Научная статья на тему 'Формирование глобального уровня образовательного пространства регионального вуза в рамках социально-педагогического взаимодействия с другими образовательными субъектами'

Формирование глобального уровня образовательного пространства регионального вуза в рамках социально-педагогического взаимодействия с другими образовательными субъектами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Наталья Викторовна

Образовательное пространство ведущего регионального вуза должно интегрировать образовательные потребности других образовательных организаций региона (школ, колледжей, других вузов и т.д.) и расширять свои границы, выходя на глобальный уровень. Социально-педагогическое взаимодействие (сетевое партнерство) является одним из первых в группе условий, при которых возможно сформировать образовательное пространство регионального вуза. Рассматривается связь регионального вуза с другими образовательными организациями, организациями-партнерами и определяется, какие из элементов структуры образовательного пространства регионального вуза являются совместными с образовательными пространствами других субъектов образования на глобальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкачева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование глобального уровня образовательного пространства регионального вуза в рамках социально-педагогического взаимодействия с другими образовательными субъектами»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.111

Н. В. Толкачева

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СУБЪЕКТАМИ

Аннотация. Образовательное пространство ведущего регионального вуза должно интегрировать образовательные потребности других образовательных организаций региона (школ, колледжей, других вузов и т.д.) и расширять свои границы, выходя на глобальный уровень. Социально-педагогическое взаимодействие (сетевое партнерство) является одним из первых в группе условий, при которых возможно сформировать образовательное пространство регионального вуза. Рассматривается связь регионального вуза с другими образовательными организациями, организациями-партнерами и определяется, какие из элементов структуры образовательного пространства регионального вуза являются совместными с образовательными пространствами других субъектов образования на глобальном уровне.

Ключевые слова: образовательное пространство регионального вуза, образовательное пространство региона, интеграция образовательных пространств, открытое образовательное пространство, сетевое взаимодействие, социально-педагогическое партнерство.

Принцип единства образовательного пространства закреплен в ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» [1] и подкреплен требованиями Федерального образовательного стандарта (Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, ст. 11). При этом формирование единого образовательного пространства на территории Российской Федерации - один из важных аспектов в государственной политике в сфере образования.

И. Л. Беккер [2], Е. П. Белозерцев [3], Р. Е. Пономарев [4], А. В. Шумакова [5] и многие другие в своих работах, рассматривая образовательное пространство, приводят его характеристики. Многократное описание в исследованиях этого понятия избавляет нас от необходимости приводить его дополнительно. Отметим лишь, что его широкое смысловое поле позволяет говорить о многоаспектности.

В центре нашего внимания - образовательное пространство регионального вуза, которое мы рассматриваем, опираясь, в том числе, на подходы социальной феноменологии, используемые в педагогике (М. В. Воропаев [6]), как разновидность пространства социального, как целостную, открытую образовательную систему. Образовательное пространство регионального вуза, в нашем понимании, характеризуется взаимодействием со смежными образовательными системами и смысловой значимостью для субъектов образования. О взаимодействии в рамках образовательного пространства вуза агентов образовательного процесса говорит также Ф. К. Тугуз [7].

Открытость образовательного пространства регионального вуза, по нашему мнению, является той его особенностью, которая позволяет образовательной системе развиваться и расширять свои границы за пределы пространства самого вуза.

Образовательное пространство ведущего регионального вуза, каким в Пензенской области является Пензенский государственный университет, оказывает значительное влияние на образовательную политику высшей школы в регионе: с одной стороны, интегрируя образовательные потребности других образовательных организаций внутри региона (это проявляется в сетевом взаимодействии вуза со школами, учреждениями среднего профессионального образования, другими вузами, организациями-партнерами), с другой стороны, выходя на глобальный уровень (это проявляется в развитии международного сотрудничества в области образования и науки).

Кроме того, рассматривая глобальный уровень образовательного пространства регионального вуза, нельзя не упомянуть тенденцию реинтеграции образовательного пространства стран Содружества в рамках образовательного пространства регионального вуза.

Общественно-политическая ситуация в стране и мире (укрепление сотрудничества со странами ближнего зарубежья, в том числе и с бывшими союзными республиками; обратная миграция; воссоединение целостности границ России с присоединением Крыма и т.д.) позволяет говорить о проявлении тенденции к культурной и образовательной реинтеграции (объединение и возрождение традиций и ценностей в культуре и образовании, утерянных вследствие процессов миграции, распада бывших советских республик и т.д.), которая также влияет на образовательное пространство.

Анализируя структуру образовательного пространства регионального вуза, мы выделяем три его компонента [8]: содержательный, пространственно-предметный и информационный. Каждый из компонентов образовательного пространства представлен на трех уровнях: уровень вуза, региональный уровень и глобальный (мировой) уровень.

