УДК 372.851
Формирование готовности педагогов к мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики
В. Н. Шайкина
Formation of teachers' readiness of students during math lessons
V. N. Shaykina
Аннотация. В структуре учебной деятельности большое значение имеет мотивацион-ный аспект обучения. Однако сегодня педагоги отмечают, что мотивация обучающихся остается ключевой проблемой обучения математики, одним из самых сложных этапов урока. Особо остро встает данная проблема при работе с обучающимися гуманитарной направленностью, и это предполагает переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов. Вопрос формирования учебной мотивации в статье рассматривается в тесной взаимосвязи с содержательными особенностями предмета математика, возможностями формирования мотивации с опорой на интересы обучающихся. В статье выделены факторы, оказывающие существенное влияние на развитие мотивации обучающихся, возможность их учета при формировании компетентности в данной области у учителей математики через организацию целенаправленной работы в рамках курсов повышения квалификации.
Abstract. The motivational aspect of learning has great importance in the structure of educational activity. However, today the teachers note that the motivation of students remains a key problem of teaching mathematics and one of the most difficult stages of the lesson. This problem is particularly acute during work with students in the humanitarian field, and this implies rethinking the known methodological decisions on updating the motivational mechanisms. The issue of formation of educational motivation in the article is considered in close connection with the content features of the subject of mathematics, the formation possibility of motivation based on the interests of students. The article highlights the factors
for learning activities motivation
have a significant impact on the development of motivation of students, the possibility of taking them into account in the formation of competence in the field of mathematics teachers through the organization of targeted work in the framework of training courses.
Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, учитель математики, повышение квалификации кадров.
Keywords: motivation, educational activity, teacher of mathematics, advanced training.
Для успешной самореализации в современном мире человеку необходим определенный набор знаний и умений, в том числе, и математического характера. Реализуемая стратегия математического образования ориентирована, прежде всего, на формирование гармонически развитой личности с четким математическим стилем мышления, проявляющимся во владении обширным арсеналом интеллектуальных умений и навыков. Математика, как учебный предмет, имеет большие возможности для развития: логического мышления; практических действий по моделированию геометрических и реальных объектов, является важнейшей учебной дисциплиной для многих профилей обучения. Она необходима будущим специалистам в области информатики, инженерам, строителям и архитекторам, финансистам и т. д.
Д. Б. Эльконин отмечал [1, c. 127], что «особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью и результатом является не изменение предмета, с которым действует человек, а изменение самого себя как субъекта деятельности. В этом принципиальное отличие учебной деятельности от любой другой, которая направлена на получение внешних резуль-
В Н. Шайк&на
формирование готовности педагогов кмотивации учебной деятельности обучающихся-
татов.» В учении и цель, и результат проявляются не во внешнем продукте, а в изменении обучающимся самого себя как субъекта деятельности.
В структуре учебной деятельности большое значение имеет мотивационный аспект обучения. Мотивация обучающихся - основа осознанной и успешной их деятельности, поэтому в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования [2, с. 9], отражен такой личностный результат, как «сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности».
Цель процесса формирования учебной мотивации обучающихся заключается в том, чтобы, учитывая особенности всех компонентов мотивационной сферы и всех сторон умения учиться, переводить школьников с уровней отрицательного и безразличного отношения к изучению предмета к зрелым формам положительного отношения к учению - осознанному и ответственному.
Однако сегодня большинство учителей математики отмечают, что мотивация обучающихся остается ключевой проблемой их педагогической деятельности, одним из самых сложных этапов урока (84% из опрошенных). При выполнении практических заданий слушатели часто затрудняются в выборе приемов мотивации, адекватных возрасту (24,8%) и интересам обучающихся (69,2%); опираются, в основном, на внешние мотивы учебной деятельности (54,6%).
Развитие учебной мотивации является ключевой в исследованиях многих известных ученых в области психолого-педагогической науки. Например, роль и место мотивов в активизации учебной деятельности были раскрыты в работах Л. С. Выготского [3], А. Н. Леонтьева [4], С. Л. Рубинштейна [5] и др.; психологические механизмы мотивации описывались Е. П. Ильиным [6], В. Э. Мильманом [7]; развитие учебной мотивации в рамках образовательного процесса отражены в работах А. К. Марковой [8], Н. Ф. Талызиной [9], Г. И. Щукиной [10] и др.
