УДК 371.124-055.2
Хентонен Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры технологии и предпринимательства
Кубанского государственного университета
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Hentonen Anna Gennadyevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Technology and Business Department, Kuban State University
DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS' READINESS TO CARRY OUT MORAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих учителей к духовно-нравственному обучению и воспитанию подрастающего поколения. Выявлена значимость национальных культурных ценностей в развитии профессионального мировоззрения учителя. Представлено содержание и организационно-методическое обеспечение процесса формирования данного вида готовности у студентов.
Ключевые слова:
готовность, студент, духовно-нравственное обучение и воспитание, будущий учитель, школьник.
Summary:
The article deals with the development of future teachers' readiness to carry out the moral education of the younger generation. The author considers the role of national cultural values in the development of teachers' world outlook. The paper presents the content, and organizational and methodological support of the development of this type of students' skills.
Keywords:
readiness, student, moral education, future teacher, school student.
В условиях интенсивных экономических и социальных преобразований страны общество сталкивается с такими проблемами, как изменение потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, трансформация душевных переживаний и ценностных ориентаций, а также особенностей восприятия, сознания, мышления людей. Меняются ценностные приоритеты подрастающего поколения. Ценностная сфера современной молодежи отличается не только от данных, имеющихся с середины 90-х гг., но и от показателей начала нового столетия [1, с. 10]. Сегодня наиболее важными дети и подростки считают интеллектуальные, волевые и соматические ценности. В их понимании образованность, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения и успех, а также хорошее здоровье и презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами личности. Эмоциональные и нравственные ценности - чуткость, терпимость, умение сопереживать - занимают последние места в этой иерархии. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностей у учащихся [2]. В связи с этим перед обществом и современным учителем поставлена задача - возрождение русской (российской) национальной культуры, включая воспитание любви к Отечеству, гражданской ответственности, национального духа, чувств справедливости, веры, совести и чести.
Национальные культурные ценности требуют соответствующих изменений в процессах духовно-нравственного обучения и воспитания подрастающего поколения в системе общего, среднего и профессионального образования. Основополагающим принципом дидактического обеспечения системы образования становится двуединство обучения и воспитания, причем приоритет отдается последнему, что находит выражение в религиозных и народно-патриотических идеалах. Основоположником принципа является К.Д. Ушинский, который отмечал значимость исторических, культурных, психологических, экономических, климатических и прочих условий народной жизни в перестройке образовательного учреждения на национальные начала.
Знакомство с религиозными и народно-патриотическими идеалами и нормами национальной культуры как значительной частью отечественного духовного наследия способствует формированию у учащейся молодежи «объемного», целостного видения российского общества в историческом временном пространстве, оптимизирует процессы их социализации и инкультуризации, дает возможность активизации духовно-нравственной и гражданской направленности обучения и воспитания в системе общего, среднего и профессионального образования [3]. При этом учитель представляет несомненный интерес в процессе передачи национальных культурных ценностей подрастающему поколению. Мировоззрение педагога в рамках мировой культуры характеризуется стремлением к гармонии и объединению противоречивых явлений, основанных на социальных и общечеловеческих ценностях. Доминирующие в национальной культуре ценности
неизбежно влияют на развитие духовно-нравственного мировоззрения учителя, его иерархию сфер жизнедеятельности, представленную приобщением не только к социальному опыту во всех его формах (эмоции, верования, традиции, нормы, навыки, знания, этические, эстетические приоритеты), но и к самому источнику возникновения этого опыта - к природе, к деятельности по включению в систему «природа - социум - группа - личность».
Для того чтобы понять процессы взаимодействия природы, общества, личности и обеспечить развитие человечества, необходимо усвоить социальный опыт, отражающий поиск механизма саморазвития. Педагог, не овладевший подобным опытом, не может выполнять свои функции созидателя культуры. В связи с этим возникает необходимость в профессиональной подготовке будущих учителей к духовно-нравственному обучению и воспитанию школьников, формировании у них готовности к передаче национальных культурных ценностей подрастающему поколению [4; 5].
Готовность будущих педагогов к духовно-нравственному обучению и воспитанию учащихся - это сложное профессионально-личностное образование, включающее восприятие и осознание значимости этой деятельности и проявляющееся в способности к развитию у учащихся духовных и нравственных ценностей.
В процессе изучения готовности будущих учителей к духовно-нравственному обучению и воспитанию подрастающего поколения в 2016 г. нами было проведено тестирование студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Педагогическое образование» в Кубанском государственном университете. По результатам «Теста на оценку духовно-нравственного развития личности» («ДНР») В.И. Андреева был определен Кднр - коэффициент-уровень диагностируемых качеств = 7 (выше среднего) из 10 возможных баллов. Выявлено, что диагностируемые полярно противоположные качества «раздражительность» и «спокойствие» представлены самым низким уровнем - чуть выше среднего (Кднр = 6 из 10). Данные результаты отразились на уровне развития у студентов педагогического такта (тест «Сформирован ли у вас педагогический такт» Р.Р. Калининой). Большинство из них, а именно 56 %, имеют только первую стадию развития такта, для которой характерна его неустойчивость, а также способность к воспитательному влиянию без глубокой педагогической эффективности. Остальная часть участников анкетирования - 44 % демонстрирует вторую стадию развития такта, при которой не наблюдается значительных нарушений в коммуникации, однако представлена недостаточная педагогическая находчивость в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
Результаты тестирования способствовали внедрению в общеобразовательную программу профессиональной подготовки будущих учителей профиля «Технологическое образование» дисциплины «Теория и методика духовно-нравственного воспитания». Объем трудоемкости дисциплины - 3 зачетные единицы (108 ч), из них - 72 ч аудиторной нагрузки: лекционных - 28 ч, практических - 40 ч, контролируемой самостоятельной работы (КСР) - 4 ч; а также 36 ч самостоятельной работы.