Остановимся на первом из компонентов (содержательном) и рассмотрим, как происходит интеграция образовательного пространства регионального вуза и пространств других субъектов образования на глобальном уровне.

На глобальном уровне содержательный компонент отражает сетевую образовательную деятельность вуза, его взаимодействие с зарубежными научно-образовательными институтами (вузами, центрами, фондами и т.д.).

Еще раз отметим, что социально-педагогическое взаимодействие вуза с другими образовательными субъектами является важным в группе условий, при которых возможно формирование эффективной модели образовательного пространства.

Рассмотрим социально-педагогическое взаимодействие вуза (на примере Пензенского государственного университета) с организациями-партнерами на глобальном уровне и определим, какие из элементов структуры образовательного пространства регионального вуза являются совместными у анализируемых образовательных пространств.

Взаимодействие со школами (по уровню «вуз - школа»), активно проявляющееся на региональном уровне, на глобальном уровне представлено менее выраженно. Сетевая модель здесь скорее сводится к предоставлению выпускникам школ (потенциальным абитуриентам) справочной информации о Пензенском государственном университете и возможностях получения образования в России. При проведении профориентационной работы с иностранными абитуриентами задача ранней профилизации, которая является важной, когда речь идет о взаимодействии со школьниками региона, выражена не столь ярко.

Взаимодействие с другими вузами (по уровню «вуз - вуз») - еще одна проекция социально-педагогического взаимодействия. На глобальном уровне также рассмотрим ее на примере взаимодействия ПГУ и зарубежных вузов.

По направлению деятельности «Международное сотрудничество» ПГУ работает с 97 партнерскими организациями из 36 стран мира. Наибольшее количество партнер-

ских организаций - из Китая (12 партнеров), Таджикистана (10 партнеров), Казахстана (7 партнеров), Германии (5 партнеров). Также представлены: Австралия (1), Азербайджан (3), Армения (1), Беларусь (4), Бенин (1), Болгария (4), Венгрия (2), Вьетнам (2), Греция (1), Дания (2), Израиль (4), Индия (3), Иордания (1), Ирак (1), Испания (1), Италия (3), Кыргызстан (4), Ливан (2), Норвегия (1), Польша (2), Румыния (2), Сербия (2), США (3), Турция (1), Узбекистан (1), Украина (3), Франция (3), Чад (1), Чехия (1), Швеция (1), ЮАР (1), Япония (1).

Рассмотрим два основных направления сотрудничества:

1) сотрудничество по направлениям реализации программ академической мобильности;

2) организация совместных образовательных событий.

Первое названное направление - стажировки, программы академической мобильности преподавателей и студентов ПГУ на базе вузов других стран, с одной стороны, и зарубежных преподавателей и обучающихся на базе ПГУ, с другой.

С позиций формирования открытого образовательного пространства регионального университета, претендующего на статус опорного вуза региона, реализация программ академической мобильности, на наш взгляд, особенно значима.

Ключевые партнеры ПГУ в направлении реализации двусторонних программ академической мобильности: Университет Реформаторской церкви Будапешта; Университет Лулео; Университет Фленсбург; Люблинский университет; Университет Алба-Юлия, Университет Трансильвании; Нахичеванский университет; Университет г. Падуя; Университет г. Ланчжоу; Университет г. Кокшетау; Евразийский национальный университет.

Анализ количественного показателя «исходящая» (обучающиеся ПГУ, выезжающие на обучение в вузы-партнеры) и «входящая» академическая мобильность (обучающиеся других вузов мира, приезжающие на обучение в ПГУ) показал, что количество обучающихся первой категории постоянно растет, в то время как количество приезжающих на обучение показало снижение численности в 2017 г. (табл. 1).

Таблица 1

Показатели академической мобильности студентов (в динамике за 2014—2017 гг.)

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

«Исходящая» мобильность 50 55 60 94

«Входящая» мобильность 15 29 35 26

В настоящее время для студентов ПГУ и других вузов Пензенской области доступны следующие стипендиальные программы:

- стипендии Erasmus+;

- стипендии Президента РФ для обучения за рубежом;

- стипендии DAAD, PAD для обучения на летних языковых курсах;

- стипендии правительств различных государств для привлечения иностранных студентов;

- стипендии университетов-партнеров.

В реализации данного направления задействованы следующие подразделения университета: Центр студенческих обменов на базе Управления международных связей; Центр туристического сервиса на базе кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания».

В 2017 г. возросла активность академической мобильности среди преподавателей и сотрудников.

По данным управления международных связей, в 2017 г. состоялось 58 зарубежных командировок преподавателей и сотрудников ПГУ. Из них 16 в рамках реализации международных проектов, 18 - участие в международных конференциях, 12 зарубежных стажировок, 12 выездов в рамках работы приемной комиссии ПГУ за рубежом.