В начальной школе, как показывают исследования качества математического образования, проводимые в рамках национальных исследований качества образования, процент
обучающихся, мотивированных на изучение математики, достаточно высок, так как содержание предмета им кажется простым и понятным. Связано это, в первую очередь, с тем, что учитель при объяснении нового материала чаще всего обращается к жизненному опыту ребят. В среднем и старшем звене математика -один из самых сложных предметов для школьников, так как строится на использовании абстрактных конструкций, которые не имеют прямых аналогов в физическом мире (их изучение составляет суть математики), к тому же изучение математики строится по спирали: школьник, не усвоивший хотя бы одну из тем, не может в дальнейшем успешно освоить материал школьного курса.
К особенностям математики как школьного предмета относят не только относительно высокий уровень абстракции применяемого понятийного аппарата; но и сложную логическую структуру многих определений и формулировок теорем; ориентацию содержания, прежде всего, на овладение математическими методами, а не только на усвоение конкретной информации; ведущую роль математических задач, при решении которых часто используются такие компоненты поисковой деятельности, как проведение доказательных рассуждений, выполнение геометрических построений, использование формальных математических конструкций, вычислительные операции и т. д.); наличие внутрипредметных связей; возможность отражения изучаемых фактов и закономерностей в терминах «математического языка», а также особое «чувство красоты и изящества», которое проявляется, например, в возможности максимально сжатого отражения математического содержания, характеризующегося большой познавательной емкостью.
Все указанные характеристики формируют особый «математический фон», который оказывает существенное влияние, как на ситуативную активность обучающихся в ходе учебного процесса, так и на развитие внутренней мотивации к изучению предмету.
Подходы к формированию мотивации в классах, имеющих разнородный по интересам и способностям состав школьников должны опираться, прежде всего, на интересы обучающихся. Например, до сих пор остается значимым вопрос о путях решения проблемы повышения
мотивации к изучению математики обуча-ющихся-гуманитариев, для которых характерно преобладание наглядно-образного мышления, богатое воображение, ярко выраженная эмоциональность восприятия окружающей действительности, интерес к вопросам истории математики, занимательному материалу, проявлению красоты математики в произведениях искусства, явлениях живой и неживой природы. Данные характеристики, будучи неучтенными учителем, осложняют процесс изучения математики, зачастую сложные логические структуры такими обучающимися остаются не освоенными, что приводит к неприязненному отношению к предмету. Своеобразие данного контингента обучающихся заключается «в доминировании внешней мотивации над внутренней, направленности на алгоритмические способы действий, существовании психологических барьеров и даже блокировании отдельных видов деятельности в области естественно-математических дисциплин» [11, c. 264].
Основная проблема, стоящая перед учителем математики, состоит в отсутствии личностного смысла у будущих экономистов, художников, филологов и др. к изучению математики, так как данный предмет не является для них профессионально-ориентированным и, соответственно, не рассматривается такими обучающимися как важный компонент образовательного процесса. Разрешение данной проблемы, очевидно, предполагает переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов обучающихся гуманитарной направленности, необходимость перенести акцент на взаимосвязь предметов гуманитарного и математических циклов, диалогические приемы обучения, подчеркивая межпредметные связи, «единство истины и красоты».
При этом можно опираться, например, на тот факт, что математический язык произошел из повседневного и до сих пор строится и развивается по особым правилам, так как предназначен для максимально точного описания числовых характеристик (пространственных, количественных) окружающего мира. Такая общность литературного языка и математических выражений не только свидетельствует о возможности развития языкознания путем его формализации, но и дает возможность вносить
соответствующие изменения в процесс изучения математики. Достаточно хорошо известен тот факт, что существует тесная связь между слабыми знаниями в области математики и возникающими у обучающихся затруднениями к изучению как родного, так и иностранных языков, ведь от школьника эти предметы требуют наличия развитой способности внятно излагать свои мысли, грамотно формулировать предложения. Ситуацию можно объяснить тем, что математический склад ума отражается в особом стиле речи, где каждый термин имеет четкое смысловое значение, а каждое слово стоит на своем строго определенном месте. В том числе полноценное овладение математическим языком достаточно тесно коррелирует с развитием определенных коммуникативно-речевых навыков, умением подбирать наиболее подходящие языковые средства для представления и оптимального разрешения возникающих в процессе учебной деятельности проблем.
