Tsoraeva Fatima Nikolaevna FORMATION OF TEACHER'S ..
pedagogical sciences
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗОВАННОСТИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
© 2018
Цораева Фатима Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема освоения инноваций обуславливается недостаточной готовностью педагогов к инновационной деятельности. Их профессиональное самосовершенствование в области педагогической инноватики будет возможно при создании организационно-педагогических условий. Создание высокого уровня организации в классных коллективах избавляет учителей от проявления нежелательных явлений, таких, как чрезмерная опека, недоверие к организаторским возможностям учащихся, чрезмерный контроль за их деятельностью, при котором они оказываются безынициативными, как правило, недисциплинированными, что в конечном итоге приводит к низким результатам деятельности всего коллектива. Исходя из этого, в статье основное внимание акцентируется на изменениях в системе образования, которые обусловили активизацию инновационных процессов как основы организованности ученического коллектива. Важнейшей характеристикой любой организации является ее организованность, как способность организации сохранять устойчивость своей структуры при обогащении и изменении ее функций. Организованность определяет характер взаимозависимости организации и среды: чем выше организованность, тем более гибко провялятся зависимость организации от среды, но одновременно повышается и зависимость среды от организации. Создание высокого уровня организованности в классных коллективах избавляет учителей от проявления нежелательных явлений, таких, как чрезмерная опека, недоверие к организаторским возможностям учащихся, чрезмерный контроль за их деятельностью, при котором они оказываются безынициативными, как правило, недисциплинированными, что в конечном итоге приводит к низким результатам учебно-познавательной деятельности. Организованность сегодня выступает в качестве предпосылки активности организации, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и динамичности функций всех ее участников, членов группы или коллектива в условиях активного введения инновационных процессов в систему образования.
Ключевые слова: ученический коллектив, организованность ученического коллектива, готовность педагога к инновационной деятельности, инноватика, образовательный процесс, педагогическая компетентность, совершенствование учебно-познавательной деятельности.
FORMATION OF TEACHER'S READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY AS A BASIS OF ORGANIZATION OF A COLLECTIVE OF PUPILS
© 2018
Tsoraeva Fatima Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary and preschool education North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina St., 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of the development of innovation is due to the lack of willingness of teachers to innovate. Their professional self-improvement in the field of pedagogical innovation will be possible with the creation of organizational and pedagogical conditions. Creating a high level of organization in class groups eliminates teachers from the manifestation of undesirable phenomena, such as excessive guardianship, mistrust of students 'organizing abilities, excessive control over their activities, where they turn out to be inert, as a rule, undisciplined, which ultimately leads to low the performance of the entire team. Based on this, the article focuses on changes in the education system, which led to the activation of innovative processes as the basis for the organization of the student team. The most important characteristic of any organization is its organization, as the ability of an organization to maintain the stability of its structure while enriching and changing its functions. Organization determines the nature of the interdependence of the organization and the environment: the higher the organization, the more flexible the organization's dependence on the environment, but at the same time the dependence of the environment on the organization increases. Creating a high level of organization in class groups eliminates the manifestation of undesirable phenomena, such as excessive guardianship, mistrust of students 'organizing abilities, excessive control over their activities, where they turn out to be inactive, as a rule, undisciplined, which ultimately leads to low the results of educational and cognitive activity. Organization today serves as a prerequisite for the activity of an organization, the most complete use of its capabilities, flexibility and dynamic functions of all its participants, members of a group or team in the context of the active introduction of innovative processes into the education system.
