социально-педагогические и психологические исследования (social-pedagogical & psychological research)
DOI: 10.12731/2218-7405-2014-12-1 УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ студентов К КОНСТРУКТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАНИЯ
Царев С.А.
В статье анализируются педагогические стратегии, формирующие готовность студентов к конструктивному взаимодействию с людьми, актуализирующих ресурсы сохранения, укрепления и созидания физического и психического благополучия, и как результат, уровни культуры личности, проявляющиеся в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих. Готовность к конструктивному общению и совместной работе являются источником и обновляющимися ресурсами усилий студента в наращивании своих жизненных сил и обеспечивает формирование устойчивых моделей здоровьесози-дающего поведения. В педагогическом аспекте конструктивное взаимодействие - это целенаправленная ситуация диалогического общения педагога и обучаемого в «оздоровляющей» и организованной учебной деятельности, наполненной смыслом, содержанием и эмоционально-волевым тонусом. В результате поэтапного становления готовности к конструктивному взаимодействию с другими людьми развиваются ресурсы организма и психики студентов.
Ключевые слова: здоровьесозидание; конструктивное общение; готовность к взаимодействию; социальная толерантность; физическое и психическое благополучие.
THE FORMATION OF STUDENTS' READINESS FOR CONSTRUCTIVE INTERACTION: RESOURSES OF HEALTH-CREATION
Tsarev S.A.
Pedagogical strategies forming students' readiness for constructive interaction with people, which actualize the resources of preserving, strengthening and creating physical and mental well-being, and as a result the standard of a person's culture, which are manifested in the attitude to his health and to the health of surrounding people, are analyzed in the article. Readiness for constructive intercourse andjoint work is the source and renewed resources of the student's efforts in increasing his life strengths and provides the formation of stable models of health-creating behavior. In pedagogical aspect constructive interaction is a single-minded situation of dialogical intercourse of a teacher and a student in a «sanitating» and organized activity of learning, filled with sense, content and emotional-volitional tone. As a result of successive formation of readiness for constructive interaction with other people the resources of the student's organism and mentality are developing.
Keywords: health-creation; constructive intercourse; readiness for interaction; social tolerance; social and mental well-being.
Различные аспекты готовности к продуктивной деятельности, к взаимодействию в контексте развития «жизненных сил» личности, его индивидуального опыта готовности к диалогу, отражены в трудах многих ученых. В ряде исследований делается попытка дать психолого-педагогические основания для специального выделения в контексте здоровья таких видов взаимодействия, как: деструктивный (авторитарно-разрушительный), рестриктивный (сохраняющий), реструктивный (поддерживающий) и конструктивный (развивающий) виды взаимодействия. В связи с имеющимися противоречиями между накопленным фондом знаний о педагогическом взаимодействии - и недостаточной изученностью здоровьесозидающих ресурсов определенных педагогических стратегий, обратимся к исследованию становления готовности студентов к конструктивному взаимодействию с людьми, включающем актуализирующиеся факторы сохранения, укрепления и созидания здоровья.
Согласно А.Г. Маджуга, сущностная характеристика здоровья представляет собой «многомерное интегральное личностное образование, в котором отражается уровень культуры отношения личности к окружающему миру во всем многообразии его проявлений, которое детерминируется степенью усилий человека в наращивании своих жизненных сил и обеспечивает формирование устойчивых моделей здоровьесозидающего поведения и деятельности, направленных на гармонизацию его отношений с миром и самим собой» [3, с. 9].
Действительно, индивидуальные возможности человека по сохранению и укреплению своего здоровья возрастают в условиях конструктивного взаимодействия, особенно в группах
высокого уровня развития. Такое взаимодействие перестраивает самого человека, формирует его дополнительные возможности, проявляет те, которые существуют потенциально. Ресурс - потенциал, энергия, которые можно использоват в нужном напрвлении делающий, производящий), а также движущие силы и процессы, определяющие его характер, или отдельные черты. Базовую психологическую предпосылку здоровьесозидающих ресурсов социально-ориентированной деятельности Д. Бродский находит прежде всего в «конструктивной социальной толерантности» этически полноценного, нравственного человека и включает в это понятие установку, готовность особи к определенной активности: установку уверенности, а не тревожности; установку на освоение среды, а не простое приспособление к ней; установку на коллективизм, а не на индивидуализм (в любой форме: эскапизм, эгоизм, фальшивый альтруизм); установку на реализм (а не на цинизм, скептицизм, романтизм, фанатизм); установку на цивилизованность (а не дикость или варварство в решении проблемы справедливого распределения); установку на этико-правовые отношения, «парламентарность» в обосновании границ деятельности (а не тоталитарную или авторитарную установку) [1]. Взаимодействие - важный источник индивидуальных смыслов, новых форм, обретение способов реализации, тренировки субъектом своих сил за счет расширения границ выбора (знаний, опыта, информации, культурных средств).