Можно сделать вывод, что практическая значимость математики оказывается недостаточной для обучающегося гуманитарной направленности, и на первый план для него выходит интеллектуальная сторона математического образования, вносящего свой специфический вклад в формирование общей культуры школьника, его алгоритмического мышления, эстетического воспитания, развития воображения.
Таким образом, проблема формирования готовности к мотивации изучения математики обучающимися является достаточно актуальной и требует подробного рассмотрения на курсах повышения квалификации. Отсутствие целенаправленной работы по мотивационному обеспечению процесса обучения математике приводит к тому, что в школьной практике ориентация учебного процесса на формирование и развитие учебной мотивации школьников не принимает сколько-нибудь устойчивого характера. В результате, как показали итоги проводившегося нами анкетирования учителей математики, у 23% опрошенных сохраняется точка зрения о неважности работы по формированию и развитию мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках, лишь отвлекающему их от овладения математическими знаниями. Другие же формально подходят к развитию мотивации обучающихся, ограничивая ее
В Н. Шайкина
формирование готовности педагогов кмотивацииучебной деятельности обучающихся -
временными рамками эпизодических обращений к истории математики, или организацией дидактических игр, использованием элементов занимательности, созданию проблемных ситуаций и т. п.
При этом особенностями современной учебной деятельности на уроках продолжают оставаться: низкий уровень обращения к учебным мотивам обучающихся; заниженная эмоциональность при изучении предмета; зачастую полное отсутствие ярких запоминающихся примеров; обучение без учета личных интересов школьников; высокая наукообразность, часто противоречащая логике становления и протекания когнитивных процессов, а также преимущественно авторитарный характер управления процессом обучения с позиции учителя.
В структуре курсов повышения квалификации учителей предусмотрена целенаправленная работа по формированию их готовности к обеспечению мотивационной составляющей учебной деятельности школьников, которая предполагает создание в учебном процессе возможностей для актуализации потребностно-мотивационного потенциала учебной деятельности школьника средствами предметного содержания. «Основными направлениями такой работы являются: создание условий для непосредственного формирования у слушателей положительной мотивации к своей профессионально-педагогической деятельности в данном направлении и обучение их умениям конструировать и актуализировать мотивационно насыщенные педагогические ситуации в ходе учебной деятельности школьников» [12, с. 95].
Работа со слушателями по обеспечению мо-тивационной направленности учебной деятельности обучающихся является особым компонентом повышения их квалификации, представляющей собой непрерывный поэтапный процесс, направленный на овладение знаниями о мотивации учебной деятельности, путях ее формирования, об особенностях мотивацион-ного обеспечения процесса обучения обучающихся математике с учетом специфики предмета, а также на обобщение и представление собственного опыта организации такого вида педагогической работы.
Важно обратить внимание слушателей на тот факт, что «обучающиеся, прежде всего, готовы к усвоению знаний, в которых видят лич-
ностный смысл, которые представляют для них практическую ценность и выступают как средство достижения жизненных целей» [13, с. 63]. Такие знания составляют витагенный жизненный опыт личности.
В работах многих ученых витагенный опыт учащихся рассматривается как условие успешного и сознательного овладения научными знаниями, преодоления формализма в обучении, активизации учащихся при усвоении теоретического материала, проблемного подхода к выдвижению познавательных задач на уроке. Актуализация витагенного опыта учащихся обеспечивает в процессе преподавания действительное сотрудничество учителя и учащихся, так как обмен информацией между ними формирует субъект-субъектные отношения.
При этом необходимо использовать все виды мотивации. Внутреннюю мотивацию, предусматривающую своевременную, психологически обоснованную и педагогически выстроенную оценку учителем успехов ученика в учебной деятельности, которая побуждает к ожиданию успеха в учебе. Общение, выступающее в образовательном процессе как обмен рациональной и эмоциональной видами информацией, выполняет роль фактора формирования личностных смыслов у обучаемых, среди которых развитие потребности в познании знаний учебного предмет занимает свое достойное место. Внешнюю мотивацию, сопровождающуюся ощущением у учащихся чувства уверенности в достижении результативности выполняемой деятельности и соответствующую волевой установке на преодоление трудностей в учебной деятельности.
Акцентуацию знаний и умений использования информационных технологий, основой которых являются математические знания, в самореализации молодого человека в условиях жизни современного общества. Аналитическое соотношение содержания изучаемых знаний математики с происходящими изменениями в социальной и экономической жизни российского и мирового сообщества.
