Научная статья на тему 'Формирование готовности студентовматематиков работать с научным текстом по специальности'

Формирование готовности студентовматематиков работать с научным текстом по специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / UNDERSTANDING / НАУЧНЫЙ ТЕКСТ / SCIENTIFIC TEXT / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / FORMATION OF SKILLS / АНАЛИЗ НАУЧНОЙ СТАТЬИ / ANALYZES OF SCIENTIFIC ARTICLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. В.

В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы понимания научного текста в контексте подготовки компетентного специалиста в условиях информационного общества. Предлагается система формирования навыков анализа научной статьи по специальности в процессе обучения студентов-математиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some pedagogical aspects of the problem of understanding scientific texts in the context of training competent specialists in the information society. The author proposes a methodical system for formation skills for the analysis of scientific articles in the process of training students of mathematics.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентовматематиков работать с научным текстом по специальности»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ РАБОТАТЬ С НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Е.В. Кузнецова

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы понимания научного текста в контексте подготовки компетентного специалиста в условиях информационного общества. Предлагаетя система формирования навыков анализа научной статьи по специальности в процессе обучения студентов-математиков.

Ключевые слова: понимание, научный текст, формирование навыков, анализ научной статьи.

Summary. The article deals with some pedagogical aspects of the problem of understanding scientific texts in the context of training competent specialists in the information society. The author proposes a methodical system for formation skills for the analysis of scientific articles in the process of training students of mathematics.

Keywords: understanding, scientific text, formation of skills, analyzes of scientific article.

80

В условиях становления информационного общества перед образованием ставятся новые задачи. Воздействие мощных потоков информации, быстрые темпы развития техники и технологий и, как следствие, изменение условий жизни человека, его восприятия, мышления, ценностей, потребностей и способов их реализации, приводит к невозможности получения знаний однажды и про запас, к необходимости учиться в течение всей жизни. Кроме того, глобализация экономической, социальной и культурной жизни актуализирует потребность в коммуникации и эффективном управлении, которые невозможны без взаимопонимания всех участников процесса, что способствовало повышению интереса к проблеме понимания текста.

Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки «Прикладная математика», состава общекультурных и профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о том, что в основу положена модель специалиста, ориентированного на саморазвитие. Так, выпускник должен обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1), способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2), способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-7), способностью анализировать, синтезировать и критически ре-

Преподаватель XX

1 / 2013

зюмировать информацию (ОК-9), способностью оформлять научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-3), способностью и готовностью проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований (ПК-9).

Очевидно, что формирование перечисленных компетенций невозможно без умений и навыков работы с научной литературой по специальности и, прежде всего, с научной периодикой. Однако в процессе подготовки студентов практически не уделяется внимания данному аспекту профессиональной культуры будущих прикладных математиков. Опыт руководства научно-ис сле до вательской деятельностью студентов показывает, что стихийное формирование навыков работы с научной литературой является неэффективным. В свою очередь, умение работать с научной литературой тесно связано с такими важными для становления профессиональной культуры специалиста обобщенными умениями (компетенциями), как исследовательские умения, работа с информацией, умение создавать научный текст, самообразование, самоконтроль, самоорганизация. Поэтому низкая культура работы с научным текстом негативно отражается на результатах обучения, в частности на качестве выполнения выпускной квалификационной работы. Таким образом, необходимо целенаправленное формирование готовности студентов работать с научной литературой.

В психолого-педагогической литературе готовность к деятельности рассматривается как целое интегратив-ное свойство личности, причем со-

держание понятия «готовность» зависит от того конкретного вида деятельности, которым необходимо овладеть в процессе обучения. В соответствии с иерархической структурой личности К.К. Платонова [1] будем рассматривать готовность студентов-математиков к работе с научной литературой по специальности как систему личностных и профессиональных качеств, включающую:

1) мировоззренчески-ценностный компонент - понимание роли и места научного текста как части общей и профессиональной культуры в условиях информационного общества, оценка значимости навыков работы с научным текстом для будущей профессиональной деятельности и интерес к процессу изучения научной литературы;

2) опыт личности - компонент, объединяющий два блока: информа-ционно-знаниевый, включающий как теоретические и методологические знания предметной области, так и знание структурных, функциональных, стилистических особенностей научного текста, и операционно-дея-тельностный блок, включающий умения и навыки работы с текстовой информацией (компрессию, интерпретацию, моделирование, систематизацию, репрезентацию);

3) развитие психических процессов -компонент, включающий интеллектуальный блок (механизмы понимания текста) и эмоциональный блок.

