Формирование государственного кадастра недвижимости России на современном этапе
С.А. Гальченко
профессор кафедры землепользования и кадастров Государственного университета по землеустройству, академик Российской академии естественных наук, доктор экономических наук (г. Москва)
Светлана Альбертовна Гальченко, [email protected]
До недавнего времени в Российской Федерации существовала довольно сложная и неустойчивая система, объединяющая свыше 40 различных государственных и ведомственных кадастров и реестров. Эта система включала государственный земельный кадастр, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный градостроительный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, государственный реестр земельных участков, используемых для добычи полезных ископаемых, и лицензий на использование ископаемых, российский регистр гидротехнических сооружений и т. д. Между названными кадастрами и реестрами существует принципиальная разница. В одних единицы учета фигурируют в качестве объектов прав, а сами кадастры ведутся в целях государственного учета собственности, то есть признания государством единицы собственности, вновь создаваемой, существующей либо прекращающей свое существование в качестве объекта гражданско-правовых отношений (например государственный земельный кадастр, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним). В других единицы учета фигурируют в качестве объектов управления, а кадастры
ведутся в целях эффективного управления и рационального использования объектов собственности (например государственные градостроительный, лесной, водный и другие кадастры и реестры). Такая ситуация требовала реформирования.
С 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221). Структура нового закона включает базовые правовые нормы, регулирующие ведение государственного кадастра недвижимости, отношения при государственном кадастровом учете, формировании объектов кадастрового учета, а также нормы, регулирующие осуществление кадастровой деятельности. Основные положения Закон № 221 основаны на следующих понятиях.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных этим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются дей-
ствия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с указанным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее -кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Государственный кадастр недвижимости основывается на системе государственного земельного кадастра. Именно эта система включает в себя действующую информационно-технологическую инфраструктуру, охватывающую всю территорию Российской Федерации, что позволяет свести к минимуму общие расходы на формирование и ведение государственного кадастра недвижимости.
В отличие от государственного земельного кадастра в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона № 221 «осуществляется кадастровый учет земельных участков, зда-
ний, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства».
Государственный кадастр недвижимости формируется в единую стандартизованную, действующую в едином правовом пространстве государственную систему.
Единый (что означает наличие единственной системы кадастрового учета на всей территории России), стандартный (что означает единообразие структуры, формы и процедур на всей территории России, обеспечивающее технологическую и правовую однородность системы) и централизованный (ведущийся по единой методологии из одного управленческого центра) кадастр является единственным законным инструментом идентификации и регистрации физических характеристик и признаков недвижимого имущества. Лишь в отношении таких идентифицированных и зарегистрированных объектов недвижимости могут быть установлены права собственности и иные права.
Законом № 221 определено, что кадастр является единственным свидетельством законного существования объекта недвижимости (в некоторых западных странах это называется принципом регистрации), и что кадастр охватывает всю территорию Российской Федерации. Кроме того, кадастр содержит требование о регулярном и точном исполнении функций кадастрового учета. Поскольку в Российской Федерации учет кадастровых данных проводился в разные времена, при различных правовых режимах и формах собственности, они существенно различаются в зависимости от способов их учета. Лишь небольшая часть всех объектов недвижимости была соответствующим образом учтена посредством «спорадической регистрации».
Формирование государственного кадастра недвижимости играет важную роль для установления надежных границ, обеспечения гарантии прав собственности, а также для того, чтобы создание объекта недвижимости было целесообразным и в целях регионального планирования, защиты окружающей среды и обеспечения экономического развития территорий. Кроме того, государственный кадастровый учет необходим для
того, чтобы собрать и зафиксировать данные о стоимости различных объектов недвижимости в качестве основы их налогообложения.
Понятие объекта учета (земельного участка) в государственном земельном кадастре было дано в Федеральном законе от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Согласно этому понятию земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
После принятия и вступления в силу Закона № 221 Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» была введена новая статья Земельного кодекса Российской Федерации. В этой статье дано новое определение земельного участка как одного из объектов учета в государственном кадастре недвижимости: «Земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами».
