УДК 338.4
Е.В. Горчакова, Н.М. Тюкавкин*
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
В статье обосновано положение, что на современном этапе промышленный комплекс требует модернизации, для осуществления которойавторами разработана программа и представлен «Паспорт программы модернизации промышленного комплекса России». Кроме этого, определены принципы организации модернизационного процесса.
Ключевые слова: формирование, модернизация, неоиндустриализация, парнерство, промышленность, оборудование, трансфер, технологии, бизнес, государство, государственно-частное партнерство в промышленности, паспорт, принципы, ресурсы, экономика.
В работе обосновывается положение, согласно которому, детальное изучение и заимствование в необходимой мере передового зарубежного опыта по формированию и реализации проектов государственно-частного партнерства в промышленности (ГЧПП), а также трансфер высоких технологий, которыми не располагает отечественная индустрия, имеют приоритетное значение для российской экономики, существенно уступающей в инновационном развитии передовым экономикам мира [1]. Кроме этого, Россия не имеет своего современного оборудования для инновационной модернизации промышленного комплекса и вынуждена закупать его за рубежом [3]. Чтобы российской промышленности уйти от статуса ресурсно-сырьевого придатка современной мировой экономики в условиях ВТО, а также статуса инновационного промышленного аутсайдера, в настоящее время необходимо поднять инновационную активность всего промышленного комплекса [2]. Исходя из этого, актуальность создания ГЧПП является неоспоримой.
В международной практике отсутствует общепринятое определение ГЧП. Анализ публикаций по проблемам ГЧП показывает, что чаще всего этот термин используется учеными в нескольких значениях (табл. 1).
В результате анализа приведенных выше определений ГЧП авторами сделаны следующие выводы:
1. Каждый подход акцентирует внимание на определенной стороне исследуемого понятия.
2. Значительная часть из проанализированных концепций говорит о ГЧП как об инструменте для достижения целей государственного управления.
3. Термин «ГЧП» нередко понимается и заменяет альтернативу приватизации жизненно важных, необходимых, имеющих стратегическое и социальное значение объектов государственной собственности и общественно необходимых благ1.
* © Горчакова Е.В., Тюкавкин Н.М., 2014
Горчакова Екатерина Владимировна ([email protected]), Тюкавкин Николай Михайлович ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
1 Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная экономика. 2007. № 9. С. 19—26.
Таблица 1
Основные характеристики понятия «Государственно-частное партнерство»2
Авторы (источник) Характеристика понятия
Организация объединенных наций Государственно-частное партнерство основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора
ЕС (Green Paper) Форма сотрудничества между государственными органами и бизнесом, которая призвана обеспечивать финансирование промышленности, строительства, реабилитацию, управление или содержание инфраструктуры, а также предоставление услуг
Программа экономического развития (USAID) Форма сотрудничества между государственными органами и частным сектором, направленная на обеспечение финансирования промышленности, строительства, реконструкции, эксплуатации, технического обслуживания объекта инфраструктуры и (или) управления им, а также (или) оказание услуг
Законодательство Италии Договорами ГЧП являются договоры, сфера применения которых охватывает один или несколько видов деятельности, таких как проектирование, строительство, управление или обслуживание общественно значимых работ или коммунальных служб, или оказание определенной услуги, что также включает в себя полное или частичное финансирование со стороны частных инвесторов
Законодательство Франции Договоры ГЧП являются административными договорами, в соответствии с которыми государственное юридическое лицо поручает частной организации выполнить финансирование строительства, необходимого для оказания общественно значимых услуг; проектирование или конверсию для целей такого строительства; обслуживание и управление таким строительством
Законодательство Японии Дается определение частной финансовой инициативе, которая является одной из разновидностей ГЧП, как эффективное улучшение социальной инфраструктуры для гарантированного предоставления доступных и качественных услуг населению путем принятия мер в отношении государственных объектов посредством использования частного финансирования, управленческих способностей и технических возможностей
Программа развития ГЧП в Казахстане на 2011-2015 годы Система взаимоотношений государства и субъектов частного предпринимательства, направленных на достижение результатов в традиционной сфере ответственности государства, определяемых в соответствующих договорах, на условиях сбалансированного распределения прав и обязанностей, рисков, затрат и выгод
А. Баженов Привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций
П. Снельсон Взаимоотношение, возникающее между государственным и частным секторами в целях распределения рисков и выгод от осуществления какого-либо предприятия
М. Виллисов Форма сотрудничества между органами государственной власти и бизнесом, основной целью которой является обеспечить финансирование, сооружение, реконструкцию, управление и содержание объекта инфраструктуры или предоставления услуги
2 Паздников М. Государственно-частное партнерство: суть и понятие. URL: http:// politmanagement.ru.
