УДК 379.634:371.4
Morozov V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: info@buimvd.ru
Kalinin S.V., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: kalininsv900@mail.ru
Levchenko A.A., senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: tspmvd@mail.ru
FORMING READINESS OF POLICE STAFF TO IMPLEMENTATION OF TASKS IN THE SERVICE TEAM OF ATS RUSSIA. The article deals with a problem of determining the pedagogical conditions of forming the readiness of police officers to perform tasks in service teams of the ATS of Russia in new socio-cultural conditions. The directions of the formation of employees' readiness positions for teamwork, which should be considered as the development of social and moral orientation and personal-professional qualities of students, as well as the creation of a team from an educational group, are substantiated. The specific features of the development process of an educational group into a team are clarified through the use of the following methods: group cohesion, parallel and individual exposure, instilling trust, mutual assistance, responsibility based on personality-oriented, contextual and activity approaches. A method of forming the readiness of students to work in a team is proposed, its main elements are presented in the main components of the pedagogical system: axiological, didactic, informative, communicative, gnostic and organizational ones.
Key words: performing tasks in team, key competences, police collaborators, training and education methods, staff, educational organizations of Ministry of Internal Affairs of Russia.
B.А. Морозов, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru
C.В. Калинин, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru
А.А. Левченко, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: info@buimvd.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ В СЛУЖЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ ОВД РОССИИ
В статье рассматривается проблема определения педагогических условий формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебных коллективах ОВД России в новых социально-культурных условиях. Обосновываются направления формирования готовности сотрудников позиции к работе в команде, которыми следует считать развитие социально-нравственной направленности и личностно-профессиональных качеств обучаемых, а также создание из учебной группы коллектива. Уточнены особенности процесса развития учебной группы в коллектив через реализацию следующих методов: сплочения группы, параллельного и индивидуального воздействия, воспитания доверия, взаимовыручки, ответственности, основанных на лич-ностно-ориентированном, контекстном и деятельностном подходах. Предложена методика формирования готовности обучаемых к работе в команде, её основные элементы представлены в основных компонентах педагогической системы: аксиологическом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гностическом и организационном.
Ключевые слова: выполнение задач в команде, ключевые компетенции, сотрудники полиции, методы обучения и воспитания, служебный коллектив, образовательные организации МВД России.
В современных условиях для повышения качества обучения и воспитания в образовательных организациях МВЛ России необходимы новые подходы, в том числе по развитию ключевых компетенций сотрудников полиции. Проблема формирования готовности сотрудников полиции к работе в команде привлекает особое внимание, в связи с повышением сложности задач решаемых в ОВД, с особыми условиями достижения социально значимых целей, реальным риском для жизни и здоровья сотрудников полиции при выполнении служебных задач.
Эта задача требует нахождение путей для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД, при этом акцент должен быть сделан на значительном повышении внутренней активности, как отдельной личности обучаемого, так и в целом служебных коллективов. Поэтому внедрение новых педагогических методик, способствующих развитию профессиональных компетенций сотрудников полиции, среди которых мы выделяем умение работать в команде, как одну из ключевых компетенций специалиста, является актуальной темой.
В педагогической литературе накоплен достаточно большой опыт по развитию коллективов, выявлены принципы и методы для стимулирования коллективной деятельности, а также внедрения компетентностного подхода (Э.С. Кузнецов, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова, Т.Д. Зинкович-Ев-стигнеева, К. Стефен, Г Фопель). В рассмотренных литературных источниках констатируется, что содержание основных ключевых компетенций сотрудников полиции, как государственных служащих, включает следующие компоненты: способность работать в команде, адаптируемость, коммуникативные навыки, самосознание, самооценку и самостоятельность [1, с. 48].
Следовательно, готовность к командной работе является одной из ключевых компетенций сотрудника полиции, она проявляется в профессиональной деятельности через социальное взаимодействие, посредством передачи своих знаний, умений, навыков владения опытом, которые реально используются как руководство в практической деятельности. Вместе с тем, из анализа научных источников следует, что процесс формирования готовности обучаемых к работе в команде не подвергался достаточно глубокому исследованию, а в практике педагогической деятельности не в полной мере определены педагогические условия его решения для современных условий.
Проблема состоит в определении педагогических условий формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебных коллективах ОВД России.
Цель работы - выявить пути и средства формирования готовности сотрудников полиции к выполнению задач в служебном коллективе ОВД России.
Методология проведения работы определена её целью и включает следующие методы: обобщение психолого-педагогических источников, изучение практи-
ческого опыта учебно-воспитательного процесса в юридических институтах МВД, теоретический анализ явлений и фактов в педагогической деятельности, экспертная оценка, тестирование, методы математической статистики и социометрии.