Сравнение двух представленных определений земельного участка показывает следующее.
Во-первых, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, теперь не связаны с самим земельным участком, а земельный участок уже не имеет такой характеристики, как часть участка в виде объекта недвижимости, так как из определения земельного участка изъято следующее: «все, что находится над и под поверхностью земельного участка». По сути, теперь не существует приоритета земельного участка как объекта недвижимости перед другими объектами недвижимости. Не учитываются особенности земли и ее особая роль как средства производства
и пространственного базиса. В связи с этим изменилась технология государственного кадастрового учета: объекты капитального строительства могут быть поставлены на учет без связи с учетом земельного участка (до или после кадастрового учета базиса, на котором они расположены), и им присваивается кадастровый номер, который не связан с номером земельного участка. Кроме того, к объектам недвижимости, учитываемым в государственном кадастре недвижимости, относятся только объекты капитального строительства (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения) и леса (поставленные на учет как ранее учтенные).
Во-вторых, к объектам кадастрового учета не относятся участки недр, а также подземные сооружения, так как из определения земельного участка изъята его часть: «все, что находится под поверхностью земельного участка». В связи с этим неопределенным остался вопрос кадастрового учета не только подземных объектов и сооружений (сооружений, коммуникаций, нефте- и газопроводов, кабельных сетей), но и их охранных зон. Поскольку нет связи подземных объектов с земельным участком, нет и основания для кадастрового учета обременений в использовании земель. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев речь идет о режимообразующих объектах, представляющих особую опасность для окружающей среды.
В-третьих, теперь к характеристикам объекта кадастрового учета не относятся количественные показатели видов и подвидов земельных угодий, а также качественные характеристики земель (по признакам, влияющим на плодородие), так как из определения земельного участка изъята его часть: «в том числе поверхностный почвенный слой».
Следует подчеркнуть, что для рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда количественная и качественная характеристики земель и почв имеют приоритетное значение. Важна такая характеристика и для других категорий земельного фонда. Например, в населенных пунктах
необходима информация о загрязнении земель и почв промышленными выбросами, токсическими загрязнителями и т. д.
Введение нового понятия земельного участка определило следующие различия в содержании государственного кадастра недвижимости и государственного земельного кадастра, а также в технологиях их создания:
• в государственном кадастре недвижимости (ГКН) объекты недвижимости имеют равный статус и учитываются независимо друг от друга. Ранее наличие земельного участка и его учет являлись обязательными условиями кадастрового учета прочно связанного с ним объекта недвижимости;
• с 1 марта 2008 года не подлежат кадастровому учету составные земельные участки (единое землепользование). Ранее учтенные единые землепользования продолжают свое существование. В настоящее время в технологии государственного кадастрового учета (ГКУ) используется понятие «многоконтурный земельный участок» - земельный участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров;
• описание объектов капитального строительства упрощено для однозначной идентификации объектов;
• в ГКН не содержатся сведения о точках и границах объекта недвижимости (вид закрепления границы), в нем содержатся только сведения об их местоположении (координаты X, Y);
• добавлены сведения о кадастровом инженере, выполняющем межевание земель и подготавливающем документы для кадастрового учета объекта;
• данные о площадях новых земельных участков вносятся только по результатам вычислений (ранее могла быть декларированная площадь);
• в качестве картографической основы предполагается использование ортофотопланов (в отличие от возможности дополнительного использования в земельном кадастре штриховых карт);
• в качестве геодезической основы вместо местной системы координат предполагается использовать опорную межевую сеть с целью создания единой геодезической основы для Российской Федерации.
Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов: реестр объектов недвижимости; кадастровые дела; кадастровыа карты (ст. 13 Закона № 221).
Реестр объектов недвижимости - это документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.
Структура реестра объектов недвижимости:
• реестры объектов недвижимости кадастровых округов (на электронных носителях с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) ГКН;
• формы носударственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР), журналы учета кадастровых номеров (на бумажных носителях).
Внесение новых записей прекращается с 1 марта 2008 года.
