ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СФЕРЕ
О. И. Волпянская Н. А. Шмелева
Привлекательность образования зависит от инновационного характера развития образовательной среды, интеграции усилий педагогических коллективов, их включенности в национальную инновационную систему, направленную на воспитание у молодежи духовности и нравственности. Взаимопомощь, добродетель, милосердие друг к другу, ценностные приоритеты, национальная ментальность - эти и другие гуманистические качества мы реализуем в одном из старейших образовательных учреждений Москвы - Театральнохудожественном техникуме № 60.
Главный смысл идеи непрерывного образования в ОУ СПО - постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни. В рамках социологического исследования было проведено анкетирование и интервьюирование работодателей театральнохудожественной отрасли, которое показало острую необходимость в кадрах высокой квалификации театрально-зрелищных предприятий Москвы. Вот некоторые результаты этого исследования: (а) возрастная категория работников от 20 до 40 лет (30 %), от 40 до 60 - 70 %; (б) образование сотрудников - профильное 30 %, начальное - 30 %, среднее профессиональное и высшее профессиональное по 20 %; (в) выпускники колледжа составляют 30% от числа сотрудников; (г) общий уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа оценивается работодателями как средний (40 %) и выше среднего (60 %); (д) работодателей не устраивает низкое качество подготовки работников, имеющих профильный (60 %) и начальный 40 %) уровень подготовки; (е) работодатели считают, что качественная подготовка специалистов театрально-художественной отрасли на всех ступенях обучения непрерывного профессионального образования возможна при улучшении материальнотехнической базы образовательного учреждения и при создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих качество образовательного процесса; (ж) по мнению работодателей, необходимо дополнительное профессиональное образование для работников старшей возрастной группы (100 %); (з) возникла необходимость разработки практико-ориентированных программ и курсов профессиональной подготовки и переподготовки работников театрально-художественной отрасли.
Для диагностики была использована авторская анкета для студентов на предмет продолжения непрерывного профессионального образования в учебных заведениях театрально-художественного профиля. Анализ результатов диагностики позволяет утверждать, что большинство студентов (67,3 %) общий уровень подготовки специалистов театрально-художественной сферы считают высоким, однако при этом 86,4 % студентов не устраивает в будущей профессиональной деятельности отсутствие дополнительных знаний по специальности, 87,5 % из них указали, что не понимают сущность непрерывного
127
профессионального образования и его ценности для собственного развития. В связи с этим нами был задан вопрос: «Намерены ли Вы продолжить обучение по программам ДПО профильной специальности?» На этот вопрос положительно ответили только 15 % опрашиваемых, при этом они же считают, что достижению поставленной цели в получении непрерывного профессионального образования способствуют как образовательные, так и личностные мотивы.
В связи с этим актуализируется проблема формирования готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в театральнохудожественной сфере, специфика которой определяется бинарной сущностью их квалификации и проявляется в оригинальности и новизне как самого процесса, так и результата педагогической деятельности, в применении креативного подхода в процессе решения теоретических и практических задач обучения. Готовность студентов к непрерывному профессиональному образованию рассматривается нами как сложный, нелинейный, неравновесный процесс, позитивная динамика которого зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействия определяющих его внутренних и внешних факторов. Внутренние (субъективные) факторы связаны с пониманием необходимости продолжить повышение своего профессионального уровня в системе непрерывного профессионального образования, а также с системой ценностных ориентаций, определяющих их отношение к непрерывному профессиональному образованию, наличию собственной активности в продолжении образования и стремлению к восприятию нового опыта в профессиональной и личностной сферах. В качестве внешних (объективных) факторов выступают требования к будущей профессиональной деятельности и окружающая социокультурная среда (на момент обучения это, прежде всего, характер и качество организации конкретной образовательной среды в колледже). Насыщение этой среды элементами готовности к непрерывному профессиональному образованию, ее ориентация на освоение студентами новых технологий, направленных на усиление и обеспечение деятельностного характера образовательного процесса являются важнейшими объективно-субъективными факторами готовности студентов и педагогических работников к непрерывному профессиональному образованию.
Определенно можно утверждать, что системная характеристика личности, совокупность занимаемых ею позиций служит ключом к непрерывному профессиональному образованию и подготовке работника театральнохудожественной сферы как субъекта деятельности. Системный подход предполагает рассмотрение его личности как целостной многоуровневой реальности, что позволяет рассматривать личность как систему функционирования его профессиональных качеств, свойств и состояний, как единство его поведенческих, эмоционально-чувственных и мыслительных процессов. В процессе проведения исследования по выявлению организационно-педагогических условий непрерывного профессионального образования и подготовки работников театрально-художественной сферы в качестве приоритетных были выделены следующие: готовность работников театрально-художественной сферы к непрерывному профессиональному образованию и подготовке в специальном учебном заведении (92 %); создание образовательной среды, стиму-
128
лирующей инновационное развитие и способствующей подготовке конкурентоспособных специалистов, готовых к непрерывному образованию (85 %); реализация преемственных основных профессиональных образовательных программ, дополнительных профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки профильной направленности с использованием современных методов и технологий обучения, в том числе новейших информационных технологий (67 %); разработка и апробация методик формирования программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки рабочих и специалистов среднего звена театрально-художественной сферы (59 %).
Исходя из понимания феномена готовности студентов к непрерывному образованию как результата обучения, нами были выделены следующие уровни: мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный. При реализации курса был осуществлен отбор технологий, ориентированных на формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию и подготовки работников театрально-художественной сферы в колледже. В рамках курса применялись такие профессионально ориентированные технологии, как технологии организации проектной деятельности студентов, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристические методы, технологии учебно-исследовательской деятельности), технологии решения типовых и проблемных задач, технология портфолио. В процессе изучения курса студенты выполняли разнообразные функциональные задания, связанные с выбором оптимальных приемов и способов их выполнения, а также осуществляли учебное проектирование. Во внеурочной деятельности студенты принимали участие в представлениях, проводимых театрально-зрелищными организациями и предприятиями Москвы, а также в учебном театре и мультимедийном кинозале колледжа.
При разработке и апробации методик формирования программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки учитывались запросы заказчиков программ - работодателей, а также абитуриентов и студентов, что находится в логике требований ФГОС и нового федерального закона об образовании. Все это позволило: (а) обеспечить выстраивание программ по индивидуальным образовательным траекториям; (б) осуществить подготовку квалифицированных работников по запросам конкретных работодателей; (в) ввести в программы дополнительного профессионального образования дополнительные общие и профессиональные компетенции, востребованные в регионе как представителями рынка труда, так и обучающимися.
129