Взаимодействие - это процесс, направленный на «устранение» излоляции, автономности участников. В качестве активной стороны взаимодействия первоначально выступает педагог, в котором как бы «сосредоточивается» движение всей системы отношений с обучающимся, а вместе с ним обратно направленное действие, иногда здоровое противодействие [2, с. 6-7]. Взаимодействие носит конкретный характер, в нем есть индивидуальные отношения сторон: преподавателя и студента, студентов между собой. Это процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении мышления и поведения участников. Гуманистические идеи в вопросе организации взаимодействий с обучаемыми охотно рассматриваются зарубежными специалистами ряд последних десятилетий, и в этих исследованиях есть ценные теоретико-практические выкладки о личностно-центрированном и интенсивно-деятельност-ном обучении [5; 6].
Эти актуальные положения применительно к нашей проблеме определяют задачу раскрытия сущности и механизмов конструктивного взаимодействия в образовательном процессе вуза, посредством которого преподаватель «конструирует» отношения субъектов обучения с целью формирования умений поиска и нахождения содержательных компромиссов, «умений вести социальный диалог», умений поддерживать вхождение новых поколений в открытое ин-
формационное общество. Именно к этому должен готовиться специалист - к деятельности по организации конструктивного взаимодействия людей. Дополнительную трудность для студентов представляет диалог, в котором происходит конфликтное столкновение альтернативных точек зрения. В значительной степени это объясняется педагогическим взаимодействием традиционного типа, в котором ориентация на сохранение здоровья, открытость случаю и игре, непредсказуемость и импровизация, позитивная конкуренция практически отсутствуют.
Отсутствие конструктивного педагогического взаимодействия основывается на конфронтации, давлении и столкновении противоположных точек зрения в процессе вузовского обучения и, на наш взгляд, не позволяет осуществлять на должном уровне здоровьесозидающие факторы образования. В педагогическом аспекте конструктивное взаимодействие - это целенаправленная ситуация диалогического общения педагога и обучаемого в «оздоровляющей» и организованной учебной деятельности, наполненной смыслом, содержанием и эмоционально-волевым тонус. Это процесс, отражающий взаимное критико-преобразующее и созидательно-гармонизирующее воздействие на мышление и социально-ролевое поведение участников; результат совместных действий в конфликтных или полемических ситуациях по поиску и нахождению содержательных компромиссов, логико-смысловой конкретизации информации и здоровьесозидающих способов деятельности, создающих позитивные отношения взаимопонимания и новое продуктивное знание.
Конструктивное взаимодействие, как и любая другая деятельность, может успешно осуществляться только при наличии готовности к ее выполнению. По В.В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры (компонентов) и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект [4].
Готовность к конструктивному взаимодействию - это интегративное качество, выражающее личностное отношение (степень подготовленности и расположенности) и деятельность: гуманистически ориентированные ценности и мотивы; знания о человеке, социуме, сущности конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса; комплекс организационно-коммуникативных и конфликтологических умений и здоровый эмоционально-волевой настрой на продуктивное диалогическое общение в учебно-познавательной деятельности. Компонентами готовности студента к конструктивному взаимодействию являются следующие. Ценностно-мотивационный (личностный) включает мотивацию, личностные свойства и обусловлен направленностью личности (гуманистической - мотивы общения; «самоактуализирующей» - мотивы самореализации и достижений; здоровьесберегающий - потребность наращивать и развивать свои силы, развивать других людей). Критерием сформированости
такого компонента является аффективно-волевой, а показателем основанная на опыте взаимодействий с людьми доминирующая стратегия психической защиты в общении (миролюбие, избегание, или агрессия). Второй компонент - содержательный (интерсоциально-ориентированный), проявляющийся в сложившихся представлениях студентов о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия в поликультурной среде, его здоровье-созидающем потенциале. Важной составляющей комплекса таких знаний (и способности использовать эти знания для развития будущего ученика) являются сведения о психолого-педагогических условиях «протекания» процесса диалога личностей, культур, этносов, разных мировоззрений; владение средствами преодоления конфликтов, организации «полифонического» процесса (ориентирование познавательной деятельности на комплекс социальных характеристик, национальных традиций и ценностей учащихся, знание условий побуждения учащихся к общению, к рефлексивной деятельности). Критерий - когнитивный, показатель сформиро-ванности - знания и коммуникативные и организаторские способности. Третий - деятельност-ный (инструментальный) компонент исследуемой готовности представлен умениями строить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность, способствующих сохранению и возрастанию здоровья. Проявление такого компонента проходит в деятельности по организации совместной деятельности других людей. Критерием становится поведение в коммуникациях. Показателем являются соответствующие организационно-коммуникативные умения: ориентировочные, визуально-презентативные, информационно-аналитические и прогностические.
Названные умения и качества определяются наличием базовой культуры здоровья личности. В фундаментальном исследовании А.Г. Маджуги в качестве основных показателей сфор-мированности культуры здоровья у обучающихся справедливо указаны: уровень духовно-нравственного развития; уровень развития когнитивной сферы; самооценка здоровьесберегающей деятельности и поведения; уровень эстетического развития; уровень развития способности к оздоравливающему общению [3, с. 8] Предложенные и обоснованные в нашей модели становления исследуемой готовности педагогические факторы отражают характеристику движения студента от «когнитивно мотивированной» позиции к развитию способности к здоро-вьесозидающему общению и совместной работе. Поэтапная реализация педагогических стратегий ориентации, включения и обогащения в учебно-профессиональном пространстве вуза осуществляется в заданной последовательности.