При реализации компетентностного подхода мы исходим из положения о том, что проблематично формировать готовность обучаемых к работе в команде без наличия самой команды [2, с. 37]. Понятие команды достаточно расплывчатое для решения поставленной задачи, поэтому в работе мы использовали категорию коллектив, как синоним команды, и одновременно реализовали имеющийся отечественный педагогический опыт по формированию коллективов. При этом следует подчеркнуть, что формирование готовности обучаемых и формирование учебного коллектива должно проводиться одновременно.
За базовое определение коллектива принято следующее определение: коллектив это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной социально значимой задачи, которая основывается на общности целей, принципов принятых в органах внутренних дел [3, с. 182].
Первичными коллективами в ОВД являются отделы и службы, а также назначаемые наряды и группы для выполнения служебных задач, например для: задержания, обеспечения, применения специальных средств, охраны и конвоирования, охраны общественного порядка, засады, заслона, розыскного поста, следственно-оперативных действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, сопровождения транспортных средств и т. д. [4, с. 48]. Действия в данных командах отрабатываются на занятиях, на которых должны создаваться условия для сплочения коллективов и развития профессионально-личностных качеств сотрудников полиции.
Применительно для юридического института МВД России выделены следующие основные стадии развития коллектива, которые должны последовательно реализовываться в учебно-воспитательном процессе.
Стадия становления - начало возникновения новой структурой организации, происходит знакомство членов группы между собой, и задачами учебной деятельности, и условиями освоения образовательных программ.
Стадия организации - происходит внутренняя упорядоченность, выбирается орган управления и актив группы, происходит согласование действий различных микрогрупп. Стадия фуркации - определяются референтные автономные группы, отличающиеся направленностью, выделяются лидеры и ведомые.
Стадия сплочения - достигается единство группы на основе принципов принимаемых всеми её членами, которые влияют на дальнейшее содержание деятельности и общение в коллективе.
Стадия самоорганизации - реализуется при достижении социально-нравственного целеполагания в коллективе и создания условий для развития всех членов коллектива. Личности, имеющие более высокий уровень развития, вы-
двигаются на лидирующее роли в коллективе, такое положение способствует последовательную самоорганизацию коллектива [5, с. 142].
При создании коллектива целесообразно реализовать следующие этапы:
1. Выявление заданных целей и соотношение их с ранее существующими индивидуальными.
2. Отбор кандидатов в различные группы с учётом индивидуальных особенностей и совместимости.
3. Целенаправленное формирование организационного единства, методами: игровых упражнений и тренингов, создание общего терминологического поля.
4. Формирование ценностей коллектива, через осмысление общеорганизационных, профессиональных ценностей и их принятие в систему ценностей группы.
5. Обучение членов коллектива технологическим процессам работы.
6. Усиление групповой сплочённости, на принципах, общности и доверия, сотрудничества и творчества.
7. Поддержание продуктивности деятельности группы. Проводить поддерживающие мероприятия: совершенствовать продуктивность органов управления и создавать условия для профессионального роста всех её членов.
Развитие учебной группы в коллектив происходит посредством применения следующих методов: поэтапного развития коллектива, воспитания личности через коллектив, индивидуального и параллельного педагогического воздействия, реализующих интерактивный, контекстный и личностно-ориентированный подходы. Следовательно, развивая из группы - коллектив, одновременно создаются условия для формирования готовности обучаемых к работе в команде. В то же время для реализации данного процесса необходима своя уточненная методика.
Для уточнения содержания методики формирования готовности обучаемых к работе в команде требуется также уточнить это качество. Умение работать в команде, является одной из ключевых компетенций специалиста органов внутренних дел, и в правоохранительной деятельности проявляется как: готовность и способность реализовывать свои знания, умения, опыт, личностные качества, владение навыками и приёмами работы в группе, для продуктивной и творческой деятельности в профессиональной и социальной и сферах, лично отвечая за результаты своей деятельности, как социально значимой [б, с. 154].
Показателями готовности сотрудников полиции к работе в команде являются социально-нравственная направленность и личностно-профессиональные качества. Социально-нравственная направленность личности проявляется в реализации социально-значимой (гармоничное сочетание интересов общества и личности), а также в выполнении общественно-полезной (как себя, так и для других) деятельности [7, с. 124].
Основными личностно-профессиональными качествами для воспитательного процесса выделены: трудолюбие, ответственность, стремление к личностному росту, бесконфликтность, коммуникабельность. Эффективный участник команды определяется по следующим критериям: демонстрирует надежность,
Библиографический список
общается конструктивно, активно слушает, действует как активный участник, открыто и охотно делится информацией и опытом, готов всегда прийти на помощь, демонстрирует гибкость, показывает приверженность команде [8, с. 35].
Методика формирования готовности обучаемых к работе в команде включает методы: деловых игр, групповых занятиях, тренингов. Выявленные условия формирования готовности обучаемых к работе в команде реализуются в основных компонентах педагогической системы. В концептуальном: выделение готовности обучаемых к работе в команде как одной из целей обучения и воспитания. В содержательном: включение у учебно-воспитательный процесс массовых и групповых социально-культурных мероприятий. В дидактическом: внедрение активных и интерактивных методов формирования готовности обучаемых к работе в команде, реализующих личностно-ориентированный, деятельностный и контекстный подходы. В коммуникативном: реализация субъект-субъектного общения в педагогической деятельности. В гностическом: педагог реализут функции организатора и фасилитатора в процессе развития коллектива и личностно-про-фессиональных качеств обучаемых.