В качестве приглашенных профессоров в ПГУ в 2017-2018 гг. читают лекции и проходят стажировки 17 преподавателей мировых университетов и научных центров из Германии, США, Великобритании, Польши, Румынии, Индии. В 2017/2018 учебном году в ПГУ реализуется 5 сетевых образовательных программ (4 - с китайскими образовательными организациями, 1 - с университетом Германии). Это программы: «Международная экономика» (совместная программа ПГУ и Ланчжоуского городского университета, Китай), «Педагогическое образование (профиль «Музыка»)» (совместная программа ПГУ и двух университетов Китая: Гананьского педагогического университета и Лянь-юньганского профессионально-педагогического института), «Лингвистика (русский язык как иностранный)» (совместная программа ПГУ и Хунанского института иностранных языков, Китай), «Иностранные языки, культура и межкультурная коммуникация» (совместная программа ПГУ и Европейского университета Фленсбурга, Германия).

Учеными Пензенского государственного университета в период с 2015 по 2018 г. реализуются следующие зарубежные гранты:

- профессиональное педагогическое образование через университетские школы (2015-2017 гг.), Ега8тиБ+;

- школьная практика в педагогическом образовании (2016-2018 гг.), Ега8тш+;

- интернационализация высшего образования (2016-2018 гг.), Ега8тш+;

- зеленый кампус (2017-2018 гг.), посольство Германии;

- государственная политика в сфере образования и просвещения (2017 г.), фонд Розы Люксембург.

Кроме того, в декабре 2017 г. был проведен мониторинг проектов Ега8тш+ университета (со стороны Национального офиса Ега8тш+ в РФ).

Следует также отметить, что система организации академической мобильности студентов признана одной из лучших в РФ - даны рекомендации другим вузам по ее внедрению.

Участие ПГУ в реализации проекта «Интернационализация высшего образования» также признано успешным - даны рекомендации по завершению проекта и подготовке отчетной документации.

В настоящее время в Пензенском государственном университете разработана и поэтапно реализуется Стратегия интернационализации Пензенского государственного университета с 2017 по 2025 г. Одной из стратегических целей интернационализации, согласно документу, является следующая: ПГУ должен стать интегратором образовательного пространства региона в области интернационализации.

Формирование Пензенским государственным университетом открытого образовательного пространства, выходящего на глобальный уровень, способствует эффективной реализации модели интернационализации образования.

Второе направление сотрудничества, рассматриваемое нами - это организация совместных образовательных событий.

Под образовательным событием как педагогической категорией, опираясь на позицию В. В. Лобанова, мы понимаем «специально организованный уникальный педагогический факт, ограниченный образовательной ситуацией, но жестко не детерминированный ею и выводящий образовательный процесс за границы обыденности» [9].

Примером образовательного события, отражающего глобальный уровень образовательного пространства Пензенского государственного университета, может служить ежегодный международный конгресс «Пенза-Фленсбург». Конгресс поочередно проходит

в Пензе и Фленсбурге. Его участниками становятся представители ПГУ, вузов и научных центров Германии.

Таким образом, мы можем говорить о расширении границ образовательного пространства ПГУ, интеграции вузом образовательных потребностей международных субъектов образования.

Библиографический список

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. -URL: http://www.consultant.ru

2. Беккер, И. Л. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория / И. Л. Беккер, В. Н. Журавчик // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. - № 12 (16). -С. 132-140.

3. Белозерцев, Е. П. Образование. Историко-культурный феномен / Е. П. Белозерцев. -СПб., 2004.

4. Пономарев, Р. Е. Образовательное пространство / Р. Е. Пономарев. - М., 2014.

5. Шумакова, А. В. Сущностные основания проектирования интегративного образовательного пространства педагогического вуза в условиях модернизации российского общества / А. В. Шумакова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45).

6. Воропаев, М. В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании / М. В. Воропаев // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18, № 1-1. - С. 240-242.

7. Тугуз, Ф. К. Социализация личности в культурно-образовательном пространстве современного классического университета в России : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Тугуз Ф. К. -Ростов н/Д., 2015.

8. Воропаев, М. В. Проблема структурно-функционального анализа образовательного пространства регионального высшего учебного заведения / М. В. Воропаев, Н. В. Толкачева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). -С. 180-192.

9. Лобанов, В. В. Образовательное событие как педагогическая категория / В. В. Лобанов // Образование и наука. - 2015. - № 1 (120). - С. 33-42.

Толкачева Наталья Викторовна, начальник Управления информационной политики и связей с общественностью, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]

УДК 378.111 Толкачева, Н. В.

Формирование глобального уровня образовательного пространства регионального вуза в рамках социально-педагогического взаимодействия с другими образовательными субъектами / Н. В. Толкачева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 3 (23). - С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.