ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование готовности подростков к семейной жизни как целевая функция социального педагога
С. А. Анисютина
Статья посвящена анализу проблемы формирования готовности подростков к семейной жизни в ее историческом и современном аспектах; определению сущности готовности к семейной жизни, которая является важнейшим показателем социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Автором определяются принципы изучаемого процесса, факторы, его определяющие, показатели готовности молодого человека к семейной жизни.
Ключевые слова: брачно-семейные отношения, подростковый возраст, процесс формирования, готовность к браку, принципы, факторы, показатели.
Formation of Teenagers' Readiness to Family Life as a Goal Function of a Social Teacher
S. А. Anisutina
The article is devoted to the analysis of teenagers' problems of readiness to family life in its historical and contemporary aspects, which define the essence of readiness to family life as the most important characteristics of social maturnity and psychological health of youth. The author defines the principles of the process under study, which determine it and the characteristics of young man's readiness to family life.
Key words: marriage-family relations, juvenile age, formation process, readiness to marriage, principles, factors, indicators.
Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, затронуло и современную семью. Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторванными от семейных традиций, что выражается в неготовности к созданию собственной семьи, а также ведет к нарушению адекватности представлений о брачных отношениях. Можно выделить общие черты, свойственные семьям в изменяющемся обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, изменение представлений о ценностях брака и ожиданий от него.
Сфера семейных отношений всегда регулировалась обществом с помощью ценностных ориентиров, норм морали и нравственности. В последние годы произошли достаточно важные изменения семейно-брачного института, наблюдается трансформация семейных ценностей и традиционных устоев.
Общей закономерностью сегодня является процесс изменения в традиционной системе взаимоотношения полов. Рушатся привычные стереотипы маскулинности и фемининности, что дает большой простор для самореализации личности, но в то же время порождает ряд новых социальных и психологических проблем и конфликтов: происходит рост социально-
психологической дезадаптации супругов и дисгармонии семейных отношений; усиливается неготовность молодежи к браку во всех его аспектах: социально-психологическом, материально-бытовом, сексуальном и др.
По мере того, как некоторые прежние экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети, что ведет к повышению индивидуальной избирательности брака. Обратной стороной этого процесса является повышение уровня внутренней конфликтности семьи, а также рост разводов, снижение рождаемости. Разводы становятся все более привычной формой решения супружеских конфликтов, и в качестве мотива к ним выступают несходство характеров, отсутствие духовной близости. В связи с этим актуальность оказания помощи семье в укреплении супружеского союза, значение повышения удовлетворенности супругов брачными отношениями резко возрастает.
Особую роль в укреплении семьи играет процесс подготовки молодого поколения к семейным отношениям. Этому компоненту всегда уделялось существенное внимание в педагогической науке и практике. Исследование историко-педагогической
литературы показало, что до второй половины XVIII века проблема воспитания семьянина в педагогике как самостоятельная не выделялась, хотя отдельные ее аспекты были предметом философского анализа и педагогической мысли. Активизация отечественных исследований в этой области отмечается в начале ХХ века: проблемы подготовки молодежи к семейной жизни рассматривались в трудах П. П. Блонского, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейна [2; 5; 6]. Позднее о ней писали Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинский [1; 7].
На общегосударственном уровне проблему подготовки учащихся к семейной жизни пытались решать дважды. Первый раз - путем введения «родительского всеобуча» (1927 г.), второй -введением школьного курса «Этика и психология семейной жизни» (1982 г.). Эти меры, несмотря на свою созидательную направленность, не обрели популярности среди старшеклассников и их родителей.
В период кризисов 90-х гг. XX в., когда в обществе происходило обновление всех социальных институтов и систем, адаптация подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни также являлась важной педагогической задачей. Система подготовки молодежи к семейной жизни в основном включала направленность на половое просвещение, половое воспитание, формирование готовности к рождению и воспитанию нового поколения и обучение молодежи методам создания полноценной, здоровой и устойчивой семьи. Успех такой специальной подготовки молодых людей к будущей семейной жизни виделся в формировании у новых поколений соответствующей системы ценностей.