Поскольку суть феномена текста заключена в его многоаспектности, процесс понимания текста является объектом исследования философии, лингвистики, психологии, педагогики. Как следствие, в науке отсутствует единое определение понятия тек-

81

82

ста: различные дефиниции выделяют в качестве существенных разные его свойства. Следуя [2], будем понимать текст как объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются цельность и связность. И так как слово «текст» (лат. 1ех1ш) означает «ткань», «сплетение», «соединение», в процессе понимания текста важно установить: 1) что и как соединяется; 2) зачем соединяется. То есть можно выделить два уровня понимания текста: синтаксический и смысловой. Формирование и совершенствование навыков самостоятельного анализа и понимания текста актуально на всех этапах обучения. Однако, учитывая, что данный процесс тесно связан со спецификой протекания когнитивных процессов в определенные периоды развития, в начальной и средней школе, а также на младших курсах высшей школы основное внимание уделяется работе с учебной литературой, а на старших курсах - с оригинальными научными текстами.

Психологическим и педагогическим аспектам формирования навыков понимания научных текстов в высшей школе посвящены исследования [3-6]. Подчеркивая необходимость разработки средств и технологий развития способности понимания научных текстов, авторы отмечают, что оригинальный научный текст имеет свои особенности, связанные с особенностями научного мышления, свою структуру, отражающую закономерности мыслительной (познавательной) деятельности человека. Ценность научного текста - не только в возможности приобрести новые знания или войти в совре-

менное научное пространство. Главная ценность оригинального научного текста, согласно [3], состоит, прежде всего, в том, что в нем отражен процесс появления новых знаний, процесс постановки новых вопросов, отражены механизмы авторства, аккумулирована культура мышления, в том числе творческого. Научный текст - это диалог между автором и возможными оппонентами, между автором и читателем. При этом для естественнонаучных текстов характерна доказательность, а для гуманитарных - аргументированность, то есть стремление не только доказать истинность тезиса, но и обосновать его целесообразность и преимущества по сравнению с другими тезисами. Поэтому в ходе анализа научного текста важно научиться слушать диалог и вырабатывать собственную позицию.

На основе изученной литературы можно выделить такие общие приемы работы с научным текстом как:

1) анализ внешней структуры текста - разбиение текста на фрагменты с учетом типа (повествование, описание, рассуждение, доказательство) для последующего понимания целевого замысла выделенного фрагмента и его смыслового анализа [4], выделение схем текстовой аргументации;

2) смысловой анализ - выделение систем понятий, осознание проблемной ситуации, а также определение элементов модели проблемной ситуации [4]: агент действия («кто?», «что?»), действие («что происходит?»), условия («при каких условиях?»), инструмент («каков механизм осуществления действия?»), результат («каково конечное состо-

Преподаватель

1 / 2013

яние системы?»); самостоятельное доказательство теорем и обоснование теорий;

3) формирование смысловой информационной модели текста - выделение ключевых слов, преобразование текста, порождение вторичных текстов (план текста, аннотация, рецензия, реферат), перевод текста в образные представления (графики, схемы, рисунки).

Ряд исследователей, например [5], отмечают следующие факторы, влияющие на понимание смысла научного текста: 1) факторы, характеризующие изучаемый объект - текст (объектные); 2) факторы, характеризующие особенности познающего субъекта (субъектные); 3) факторы, связанные с условиями организации процесса понимания текста (организационные).