4. Имеет место полярная точка зрения, которая отрицает какое-либо отношение ГЧП к приватизации. Партнерства ни являются не приватизированными, ни национализированными, а формируются и действуют между государственным сектором и частным бизнесом, как особая возможность оказания населению общественных услуг.
5. ГЧП рассматривается как способ привлечения частных инвестиций бизнеса в отрасли, которые традиционно финансировались государством.
Исследуя признаки, характеризующие ГЧП как экономическую категорию, авторы доказывают, что совместное партнерство государства и частного бизнеса нужно рассматривать как взаимовыгодное, институционально-организованное, формально равноправное функционирование государственных и частных предпринимательских структур, предусматривающих совместное объединение имеющихся ресурсов, взаимовыгодное распределение рисков и дохода при достижении общих, совместно определенных целей.
Однако существующая на сегодняшний день общемировая тенденция характеризует сокращение бюджетных средств, выделяемых на науку, образование, в то же время растет доля частного бизнеса в финансировании новых направлений внедрения разработок научно-технического прогресса (НТП), научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Современный опыт Израиля, КНР, Финляндии и ряда других стран дополнительно подчеркивает факт того, что интегрированное партнерство бизнеса и научных организаций путем генерации новых идей, совершенствования производственных наукоемких технологий, разработки нового оборудования, улучшения инфраструктуры организации дает мощный мультипликативный результат.
Базисом организации инновационной промышленной деятельности должно быть партнерское, диалоговое сотрудничество общества, государства, промышленного бизнеса, образования, науки через применение различных форм ГЧПП для решения задач комплексной модернизации промышленности и экономики в целом [3].
Использование и дополнительное привлечение частных инвестиций в инновационные промышленные проекты должны быть обеспечены формированием благоприятных экономических и финансовых макроусловий с учетом приоритета творческой деятельности, разработки правовых основ функционирования, развития информационной и академической сред, что предполагает, по мнению авторов:
— разработку и законодательное закрепление положений и других нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и функционирование ГЧПП в про-мышленно-инновационной деятельности;
— создание и развитие отечественной инновационной промышленной системы: особых экономических зон (ОЭЗ), наукоградов, технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технологических платформ, технико-внедренческих экономических зон, венчурных фондов, отраслевых фондов поддержки инноваций [4];
— разработку и формирование новых форм ГЧПП;
— наличие системы государственной поддержки отечественных производителей на внутреннем и мировом рынках.
В настоящее время в промышленном секторе России расширяются области использования различных форм ГЧП, кроме этого, развиваются и совершенствуются сами формы организации партнерств. В частности, промышленные концессии получили широкое распространение в таких сферах, как оборонная промышленность, космические исследования и разработки, судостроение и т. д. Кроме этого, ГЧПП также применяются как особая, но полноценная замена ряда приватизационных программ, осуществляемых государством при смене форм хозяйствования с федеральных
государственных унитарных предприятий на открытые акционерные общества, используя потенциал частного бизнеса, с одной стороны, и сохраняя контрольные функции государства в новых организационных формах промышленности — с другой [5].
Со стороны государства создание и эффективное развитие партнерских отношений с бизнесом определяется рядом проблемных причин, целью которых является модернизация отечественной промышленности:
1. Ряд промышленных предприятий имеет значительный мультипликативный эффект при незначительном финансировании и государственной поддержке [9].
2. Отечественная крупная промышленность отличается значительным уровнем консервативности и склонна вести хозяйствование по-старому, оставаться в пределах своей отрасли, не выходить на новые формы хозяйствования и новые рынки.