Исследование тенденций теории и практики воспитания будущего семьянина на современном этапе позволяет сделать вывод, что этот процесс не сводится к собственно воспитательным действиям, определяющим развитие заданных параметров личности, а выступает, скорее, как система организационно-дидактических мер, направленных на подготовку человека к выполнению разносторонних функций в семье.
Ряд научных работ посвящен развитию педагогической культуры родителей (М. О. Ермихина, Н. Н. Литвинова, О. С. Нестерова, В. Я Титаренко и др.). По-прежнему много работ посвящено нравственному воспитанию учащихся разных возрастных групп (Р. С. Гарифуллина, Т. Л. Казимир-ская, М. И. Ковалева, П. В. Перчун, Л. И. Петрова, Н. В. Светлова). Особое внимание уделено формированию нравственных качеств детей средст-
вами народной педагогики. Актуальной для исследований является тема формирования здорового образа жизни у учащихся (В. О. Бушуева, Е. В. Купавцева, С. А. Лядова, Л. В. Нестерова, Л. Ф. Тихомирова), что тоже определенным образом способствует созданию в будущем гармоничной, здоровой семейной обстановки.
По-прежнему дискуссионным остается вопрос о половом воспитании и просвещении подростков и юношества. Надо отметить, что проблема половой жизни молодежи до брака является наиболее сложной, и до сих пор не найдены социально оправданные пути ее разрешения. Ни моральные и этические запреты, ни педагогическое просвещение в вопросах секса не являются действенными против сексуальной активности молодежи и ее негативных последствий (рост числа детей, рожденных вне брака, случаи искусственного прерывания беременности, заболевания половой сферы и пр.). Более того, в некоторых случаях моральные запреты приводят к дополнительным внутренним конфликтам и психическим травмам, или наоборот, к всплеску сексуальной активности - под лозунгом обеспечения «безопасности» интимных отношений, якобы требующей специфической информации, происходит «обучение», а тем самым и вовлечение в них и развращение еще не подросшего поколения, включая малолетних детей.
Помимо перечисленных, можно назвать следующие направления педагогического поиска: определение концептуальных основ подготовки молодежи к семейной жизни, выявление ее возрастной специфики, анализ возможностей реализации данного процесса в различных образовательных и социальных учреждениях, определение роли родительской семьи, методическое обеспечение формирования готовности подрастающего поколения к браку. Вместе с тем, ни в педагогической науке, ни в образовательной практике четко не определены сущность и содержание процесса подготовки молодежи к семейной жизни.
Попытка определить концептуальные основы воспитания будущего семьянина в современном российском обществе предпринята в докторской диссертации Е. И. Зритневой [4]. По ее мнению, главная идея общей стратегии воспитания будущего семьянина заключается в формировании у учащейся молодежи психологической готовности к созданию, сохранению и укреплению брачно-семейных отношений, то есть к выполнению роли семьянина.
Мы рассматриваем готовность к семейной жизни как важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека - источник его личностной и общественной нестабильности.
В большинстве определений готовность к брачно-семейным отношениям рассматривается как результат семейного воспитания, психологической подготовки и психологической мобилизации. По мнению Л. Б. Шнейдер [8], готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов: формирование нравственного комплекса; подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству; способность к самоотверженности по отношению к партнеру, основанной на качествах и свойствах альтруизма любящего человека; наличие эмпа-тийного комплекса качеств, связанных с осуществлением психотерапевтической функции семьи; высокая эстетическая культура чувств и поведения личности, умение разрешать конфликты конструктивным способом; способность к саморегуляции собственной психики и поведения.
По мнению И. В. Гребенникова [3], подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты: социальный, нравственно-эстетический, правовой, психологический, физиолого-гигиенический, педагогический, хозяйственно-экономический.