Сформированность учебной группы в коллектив определялась по степени сплоченности с применением методов социометрии. Измерение коэффициента сплоченности до формирующего эксперимента в контрольной группе составлял 0,24, в экспериментальной группе - 0,23, после эксперимента в контрольной группе - 0,32, в экспериментальной группе достиг значения 0,73, что свидетельствует о высоком уровне сплочённости, и выполнением условия создания коллектива.
Оценка готовности сотрудников полиции к работе в служебном коллективе производилась по уровням развития личностно-профессиональных качеств и социально-нравственной направленности. Уровень развития социально-нравственной направленности личности сотрудников полиции, в экспериментальной группе относительно контрольной повысился на 27,9%; для личност-но-профессиональных качеств - на 29,8%. Проверка методом по Критерию Хи-квадрат подтвердила статистическую значимость полученных результатов и эффективность предложенной методики. Данная методика реализована в ряде учебно-методических пособи по специальным дисциплинам юридических институтов МВД России.
Таким образом, направлениями формирования готовности к работе в команде следует считать: развитие социально-нравственной направленности и личностно-профессиональных качеств обучаемых, а также создание из учебной группы коллектива. Особенностями процесса развития учебной группы в коллектив является реализация методов: сплочения группы, параллельного и индивидуального воздействия, воспитания доверия, взаимовыручки, ответственности, основанных на личностно-ориентированном, контекстном и деятельностном подходах. Методика формирования готовности обучаемых к работе в команде, реализуется в основных компонентах педагогической системы: аксиологическом, дидактическом, содержательном, коммуникативном, гностическом и организационном.
1. Татур Ю.Г Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004: 48 - 54.
2. Taifel. Human groups and social categrics. Cambbridge, 1981: 37.
3. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. Москва: Педагогика, 1972: 182 - 184.
4. Морозов В.А, Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции. Алтайский юридический вестник. 2016; № 2 (14): 48.
5. Федулов Б.А., Авдюшкин Е.Г., Булах С.И. и др. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России: монография. Барнаул, 2001: 231.
6. Кирпичник А.Г Проблемы формирования и развития коллектива в условиях реформирования системы образования. Москва, 2000: 154 - 157.
7. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Паутова А.В. и др. Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодежи: монография. Барнаул, 2008: 171.
8. Brewer, Campbell. Ethnocentrish and intergroup attitudes: East Afrikan evidence. 1976: 35 - 47.
References
1. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov. Vysshee obrazovanie segodnya. 2004: 48 - 54.
2. Taifel. Human groups and social categrics. Cambbridge, 1981: 37.
3. Makarenko A.S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. Moskva: Pedagogika, 1972: 182 - 184.
4. Morozov V.A, Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Gosudarstvenno-pravovye aspekty formirovaniya lichnostno-professional'nogo otnosheniya sotrudnika policii. Altajskij yuridicheskij vestnik. 2016; № 2 (14): 48.
5. Fedulov B.A., Avdyushkin E.G., Bulah S.I. i dr. Osnovy vospitatel'nojraboty s kursantami v vuzah MVD Rossii: monografiya. Barnaul, 2001: 231.
6. Kirpichnik A.G. Problemy formirovaniya irazvitiya kollektiva v usloviyah reformirovaniya sistemy obrazovaniya. Moskva, 2000: 154 - 157.
7. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pautova A.V. i dr. Formirovanie duhovnyh osnov obraza zhizni studencheskoj molodezhi: monografiya. Barnaul, 2008: 171.
8. Brewer, Campbell. Ethnocentrish and intergroup attitudes: East Afrikan evidence. 1976: 35 - 47.
Статья поступила в редакцию 22.01.19
УДК 378
Mutsieva Z.S., Director of Gymnasium № 12 (Grozny, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru
MODERN REQUIREMENTS FOR A GYMNASIUM TEACHER AND THE PLACE OF ETHNOGRAPHIC CULTURE IN ITS PROFESSIONAL ACTIVITY. The
article identifies modern requirements for teachers at a gymnasium and the place of ethnographic culture, namely: the teacher must have this knowledge and creativity developed; the gymnasium requires from a teacher a didactic component of the teacher's professional training; content-technological and diagnostic training should be a teacher, who owns methods, techniques and technologies that allow students to develop their personal, creative potential; a gymnasium teacher should be able to develop an individual educational trajectory of the studies with students; the presence of ethnographic culture, ethnographic literacy. The author concludes that ethnographic culture of the gymnasium teacher involves not just the knowledge of his own culture, customs and traditions, the language, but on the contrary the interest in foreign cultures.
Key words: ethnographic culture, ethnographic literacy, gymnasium teacher, requirement.