоге, проявить творческую активность и самостоятельность.
Студенты факультета журналистики в четвертом семестре изучают деловой язык, интегрированный в сферу профессиональной деятельности. Одним из блоков этого модуля является изучение управленческих стилей. Ключевыми профессиональными ориентирами в этом блоке являются:
1) концепция менеджмента, классификация стилей управления;
2) эффективность управления;
3) корпоративная этика;
4) качества эффективного менеджера.
Преподаватель, как модератор и фасилитатор, определяет проблему: в современных реалиях руководство компанией должно ввести такой стиль управления, где в процессе сотрудничества различия становились бы средством взаимного обогащения, а также дополнения в ходе решения спорных проблем.
Определяются цели и задачи: исследовать типологию стилей управления, проанализировать сильные и слабые стороны разных управленческих стратегий, изучить основные подходы и типы поведения в компаниях с тем или иным стилем управления, спрогнозировать возможные вызовы, определить инструменты, с помощью которых может быть достигнут максимально эффективный результат, смоделировать ситуацию, которая с большой вероятностью может возникнуть в профессиональной среде и найти конкретное решение.
Работа в проекте включает несколько этапов. Группы студентов изучают различные виды стилей управления, опираясь на те критерии, которые для них представляют наибольший интерес. Поиск осуществляется как в знакомой среде, например, в оригинальных произведениях известных психологов,
социологов, маркетологов, включенных в список источников обязательной программы для изучения, так и в произведениях художественной литературы, в блогах и постах известных специалистов о менеджменте, в вебинарах, освещающих профессиональные вопросы, в художественных, документальных и научно-публицистических фильмах [18].
Например, одна группа посчитала интересным восточный (азиатский) стиль управления, представленный в фильме «Страх и трепет», экранизации автобиографического романа известной бельгийской писательницы Амели Нотомб о корпоративной культуре Японии.
Студенты выделили основные качества, характерные для стиля управления гигантским концерном Юмимото: акцент на долгосрочную занятость, принятие групповых решений, детальный анализ любой проблемы и принятие решения на основе консенсуса, продвижение по службе на основе старшинства, акцент на управление качеством и заложенное в японском менталитете непрерывное совершенствование. Кроме того, были проанализированы специфические черты, свойственные японскому менеджменту, в частности: сложная процедура согласования и принятия решений, неприятие инициативы со стороны младшего персонала, слишком жесткая иерархическая структура.
Затем в специально созданной группе в социальной сети «В Контакте» студенты данной подгруппы, которая занималась изучением японского стиля управления по Нотомб, создали тему, где и представили структурированно оформленную информацию по данной типологии. Представители других групп, изучающих другие виды классификаций, делились своими замечаниями, оставляли свои комментарии и заметки.
В разделе видео представители разных групп размещали готовые ролики из Интернета, которые иллюстрировали проблемные ситуации, возникающие в корпорациях с разным стилем управления, видеофрагменты как из фильмов, так и созданные самими студентами, где членам группы «Нотомб» предлагалось соотнести конкретную ситуацию со стилем управления и смоделировать альтернативное решение.
По такому же алгоритму работали и представители других подгрупп. В результате совместной, продуктивной работы студенты ознакомились с разными подходами к вопросу управления, обогатили опыт партнеров своими достижениями в области изучения предмета, провели SWOT-анализ корпоративной культуры и отработали множество сценариев развития ситуации, предложили свои альтернативные решения.
Таким образом, проектная технология предоставила студентам возможность осуществления самостоятельного поиска, анализа новой информации, приобретения профессионально значимых знаний в процессе решения практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Опрос студентов показал высокий уровень их заинтересованности, готовность к аналитической и исследовательской деятельности, продемонстрировал способность к генерированию нестандартных альтернативных решений путем критического осмысления информации. Работа с предложенными ситуациями в ходе проекта доказала, что при этом происходит совершенствование умений профессиональной коммуникации, повышается уровень иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции.