Выбор оригинального научного текста по специальности в качестве учебного материала для формирования аппарата понимания научной информации у студентов математических специальностей требует учета нескольких обстоятельств. Во-первых, понимание научного текста - сложный, трудоемкий, творческий процесс, требующий наличия как системы понятий и базовых знаний предметной области, так и аппарата понимания текстовой информации. Поэтому едва ли целесообразно начинать работу с оригинальным научным текстом на первом или втором курсе обучения в вузе. На младших курсах важнее организация работы с учебно-научной литературой (учебники, учебные пособия, тексты лекций). Во-вторых, научный текст представляет собой решение проблемной ситуации. Поэтому проблема, представленная в тексте,

предлагаемом студенту для изучения, должна быть для него интересна и актуальна. В-третьих, содержание научного текста должно соответствовать уровню интеллектуального развития обучаемых. Но, как известно, для современной математики характерны высокий уровень абстракции и узкая специализация, так что часто математики-профессионалы, специалисты в разных ее отраслях, с трудом понимают друг друга. И, наконец, текст должен иметь относительно небольшой объем, но в тоже время представлять собой законченное описание решения важной научной проблемы.

Учитывая указанные требования к свойствам научного текста, предлагается начать работу по формированию навыков работы с литературой по специальности проведением анализа научной статьи в процессе изучения дисциплины «Эконометрика». Эконометрика (термин введен в 1930 г. норвежским статистиком Р. Фришем) - наука, в которой на базе фактических статистических данных строятся и анализируются математические модели реальных процессов и явлений. Основа эконометрического моделирования - корреляционный и регрессионный анализ. Поэтому, несмотря на то, что формально «эконометрика» - это «измерения в экономике», аналогичные методы и модели с успехом применяются как в гуманитарных (экономика, социология), так и в естественных и технических науках. Заметим, что Федеральный государственный образовательный стандарт определяет область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Прикладная математика» как объединение

83

84

двух направлений: применение современного программного обеспечения, а также применение и исследование математических методов и моделей объектов, процессов и технологий, предназначенных для проведения расчетов, анализа и подготовки решений во всех сферах производственной, хозяйственной, социальной, управленческой деятельности, в науке, технике, медицине, образовании. Содержание курса дисциплины «Эконометрика» в полной мере охватывает оба указанных направления деятельности. Именно в процессе изучения эконометрики происходит первое знакомство с такими важнейшими понятиями как «математическая модель», «этапы математического моделирования», «экономе-трическая модель», приобретается первый опыт построения моделей явлений и процессов с использованием специализированного программного обеспечения. Данная учебная дисциплина изучается в пятом семестре, когда практически завершена фундаментальная математическая подготовка и начинается изучение специальных дисциплин. Кроме того, студенты уже имеют небольшой опыт научно-исследовательской работы и решения учебных исследовательских задач в ходе выполнения лабораторных работ (построение математической модели, ее анализ на адекватность и интерпретация). То есть к данному моменту студенты обладают достаточным объемом предметных и методологических знаний, достаточным уровнем развития умений работы с текстовой информацией и способны осваивать приемы работы с оригинальной научной литературой.

Отметим, что в публикациях [4] и

[6] рассмотрены общие приемы работы с научным текстом, но при этом не отражены особенности анализа научной статьи. В [3] приведены приемы работы с научным текстом по гуманитарным дисциплинам, ориентированные на особенности гуманитарного знания (множество точек зрения на один вопрос, неоднозначность понятий, различие понятийного аппарата разных авторов), что ограничивает возможность их применения для изучения научной литературы по математике.

В качестве методологической основы формирования готовности студентов-математиков работать с научной статьей по специальности целесообразно принять идею поэтапного формирования умственных действий

[7], учитывая при этом специфику высшей школы.

Первый этап - мотивационный. Как известно, мотивация бывает внешней (например, баллы рейтинговой системы за выполнение задания) и внутренней. В условиях высшей школы важнейшим стимулом внутренней мотивации является актуализация профессиональных интересов. Необходимо донести до студентов важность способности и готовности работать с научным текстом по специальности для успешности в их дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Второй этап - ориентировочный (построение ориентировочной основы деятельности). В работе над научной статьей можно выделить три уровня: общекультурный, профессиональный и специальный. В качестве опорных точек на общекультурном уровне можно отметить сведения о

Преподаватель ^

1 / 2013

видах научной литературы (реферат, тезисы докладов, статья, монография), о роли и месте научной статьи в профессиональной подготовке и самосовершенствовании специалиста, о структуре и требованиях к содержанию научных статей, источниках информации. В качестве опорных точек на профессиональном уровне можно выделить этапы построения математической модели [8], а на специальном уровне - этапы, отражающие особенности эконометрического исследования: определения типов данных и типов моделей, спецификация и оценка параметров модели, доказательство ее адекватности и наличие содержательной интерпретации. Студентам предлагается составить подробный перечень ключевых моментов эконометрического исследования самостоятельно, приняв за основу материал, изученный на лекционных, практических и лабораторных занятиях по эконометрике и опираясь на индивидуальный опыт эконометри-ческого моделирования.