На первом, организационно-мотивирующем этапе, осуществляется фактор «самоориентирования», формируется ценностно-эмоциональный компонент искомой готовности студента, и
здесь мотивирующая направленность коммуникативного процесса определяется диалоговыми отношениями, осознанием студентом собственной позитивной позиции, расширением опыта самоопределения и готовности быть здоровым.
На втором, деятельностно-развивающем этапе, осуществляется фактор «самовключения», формируется когнитивный (содержательный) компонент исследуемой готовности, когда учебная среда оптимизируется с учетом индивидуального познавательного стиля студента и его психофизических усилий в ситуациях, выстроенных по возрастанию проблемности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии (в ситуациях «интеллектуально-ролевого взаимодействия», «этико-социальных взаимоотношений» и «коллективно-авторской деятельности»).
На третьем, рефлексивно-творческом этапе, реализуется фактор «самообогащения», формируется деятельностно-социальный компонент готовности к конструктивному взаимодействию будущего специалиста - через тренировку коммуникативных действий, создание индивидуальных программ саморазвития, элементов самоуправления на занятиях (в процессе обогащения опыта эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции и самоконтроля). Результатом нашей стратегии становления готовности к конструктивному взаимодействию становится не только хорошая образовательная подготовка и культура здоровья педагога и студентов, но и умение работать в группе, умение и желание учиться, учить других, переучиваться в социуме. Следовательно, содержание такого обучения в вузе, ориентированное на интегрированный (интенсивно-деятельностный, компетентностный и ценностно-синергетический) подход, изоморфно социальному опыту студентов. Оно состоит из элементов опыта познавательной деятельности; опыта осуществления известных способов деятельности в группе, опыта творческой деятельности в команде - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления гармонизирующих эмоционально-ценностных отношений.
Таким образом, в основе становления готовности к конструктивному взаимодействию находятся здоровьесозидающие факторы понимания и «вопрошающего» непонимания, рефлексии и нормирования совместной деятельности и общения. Такое становление включает привлекательное для студентов «богатство» взаимных действий между контактирующими сторонами. Развивают энергетическую мощность организма и психики студента не только такие факторы, как сотрудничество и конкуренция, но и прямые воздействия, одностороннее принятие (или непринятие), противодействие (конструктивный конфликт), компромиссное взаимодействие, скрытое или открытое давление, - позволяющие тренировать резервные силы и здоровье студента. Наращивают и укрепляют потенциал здоровья организованные педагогом социальные и
деятельностные факторы: усилия, которые осуществляет каждый субъект продуктивного взаимодействия в отношениях с другими людьми: управляя своими чувствами и контролируя свое поведение, мысли и высказывания. Взаимодействие - это три постоянно воздействующих на сознание и организм студента потока информации: вербального, сенсорного, структурно- пространственного. Условием и результатом здоровьесозидающей модели становления готовности к конструктивному взаимодействию как интенсивно оздоровляющего процесса становятся дифференциация и «гармонизация» указанных потоков информации, сохранение высокого уровня работоспособности участников учебных коммуникаций, их эмоциональная уравновешенность и позитивное мышление, направленное на понимание себя и мира.
Список литературы
1. Бродский Д. Некоторые психологические основы конструктивной социальной толерантности. - Ростов-на-Дону, 2009.
2. Брудный А.А. Понимание и текст: загадка человеческого понимания. - М., 1991.
3. Маджуга А.Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования / Ав-тореф дисс. на соиск. уч.степ доктора пед.наук. - Владимир: ВГПУ, 2011.
4. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.
5. Rainwater J. You're in charge. A guide to becoming your own therapist. - Cal.: De Vorss & Company. 1989. 239 p.
6. Wilson G.L., Hanna M.S. Groups in context. Leadership and participation in small groups. - N.Y.: McGraw-Hill Publishing Company, 1995. 450 p.
References
1. Brodsky D. Some psychological foundations of constructive social tolerance. - Rostov-on-Don, 2009.
2. Brudnyi A.A. Understanding and text: a mystery of human understanding. - M., 1991.
3. Madzhuga A.G. Pedagogical concept zdorovesozidayuschey function of education / Abstract of dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences. - Vladimir: SGMP 2011.
4. Serikov V.V. personality-oriented education // Pedagogy. 1994. № 5. Рр. 16-21.
5. Rainwater J. You're in charge. A guide to becoming your own therapist. - Cal.: De Vorss & Company. 1989. 239 p.
6. Wilson G.L., Hanna M.S. Groups in context. Leadership and participation in small groups. - N.Y: McGraw-Hill Publishing Company, 1995. 450 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Царев Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета ул. Ленина, 47a, г. Стерлитамак, 453103, Россия E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tsarev Sergey Aleksandrovich, Ph.D., Associate Professor, assistant professor of psychology and pedagogy
Bashkir State University, Sterlitamak Branch 47a, Lenin Street, Sterlitamak, 453103, Russia E-mail: [email protected]