Кадастровые дела - это совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровые карты - это тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
До 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения Закона
№ 221 к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства1. В переходный период порядок применения положений Закона № 221 к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, устанавливается Правительством Российской Федерации. В переходный период положения Закона № 221 не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона № 221 нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда. Особенности осуществления такого учета в переходный период устанавливаются Правительством Российской Федерации. В переходный период соответствующие органы и организации, осуществляющие государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.
Части земельных участков при проведении государственного кадастрового учета могут быть образованы только в результате установления обременений вещных прав: частный сервитут, аренда (свыше одного года), залог земельного участка. Это принципиально отличается от схемы образования земельных участков при ведении земельного кадастра, так как объекты капитального строительства (ОКС) с вступлением в силу Закона № 221 не являются частями земельного участка и ставятся на государственный кадастровый учет как самостоятельные объекты. Части земельного
участка в виде отдельных контуров земельных угодий также не могут быть сформированы в ГКН.
Кадастровый номер ОКС не связан с кадастровым номером земельного участка. С этим положением связаны изменения в структуре кадастрового номера земельного участка.
В соответствии с Федеральным законом от 22 января 2008 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» земельный участок может быть образован в результате следующих действий:
• раздел;
• объединение;
• перераспределение;
• выдел.
При разделе земельного участка образуются несколько новых земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются новые земельные участки, прекращает свое существование. Новые земельные участки подлежат кадастровому учету с присвоением новых кадастровых номеров и перерегистрации права.
Выдел земельного участка предполагает, так же как и при разделе участка, образование из исходного одного или нескольких новых земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Различие понятий «раздел» и «выдел» при государственном кадастровом учете земельных участков состоит в том, что в результате раздела вновь образованные земельные участки подлежат государственному кадастровому учету (с присвоением новых кадастровых номеров), государственной регистрации прав. После государственной регистрации прав на новый (новые) земельный участок(и) исходный земельный участок прекращает свое существование.
При образовании земельного участка в результате выдела исходный участок сохраняется в измененных границах (с неизмен-
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря 2009 года № 334-ФЗ.
ным кадастровым номером), соответственно, в ГКН указывается его уменьшенная площадь. Государственная регистрация прав на исходный земельный участок, из которого осуществлен выдел, не производится. При этом межевание земель проводится только в отношении выделяемого (вновь образуемого) земельного участка. Вновь образованный земельный участок подлежит государственному кадастровому учету (с присвоением нового кадастрового номера), а также государственной регистрации прав. При выделе из участка земельных долей право собственности на исходный измененный участок сохраняется за оставшимися дольщиками.
В государственном земельном кадастре образование земельного участка в результате выдела было возможно только из земельных участков государственной собственности.
На рисунке 1 приведен пример образования земельного участка в результате выдела земельного участка муниципальных земель в границе кадастрового квартала 50:23:0112004 населенного пункта. Ранее из земель муниципальной собственности были выделены участки с номерами 50:23:0112004:2 и 50:23:0112004:3. Затем из участка муниципальной собственности с кадастровым номером 50:23:0112004:1 площадью 47,0 гектара был выделен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0112004:4 площадью 8,0 гектара. После выдела исходный земельный участок муниципальной собственности остается в
измененных границах, не изменяется его кадастровый номер, его площадь уменьшается на 8,0 гектара. Перерегистрация прав на этот участок не осуществляется. После постановки на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера, выделенный земельный участок подлежит государственной регистрации прав.
Теперь такой вид образования земельного участка применим не только к землям государственной и муниципальной собственности, но и к участкам, образованным из земельных долей, дачным кооперативам, составным земельным участкам (учтенным до 1 марта 2008 года).
Объединение земельных участков может осуществляться только в отношении смежных участков. Образуется один земельный участок, а существование смежных земельных участков прекращается. Новый земельный участок подлежит кадастровому учету с присвоением нового кадастрового номера и перерегистрации права. При объединении участков, принадлежащих разным лицам, возникает право общей собственности.
Не допускается объединение земельных участков на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования (за исключением случая, если все участки предоставлены одному лицу).