В практике курсов повышения квалификации при рассмотрении методики обучения математике в целом и особенностей работы в рамках конкретных тем обязательно оцениваются возможности формирования и учебной мотивации учащихся.
Учитывая, что дополнительное профессиональное образование должно системно выстраивать «организационной модели дополнительного профессионального образования, способной решать задачи компенсации профессиональных дефицитов педагогов, то необходимо разрабатывать данную структуру на основе таких базовых процессов как мышление, эмоции и деятельность» [15, с. 33].
В связи с этим проблему формирования учебной мотивации необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с содержательными особенностями предмета математика.
С целью формирования компетентности в данной области необходима организация практикумов с применением активных методов обучения, интерактивных лекций, круглых столов и фокус-групп для формирования устойчивых навыков к данному виду деятельности у учителей математики.
В процессе работы слушатели делают вывод, что формирование у старшеклассников мотивации к изучению математики будет успешным, если в образовательном процессе реализуются следующие факторы:
- многообразие видов деятельности, усложняющихся содержательно и операционально по мере развития у обучаемых мотивации к решению математических задач;
- широкое использование гибкого механизма выставления отметки на основе внутренней «мотивации успеха»;
- процесс общения, рассматриваемого как особый вид деятельности, в ходе которого происходит взаимодействие субъектов по освоению изучаемых математических знаний;
- внедрение современных образовательных инновационных технологий в контекст образовательного процесса;
- опора на содержание знаний математики, способствующая научно обоснованному познанию изменений, происходящих в социуме;
- учет реформирования системы образования, вызванного внешними и внутренними причинами, и определяющего изменение парадигмы процесса обучения;
- учет изменений в социальной, экономической, культурно-ценностной сферах социальной практики.
Для выявления уровня готовности к обеспечению мотивационной направленности нами
использовалась система диагностики, разработанная О. П. Графовой и состоящая из трех блоков [14, с. 152].
Первый блок представлен анкетой, содержащей в себе группу вопросов, нацеленных на выявление отношения слушателей к педагогической деятельности в целом, и выявлению потребности к обеспечению мотивационной направленности процесса обучения школьников математике, в частности.
Второй блок включает специально разработанные тестовые задания, направленные на выявление уровня теоретических знаний слушателей по данной проблематике.
Наконец, третий блок заданий помог выявить уровень владения слушателями основными методическими умениями организации работы по мотивационному обеспечению процесса обучения и проявление при этом определенной творческой инициативы.
В ходе работы нами были выделены три основных уровня готовности слушателей к обеспечению мотивационной направленности процесса обучения школьников. Для определения этих уровней была использована система критериев, позволяющих оценить сформи-рованность каждого из выделенных компонентов готовности: для мотивационного компонента в качестве этих критериев выступали -четкость, глубина понимания слушателем необходимости организации работы по формированию и развитию учебной мотивации учащихся в процессе обучения математике, а также степень заинтересованности слушателя к такому виду педагогической деятельности; для содержательного компонента - глубина, осознанность, прочность усвоенных педагогами знаний; для операционального компонента - степень сформированности основных методических умений, целесообразность и осознанность соответствующих средств, методов и форм организации работы по формированию учебной мотивации школьников, проявление творческой инициативы.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют, что основная часть учителей математики, слушателей курсов повышения квалификации, соответствует среднему и низкому уровню готовности, при незначительном присутствии проявлений показателей высокого уровня готовности к обеспечению моти-
В Н. Шайкцма
формирование готовности педагогов кмотивации учебной деятельности обучающихся -
вационной направленности процесса обучения школьников математике. Это выражалось в том, что профессионально-педагогические знания и умения слушателей в рассматриваемой области характеризуются противоречивостью, поверхностностью, «размытостью» и бессистемностью, а также недостаточным владением ими мотивационно ориентированными стратегиями и тактиками обучения.
В процессе прохождения курсов повышения квалификации готовность слушателей к мотивации школьников на изучение математики имела положительную динамику, существенно увеличился процент педагогов, проявляющих высокий уровень готовности к формированию мотивации на уроках математики.
Таким образом, вопросы формирования мотивации к изучению предмета сегодня являются ключевыми для учителя.