3. Современные перспективные направления развития промышленного комплекса высокорискованные, поэтому разделение рисков ГЧП является объективным условием.
4. Наукоемким и капиталоемким отраслям промышленности, которые в настоящее время находятся в кризисном и депрессивном состоянии, но имеют хорошую промышленную базу, необходим приток инвестиционного капитала в крупных масштабах [8].
5. Субъектам частного предпринимательства при условии осуществления государственной промышленной политики необходимо иметь точные ориентиры для принятия решений по развитию бизнеса.
Далее остановимся на оценке факторов успеха создания и развития ГЧПП, которые играют основную роль в неоиндустриальном обновлении промышленных производств. В настоящее время в промышленности существует ряд традиционно сложившихся организационно-правовых и организационно-экономических форм хозяйствования с непосредственным участием государства. Кроме этого, существует система госзакупок, где государство принимает непосредственное участие как равноправный партнер в работе с бизнес-структурами [7]. Дополнительно существуют концессионные, арендные лизинговые и другие формы сотрудничества государства с промышленными структурами.
Одной из важнейших задач современного этапа диверсификации и модернизации российской промышленности является также развитие ее организационной структуры и инфраструктурной составляющей. Данное отставание также является серьезным барьером для перехода к новой, инновационной модели развития промышленного комплекса страны.
Исследуя развитие ГЧП в современной экономике России, авторы выявили пять этапов, в которых представлены особенности его возникновения, формирования и функционирования, а также сочетание определенных условий, факторов и причинно-следственных связей на каждом из них (табл. 2). Данные факторы влияния обусловливают соответствующие им формы организации партнерства государства и предпринимательства, области применения.
Основными задачами организации ГЧПП являются повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования промышленных производств до уровня мировых лидеров путем объединения опыта и ресурсов государства и бизнеса, реализация проектов модернизации производств с наименьшими рисками и затратами для выхода на мировой уровень качества продукции и мировые рынки.
В целом же ГЧПП — это система долгосрочных или среднесрочных взаимоотношений между государством и частным бизнесом для производства последними от имени государства промышленной продукции и оказания определенных, общественно значимых услуг.
Таблица 2
Этапы с юрмирования и развития ГЧП в России
Период времени Наименование этапа Особенности формирования ГЧП Условия организации и развития ГЧП
19891991 гг. 1. Начало кооперативного движения в РФ Формирование рыночных отношений связано с принятием закона «О кооперации» в 1989 году. Было разрешено частное предпринимательство в плановой экономике Организация совместных структур предпринимательства и государства осуществлялась, как правило, на государственных предприятиях и с использованием государственного потенциала Партнерства государства и предпринимательства не было. Были отдельные интересы двух сторон
19911993 гг. 2. Переходный период от плановой экономики к рынку Осуществление планового перехода на рыночный тип хозяйствования Использование всех рыночных инструментов методом «проб и ошибок» Государство оставляло в своем владении, как правило, контрольный пакет акций приватизируемых предприятий Но впоследствии он также был реализован, за исключением акций стратегических и социально значимых предприятий. Совместное владение предприятиями было началом ГЧП
19931999 гг. 3. Этап становления смешанной экономики и формирования основ ГЧП На фоне глубочайшего социально-экономического кризиса с нарушениями корпоративного законодательства была завершена приватизация собственности, которая сосредоточилась в крупных бизнес-структурах сырьевых и других отраслей экономики Бизнес-сообщество ориентировалось на быстрое получение прибыли Основными субъектами на рынке были крупные корпорации. Партнерства государства и бизнеса сосредотачивались в основном на сырьевом секторе экономики Происходило формирование ФПГ и других подобных структур по инициативе государства Отсутствовало законодательство регулирования рынка
20002008 гг. 4. Этап экономического роста в РФ и развития ГЧП Начало социально-экономической стабилизация, экстенсивный роста экономики Повышение качества и роли корпоративного управления Расширение границ регулирования государством хозяйственных процессов предприятий, его имущественная экспансия Повышение централизации бюджетных средств, усиление налоговой политики и социальная ориентация бюджетной политики Формирование новых форм партнерства государства и бизнеса (лизинг, концессии, контракты, совместные предприятия, ОЭЗ) Доминирующая роль принадлежала государству в формировании партнерств в условиях рыночных институтов развития Начало этапа финансирования проектов партнерства государства и бизнеса со стороны государства Определение перспективных и долгосрочных проектов ГЧП Отсутствие партнерства малого и среднего бизнеса с государством