Допускается объединение участков с залогом и без залога. В последнем случае залог распространяется на весь участок.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуют-
50:23:0112004:1
50:23:0112004:2 50:23:0112004:3
50:23:0112004:4
V.
Изменение площади участка в ГКН до 39,0 га
1. Кадастровый учет
2. Регистрация прав
Рис. 1. Пример выдела земельного участка из земель муниципальной собственности
ся несколько новых смежных земельных участков. Существование исходных смежных земельных участков прекращается. Новые земельные участки после перераспределения подлежат кадастровому учету с присвоением новых кадастровых номеров и перерегистрации права.
Целевым назначением и разрешенным использованием вновь образуемых земельных участков признаются прежнее целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
К образуемым земельным участкам предъявляются следующие требования:
• предельные размеры устанавливаются градостроительными регламентами, в иных случаях - Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
• границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных пунктов;
• не допускается образование земельных участков, делающее невозможным разрешенное использование смежных земельных участков;
• не допускается раздел, перераспределение или выдел, если обременения не позволяют использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием;
• образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, образованию чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Для внесения в ГКН сведений об образованных земельных участках (или объектах капитального строительства) в результате кадастровых работ подготавливаются:
1) межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
2) технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
3) акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
Внесение в ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется в последующем на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения (см. рис. 2). Введение статуса «временный» является новым в перечне статусов земельных участков в государственном земельном кадастре. В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на «архивный». В случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя
Рис. 2. Статусы внесенных сведений об объектах недвижимости
бы на один из образованных земельных участков.
В отношении частей объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а «учтенный» - на «архивный» при поступлении в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов соответственно о зарегистрированных ограничениях (обременениях) вещных прав либо документов о регистрации прекращения ограничений (обременений) прав и отсутствии сведений о том, что на эту часть не зарегистрировано другое ограничение (обременение) права.
«Временный» статус кадастровых сведений может быть изменен на «аннулированный» в случае истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременений) прав на него. Регистрация права заинтересованным лицом должна быть осуществлена:
• на объект недвижимости - не позднее одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости;
• на земельный участок - не позднее двух лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет.
Датой выполнения записи в реестре о снятии с кадастрового учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства в связи с их гибелью или уничтожением является дата принятия соответствующего решения
уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета. Датой изменения кадастровых сведений о преобразуемом земельном участке при выделе из него земельного участка в счет доли в праве общей долевой собственности на него является дата изменения «временного» статуса сведений об образованном земельном участке на «учтенный». Датой изменения иных кадастровых сведений об объекте недвижимости является дата принятия соответствующего решения уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.
При внесении в реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в АИС ГКН со статусом «архивные». Исключением из правила являются кадастровые сведения, для которых в реестре допускается наличие нескольких характеристик (например адрес правообладателя объекта недвижимости и т. п.).
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации внедряется технология централизованного ведения кадастрового учета объектов недвижимости, при применении которой:
1) обеспечено следующее распределение функций между уровнями:
• работа с заявителями, то есть прием заявлений и выдача документов осуществляется в кадастровых районах;
• ведение кадастра, то есть ввод и обработка информации, постановка объектов на кадастровый учет и под-
готовка кадастровых документов осуществляется субъектом Российской Федерации;
2) кадастровый учет ведется с использованием автоматизированных технологий, обеспечивающих соблюдение всех регламентных процедур в рамках единой базы данных субъекта Российской Федерации;
3) архивы кадастровых дел и землеустроительной документации хранятся централизованно в субъекте Российской Федерации.
Для централизованного ведения государственного кадастра недвижимости предусматриваются две технологические схемы организации работы по ведению кадастрового учета объектов недвижимости - централизованная схема и кустовая схема. При использовании каждой технологической схемы предусматривается создание трех видов структурных подразделений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росре-естр) и подведомственных ей учреждений (один в кадастровом округе, два в кадастровом районе):
• офис обработки кадастровой информации;
• территориальный отдел;
• стационарное рабочее место.