Для реализации и развития творческого потенциала студентов, поддержания их стремления к самореализации и самообразованию, формирования у них профессиональных и культурных компетенций в процессе иноязычной подготовки в ЮУрГУ применяется сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий: коммуникативное и модульное обучение, использование кейсов, веб-квестов; деловая игра, тандем-проект и другие. Подобная интеграция позволяет комплексно подойти к формированию основ инновационной деятельности обучающихся.
Список литературы
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Национальные исследовательские университеты [Электронный ресурс]. - URL: Шр://минобрнауки.рф/ проекты/ведущие-вузы/ниу (дата обращения: 08.10.2015).
2. Йозеф Алоис Шумпетер (1883—1954): теория экономического развития [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm (дата обращения: 09.10.2015).
3. Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с македон. - М.: Просвещение, 1991.
4. Найн А.Я. Инновации в образовании / ГУ ПТО адм. Челяб. обл.; Челяб. фил. ИПО МО РФ. - Челябинск, 1995.
5. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / вступ. ст. В.С.Лазарева. - М.: Новая школа, 1996.
6. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997.
7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992. - С. 20-26.
8. Тарева Е.Г., Казанцева А.А. Инноватика и лингводидактика: предпосылки интеграции // Инновации в образовании. - 2012. - № 6. - С. 48-57.
9. Котлярова И.О. Инновационные системы повышения квалификации: монография. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
10. Пригожин А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (Социал. пробл. инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - C. 270.
11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008.
12. Подымова Л.С. Психолого-педагогическая инноватика. Личностный аспект. - М.: Прометей, 2012.
13. Лежнева Н.В. Непрерывное профессиональное образование: проблемы и перспективы. Монография. - Челябинск: Изд-во Челябин. гос. ун-та, 2013. - C. 203.
14. Бермус А.Г., Мирошникова О.Х. Формирование готовности к успешной профессиональной деятельности в инновационном университете // Научный диалог. -2015. - № 10 (46). - С. 8-23.
15. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Тебеньков К.А. Методика применения современных механизмов и инструментов контроля сформированности инновационной компетентности при подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 13. - C. 233-238.
16. Ярославова Е.Н. Инновационная образовательная среда как условие самореализации будущих профессионалов в непрерывном иноязычном образовании // Иностранные языки в профессиональной подготовке и самореализации специалистов высшей квалификации: коллективная монография / под ред. Е.Н. Ярославовой. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2012 - С. 294-346.
17. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2011.
18. Белкина О.В. Использование проектной технологии в процессе профессионально ориентированной иноязычной подготовки будущего специалиста в информационном обществе // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.; г. Пермь, 6-8 июня 2013 г. -Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - C. 324-330.
References
1. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii. Natsional'nye issledovatel'skie universitety [Ministry of education and science of the Russian Federation: National research universities]. Available at: http://minobrnauki.rf/ proekty/vedushchie-vuzy/niu (accessed 8 October 2015).
2. Schumpeter J.A. Theory of Economic Development. (Russ. ed.: Shumpeter I.A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia. Available at: http://ru.ncbase.com/econ/dev.htm (accessed 9 October 2015).
3. Angelovski K. Uchitelia i innovatsii [Teachers and innovations]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1991.
4. Nain A.Ia. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in education]. Chelyabinsk, 1995.
5. Potashnik M.M. Innovatsionnye shkoly Rossii: stanovlenie i razvitie. Opyt programmno-tselevogo upravleniia [Innovative schools of Russia: Formation and development. Experience of programme-objective management]. Moscow, Novaia shkola Publ., 1996.
6. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: Innovatsionnaia deiatel'nost' [Pedagogy: innovation activities]. Moscow, Magistr Publ., 1997.
7. Iusufbekova N.R. Pedagogicheskaia innovatika kak napravlenie metodologiches-kikh issledovanii [Pedagogical innovation theory as an avenue of methodological research]. Pedagogicheskaia teoriia: idei i problemy. Moscow, 1992, pp. 20-26.