Система дополнительного профессионального образования учителей способна помочь решить данную проблему через реализацию модели дополнительного профессионального образования, способной решать задачи компенсации профессиональных дефицитов педагогов, разработанную на основе базовых процессов: мышление, эмоции и деятельность.
Именно такой подход способен обеспечить преодоление профессиональных дефицитов педагогов в направлении мотивации обучающихся на активную учебную деятельность на уроках математики.
Библиографический список:
1. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с. : ил. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 12.12.2017).
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1996. - 496 с.
4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. - М., 1971.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002 - 512 с.
7. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
8. Маркова А. К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М., 1990. - 192 с.
9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М. : Знание, 1983.
10. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Г. И. Щукина. - М., 1962.
11. Уткина Т. В. Развитие профессиональных интересов учащихся в условиях естественнонаучного образования / Т. В. Уткина // Инновационная наука. - 2016. - № 6-2. - С. 263-267.
12. Пяткова О. Б. Учебно-методическое сопровождение реализации дополнительных профессиональных программ естественно-математических дисциплин, отражающих региональную политику / О.Б. Пяткова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 4 (29). - С. 92-95.
13 Коликова Е. Г. Роль межпредметных понятий и связей в предметной области «технология» / Е. Г Коликова // Инновационная наука. -2016. - № 12-3. - С. 63-65.
14. Графова О. П. Подготовка будущего учителя к обеспечению мотивационной направленности учебной деятельности школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Гра-фова Ольга Петровна. - Пенза, 2006.
15. Смирнова С. В. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования/ С. В. Смирнова А. К. Киселева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 3 (32). - С. 29-34.
References:
1. El'konin D. B. Favorites psychological works [Izbrannye psihologicheskie trudy], Moscow: Pedagogic, 1989. 560 p.
2. Federal State Educational Standard based on General education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya] Website of the Ministry of education and science of the Russian Federation [Web resource], access mode: https://минобрнауки.рф /документы/938 (accessed date: 12/12/2017).
3. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaya psihologiya], 1996. 496 p.
4. Leontiev A. N. Needs, motives and emotions [Potrebnosti, motivy i ehmocii], 1971.
5. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology [Osnovy obshchej psihologii], Saint Petersburg, Publishing house "Piter", 2000. 712 p.
6. Il'in E. P. Motivation and motives [Motivaci-ya i motivy], Saint Petersburg "Piter", 2002. 512 p.
7. Milman V. E. Intrinsic and extrinsic motivation of educational activity [Vnutrennyaya i vnesh-nyaya motivaciya uchebnoj deyatel'nosti], Questions of psychology, 1987, No. 5.
8. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formation of learning motivation [Formirovanie motivacii ucheniya], 1990. 192 p.
9. Talyzina N. F. Formation of cognitive activity of students [Formirovanie poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya], Moscow: Znanie, 1983.
10. Shchukin G. I. Formation of cognitive interests of students in the learning process [Formi-rovanie poznavatel'nyh interesov uchashchihsya v processe obucheniya], 1962.
11. Utkina T. V. Development of professional interests of students in the science education [Razvitie professional'nyh interesov uchashchihsya v usloviyah estestvenno-nauchnogo obrazovaniya], Innovative science, 2016, No. 6-2, pp. 263-267.
12. Pyatkova O. B. Educational and methodological support of the implementation of additional professional programs of natural and mathematical disciplines that reflect regional policy [Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie realizacii dopolnitel'nyh professional'nyh programm estestvenno-matematicheskih disciplin, otrazhayushchih regional'nuyu politiku], Pedagogical education and science, 2016, No. 4 (29), pp.92-95.
13 Kolikova E. G The role of intersubjective concepts and connections in the subject area "technology" [Rol' mezhpredmetnyh ponyatij i svyazej v predmetnoj oblasti "tekhnologiya"], In-novatsionnaya Nauka, 2016, No. 12-3, pp. 63-65.
14. Grafova O. P. Training future teachers to ensure the motivational orientation of learning activities of students: dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences [Podgotovka budushchego uchitelya k obespecheniyu motivacionnoj naprav-lennosti uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov], Penza, 2006.
14. Smirnova S. V., Kiseleva A. K. Overcoming of professional deficits of teachers in the system of additional professional education [Preodolenie professional'nyh deficitov pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Scientific support of a system of advanced training, 2017, No (32), pp. 29-34.