пи
Вестник «Орлеу^-kst
Волошко В.И.,
заведующая кафедрой педагогики Костанайского педагогического колледжа
ш
I
О С
о
I—
2
I
о с
X
3
О
о
m
из О
ЁЗ
Ш X
Нуганова Г.А.,
преподаватель кафедры педагогики Костанайского педагогического колледжа
н <с
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Ацдатпа
БYл макала GYrrnri ^ннщ езект мэселесi 12-жылдык бiлiм беруге кешу максатында студент-тердщ функционалдык сауаттылыгын калыптасты-ру женшде карастылган. Heri3ri кещл аударылган мэселелер функционалдык сауаттылык туралы накты бiлiмдерiн жетiлдiру жэне iс-тэжiрибеде жеке тулганы калыптастыру жолдары баяндалган.
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, путям формирования функциональной грамотности студентов в процессе обучения специальным дисциплинам в педагогическом учебном заведении в условиях перехода на 12-летнее образование. Основное внимание в работе авторы акцентируют на структурных компонентах функциональной грамотности, таких как когнитивный, деятельностный, личностный и мо-тивационный, раскрывают их применение на практике.
Annotation
The present article is devoted to the urgent problem, the ways of forming of students' functional literacy in the process of teaching special disciplines in the pedagogical establishment in the conditions of transforning to twelve- year education. The author of the article pays the main attention to the structural components of functional literacy such as cognitive, activitive, personal and motivative and each of them discloses its usage in practice.
Нег1зг1 свздер: функционалды сауаттылыц,цо-сымша бтм, жеке тулгалыц компонент, цалыпта-су компонентi, мотивациялыц компонент, цузырет-тшк.
Ключевые слова: функциональная грамотность, прикладные знания, личностный компонент, деятель-ностный компонент, мотивационный компонент, компетентность.
Key words: functional literacy, applied knowledge, personal component, active component, motivational component, competence.
Вестник «Oрлеу»-kst
«Знания и профессиональные навыки
- ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.. .Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» - сказал Лидер Нации Н.А.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана от 14 декабря 2012 года.
При подготовке будущего педагога 12
- летней школы необходимо сформировать знания и профессиональные навыки, которые будут основой для формирования конкурентоспособной личности.
Преобразования, характеризующие этап развития современного Казахстана, затронули и сферу образования. Новая парадигма образования базируется на новых знаниях и принципах и состоит в смене приоритетов, когда в центр внимания ставится личность, умеющая быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения специалистов в педагогическом учебном заведении ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - уровень образованности, характеризующийся степенью овладения познавательными средствами основных видов жизнедеятельности. Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и государства в целом.
Ядром учебного процесса обучения специальным дисциплинам выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека ре-
шать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Структура функциональной грамотности студентов педагогического учебного заведения в процессе обучения специальным дисциплинам представляет собой четыре основных компонента: когнитивный (прикладные знания), деятельностный (предметные репродуктивные и продуктивно-творческие умения и навыки), личностный (личностные качества) и мотива-ционный.
Понимание функциональной грамотности применительно к профессиональному образованию базируется на том, что основу функциональной грамотности составляет познавательная среда решения проблем, формируемая в процессе обучения специальных дисциплин путем решения студентами типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом на основе преимущественно практикоориентированных знаний. Например, определение триединой цели урока, основных понятий, внедрение в урок казахстанского и регионального компонента, использования полиязычия, межпредметных связей, разработка дифференцированных заданий, создание презентаций, видеороликов, работа в интернете. Подбор игр, творческих заданий, способствующие развитию сотруднических отношений между педагогами, родителями и учащимися. Взаимоотношения между преподавателем и студентом, их обучение в диалоге, организация, планирование, контроль, как во время учебного процесса, так и во время учебно-практической деятельности. Основными критериями успешности обучения на таких дисциплинах как педагогика и методика воспитательной работы становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Учебные проекты дают возможность
I
ш §
О С о
и
Н
1 О
с
о о
т
из О
Й -а X
н <с
в
Вестник «Oрлеу»-kst
I
ш
I
О С о
и
2
*
о с
х
3
о о
т
из О
Ё
ш
X
н <с
связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях методы педагогических исследований, с реальной жизнью. Разрабатывая проект, студенты проходят все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только положительные качества личности, но и позволяет определить ему свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем ему необходимо работать (деятельностный компонент).
Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание - понимание - применение - систематизация и обобщение», поэтому, во - первых, для начала нужно учить студентов самооценки.
Во-вторых, научить умению анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
В - третьих, способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию потребности в творческой деятельности.
В - четвертых, развивать определенные личностные качества как профессионально значимые, так и обязательные. В качестве таковых можно выделить:
• психологическая установка на работу с учениками, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
• эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
• педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
• креативность мышления;
• педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью (личностный компонент).
Для будущего педагога важнейшим должно стать осознание необходимости решения учебно-профессиональной проблемы, как проблемы личностно - значимой. Понимание взаимосвязи функциональной грамотности и учебно-познавательной компетентности в процессе профессиональной подготовки педагога позволяет найти путь развития интереса к профессии у студентов и поддержать стремление к знаниям в ходе всего периода обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
2.В.П. Зинченко / Психологический словарь 2-е изд. / Москва, 1997 г.
3.Русинова Л.П. / Учебное пособие // Педагогический словарь по темам // Сарапул, 2010 г.
4.http://www.zhuldyz.kz/
Филиалом АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников поКостанайской области» изданы методические рекомендации «Оценивание в действии».
Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
Составленные методические рекомендации «Оценивание в действии», предлагают широкому вниманию педагогической общественности материалы по использованию формативного и сумма-тивного оценивания в практике учителя и примеры разработанных рубрикаторов.