BecmnuK nHHnY. npo6neMU R3UK03nanuR u педагогики № 2 2016
8. Tareva E.G., Kazantseva A.A. Innovatika i lingvodidaktika: predposylki integratsii [Innovation theory and language education: Preconditions for integration]. Innovatsii v obrazovanii, 2012, no. 6, pp. 48-57.
9. Kotliarova I.O. Innovatsionnye sistemy povysheniia kvalifikatsii [Innovative training systems]. Chelyabinsk: Izd-vo IuUrGU, 2008.
10. Prigozhin A.I. Novovvedeniia: Stimuly i prepiatstviia [Innovations: Motives and obstacles]. Moscow, Politizdat Publ., 1989, pp. 270.
11. Khutorskoi A.V. Pedagogicheskaia innovatika [Educational Innovations]. Moscow, Akademiia Publ., 2008.
12. Podymova L.S. Psikhologo-pedagogicheskaia innovatika. Lichnostnyi aspect [Psychological and educational innovation. The personal aspect]. Moscow, Prometei Publ., 2012.
13. Lezhneva N.V. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: problemy i perspektivy [Professional lifelong learning: Problems and prospects]. Chelyabinsk: Izd-vo Cheliabin. gos. un-ta, 2013. 203 p.
14. Bermus A.G., Miroshnikova O.Kh. Formirovanie gotovnosti k uspeshnoi professional'noi deiatel'nosti v innovatsionnom universitete [Forming of readiness to successful career at innovative university]. Nauchnyi dialog, 2015, no. 10 (46), pp. 8-23.
15. Gitman M.B., Gitman E.K., Teben'kov K.A. Metodika primeneniia sovre-mennykh mekhanizmov i instrumentov kontrolia sformirovannosti innovatsionnoi kompetentnosti pri podgotovke nauchno-pedagogicheskikh kadrov vysshei kvalifikatsii [Methods of application of the modern mechanisms and tools to assess innovative competence in training scientific-and-teaching personnel of top qualification]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 2013, no. 13, pp. 233-238.
16. Iaroslavova E.N. Innovatsionnaia obrazovatel'naia sreda kak uslovie sa-morealizatsii budushchikh professionalov v nepreryvnom inoiazychnom obrazovanii [Innovative educational environment as a condition of self-realization of future professionals in lifelong learning of foreign languages]. In: Inostrannye iazyki v professional'noi podgotovke i samorealizatsii spetsialistov vysshei kvalifikatsii [Foreign languages in vocational training and self-realization of highly qualified specialists]. Ed. by E.N. Yaroslavova. Chelyabinsk: Izd. tsentr IuUrGU, 2012, pp. 294-346.
17. Iakimanskaia I.S. Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniia [Foundations of personality-oriented education]. Moscow: Binom: Laboratoriia znanii Publ., 2011.
18. Belkina O.V. Ispol'zovanie proektnoi tekhnologii v protsesse professional'no orientirovannoi inoiazychnoi podgotovki budushchego spetsialista v informatsionnom obshchestve [Application of project-based learning in professionally-oriented teaching of a future specialist in information society]. Materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Novye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve rodnogo i inostrannogo iazyka" [Proc. V Int. Sci.-Pract. Conf. "New technologies in the educational space of the native and foreign languages]. Perm, Izd-vo Perm. nats. issled. politekhn. un-ta, 2013, pp. 324-330.
Сведения об авторах
ЯРОСЛАВОВА Елена Николаевна
e-mail: eyaroslav@gmail.com
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия)
БЕЛКИНА Оксана Валентиновна
e-mail: parfait1@rambler.ru
Старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия)
About the authors
Elena N. YAROSLAVOVA
e-mail: eyaroslav@gmail.com
Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Foreign Languages, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)
Oksana V. BELKINA
e-mail: parfait1@rambler.ru
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)