Keywords: student team, organization of student team, teacher's readiness for innovation, innovation, educational process, pedagogical competence, improvement of educational and cognitive activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Организованность учащихся в настоящее время выступает одной из наиболее актуальных проблем образования, а готовность к инновационной деятельности педагогов может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет об инновационной компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков (А.М. Лощаков, А.В. Пахолков), а способность учащихся к совместным организованным действиям в различных проблемных ситуациях [1]._
Многие образовательные организации начали вводить новые элементы в собственную деятельность. Однако, согласно мнению Т.А. Прищепа, практика преобразований в данном случае натолкнулась на такую проблему, как отсутствие способности и готовности педагогов к тому, чтобы воспринимать что-то новое. Педагоги оказались недостаточно подготовленными к процессу внедрения новшеств, т.е. возникла еще одна проблема - педагогический состав не может эффективно действовать при освоении новых методов и идей [2].
Если учесть то, что формирование готовности педагогов к обновлениям - это одно из важных стратегических направлений в образовании, а также то, что сейчас имеет место быть недостаточная изученность данного феномена в педагогической и психологической литературе, можно увидеть приоритетность и актуальность исследования подобной проблемы как со стороны раскрытия сущности, так и со стороны выявления различных
педагогические науки
Цораева Фатима Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ...
условий, обеспечивающих результативность данных процессов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научно-педагогических исследований позволил выделить ряд организационно-педагогических условий для успешности нововведений, как основы организованности классного коллектива: стимулирование освоения педагогами теоретических и практических основ инновационной деятельности (моральное и материальное) (С.А. Абдуллаева) [3]; создание инновационной среды (Т.И. Лаздина, С.С. Назимов): включение педагогов в творческие группы по разработке и внедрению новшеств [4; 5]; презентации результатов инновационного опыта работы педагогов на педагогических советах и методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях (М.В. Баркетова) [6]; поддерживающий стиль руководства педагогическим коллективом (В.Ю. Ваниева) [7]; повышение профессионализма педагогов на курсах повышения квалификации и стажировках (С.В. Власенко, Н.К. Батырбаева) [8]; проведение своевременной профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогов (Л.М. Курилова) [9].
Первое условие характеризуется как внешняя мера поддержки развития инновационной деятельности педагога и преодоления сопротивления. Второе условие Е.А. Подвигина определяет как детерминирующее микро- и макро- условие для творческого развития ученического коллектива [10]. И.В. Никишина отмечает это условие как средство двухкомпонентной готовности к инновационной деятельности через поведенчески-моти-вационный аспект [11].
Формирование целей статьи (постановка задания). Постановка вопроса о способах и средствах организации инновационных процессов по формированию готовности к ним педагогов обусловила выделение саморазвития педагога в профессиональной деятельности как осознанного процесса. Возникает необходимость в создании организационно-педагогических условий, позволяющих профессионально самосовершенствоваться педагогу в области педагогической инноватики для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса с высокой организованностью ученического коллектива.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Внимание к роли образования в России сегодня обусловило большинство инновационных процессов. Недавно главными ориентирами для обеспечения качества образования были следующие положения: формирование умений, навыков и знаний, которые обеспечивают человеческую подготовленность к жизни; приспособление личности к стабильным условиям жизни в современном обществе. Соглашаясь с мнением Л.М. Куриловой, следует отметить, что сама по себе существующая концепция изменений образовательной системы подразумевает введение новшеств как естественный процесс в ежедневной работе [9]. Инновационная деятельность педагога становится обязательной наравне с образовательной и воспитательной работой. Развитие в сфере образования возможно лишь при помощи освоения новаций, позволяющих решать новые задачи. Инновационные процессы обеспечивают иное качество образования, иную организационную структуру.
Сейчас образовательная система, согласно представлениям большинства ученых (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева, Л.Н. Павлова), ориентируется на такие способы и технологии влияния на человеческую личность, при которых можно соблюдать баланс между индивидуальными и социальными человеческими потребностями [12; 13]. Это потребности, направленные на самообразование и саморазвитие, они обеспечивают общую готовность человека к реализации личности в
обществе [14-19], повышение уровня организованности ученического коллектива [20-23].