Для ведения государственного кадастра недвижимости по централизованной схеме создаются следующие подразделения:
1) основной офис обработки кадастровой информации (создается в субъекте Российской Федерации), в котором выполняют следующие операции:
• прием заявлений и прилагаемых к ним документов по субъекту Российской Федерации в целом;
• проверка документов, полученных по почте или курьерским способом из территориальных отделов и стационарных рабочих мест;
• прием сканированных образцов документов, прилагаемых к заявлениям;
• ввод или импорт данных в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости по заявлениям и прилагаемым к ним документам (с оригиналов или
сканированных копий) в объеме, необходимом для ведения кадастра;
• проверка сведений, вносимых в кадастр (в том числе и по результатам подготовки межевого плана);
• принятие решений о внесении сведений в кадастр;
• подготовка документов для выдачи заявителю;
• рассылка документов, подготовленных по результатам обработки заявлений, принятых по почте (в том числе полученных из удаленных рабочих мест);
• выдача документов заявителю в случае, если в основном офисе обработки кадастровой информации такая выдача предусмотрена;
2) территориальный отдел (создается в кадастровых районах с высокой активностью рынка недвижимости), в котором выполняются следующие операции:
• консультирование заявителей;
• прием заявок и заявлений и прилагаемых к ним документов;
• ввод данных в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости по заявлениям в режиме online или автономно;
• выдача документов заявителю;
3)стационарное рабочее место (создается в районах с низкой активностью рынка недвижимости в случае, если количество обращений менее 10-12 в день), в котором выполняются следующие действия:
• консультирование заявителей;
• прием заявлений по соответствующему кадастровому району для пересылки в офис обработки кадастровой информации.
Кустовая схема ведения государственного кадастра недвижимости является совокупностью нескольких «централизованных схем» ведения государственного кадастра недвижимости и может рассматриваться только в исключительных случаях, поскольку для ее реализации и дальнейшей поддержки потребуется полное дублирование технической и организационной инфраструктуры и сервисного обслуживания
в каждом из кустовых центров. Внедрение кустовой схемы возможно при наличии следующих предпосылок:
• большая протяженность территории субъекта Российской Федерации при отсутствии непрерывного транспортного снабжения и стабильных каналов связи;
• решение значимой федеральной задачи на территории определенного субъекта Российской Федерации, обусловливающей резкий рост операций на рынке недвижимости (например организация Олимпийских игр в городе Сочи);
• высокая активность рынка недвижимости на территории кадастрового района субъекта Российской Федерации (в котором количество поставленных на кадастровый учет земельных участков составляет более 300 тысяч единиц).
При реализации кустовой схемы ведения государственного кадастра недвижимости создаются несколько «кустов» централизованного ведения кадастра с центрами -кадастровыми районами с наибольшей активностью рынка недвижимости. Каждый из центров должен обслуживать близлежащую часть территории субъекта Россий-
ской Федерации. При этом один из центров должен являться головным и иметь полную базу данных субъекта Российской Федерации (но не вести кадастровый учет по территориям, закрепленным за другими центрами).
Формирование государственного кадастра недвижимости потребует значительных затрат времени и средств, так как одновременно с наполнением реестра объектов недвижимости, созданием картографической основы ГКН происходит организация новой структуры Росреестра.
ЛИТЕРАТУРА
1. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.
2. О государственном земельном кадастре : Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений : Федеральный закон от 22 июля
2008 года № 141-ФЗ.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря
2009 года № З34-Ф3.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
предлагает квалифицированные услуги по оценке следующих объектов:
• предприятий, бизнеса;
• пакетов акций, облигаций;
• активов предприятий, созданных на основе франчайзинга;
• инвестиционных проектов;
• дебиторской задолженности;
• недвижимого имущества (незавершенных строительных объектов, земельных участков и т.д.);
• машин, оборудования и транспортных средств;
• интеллектуальной собственности (патентов, товарных знаков и т.д.);
• ювелирных изделий и драгоценных камней, антиквариата
Звоните сегодня - (495)974-19-45, 974-19-50 Мы ждем Вас - 115093, г. Москва, 1-й Щипковский пер., д. 1, 2-й подъезд, 4 этаж e-mail [email protected] наш сайт www.maok.ru