Окончание табл. 2
Появление программ, политики и институтов развития экономики Приоритетным направлением развития экономики оставались отрасли, ориентированные на экспорт
20082014 гг. 5. Перманентный этап развития ГЧП Начало мирового экономического кризиса привело к расширению участия государства в антикризисной экспансии в социально значимые отрасли экономики Государство выступает основным инвестором в политике экспансии Партнерство развивается в рамках, определенных государством ГЧП сосредотачивается в корпоративном секторе Заново определяются приоритетные проекты Развитие ГЧП в сырьевом секторе и инвестиционно привлекательных отраслях экономики
В рамках организации ГЧПП государство должно не только брать на себя определенную возможность риска и инвестирования определенных средств во вновь разрабатываемые проекты, но и формировать экономические условия, которые должны определять развитие всего промышленного производства, формировать промышленную политику, посредством которой можно будет устранять имеющиеся недостатки, препятствующие инновационному развитию промышленности, а также создавать новые стимулы для реализации своей инновационной деятельности промышленным предприятиям.
Библиографический список
1. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / под науч.ред. А.Н. Шохина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. М., 2011. С. 25—28.
2. Воротников А.М., Королев В.А. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010. № 2 (43).
3. Государственно-частное партнерство в инновационных системах / под общ. ред. С.Н. Сильверстова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
4. Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России // Право и экономика. 2006. № 8. С. 3-8.
5. Саймон Г. А. Рациональное принятие решений в деловых организациях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 42-51.
6. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / пер с нем. и англ.; под науч. ред. В.С. Автономова. М.: Эксмо, 2007. 864 с. (Антология экономической мысли).
7. Coase R.H. The Firm, the Market and the Law. Chicago; London, 1988. М., 1993.
8. Drucker Peter. What Business Can Learn from Nonprofits // Harvard Business Review. 2012. March. Retrieved 12.
9. North C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge, 1990.
10. Williamson О.Е. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. N. Y., 1985.
References
1. Business and power in Russia: theory and practice of interaction. Under scientific editorship of A.N. Shokhin. M.: Izdatelsky dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2011. P. 25—28.
2. Vorotnikov A.M., Korolyov V.A. About the development of public private partnership in Russian regions // Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2010. № 2 (43).
3. Public private partnership in innovative systems / under the general editorship by S.N. Sil'verstov. M.: Izdatel'stvo LKI, 2008.
4. Ignatyuk N.A. Public private partnership in Russia // Pravo i ekonomika. 2006. № 8. P. 3-8.
5. Saymon G.A. Rational decision-making in business organizations // Psikhologichesky zhurnal. 2002. V. 23. № 1. P. 42-51.
6. Schumpeter J.A. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy: transl. from German and English; under scientific editorship by V.S. Avtonomov. M.: Eksmo, 2007. 864 p. (Antologiia ekonomicheskoi mysli)
7. Coase R.H. The Firm, the Market and the Law. Chicago; London, 1988.
8. Drucker Peter. What Business Can Learn from Nonprofits // Harvard Business Review. 2012. March. Retrieved 12.
9. North C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge, 1990.
10. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. N. Y., 1985.
E. V. Gorchakova, N.M. Tyukavkin*
FORMATION OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN THE INDUSTRY OF RUSSIA
In the article «Formation of public private partnership in the industry of Russia» the statement that at the present stage the industrial complex requires modernization is substantiated. For the purpose of carrying out of modernization of industry the authors developed the program and in the article «Passport of the program of modernization of an industrial complex of Russia» is presented. Apart from that principles of organization of modernization process are defined.
Key words: formation, modernization, neoindustrialization, partnership, industry, equipment, transfer, technologies, business, state, public private partnership in industry, passport, resources, economics.
* Gorchakova Ekaterina Vladimirovna ([email protected]), Tyukavkin Nikolay Mikhailovich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.