Основываясь на указанных представлениях, в своем исследовании мы определяем готовность молодых людей к браку как сложное структурное образование. Оно включает отношение индивида к семье, характеризующееся наличием достаточно устойчивых мотивов заключения брака и необходимых для семейной жизни качеств лично -сти, а также определенной совокупности знаний о семейной жизни, умений и навыков их применения на практике.
Под формированием готовности молодежи к семейной жизни мы понимаем процесс формирования таких личностных качеств потенциально успешного семьянина, как активная жизненная позиция, наличие навыков многообразного межличностного взаимодействия, открытость социальному опыту, сформированность устойчивой системы ценностей. Именно определение формирования готовности к семейной жизни как целенаправленного процесса позволяет охарактеризовать системность и комплексность этого понятия, раскрыть его основные характеристики, а
именно: целенаправленность, протяженность во времени, многоаспектность.
Целенаправленно организованный процесс формирования готовности молодежи к браку должен учитывать факторы, препятствующие реализации потенциала личности будущего семьянина. К ним, в первую очередь, относятся психосоматические, психолого-педагогические, социально-психологические факторы. Эти факторы необходимо не только учитывать в организации процесса подготовки подростков к семейной жизни, но и корректировать их проявления, предупреждать их дезадаптирующее влияние.
Мы выделяем следующие критерии готовности молодого человека к семейной жизни:
— осознание ценности семьи и брака;
— наличие собственных представлений о семейной жизни, согласующихся с существующей социально-нормативной системой;
— определенность ролевой позиции личности в отношении будущего брака.
Эти критерии, по нашему мнению, определяют содержание подготовки подростков к семейной жизни в интегрированном образовательном процессе. При этом особую роль в подготовке молодежи к браку мы отводим школьному социальному педагогу как специалисту, наиболее компетентному в области сопровождения социального становления учащегося.
Работа по формированию готовности подростков к семейной жизни должна основываться на определенных принципах. Именно через применение этих принципов осуществляется непосредственное соотношение теоретических положений, воплощенных в закономерностях, с практикой организации процесса формирования готовности подростков к семейной жизни. Таким образом, принципы - это те основные требования, правила, нормы, которым должны соответствовать содержание, формы, методы педагогической деятельности, обеспечивающие формирование готовности подростка к будущей семейной жизни.
В ходе нашего исследования определены следующие принципы формирования готовности подростков к семейной жизни:
— принцип дифференцированного подхода к организации процесса подготовки подростков к семейной жизни (процесс подготовки ориентируется на возрастные, половые, социальные и индивидуально-личностные особенности включенных в него подростков);
— принцип субъектности включения подростка в процесс его подготовки к семейной жизни
(ориентация на формирование рефлексивной позиции участников, работу по повышению мотивации к активному включению в предлагаемые виды деятельности);
- принцип создания эмоционально положительной атмосферы в процессе подготовки (необходимость обеспечения комфортного самочувствия подростка в процессе формирования его готовности к семейной жизни, чувства защищенности и поддержки, отрицание директивного вмешательства в личную жизнь, построение взаимодействия на основе этических норм);
- принцип создания условий для самореализации подростка в процессе подготовки (создание условий для реализации социально значимых свойств и качеств личности, поощрение успехов и достижений участников процесса, удовлетворение от общения со сверстниками, наличие положительных эмоций в процессе совместной деятельности);
- принцип ориентации подготовки на интересы и потребности подростков (необходимость изучения данных интересов и потребностей, организация различных видов деятельности, в которых этот потенциал может реализоваться).
В практике организации процесса подготовки подростков к будущей семейной жизни перечисленные принципы должны реализоваться опосредованно, то есть с учетом социальной ситуации развития и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, являющихся объектом деятельности специалистов.