Сущность организованности коллектива, ее функционирование и развитие связаны с установлением определенных критериев ее оценки. Используя системно-функциональный подход к анализу организации, в статье выделяются следующие критерии организованности: совместимость, отражающая наличие в организации относительно однородных элементов и их взаимодействия; актуализация функций, отражающая необходимость разнообразия свойств и их функций для сохранения организации в сложных условиях; нейтрализация дисфункций, содержащая способы поддержания равновесия организации; сосредоточение функций, отражающее необходимость согласования самих функций.
Чтобы между ними не было противоречий, они должны быть направлены на поддержание основной функции организации как целого. Но поскольку основная функция организации направлена не только на сохранение самой системы, но и на ее развития, важно правильно выбрать направление сосредоточения. Согласно этим критериям, являющимся как бы количественной мерой организованности, «простые» организации имеют наибольшую вероятность быть высокоорганизованными, чем сложные, так как меньшее количество свойств легче сделать функциональными, т.е. полезными для организации, и, соответственно, чем меньше количество функций, тем легче их согласовать и сосредоточить. С их помощью можно устанавливать также диагноз состояния организованности, и на основе этого целенаправленно воздействовать на нее.
Однако при усложнении условий более жизнеспособной становится такая организация, которая имеет больше элементов и связанных с ними «частных функций». В этом случае организационное противоречие разрешается за счет возникновения в организации новых подсистем, образующих устойчивую структуру и вариативные подвижные функции.
Организация характеризуется не только степенью организованности, но и мерой ее «высоты», прогрессивности, мерой активности членов организации. Это как бы качественная сторона организованности. Отношение устойчивости структуры (количество «горизонтальных» связей и «вертикальных» зависимостей) к подвижности (лабильности) функций и будет выступать оценкой критериев высоты организованности. Смысл этого критерия состоит в необходимости оптимального соотношения между устойчивости и количеством связей внутри организации - с другой. Избыток связей приводит к снижению подвижности функций, необходимой при новых условиях и задач, недостаток связей может приводить к хаотичной концентрации. Организованность первичного коллектива отражает как степень согласованности действий его членов, так и степень относительной свободы личности в рамках ее ролевых предписаний. В коллективе всегда имеет место определенное разнообразия мнений и поведения его участников, что обусловлена «специфичностью восприятия ситуации различными индивидами». Но существуют определенные границы этого разнообразия, оно относительно и не должно приводить к разброду в реальном поведении членов коллектива.
В результате изучения классных коллективов установлено, что его организованность может характеризоваться такими показателями, как: ясность целей и задач для всех учащихся, степень принятия, осознания каждым учеником общей цели (И.А. Макарова, Г.П. Тамирбуталов) [24]; способность класса к согласованным действиям в выполнении различных групповых задач (М.В. Валькова) [25]; степень самостоятельности коллектива в принятии решений при организации совместной работы, при обсуждении вопросов на собраниях и т.д. (М.В. Баркетова) [6]; четкое распределение обязанностей, которые должен выполнять каждый уче-
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4(25)
337
Tsoraeva Fatima Nikolaevna FORMATION OF TEACHER'S ..
pedagogical sciences
ник в общих делах; наличие авторитетного и полномочного актива (Т.И. Лаздина) [4]; степень инициативы и реального вклада каждого ученика в общие значимые для общества дела; установление отношений сотрудничества между школьниками - исполнителями; сближение деловой и эмоциональной структур межличностных отношений; способность класса не снижать своей деятельности при отсутствии организаторов или недостатке материальных средств; единство мнений о своих организаторах.
Организованность первичного коллектива выполняет ряд функций:
1. Стабилизирующая функция. Она обеспечивает сплоченность классного коллектива (единство оценочных суждений, действий, уважительное отношение к авторитету актива класса), его способность противостоять различным трудностям (внешним и внутриколлектив-ным).
2. Функция совершенствования классного коллектива. С учетом разнообразных форм инициативного поведения учащиеся в организованных коллективах проявляют свои организаторские способности ярче, чем в неорганизованных.