Третий этап - материализованный - включает поиск статьи, ее синтаксический и смысловой анализ, консультации преподавателя с обсуждением результата. На данном этапе полезно еще раз напомнить, что цель автора - сделать читателя своим единомышленником. Поэтому анализируя научную статью необходимо сохранять критичность в отношении предлагаемых тезисов и способов их обоснования, обращать внимание на логику рассуждений, выявляя возможные противоречия и натяжки в доказательствах и выводах.

Четвертый этап - письменная рецензия, оценка формы и содержания статьи. При составлении рецензии

следует обязательно отразить степень соответствия исследования, представленного в статье, перечню ключевых моментов эконометрического исследования, разработанному на втором этапе (специальный уровень), дав оценку и приводя аргументы в пользу своей точки зрения.

И, наконец, пятый этап - рефлексия - оценка того, что нового дало изучение статьи с точки зрения математического аппарата (новые типы данных или моделей) и с точки зрения сведений о предмете исследования, что можно использовать в своей научно-исследовательской работе, какие выводы, может быть, необходимо сделать для себя. Например, если проведенное исследование показало, что образование существенно влияет на размер заработной платы или что курение сокращает продолжительность жизни, в среднем, на 8 лет.

Как известно, выполняя регулирующую функцию, эмоции играют важную роль в мыслительном процессе. Поэтому понимание, постижение смысла текста неразрывно связано с такими эмоциональными переживаниями как любопытство, удивление, интерес, удовлетворение результатами своего труда. В качестве закрепления результатов проведенной работы по анализу научной статьи предлагается подготовить краткое устное сообщение тем студентам, кто считает необходимым поделиться полученной информацией или обсудить результаты своего исследования, донести свое мнение. Например, в статье затронута важная проблема, или в обосновании обнаружены неточности и натяжки.

Итак, изучение научной статьи в курсе эконометрики выполняет следующие функции:

85

86

• мотивационную (демонстрирует, как математика находит свое применение в различных областях человеческой деятельности);

• мировоззренческую (расширяет научную картину мира);

• информационную (дает новые сведения о предмете и методах прикладной математики);

• методологическую (формирует основы новых способов деятель-нос ти);

• развивающую (формирует важные профессиональные и общекультурные компетенции).

Как отмечает Л.П. Доблаев [9, с. 171], сформированные приемы осмысления текста в дальнейшем - в условиях свободного чтения - свертываются, и «происходит формирование особого интеллектуального состояния читателя - состояния умственного напряжения и готовности к обнаружению и решению проблемных ситуаций». Таким образом, анализ научной статьи при изучении специальных дисциплин является важным компонентом в процессе подготовки компетентных специалистов в области прикладной математики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.

2. Волгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2003.

3. Восприятие и понимание научного текста // Психолого-педагогический практикум / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - Гл. 7. - С. 162-166.

4. Харзеева С.Э., Кутузов Г.И., ЛушниковЕ.И. Смысловой анализ и моделирование научного текста: образовательные аспекты // Мир русского слова. - 2006. - № 1. -С. 37-42.

5. Крутских Е.Ю. Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Астрахань, 2006.

6. Ковалев П.И. Некоторые проблемы понимания научного текста // Вестник Тюменского государственного университета. -2011. - № 9. - С. 178-181.

7. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2011.

8. Фомина Т.П., Кузнецов Е.В. Курс «Математическое моделирование», его роль и место в профессиональной подготовке студентов // Вестник Тамбовского университета. - Сер.: Гуманитарные науки. -2009. - № 5. - С. 136-140.

9. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. -М.: Педагогика, 1982. ■

Преподаватель

1 / 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.