С учетом сказанного выше содержание процесса формирования готовности подростков к семейной жизни может включать в себя ряд взаимосвязанных направлений:
1. Информационное направление: информирование подростков о нормативных регулятивах брачных отношений, функциях семьи, динамике семейных отношений и возможных проблемах взаимодействия, возникающих на различных этапах, а также об организациях, оказывающих психологическую и консультативную помощь семье. В рамках этого направления формирования готовности подростков к семейной жизни мы предлагаем, наряду с традиционными лекционными формами информирования, использовать изучение опыта родительской семьи, проектную деятельность обучающихся, игры-проблематизации. Указанные формы организации работы, на наш взгляд, позволяют развить интерес к изучаемой сфере, сформировать положительную мотивацию на включение в
процесс подготовки к семейной жизни, активизировать субъектную позицию подростков.
2. Ценностно-аксиологическое направление: формирование ценностей культуры семьи, быта и здорового образа жизни в обществе. Основной формой организации работы в рамках этого направления мы считаем дискуссии, поскольку заявленные проблемы касаются жизненных принципов и личных переживаний участников. Дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. При формировании ценностной сферы мы предлагаем использовать и этические дилеммы, решение которых всегда затрагивает эмоциональную сферу подростка, а следовательно, способствует инте-риоризации нравственных норм.
3. Личностно-формирующее направление: формирование свойств и качеств личности, необходимых для ее успешной самореализации в семейной сфере, моделирование личностного образа семьянина в соответствии с общечеловеческими идеалами и реалиями сегодняшнего времени. В качестве основных форм организации работы здесь мы выделяем моделирование и проигрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки и позитивного образа «Я», рефлексивной позиции подростков.
4. Тренинговое направление: отработка механизмов семейно-ролевого поведения, формирование стратегий семейного взаимодействия. Тре-нинговая форма групповой работы строится на активности самих участников и имеет ряд преимуществ. Тренинг относится к типу активного обучения, но при этом имеет черты консультационной группы, что обусловлено высокой значимостью проблемы для участников. Работа в группах призвана оказать участникам помощь в исследовании и решении психологических проблем; изучении психологических основ общения; развитии самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; содействие личностному росту и саморазвитию.
В проводимом нами исследовании доказано, что социально-педагогическая деятельность по формированию готовности подростков к семейной жизни, реализуемая в рамках перечисленных направлений, будет эффективной при условии:
- анализа опыта, полученного ребенком в родительской семье, и осознания его значимости в перспективных брачно-семейных отношениях;
- актуализации индивидуального социального опыта обучающихся, позволяющего им фор-
мировать собственные представления о семье и браке, адекватные сложившимся в обществе нормам и ценностям;
— формировании свойств и качеств личности, потенциально успешной в сфере семейного взаимодействия.
Выделенные нами условия организации процесса подготовки подростков к семейной жизни определяют ее основные исходные положения.
В заключение следует отметить, что ведущей идеей в деле воспитания человека, способного реализовать себя в роли семьянина, может быть идея гармонизации, согласования идей и интересов ребенка, семьи, школы, поэтому процесс подготовки подростков к семейной жизни должен строиться на основе комплексного взаимодействия родителей и специалистов образовательных учреждений с ориентацией на субъектное включение в него самих обучающихся.
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М., 2001.
2. Блонский, П. П. Очерки детской сексуальности [Текст] / П. П. Блонский. - Л., 1935.
3. Гребенников, И. В. Основы семейной жизни [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И. В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991.
4. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. И. Зритнева. - Ставрополь, 2006.
5. Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко // Собр. соч. : в 8 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1.
6. Рубинштейн, М. М. Половой фактор и его роль в культуре [Текст] / М. М. Рубинштейн // Половой вопрос в школе и жизни / под ред. И. С. Симонова. -Л., 1925.
7. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения [Текст] : в 5 т. / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1989. - Т. 5.
8. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 2-е издание. - М.: Академический проект, 2006.