3. Функция обогащения личности. Реализация этой функции внутренне связана с предыдущей: ведь нельзя развивать коллектив, не обогащая входящих в него личностей. Положение ребенка в классном коллективе зависит от того, в какую группировку внутри класса он входит. Если ведущая группировка класса разделяет высокие нравственно — интеллектуальные ценности, то они становятся значимыми для класса в целом, что и обеспечивает функцию обогащения личности. Важно, что лидирующее положение таким группировкам или отдельным детям воспитатель может на какое-то время обеспечить.
Итак, организованность первичного коллектива - это способность организации (группы, коллектива) сочетать разнообразия мнений и форм инициативного поведения ее участников с единством действия, направленного на достижение общей цели.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Инновационная среда может оказывать положительное влияние на профессиональный и личностный рост субъектов инноваций только через специальную ее организацию. Поддерживающий стиль управления, привлечение педагогических работников к принятию решений, открытые обсуждения, профессиональное сотрудничество побуждает педагогов к достижению целей организации. Повышение профессионализма педагогов, по нашему мнению, выступает одной из главных задач в инновационной подготовке педагогов, которая решается привлечением внешних ресурсов, например, через курсы переподготовки, повышения квалификации, стажировка, и внутренних ресурсов, например, групповое обучение по программе. Так как одним из факторов сопротивления педагогов к любым нововведениям может являться профессиональное выгорание, то выполнение последнего условия помогает уменьшить количество скептически настроенных к инновационным изменениям педагогов.
Указанный список организационно-педагогических условий не исчерпывает всех возможных условий, но определяет основные из них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лощаков А.М., Пахолков А.В. Развитие инновационных компетенций в условиях социально-ориентированной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 87-90.
2. Прищепа Т.А. Особенности формирования готовности педагога к инновационной деятельности на основе развития профессионального опыта //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №12 (165). С. 30-35.
3. Абдуллаева С.А. Применение инноваций в образовании как требование времени //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 11-14.
4. Лаздина Т.И. Технологии мотивационного управления иннова-
ционной деятельностью учителей //Начальная школа. 2006. № 2. С.19 25.
5. Назимов С.С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования //Учитель. 2005. № 6. С. 74-75.
6. Баркетова М.В. Специфика оценки профессиональных компетенций студента вуза: к постановке проблемы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 19-22.
7. Ваниева В.Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №1 (14). С. 24-26.
8. Власенко С.В., Батырбаева Н.К. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации как основное условие профессионального развития //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. №2 (11). С. 17-21.
9. Курилова Л.М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ярославль. 2003. 264 с.
10. Подвигина Е.А. Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий наук. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2017. 19с.
11. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград: Учитель. 2017.
12. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Реализация новой государственной политики в сфере непрерывного педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №3. С. 116-121.
13. Павлова Л.Н. Характеристика взаимодействия педагога и ученического коллектива //European Social Science Journal. 2017. № 3. С. 206-211.
14. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.
15. Эстерле А.Е. Соотношение готовности к профессиональному саморазвитию и реальной вовлеченности в профессиональное саморазвитие у педагогов-психологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 441-445.
16. Усманова С.Г. Саморазвитие преподавателя вуза - основа его профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 37-39.
17. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2015. № 2 (11). С. 50-53.
18. Кучай Т.П. Структура системы подготовки учителя начальных классов в Японии //Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 24-28.
19. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
20. БекоеваМ.И. Самообразование как основа совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов //Школа будущего.
2016. № 1. С. 36-43.
21. Сараева Е.В. Вклад научных лабораторий в разработку проблемы детского коллектива (вторая половина ХХ в.) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 30-32.
22. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.
23. Степина Н.В. Коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 168-170.
24. Макарова И.А., Тамирбуталов Г.П. Воспитание организованности учащихся как педагогическая проблема //В сборнике: Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice Materials of the VII international scientific conference. 2018. С. 11-14.
25. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления //Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С. 51-58.
Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018