Главная цель дисциплины «Теория и методика духовно-нравственного воспитания» - это приобретение знаний, умений и навыков владения концептуальными и теоретическими основами духовно-нравственного обучения и воспитания учащейся молодежи, формирование и развитие у студентов национальных культурных ценностей, а также способностей к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию и самооценке результатов собственной педагогической деятельности. Задачами дисциплины являются: 1) сформировать представление о сущности, предмете, целях и задачах духовно-нравственного обучения и воспитания, их взаимосвязи с различными учебными предметами; 2) раскрыть роль духовно-нравственного обучения и воспитания в современном мировом культурно-информационном пространстве, в государственной культурной и образовательной политике РФ; 3) изучить теоретико-методологические и методические основы духовно-нравственного обучения и воспитания на различных уровнях системы образования (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном и высшем).
Для освоения дисциплины «Теория и методика духовно-нравственного воспитания» используют компетенции студентов, сформированные в ходе изучения предметов «Обществозна-ние» и «Основы религиозных культур и светской этики» в курсе средней школы, а также дисциплин «Основы духовной культуры», «Теоретическая и практическая педагогика», «Возрастная и педагогическая психология». Изучение учебной дисциплины направлено на формирование у будущих учителей общекультурной и профессиональной компетенций: толерантного восприятия социальных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2).
В соответствии с компетенциями формируются следующие:
- знания: современных тенденций развития образовательной и воспитательной системы; моральных норм и основ нравственного поведения; особенностей морально-нравственной и духовно-волевой сфер школьника; современных образовательных программ духовно-нравственного обучения и воспитания;
- умения: осуществлять духовно-нравственное воспитание школьников в процессе освоения типовых образовательных программ непосредственно во время учебы; организовывать специальные мероприятия, формирующие национальные культурные ценности; координировать работу по развитию нравственного сознания детей со всеми заинтересованными сторонами (семья, психологи, общественные организации и т. д.);
- навыки: толерантного восприятия духовных, социальных и культурных различий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям; владения различными средствами коммуникации в диалоге культур; планирования и реализации индивидуальных траекторий духовно-нравственного обучения и воспитания учащихся.
Дисциплина «Теория и методика духовно-нравственного воспитания» содержит семь взаимосвязанных модулей с нравственно и культурно выраженным содержанием учебной программы, созданной на основе модульно-компетентностного подхода [6]. Организационно-методическое обеспечение формирования готовности студентов к духовно-нравственному обучению и воспитанию школьников включает применение на занятиях учебной дисциплины организационно-дискурсивной и конвенционально-деятельностной технологий. Ориентационно-дискурсив-ная технология предполагает обращенность к духовным традициям и нравственным ценностям студентов с позиции понимания ими противоположностей «нравственное - безнравственное», «жизненно-смысловое - жизненно-разрушительное» в системе коммуникации, а также формирование у будущих учителей комплекса умений вести диалог со школьниками в этом направлении. Конвенционально-деятельностная технология предусматривает накопление студентами опыта включения нравственного знания и национальных культурных ценностей в предметную область обучения школьников [7].
Таким образом, в процессе изучения студентами дисциплины «Теория и методика духовно-нравственного воспитания» создаются следующие условия формирования у них готовности к духовно-нравственному обучению и воспитанию школьников: информационная и технологическая поддержка устойчивого интереса к культурологическому и духовно-нравственному аспекту их профессиональной подготовки; включение знания о духовности, нравственности и культуре в общеобразовательную программу на преемственной основе; обучение умению направлять школьников на поиск духовно-нравственного смысла в различных видах деятельности; применение в период практических занятий индивидуальных и коллективных форм этнокультурного обучения и воспитания учащихся [8].
Основным результатом учебной дисциплины становится интеграция культурологического и образовательного подходов в профессиональной подготовке студентов к духовно-нравственному обучению и воспитанию школьников. Духовно-нравственное образование будущего учителя становится результатом его саморазвития и самореализации в процессе создания педагогического образа, включающего обретение нравственных ценностей в системе культурологических традиций российского общества.
Ссылки:
1. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. М. ; Воронеж, 2011. 16 с.
2. Хентонен А.Г. Теоретическая модель формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников // Молодой ученый. 2014. № 19. С. 622-625.
3. Там же.
4. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
5. Гринько М.А., Петьков В.А. Подготовка будущих учителей к проектированию индивидуальных маршрутов обучения старшеклассников // Там же. 2009. № 3. С. 24-28.
6. Хентонен А.Г. Применение модульно-компетентностного подхода в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // Актуальные проблемы современной науки, образования и культуры : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Сибай, 2012. С. 19-23.
7. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в контексте концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 87-94.
8. Синицын Ю.Н., Хентонен А.Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 280-283.